№2-679/2024
УИД: 61RS0034-01-2024-000735-30
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
«14» августа 2024 года п. Зимовники
Зимовниковский районный суд Ростовской области в составе председательствующего судьи Хазовой В.Н.,
при секретаре Дроздовой И.В.,
с участием представителя истца – помощника прокурора Зимовниковского района Ростовской области Казинцева И.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Прокурора Зимовниковского района Ростовской области в интересах Российской Федерации и прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к Муниципальному учреждению культуры сельский дом культуры «Савоськинский» Зимовниковского сельского поселения Ростовской области об обязании обеспечить постановку на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду,
установил:
Прокурор Зимовниковского района Ростовской области в интересах Российской Федерации и прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц обратился в суд с иском, в котором просит обязать Муниципальное учреждение культуры сельский дом культуры ««Савоськинский» обеспечить постановку на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, расположенных на территории, прилегающей к зданию МУК СДК «Савоськинский» по адресу: ул.Кирова, 65, х. Савоськин, Зимовниковский район, Ростовская область в течение года с момента вступления решения суда в законную силу.
Требования мотивированы тем, что Прокуратурой Зимовниковского района, в соответствии с указанием прокурора Ростовской области № 130 от 15.07.2021 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законодательства в экологической сфере» проведена проверка соблюдения законодательства об охране атмосферного воздуха в деятельности МУК СДК «Савоськинский».
Установлено, что Муниципальное учреждение культуры Сельский Дом Культуры «Савоськинский» ИНН 6112913962 эксплуатирует 2 газовых котла (котел наружного размещения (сдвоенный) КВА-0,15 Гн RS-H150 (2х60)), расположенные на территории прилегающей к зданию МУК СДК «Савоськинский» по адресу: ул. Кирова, 65, х. Савоськин, Зимовниковского района, Ростовская область. Стационарными источниками выбросов вредных веществ в том числе, является дымовые трубы. В процессе деятельности в атмосферный воздух выбрасываются загрязняющие вещества, в том числе азота диоксид, углерод оксид, оксид азота и другие.
Согласно сведениям публичного государственного реестра объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, соответствующие объекты, эксплуатируемые МУК СДК «Савоськинский» отсутствуют.
Бюджетным учреждением культуры постановка на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду расположенных по адресу: ул. Кирова, 65, х. Савоськин, Зимовниковского района, Ростовская область не обеспечена. Инвентаризация источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух не проведена. Финансовые средства на указанные цели не запланированы.
В нарушение с. 22 Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» организацией инвентаризация источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух не проведена.
Не постановка на учет эксплуатируемых объектов, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду влечет угрозу причинения ущерба окружающей среде, что в свою очередь нарушает ст. 42 Конституции Российской Федерации, ч.1 ст. 11 Федерального закона «Об охране окружающей среды», так как нарушается право неопределенного круга лиц на благоприятную среду обитания, которая согласно ст. 1 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ включает в себя совокупность объектов, явлений и факторов окружающей (природной и искусственной) среды, определяющей условия жизнедеятельности человека, и возлагает на ответчика обязанность устранить нарушения природоохранного законодательства в указанной части.
В соответствии с ч. 1 ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с исковыми требованиями в защиту интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц.
В судебном заседании представитель истца поддержал заявленные требования, в обоснование которых дал подробные пояснения.
Ответчик МУК СДК «Савоськинский» в судебное заседание не явился, директор Куденко Т.В. обратилась к суду с ходатайством о рассмотрении дела в её отсутствие, исковые требования признает (л.д.40).
В прядке ст. 167 ГПК РФ суд рассмотрел дело в отсутствие ответчика.
Согласно ст. 12 ГК РФ защита гражданских прав может осуществляться, в частности, путем пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
Согласно ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав свобод и законных интересов граждан и неопределенного круга лиц, интересов Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В соответствии с преамбулой Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", согласно Конституции РФ, "каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам, которые являются основой устойчивого развития, жизни и деятельности народов, проживающих на территории Российской Федерации".
