Судья Таскаева М.Н. Дело № 12-246/2021
(Дело № 5-159/2021)
РЕШЕНИЕ
Судья Верховного Суда Республики Коми Машкина И.М.,
при секретаре судебного заседания Буткиной А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 14 апреля 2021 года в г. Сыктывкаре Республики Коми жалобу защитника общества с ограниченной ответственностью «Жешартский ЛПК» Елфимова А.А. на постановление судьи Усть-Вымского районного суда Республики Коми от 26 февраля 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении общества с ограниченной ответственностью «Жешартский ЛПК»,
установил:
постановлением судьи Усть-Вымского районного суда Республики Коми от 26 февраля 2021 года общество с ограниченной ответственностью «Жешартский ЛПК» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее по тексту – КоАП РФ), обществу назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей.
В жалобе, поданной защитником общества с ограниченной ответственностью «Жешартский ЛПК» Елфимовым А.А. в Верховный Суд Республики Коми, ставится вопрос об отмене постановления судьи, как незаконного и необоснованного.
При рассмотрении дела в Верховном Суде Республики Коми защитник общества с ограниченной ответственностью «Жешартский ЛПК» Елфимов А.А. на доводах жалобы настаивал в полном объеме, обращая внимание не процессуальные нарушения, допущенные судьей районного суда.
Иные вызванные лица, надлежащим образом извещенные о дате, времени и месте рассмотрения жалобы, в судебное заседание в Верховный Суд Республики Коми не явились, ходатайств об отложении слушания дела не направили.
Заслушав объяснения защитника юридического лица, изучив материалы дела об административном правонарушении и доводы жалобы, прихожу к следующему.
Как следует из материалов дела, 29 января 2021 года ... инспектором Российской Федерации в области охраны окружающей среды Межрегионального управления Росприроднадзора по Республике Коми и Ненецкому автономному округу ФИО в отношении общества с ограниченной ответственностью «Жешартский ЛПК» составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ст.17.7 КоАП РФ, согласно которому обществу вменяется умышленное невыполнение законных требований должностного лица, осуществляющего производство по делу об административном правонарушении, а именно: непредставление в срок до 23 часов 59 минут 30 ноября 2020 года должностному лицу Межрегионального управления Росприроднадзора по Республике Коми и Ненецкому автономному округу сведений, необходимых для разрешения дела об административном правонарушении, которые были истребованы на основании определения от 24 ноября 2020 года, вынесенного при проведении административного расследования.
Статьей 17.7 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за умышленное невыполнение требований прокурора, вытекающих из его полномочий, установленных федеральным законом, а равно законных требований следователя, дознавателя или должностного лица, осуществляющего производство по делу об административном правонарушении, что влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей; на должностных лиц - от двух тысяч до трех тысяч рублей либо дисквалификацию на срок от шести месяцев до одного года; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей либо административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
В ходе рассмотрения настоящего дела, судья районного суда пришел к выводу о наличии в действиях общества состава вменяемого административного правонарушения и доказанности вины общества в его совершении, отсутствии процессуальных нарушений при производстве по делу.
Вместе с тем с решением нижестоящей судебной инстанции согласиться нельзя.
Статьей 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлено, что задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Исходя из положений части 1 статьи 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.
Согласно пункту 3 статьи 29.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судья, орган, должностное лицо при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении в числе прочих вопросов выясняют, правильно ли составлены протокол об административном правонарушении и другие протоколы, предусмотренные названным Кодексом, а также правильно ли оформлены иные материалы дела.
В соответствии с частью 1 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о совершении административного правонарушения составляется протокол, за исключением случаев, предусмотренных статьей 28.4, частями 1, 3 и 4 статьи 28.6 названного Кодекса.
Протокол об административном правонарушении относится к числу доказательств по делу об административном правонарушении и является процессуальным документом, где фиксируется противоправное деяние лица, в отношении которого возбуждено производство по делу, формулируется вменяемое данному лицу обвинение.
В силу статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях протокол об административном правонарушении составляется с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.
Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу (часть 4 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
Согласно части 4.1 данной статьи в случае неявки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, если они извещены в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в их отсутствие. Копия протокола об административном правонарушении направляется лицу, в отношении которого он составлен, в течение трех дней со дня составления указанного протокола.
Исходя из положений статьи 25.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, извещается или вызывается в суд, орган или к должностному лицу, в производстве которых находится дело, заказным письмом с уведомлением о вручении, направленным по месту его жительства, повесткой с уведомлением о вручении, телефонограммой или телеграммой, по факсимильной связи либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование извещения или вызова и его вручение адресату.
