Дело № 2-163/2024
01RS0№-14
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
18 апреля 2024 г. с. Красногвардейское
Красногвардейский районный суд республики Адыгея в составе:
председательствующего судьи Т.А.Соцердотовой,
при секретаре судебного заседания А.Б.Биржевой,
с участием помощника прокурора Красногвардейского района
Республики Адыгея М.Г.Мирзоян,
законного представителя ответчика-
МО «<адрес>» Ю.А.Агарковой,
представителя третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, -администрации МО «Уляпское сельское поселение» М.Р.Алибердова,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора <адрес> Республики Адыгея, обратившегося в суд в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц, к администрации муниципального образования «<адрес>» о возложении обязанности по ликвидации места несанкционированной свалки твердых бытовых отходов,
УСТАНОВИЛ:
<адрес> Республики Адыгея, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с исковым заявлением к администрации муниципального образования «Уляпское сельское поселение», просил обязать ответчика ликвидировать несанкционированную свалку твердых бытовых отходов с географическими координатами 45°3"11.46" с.ш. 39°59"1.37" в.д. в срок до ДД.ММ.ГГГГ. В обосновании иска указано, что прокуратурой <адрес> проведен мониторинг в сфере соблюдения природоохранного законодательства. В ходе мониторинга на территории администрации МО «Уляпское сельское поселение» на земельный участок с координатами 45°3"11.46" с.ш. 39°59"1.37" в.д. имеется несанкционированная свалка твердых бытовых отходов. При этом администрацией муниципального образования меры по расчистке места несанкционированной свалки твердых бытовых отходов не принимаются. Прокуратурой ДД.ММ.ГГГГ внесено представление, которое рассмотрено и удовлетворено. Однако, нарушения устранены не в полном объеме.
В ходе судебного разбирательства дела ответчик был заменен на администрацию МО «<адрес>». Администрация МО «Уляпское сельское поселение» привлечена к участию в деле в качестве третьего лица.
В судебном заседании помощник прокурора Мирзоян М.Г., поддержала исковые требования, и просила их удовлетворить в полном объеме.
Представитель ответчика Агаркова Ю.А. пояснила, что обнаруженная свалка находится на межпоселенческой территории. Нарушения имеются, не возражала в удовлетворении иска прокурора.
Представитель третьего лица Алибердов М.Р. не возражал против удовлетворения иска прокурора.
Представитель третьего лица ООО «Экоцентр», в судебное заседание не явился.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав и оценив в совокупности представленные доказательства, суд считает возможным удовлетворить исковое заявление прокурора по следующим основаниям.
Согласно ст. 45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В силу требований ч. 1 ст. 51 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № «Об охране окружающей среды» (далее - ФЗ №), отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы, которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.
Согласно ч. 2 ст. 51 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» запрещается сброс отходов производства и потребления в поверхностные подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву, а также размещение опасных отходов на территориях, прилегающих к городским и сельским поселениям, в лесопарковых, курортных, лечебно-оздоровительных, рекреационных зонах, на путях миграции животных, вблизи нерестилищ и в иных местах, в которых может быть создана опасность для окружающей среды, естественных экологических систем и здоровья человека.
Частью 1 ст. 12 ФЗ Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» установлены требования к объектам размещения отходов, к которым относится наличие обязательного разрешения, выданного федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией.
Согласно ч. 2 ст. 12 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», определение места строительства объектов размещения отходов осуществляется на основе специальных (геологических, гидрологических и иных) исследований в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
В силу ст. 11 ФЗ Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № «Об охране окружающей среды» (далее - ФЗ №), каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде.
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 13 Земельного кодекса Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №, в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения радиоактивными и химическими веществами, захламления отходами производства и потребления, загрязнения, в том числе биогенного загрязнения, и других негативных (вредных) воздействий, в результате которых происходит деградация земель.
В силу ст. 22 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № «О санитарно- эпидемиологическом благополучии населения», отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Судом установлено, что по результатам проверки, проведенной прокуратурой <адрес>, установлены нарушения требований ст.11 ч. 2 ст. 21, ч. 1 ст. 22 Федерального Закона от 30.03.1999г. №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», ч. 2 ст. 11 Федерального Закона от ДД.ММ.ГГГГ №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», п. 2.8 СП ДД.ММ.ГГГГ-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к эксплуатации помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта, а также же условиям деятельности хозяйствующих субъектов, осуществляющих продажу товаров, выполнение работ и оказание услуг, п.п. 157, 216, 222, 231 СанПиН ДД.ММ.ГГГГ-21.
Так на территории МО «Уляпское сельское поселение» на земельном участке с координатами 45°3"11.46" с.ш. 39°59"1.37" в.д. имеется несанкционированная свалка твердых бытовых отходов. Данный земельный участок расположен на межселенной территории. При этом администрацией муниципального образования «<адрес>» меры по расчистке места несанкционированной свалки твердых бытовых отходов не принимаются. Указанные в исковом заявлении обстоятельства подтверждаются кадастровой картой земельного участка и фотосьемкой земельного участка.
<адрес> Республики Адыгея ДД.ММ.ГГГГ в адрес главы администрации МО «Уляпское сельское поселение» направлено представление об устранении нарушения федерального законодательства.
Согласно п. 40 ст. 1 Устава МО «<адрес>» принятого на 14 –й сессии Совета народных депутатов муниципального образования «<адрес>» ДД.ММ.ГГГГ, к вопросам местного значения муниципального образования «<адрес>» относятся осуществление выявления объектов накопленного вреда окружающей среде и организация ликвидации такого вреда применительно к территориям, расположенным в границах земельных участков, находящихся в собственности муниципального района.
В силу п. 6 ст.1.2 Устава МО «<адрес>» принятого на 14 –й сессии Совета народных депутатов муниципального образования «<адрес>» ДД.ММ.ГГГГ, на территориях сельских поселений, входящих в состав муниципального образования, разрешаются также следующие вопросы местного значения которые тождественны вопросам местного значения муниципального образования, осуществление выявления объектов накопленного вреда окружающей среде и организация ликвидации такого вреда применительно к территориям, расположенным в границах земельных участков, находящихся в собственности поселения.
Представленными доказательствами подтверждаются доводы прокурора <адрес> о неисполнении в установленном законом порядке муниципальным образованием «<адрес>» обязанности, выразившейся в не принятии мер по расчистке места несанкционированной свалки твердых бытовых отходов.
При указанных обстоятельствах и приведенных выше положениях правовых норм, суд считает доказанными указанные обстоятельства, а потому полагает возможным удовлетворить исковые требования.
На основании вышеизложенного, руководствуясь, ст. ст.194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Удовлетворить исковое заявление прокурора <адрес> Республики Адыгея, обратившегося в суд в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц, к администрации муниципального образования «<адрес>» о возложении обязанности по ликвидации места несанкционированной свалки твердых бытовых отходов.
Обязать администрацию муниципального образования «<адрес>» ликвидировать несанкционированную свалку твердых бытовых отходов с географическими координатами 45°3"11.46" с.ш. 39°59"1.37" в.д. в срок до ДД.ММ.ГГГГ.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Адыгея через Красногвардейский районный суд Республики Адыгея в течение одного месяца со дня изготовления мотивированного решения.
Резолютивная часть решения оглашена 18.04.2024г.
Мотивированное решение составлено 24.04.2024г.
Председательствующий судья: