Дело № 11-5/2024 (11-46/2023)
Номер дела суда первой инстанции № 2-2138/2023
УИД: 59МS0109-01-2023-002550-30
Мировой судья Оношкин В.В.
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
22 января 2024 года Пермский край, город Оса
Осинский районный суд Пермского края в составе
председательствующего Томашевич Н.Л.,
при секретаре Кузнецовой А.В.,
с участием представителя ответчика Мыльниковой Е.Н., Мыльникова Р.И. - Мыльникова И.П., представителя ответчика Мыльниковой Е.Н. - Бусовикова Д.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании суда апелляционной инстанции жалобу Мыльниковой Елены Николаевны на решение мирового судьи судебного участка № 2 Осинского судебного района Пермского края от 01.11.2023, которым постановлено:
«исковые требования Акционерного общества «Пермский региональный оператор ТКО» к Мыльниковой Елене Николаевне, Мыльникову Ростиславу Игоревичу, о взыскании задолженности за услугу обращения с твердыми коммунальными отходами, пени, судебных расходов, удовлетворить частично.
Взыскать солидарно с Мыльниковой Елены Николаевны, Мыльникова Ростислава Игоревича, в пользу Акционерного общества «Пермский региональный оператор ТКО», задолженность за услугу обращения с твердыми коммунальными отходами в размере 5 102,97 рублей, пени в размере 638,56 рублей, расходы по оплате государственной пошлины в размере 241,51 рублей.
В удовлетворении остальной части иска отказать»,
у с т а н о в и л:
Акционерное общество «Пермский региональный оператор ТКО» (далее – АО «ПРО ТКО») обратилось в суд с иском к Мыльниковой Е.Н. о взыскании задолженности за услугу обращения с твердыми коммунальными отходами за период с 01.01.2019 по 01.04.2022 в размере 9 509,4 рублей, расходов по оплате государственной пошлины в размере 400 рублей, поскольку услуга оказана в полном объеме, ответчик обязательство по ее оплате не исполняет.
Мировым судьей постановлено вышеприведенное решение, об отмене которого просит в апелляционной жалобе Мыльникова Е.Н., указывая, что мировым судьей постановлено незаконное и необоснованное решение, поскольку мировым судьей не дана оценка тому обстоятельству, что договор с ответчиком не заключался, а размещенный на сайте истца типовой договор не содержит существенных условий договора. Также мировым судьей не принято во внимание, что согласно Реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов на территории Осинского городского округа, утвержденного Постановлением администрации Осинского муниципального района от 30.12.2019 № 1281 «Об утверждении реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов на территории Осинского городского округа» и Постановлением администрации Осинского городского округа от 30.12.2022 № 1984 «Об утверждении реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов на территории Осинского городского округа» на площадках, которые указаны в ответе Управления развития экономики, имущественных и земельных отношений, отсутствует адрес дома: <адрес>, то есть собственники жилых помещений в указанном доме не являются источниками образования твердых коммунальных отходов для мест, которые указаны в ответе, а также расстояние до данных площадок превышает установленные нормами СанПиН 2.1.3684-21, следовательно, ответчик не может использовать данные площадки. Также мировой судья не дал оценки и не принял во внимание имеющийся в материалах дела акт обследования (осмотра) территории, в котором приводится информация об отсутствии площадок сбора и мест накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с нормами СанПиН 2.1.3684-21 (п.4) для дома по адресу: <адрес>. Полагает, что фактическое отсутствие контейнерных площадок или их расположение в нарушение норм СанПиН 2.1.3684-21 говорит о том, что услуга по вывозу твердых коммунальных отходов не отказывается.
В судебное заседание ответчики Мыльникова Е.Н., Мыльников Р.И., не явились, извещены, просили дело рассмотреть без их участия, на доводах жалобы настаивали.
Представители ответчиков Мыльниковой Е.Н., Мыльникова Р.И. - Мыльников И.П., Бусовиков Д.Ю., доводы жалобы поддержали, дополнительно указав, что истцом не представлены приложение и дополнительное соглашение к типовому договору, в которых указываются предмет договора (существенные условия), которые непосредственно касаются ответчика, одним из таких условий является место накопления твердых коммунальных отходов. Согласно действующему законодательству региональный оператор осуществляет прием твердых коммунальных отходов от потребителей в месте (площадке) накопления твердых коммунальных отходов, определенном договором на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами. Истцом информация, которая должна быть предметом договора, в частности, о месте (площадке) накопления твердых коммунальных отходов для жилого помещения, собственником которого является ответчик, не предоставлена. Многоквартирный дом, где ответчик является собственником одной из квартир, не является источником образования твердых коммунальных отходов, органом местного самоуправления места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов для дома не определены. Мусороприемных камер в доме нет, контейнерные площадки в соответствии с санитарными правилами и нормами в районе дома отсутствуют, пакеты или другие емкости региональным оператором не предоставляются, контейнерные площадки находятся на расстоянии более 100 м.
Истец АО «ПРО ТКО» о времени и месте рассмотрения дела извещен, представителя в судебное заседание не направил.
