Дело № 2-4770/2023
УИД 50RS0042-01-2023-005456-58
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
20 ноября 2023 года г. Сергиев Посад Московская область
Сергиево-Посадский городской суд Московской области в составе
председательствующего судьи Козловой А.А.,
при ведении протокола помощником судьи Ильинским Д.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ТСН «Лесное Озеро1», к ФИО5 о взыскании суммы неосновательного обогащения, судебных расходов
УСТАНОВИЛ:
ТСН «Лесное Озеро1» обратилось в суд с иском к ФИО5 о взыскании суммы неосновательного обогащения, судебных расходов.
Требования мотивированы тем, что ТСН «Лесное Озеро 1» принадлежит на праве собственности газопровод среднего давления, обладающий достаточной пропускной способностью и обеспечивающий техническую возможность для подключения новых потребителей газа. Данный газопровод среднего давления с кадастровым номером №, расположен по адресу: <адрес> и является имуществом общего пользования членов <адрес> и построен на целевые взносы, согласно Протоколу общего ФИО4 № от 07.05.2017г., где всем членам ТСН, а также лицам, ведущим индивидуальное хозяйство на территории ТСН «Лесное Озеро 1» было предложено заключить договора инвестирования для строительства газопровода на территории ТСН с дальнейшим подключением всех участников. Данные обстоятельства подтверждаются инвестиционным договором для создания газоснабжения ТСН «Лесное Озеро1» от 14.05.2017г, а также квитанциями ПКО о внесении целевых взносов на газ.
ДД.ММ.ГГГГ. ФИО5 подключена к газопроводу и теперь является абонентом и использует имущество истца, однако с стороны ответчика не был заключен договор инвестирования с уплатой, установленного общим собранием взноса в размере <данные изъяты> рублей
Требование истца о возврате неосновательно приобретенных (или сбереженных) денег ответчик добровольно не удовлетворил.
Следовательно, перечисленные денежные средства являются неосновательным обогащением ответчика в соответствии с правилами главы 60 Гражданского кодекса Российской Федерации. Просят суд взыскать с ответчика в свою пользу сумму неосновательно приобретенных денежных средств в размере <данные изъяты> рублей, расходы по оплате государственной пошлины в размере <данные изъяты> рублей.
Представитель истца по доверенности ФИО8 в судебном заседании исковые требования поддержал в полном объеме, по доводам, изложенным в иске, дополнительно пояснил, что ответчик не является членом ТСН и сберегла денежные средства не внося членские взносы на строительство.
Ответчик ФИО5, в судебное заседание не явилась, представила письменные возражения исходя из которых следует, что в настоящее время порядок газификации принадлежащих гражданам объектов капитального строительства регулируется Правилами подключения (технологического присоединения) газоиспользующего оборудования и объектов капитального строительства к сетям газораспределения, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 13.09.2021 № 1547. Правилами подключения установлено, что единственным снованием для отказа от заключения договора о подключении является отсутствие технической возможности подключения объекта капитального строительства к сети газораспределения исполнителя. В случае наличия технической возможности подключения отказ исполнителя от заключения договора о подключении не допускается. При этом техническую возможность подключения к сетям газораспределения объекта капитального строительства, а также технические условия определяет исполнитель (пункты 30,41 Правил подключения).
Руководствуясь нормами Правил подключения ответчик подала в АО «Мособлгаз» заявку на подключение моего домовладения по адресу: <адрес>, расположенного на земельном участке с кадастровым номером: №. На основании заявки с ней был заключен договор о подключении №, приложением к которому являются технические условия, которыми в качестве газопровода-источника определен газопровод, принадлежащий ТСН «Лесное Озеро 1» (пункт 11 Технических условий).
Ей известно, что АО «Мособлгаз» обратилось к ТСН «Лесное Озеро 1» с запросом о предоставлении согласия на осуществление мероприятий по подключению дома ответчика к газопроводу, принадлежащему ТСН. ТСН согласие предоставить отказалось. Согласие ТСН было получено АО «Мособлгаз» в принудительном порядке путем обращения в Арбитражный суд Московской области с исковым заявлением. Ответчик была привлечена к участию в деле в качестве заинтересованного лица. Согласно решению Арбитражного суда Московской области от 19.12.2022, вступившему в законную силу, суд обязал ТСН «Лесное Озеро 1» не чинить АО «Мособлгаз» препятствий по подключению дома ответчика к газопроводу, принадлежащему ТСН. При этом решение суда не содержит условий о возмездности подключения и возможности ТСН взимать денежные средства за подключение. Действующее законодательство также не содержит в качестве условия предоставления основным абонентом согласия на подключение уплату заявителем основному абоненту каких-либо денежных средств. Просит суд в иске отказать в полном объеме.