Из приведенных выше норм следует, что протокол об административном правонарушении может быть составлен в отсутствие лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, только при наличии сведений о надлежащем извещении такого лица о месте и времени составления протокола.
Иное толкование приведенных выше норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях означало бы нарушение прав лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, на непосредственное участие при осуществлении в отношении него процессуальных действий.
Согласно материалам дела протокол <Номер обезличен> об административном правонарушении составлен государственным инспектором Российской Федерации в области охраны окружающей среды Межрегионального управления Росприроднадзора по Республике Коми и Ненецкому автономному округу 29 января 2021 года в отношении ООО «Жешартский ЛПК» в отсутствии его законного представителя.
При этом в материалах дела не содержится данных, свидетельствующих об извещении названного лица о составлении протокола об административном правонарушении 29 января 2021 года.
Из материалов дела усматривается, что общество с ограниченной ответственностью «Жешартский ЛПК» извещалось о составлении протокола об административном правонарушении на 29 января 2021 года посредством направления телеграммы за подписью и.о. руководителя ФИО, отправленной через АО «Почта России» 25 января 2021 года.
По состоянию на 28 января 2021 года административным органом было получено уведомление АО «Почта России» о невозможности доставки указанной телеграммы.
Однако протокол об административном правонарушении был составлен в отсутствие общество с ограниченной ответственностью «Жешартский ЛПК» 29 января 2021 года.
Данных о направлении обществу с ограниченной ответственностью «Жешартский ЛПК» каких-либо иных извещений в материалах дела нет.
Таким образом, материалы дела позволяют сделать вывод о том, что названное юридическое лицо о составлении протокола об административном правонарушении 29 января 2021 года надлежащим образом извещено не было.
Составление протокола об административном правонарушении в отсутствие лица, в отношении которого возбуждено производство по делу об административном правонарушении, общества с ограниченной ответственностью «Жешартский ЛПК» не извещенного о времени и месте его составления, не отвечает требованиям статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и повлекло нарушение права указанного лица на защиту.
Кроме того, протокол об административном правонарушении от 25 января 2021 года <Номер обезличен> направлен в адрес общества с ограниченной ответственностью «Жешартский ЛПК»: <Адрес обезличен> – 29 января 2021 года, и получен адресатом только 26 февраля 2021 года, о чем свидетельствует отчет об отслеживании почтового отправления № 16700054290655 с официального сайта АО «Почта России» pochta.ru/tracking.
Согласно пункту 4 части 1 статьи 29.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и правовой позиции, выраженной в пункте 4 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", в том случае, когда протокол об административном правонарушении составлен неправомочным лицом либо когда протокол или другие материалы оформлены неправильно, материалы представлены неполно, на основании пункта 4 части 1 статьи 29.4 названного Кодекса необходимо вынести определение о возвращении протокола об административном правонарушении и других материалов дела в орган или должностному лицу, которыми составлен протокол. Определение должно быть мотивированным, содержать указание на выявленные недостатки протокола и других материалов, требующие устранения.
В нарушение пункта 4 части 1 статьи 29.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях на стадии подготовки дела к рассмотрению судьей районного суда не проверялось, правильно ли составлен протокол об административном правонарушении с точки зрения соблюдения процедуры его оформления. При наличии в материалах дела данных, указывающих на нарушение права на защиту юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, судья районного суда не возвратил протокол об административном правонарушении составившему его должностному лицу для устранения недостатков.
В настоящее время возможность устранения недостатков протокола об административном правонарушении утрачена, возвращение протокола составившему его должностному лицу после начала рассмотрения дела об административном правонарушении нормами Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не предусмотрено, устранение указанного выше нарушения на стадии рассмотрения дела и жалоб невозможно.
Допущенное по данному делу нарушение требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях является существенным, повлияло на всесторонность, полноту и объективность рассмотрения дела, а также законность принятых актов.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится одно из следующих решений об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
При таких обстоятельствах постановление судьи районного суда, вынесенное в отношении общества с ограниченной ответственностью «Жешартский ЛПК» по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 17.7 КоАП РФ, подлежат отмене с прекращением производства по делу в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
Руководствуясь статьей 30.7 КоАП РФ, судья
решил:
постановление судьи Усть-Вымского районного суда Республики Коми от 26 февраля 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном статье 17.7 КоАП РФ, в отношении общества с ограниченной ответственностью «Жешартский ЛПК» отменить; производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 17.7 КоАП РФ, в отношении общества с ограниченной ответственностью «Жешартский ЛПК», прекратить на основании пункта 3 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ.
Судья - И.М. Машкина