Выслушав представителей ответчика, оценив в совокупности, исследованные в судебном заседании доказательства, проверив законность и обоснованность решения мирового судьи, исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.
Из материалов дела следует, что АО «ПРО ТКО» является региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Осинского городского округа Пермского края.
По сведениям из Единого государственного реестра от 01.08.2023 правообладателем жилого помещения по адресу: <адрес>, с 20.11.2007 является Мыльникова Е.Н., с 01.01.2010 до настоящего времени в жилом помещении зарегистрирован Мыльников Р.И.
Задолженность за услугу по обращению с ТКО за период с 01.01.2019 по 01.04.2022 составляет 9 509,4 рублей.
Судебный приказ мирового судьи судебного участка № 2 Осинского судебного района Пермского края, и.о. мирового судьи судебного участка № 1 Осинского судебного района Пермского края, от 28.06.2022 о взыскании с Мыльниковой Е.Н. в пользу ПКГУП «Теплоэнерго» задолженности по оплате услуги обращения с твердыми коммунальными отходами, за период с 01.01.2019 по 01.04.2022, в размере 9 509,40 рублей, отменен определением от 07.07.2022.
По информации Управления развития инфраструктуры администрации Осинского городского округа Пермского края от 03.10.2023 собственниками помещений в многоквартирном жилом доме по адресу: <адрес>, сбор и складирование твердых коммунальных отходов, в период с 01.01.2019 по 01.04.2022, осуществлялся по зарегистрированным в реестре местам (площадкам) накопления твердых коммунальных отходов на территории Осинского городского округа по <адрес>, и <адрес> (л.д.81).
Согласно акту обследования (осмотра) территории и схемы, составленными 05.10.2023 главным специалистом отдела благоустройства и транспорта управления развития инфраструктуры администрации Осинского городского округа Пермского края, представителем Общества с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Оса», старшим по дому по адресу: <адрес>, Мыльниковым И.П., на обследуемой территории в районе многоквартирного дома по адресу: <адрес>, отсутствуют площадки сбора и накопления твердых коммунальных отходов на расстоянии 100 м от дома, имеются места возможного размещения площадок н указанном расстоянии (л.д.93-101).
В соответствии со статьей 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями пункта 3 статьи 123 Конституции Российской Федерации и статьи 12 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В соответствии со статьей 210 Гражданского кодекса Российской Федерации, собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Согласно части 3 статьи 30 Жилищного кодекса Российской Федерации собственник жилого помещения несет бремя содержания данного помещения и, если данное помещение является квартирой, общего имущества собственников помещений в соответствующем многоквартирном доме, а собственник комнаты в коммунальной квартире несет также бремя содержания общего имущества собственников комнат в такой квартире, если иное не предусмотрено федеральным законом или договором.
Частью 1 статьи 153 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
В соответствии с частью 4 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации, плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: плату за коммунальные услуги, за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, плату за отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отходами.
Пунктом 5 части 2 статьи 153 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у собственника помещения с момента возникновения права собственности на такое помещение.
Согласно пункту 2 статьи 24.7 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", по договору на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами региональный оператор обязуется принимать твердые коммунальные отходы в объеме и в местах (на площадках) накопления, которые определены в этом договоре, и обеспечивать их транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством Российской Федерации, а собственник твердых коммунальных отходов обязуется оплачивать услуги регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора.
В соответствии со статьей 10 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", граждане обязаны выполнить требования санитарного законодательства, а также постановление, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц.
В силу статьи 11 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью.
Из изложенный норм следует, что обязанность по вывозу твердых бытовых отходов должна выполняться гражданами любым предусмотренным законом способом.
В соответствии с подпунктами 148 (1), 148 (2) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.11.2011 N 354, договор, содержащий положения о предоставлении коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, может быть заключен с исполнителем в письменной форме или путем совершения конклюдентных действий. Договор, содержаний положения о предоставлении коммунальной слуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, заключенный путем совершения потребителем конклюдентных действий, считается заключенным на условиях, предусмотренных настоящими Правилами.
Из содержания указанных положений законодательства следует, что законодатель не связывает возникновение обязанности по внесению платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами именно с фактом заключения договора о предоставлении такой коммунальной услуги. Факт не заключения истцом и ответчиками письменного договора, как обоснование отсутствия между ними договорных отношений, не может являться основанием для неуплаты коммунальных платежей, поскольку в соответствии с пунктом 3 статьи 438 Гражданского кодекса Российской Федерации сложившиеся между сторонами отношения в отсутствие заключенного письменного договора рассматриваются как договорные. При этом, отсутствие письменного договора не освобождает от обязанности произвести оплату за фактически оказанные услуги.
В соответствии с пунктом 148(34) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.11.2011 N 354, размер платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами рассчитывается в соответствии с настоящими Правилами, исходя из числа постоянно проживающих и временно проживающих потребителей в жилом помещении.
Согласно пункту 148(36) вышеуказанных Правил при отсутствии постоянно и временно проживающих в жилом помещении граждан объем коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами рассчитывается с учетом количества собственников такого помещения.