В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" хозяйственная и иная деятельность должна осуществляться на основе принципов соблюдения прав человека на благоприятную окружающую среду; обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека; научно обоснованного сочетания экологических, экономических и социальных интересов человека, общества и государства в целях обеспечения устойчивого развития и благоприятной окружающей среды; обязательности оценки воздействия на окружающую среду при принятии решений об осуществлении хозяйственной и иной деятельности; ответственности за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды.
В силу ст. 1, ч. 1 ст. 34 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее - ФЗ № 7-ФЗ) эксплуатация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. Требованиями в области охраны окружающей среды являются предъявляемые к хозяйственной и иной деятельности обязательные условия, ограничения или их совокупность, установленные законами, иными нормативными правовыми актами, нормативами в области охраны окружающей среды, федеральными нормами и правилами и иными нормативными документами в области охраны окружающей среды.
Негативное воздействие на окружающую среду - воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды.
Согласно ч. 1 ст. 16 ФЗ № 7-ФЗ, одним из видов негативного воздействия на окружающую среду являются выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками.
Согласно ст. 34 ФЗ № 7-ФЗ хозяйственная и иная деятельность, которая оказывает или может оказывать прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При этом, проводятся мероприятия по охране окружающей среды, в том числе по сохранению и восстановлению природной среды, рациональному использованию природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности, предотвращению негативного воздействия на окружающую среду и ликвидации последствий такой деятельности.
Судом установлено и следует из материалов дела, что Прокуратурой Зимовниковского района, в соответствии с указанием прокурора Ростовской области № 130 от 15.07.2021 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законодательства в экологической сфере» проведена проверка соблюдения законодательства об охране атмосферного воздуха в деятельности МУК СДК «Савоськинский».
Установлено, что Муниципальное учреждение культуры Сельский Дом Культуры «Савоськинский» эксплуатирует 2 газовых котла (котел наружного размещения (сдвоенный) КВА-0,15 Гн RS-H150 (2х60)), расположенные на территории прилегающей к зданию МУК СДК «Савоськинский» по адресу: ул. Кирова, 65, х. Савоськин, Зимовниковского района Ростовская область. Стационарными источниками выбросов вредных веществ в том числе, является дымовые трубы. В процессе деятельности в атмосферный воздух выбрасываются загрязняющие вещества, в том числе азота диоксид, углерод оксид, оксид азота и другие.
Согласно сведениям публичного государственного реестра объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, соответствующие объекты, эксплуатируемые МУК СДК «Савоськинский» отсутствуют.
Бюджетным учреждением культуры постановка на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду расположенных по адресу: ул. Кирова, 65, х. Савоськин, Зимовниковского района, Ростовская область не обеспечена. Инвентаризация источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух не проведена. Финансовые средства на указанные цели не запланированы.
Преамбулой Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» установлено, что каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, каждый обязан сохранить природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам, которые является основной устойчивого развития, жизни и деятельности народов, проживающих на территории Российской Федерации.
В соответствии с п.п. 1,3,7,11 ст. 69 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в целях получения достоверной информации об объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, определения областей применения наилучших доступных технологий, применения программно-целевых методов планирования, а также в целях планирования осуществления государственного экологического надзора.
Государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в форме ведения государственного реестра объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, который представляет собой государственную информационную систему, создание и эксплуатация которой осуществляются в соответствии с настоящим Федеральным законом, законодательством Российской Федерации об информации, информационных технологиях и о защите информации и иными нормативными правовыми актами.
Государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, состоит из федерального государственного реестра объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, и региональных государственных реестров объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду.
Юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, выдается соответственно свидетельство о постановке на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, об актуализации учетных сведений об объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду, о снятии с государственного учета объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду.
Хозяйственная и иная деятельность юридических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципа презумпции ее экологической опасности (ст. 3 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».
В силу п.п. 1,2 ст. 69.2 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, подлежат постановке на государственный учет юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на указанных объектах, в уполномоченном Правительством Российской Федерации федеральном органе исполнительной власти, за исключением объектов, подведомственных федеральному органу исполнительной власти в области обеспечения безопасности, и федеральном органе исполнительной власти в области обеспечения безопасности в отношении подведомственных ему объектов или органе исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с их компетенцией.