Представитель третьих лиц АО «Мособлгаз «Север», АО «Мособлгаз» по доверенности Павлюченкова Н.В. в судебном заседании возражала против удовлетворения заявленных требований, по доводам, изложенным в письменных возражениях, исходя из которых следует, что действующее законодательство Российской Федерации не предусматривает компенсации для правообладателей газопроводов (основных абонентов) при технологическом присоединении к принадлежащим «основным абонентам» сетям газораспределения новых потребителей. Размер платы за технологическое присоединение и (или) стандартизированные тарифные ставки, определяющие ее величину, устанавливаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и в соответствии с методическими указаниями по расчету размера данной платы и (или) размеров данных стандартизированных тарифных ставок, утвержденными федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов.
Государственное регулирование тарифов на транспортировку газа является единственным правовым инструментом получения денежных средств собственниками газораспределительных сетей. Других способов получения компенсации затрат собственниками газораспределительных сетей по их содержанию гражданское законодательство не содержит.
Таким образом, получение денежных средств от использования газопроводов - это регулируемый государством вид деятельности.
Вместе с тем уполномоченным органом соответствующий тариф по транспортировке газа по принадлежащему истцу газопроводу-источнику (газопроводу среднего давления с кадастровым номером №) не устанавливался.
Исходя из положений приведенного законодательства истец, осуществляя строительство газопровода-источника для собственных нужд, не мог рассчитывать на компенсацию ответчиком денежных средств от использования газопровода в обход законодательства о государственном регулировании ценообразования в сфере газоснабжения.
Таким образом, получение собственником газораспределительной сети платы за пользование газораспределительной сетью вне устанавливаемого государственного регулирования тарифов будет означать неправомерное получение таким собственником доходов от использования газораспределительной сети в обход требований действующего законодательства.
Для возникновения обязательства важен сам факт безвозмездного перехода имущества от одного лица к другому или сбережения имущества одним лицом за счет другого при отсутствии к тому правовых оснований.
Для целей указанной статьи приобретением является получение имущества от лица, его имеющего.
При подключении объекта капитального строительства ответчиков к газопроводу источнику истца у ответчиков не возникает неосновательное обогащение, поскольку ответчик не приобрела и не сберегла за счет средств истца имущество и/или денежные средства.
Просят суд отказать в удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
Суд, руководствуясь положениями ст. 167 ГПК РФ счёл возможным рассмотреть гражданское дело при данной явке.
Заслушав пояснения сторон, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно выписке из ЕГРН истцу на праве собственности принадлежит газопровод высокого давления УГРШ с кадастровым номером № (л.д.22-24).
Между ТСН «Лесное Озеро 1» и ФИО2, являющимся членом ТСН ДД.ММ.ГГГГ заключен инвестиционный договор для создания системы газоснабжения ТСН «Лесное Озеро 1» (л.д.29-35). Как следует из представленного к указанному договору перечня, ответчик ФИО5 не вошла в состав инвесторов (л.д.36).
ДД.ММ.ГГГГ между ТСН «Лесное Озеро 1» (заказчик) и ООО «СМП» (подрядчик) заключен договор на выполнение технического задания по газификации 172 жилых дома в ТСН «Лесное Озеро 1», стоимость указанного договора составила <данные изъяты>. (л.д.45-60). С учётом дополнительных соглашений № и № к указанному контракту, стоимость договора составила <данные изъяты> руб. (л.д.61-62).
Истцом в обоснование доводов о несении расходов на строительство газопровода в материалы дела представлены счета на оплату (л.д.72-82, 86-88).
Истцом в адрес ответчика направлялась претензия, исходя из которой следует, что ответчик должен в течение 10 календарных дней произвести выплату в размере <данные изъяты> рублей от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.25-26).