В подпункте "д" пункта 148(24) Правил предусмотрено, что потребитель коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами имеет право, в том числе требовать в случаях и порядке, которые установлены настоящими Правилами, изменения размера платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами за период временного отсутствия потребителя в занимаемом жилом помещении.
В силу подпункта "г" пункта 148(22) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, исполнитель коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами обязан производить в установленном настоящими Правилами порядке расчет размера платы за предоставленную коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами и при наличии оснований производить перерасчет размера платы за указанную коммунальную услугу, в том числе за период временного отсутствия потребителя в занимаемом жилом помещении.
Согласно пункту 148(44) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, при временном, то есть более 5 полных календарных дней подряд, отсутствии потребителя в жилом помещении осуществляется перерасчет размера платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами в порядке, предусмотренном разделом VIII настоящих Правил.
В силу статей 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или иными правовыми актами.
Частично удовлетворяя исковые требования, с учетом заявленного ответчиками ходатайства о пропуске срока исковой давности, мировой судья, руководствуясь статьями 13.4, 24.3, 24.7, 24.9 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 № 1156, статьями 30, 153, 154, 155, 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, пришел к выводу о том, что поскольку истцом оказывались ответчикам услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, то на последних лежит обязанность по ее уплате, и определил ко взысканию задолженность по услуге за период с 01.07.2020 по 01.04.2022 в размере 5 102,97 рублей, а также пени за несвоевременную оплату в размере 638,56 рублей.
Вместе с тем, суд апелляционной инстанции не может согласиться с выводом мирового судьи об оказании ответчикам коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами в силу следующего.
Как следует из представленной суду апелляционной инстанции информации управления развития инфраструктуры администрации Осинского городского округа от 11.01.2024, около многоквартирного дома по адресу: <адрес>, контейнерная площадка отсутствует, в реестре мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов на территории Осинского городского округа, утвержденном постановлением администрации Осинского городского округа от 30.12.2022 № 1984, вышеуказанный жилой дом не закреплен за какой-либо контейнерной площадкой. Согласно реестру мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, ближайшие контейнерные площадки к данному дому расположены по адресам: <адрес> (расстояние от дома № по <адрес> составляет более 100 м), <адрес> (расстояние до дома № по <адрес> составляет более 100 м) (л.д.187).
Согласно пункту 9 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156, потребители осуществляют складирование твердых коммунальных отходов в местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов, определенных договором на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, в соответствии со схемой обращения с отходами. В случае, если в схеме обращения с отходами отсутствует информация о местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов, региональный оператор направляет информацию о выявленных местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, утвердивший схему обращения с отходами, для включения в нее сведений о местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов.
Согласно пункту 10 указанных Правил N 1156, в соответствии с договором на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов складирование твердых коммунальных отходов осуществляется потребителями следующими способами:
а) в контейнеры, расположенные в мусороприемных камерах (при наличии соответствующей внутридомовой инженерной системы);
б) в контейнеры, бункеры, расположенные на контейнерных площадках;
в) в пакеты или другие емкости, предоставленные региональным оператором.
Согласно пункту 4 Санитарных правил и норм СанПиН 2.1.3684-21, утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021, расстояние от контейнерных и (или) специальных площадок до многоквартирных жилых домов, индивидуальных жилых домов, детских игровых и спортивных площадок, зданий и игровых, прогулочных и спортивных площадок организаций воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей должно быть не менее 20 метров, но не более 100 метров; до территорий медицинских организаций в городских населенных пунктах - не менее 25 метров, в сельских населенных пунктах - не менее 15 метров.
Таким образом, с учетом вышеприведенных правовых норм, установленного в судебном заседании факта отсутствия в районе дома ответчиков контейнерных площадок для сбора твердых коммунальных отходов, установленных в соответствии с требованиями СанПиН 2.1.3684-21, в отсутствие доказательств оказания данной услуги иным способом (предоставление пакетов, других емкостей и т.д.), суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что Мыльниковы не являются потребителями услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, поскольку последним данная услуга АО «ПРО ТКО» не оказывалась, в связи с чем, начисление платы за данную коммунальную услугу является незаконным.
При таких обстоятельствах, оспариваемое решение мирового судьи не может быть признано законным и обоснованным, поскольку постановлено с нарушением норм материального права, следовательно, подлежит отмене полностью с принятием по делу нового решения.
Руководствуясь статьями 199, 328, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,
о п р е д е л и л:
решение мирового судьи судебного участка № 2 Осинского судебного района Пермского края от 01.11.2023 отменить.
Принять по делу новое решение.
Исковые требования Акционерного общества «Пермский региональный оператор ТКО» (ИНН 5903153085) к Мыльниковой Елене Николаевне (паспорт №), Мыльникову Ростиславу Игоревичу (паспорт №), о взыскании задолженности за услугу обращения с твердыми коммунальными отходами, за период с 01.01.2019 по 01.04.2022, пени, в общем размере 9 509,4 рублей, судебных расходов, оставить без удовлетворения.
Судья –