Постановка на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется на основании заявки о постановке на государственный учет, которая подается юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями не позднее чем в течение шести месяцев со дня начала эксплуатации указанных объектов.
Однако, в нарушение ст.ст. 34,69,69 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» организацией надлежащие меры по постановки объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, на государственный учет в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти или орган исполнительной власти субъекта РФ не приняты, что подтверждается реестром объектов негативного воздействия.
В соответствии со ст. 22 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, проводят инвентаризацию источников выбросов и выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, включая выбросы от стационарных и передвижных источников, которые постоянно или временно эксплуатируются (функционируют) на объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду (при их наличии), документируют и хранят полученные в результате проведения инвентаризации и корректировки этой инвентаризации сведения.
Инвентаризация стационарных источников и выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух проводится инструментальными и расчетными методами. Порядок разработки и утверждения методик расчета выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками устанавливается Правительством Российской Федерации. Формирование и ведение перечня указанных методик осуществляются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Пункта 1 Порядка проведения инвентаризации стационарных источников и выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, корректировки ее данных, документирования и хранения данных, полученных в результате проведения таких инвентаризации и корректировки, утвержденного Приказом Минприроды России от 19.11.2021 N 871, инвентаризация стационарных источников и выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух (далее - инвентаризация выбросов) проводится юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями (далее - хозяйствующие субъекты), осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду (далее - объект ОНВ), с использованием стационарных источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух (далее также - источники загрязнения атмосферного воздуха, ИЗАВ, выбросы, загрязняющие вещества, ЗВ).
В нарушение с. 22 Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» организацией инвентаризация источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух не проведена.
В соответствии с пунктом 1 статьи 209 Гражданского кодекса РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.
В силу ст. 210 Гражданского кодекса РФ собственник несет бремя содержания, принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
В силу ч. 2 ст. 39 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обеспечивают соблюдение нормативов качества окружающей среды на основе применения технических средств и технологий обезвреживания и безопасного размещения отходов производства и потребления, обезвреживания выбросов и сбросов загрязняющих веществ, а также наилучших доступных технологий, обеспечивающих выполнение требований в области охраны окружающей среды, проводят мероприятия по восстановлению природной среды, рекультивации земель, благоустройству территорий в соответствии с законодательством.
Не постановка на учет эксплуатируемых объектов, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду влечет угрозу причинения ущерба окружающей среде, что в свою очередь нарушает ст. 42 Конституции Российской Федерации, ч.1 ст. 11 Федерального закона «Об охране окружающей среды», так как нарушается право неопределенного круга лиц на благоприятную среду обитания, которая согласно ст. 1 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ включает в себя совокупность объектов, явлений и факторов окружающей (природной и искусственной) среды, определяющей условия жизнедеятельности человека, и возлагает на ответчика обязанность устранить нарушения природоохранного законодательства в указанной части.
Исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства в их совокупности, суд пришел к выводу, что исковые требования прокурора подлежат удовлетворению в полном объеме, поскольку надлежащие меры ответчиком по постановке на государственный учет объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду, не приняты.
При определении срока необходимого для исполнения решения, суд учел объем необходимых работ, условия их проведения, социальную значимость принятого решения, в связи с чем, определил срок в течение года, с даты вступления судебного решения в законную силу.
На основании вышеизложенного и руководствуясь ст.ст. 193 – 199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Прокурора Зимовниковского района Ростовской области в интересах Российской Федерации и прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к Муниципальному учреждению культуры сельский дом культуры «Савоськинский» Зимовниковского сельского поселения Ростовской области об обязании обеспечить постановку на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, удовлетворить.
Обязать Муниципальное учреждение культуры сельский дом культуры «Савоськинский» обеспечить постановку на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, расположенных на территории прилегающей к зданию МУК СДК «Савоськинский» по адресу: ул.Кирова, 65, х. Савоськин, Зимовниковского района Ростовской области в течение года с момента вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд через Зимовниковский районный суд в течение месяца со дня принятия в окончательной форме.
Председательствующий судья В.Н. Хазова
Мотивированное решение изготовлено 19 августа 2024 года.