ДД.ММ.ГГГГ между ФИО5 и АО «Мособлгаз» заключен договор № о поставке природного газа и подключении газоиспользующего оборудования и объектов капительного строительства к сети газораспределения. Оплата по указанному договору внесена, что подтверждается представленными в материалы дела квитанциями.
Решением Арбитражного суда Московской области от 19.12.2022 года №А41-85894/22 Исковые требования АО «Мособлгаз» удовлетворены Суд обязал ТСН «Лесное Озеро1» не чинить препятствий АО «Мособлгаз» по подключению объектов капитального строительства, расположенных по адресу: <адрес>, а именно:- объекта капитального строительства с кадастровым номером №, расположенного на земельном участке с кадастровым номером №; - объекта капитального строительства с кадастровым номером №, расположенного на земельном участке с кадастровым номером №; к газопроводу среднего давления с кадастровым номером №, расположенному по адресу: <адрес>
Апелляционным постановлением 10АП-1669/2023 решение Арбитражного суда Московской области от 19 декабря 2022 года по делу №А41-85894/22 оставлено без изменения, апелляционная жалоба - без удовлетворения.
Согласно абзацу 2 статьи 4 Федерального закона от 31.03.1999 N 69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации» одним из принципов государственной политики в области газоснабжения в Российской Федерации является государственная поддержка развития газоснабжения в целях улучшения социально-экономических условий жизни населения, обеспечения технического прогресса и создания условий для развития экономики Российской Федерации с учетом промышленной и экологической безопасности.
21.04.2021 Президент Российской Федерации П. в своем Послании Федеральному собранию поручил осуществить догазификацию населенных пунктов Российской Федерации в срок до 2023 года без привлечения денежных средств граждан.
Во исполнение указанного поручения Президента Российской Федерации выполнение данных мероприятий предусмотрено Программой Правительства Московской области "Развитие газификации в Московской области до 2030 года", утвержденной Постановлением Правительства Московской области от 20.12.2004 N 778/50 (в редакции постановления Правительства Московской области 29.06.2021 N 515/22 «О внесении изменений в Программу Московской области «Развитие газификации в Московской области до 2030 года»).
АО «Мособлгаз» осуществляет публичные полномочия по подключению объектов капитального строительства к сети газораспределения Московской области. В своем Послании Федеральному собранию 21.04.2021 Президентом Российской Федерации поручено осуществить догазификацию населенных пунктов Российской Федерации до 2023 года без привлечения денежных средств граждан. Выполнение данных мероприятий предусмотрено Программой Правительства Московской области «Развитие газификации в Московской области до 2030 года», утвержденной Постановлением Правительства Московской области от 20.12.2004 N 778/50 (в редакции постановления Правительства Московской области 13.12.2021 N 1338/44 «О внесении изменений в Программу Московской области «Развитие газификации в Московской области до 2030 года»).
АО «Мособлгаз» является исполнителем программы социальной газификации, государственным заказчиком которой является Министерство энергетики Московской области.
Постановлением Правительства Московской области от 13.07.2021 N 560/24 «О назначении регионального оператора газификации и формировании источника финансирования мероприятий по социальной газификации населенных пунктов Московской области» во исполнение пункта 8 Перечня поручений по реализации Послания Президента Федеральному Собранию, утвержденного Президентом Российской Федерации от 02.05.2021 N Пр-753, а также в целях реализации мероприятий по социальной газификации более 115 тысяч домовладений, в которых проживают порядка 300 тысяч жителей, Правительство Московской области определило региональным оператором газификации Московской области Акционерное Общество «Мособлгаз».
Кроме того, в соответствии с Постановлением Правительства Московской области от 10.06.2003 N 347/20 «О формировании единой технической политики в сфере газоснабжения Московской области» (пункты 2 и 3) ГУП МО «Мособлгаз» (правопреемник - АО «Мособлгаз») является разработчиком перспективной схемы развития газоснабжения Московской области.
Таким образом, Правительством Московской области во исполнение поручений Президента РФ на АО «Мособлгаз» возложены задачи по обеспечению подводки газа до границ негазифицированных домовладений, расположенных вблизи от внутрипоселковых газопроводов в газифицированных населенных пунктах без привлечения средств населения.
Согласно разделу 3 программы социальной газификации проектирование и строительство газопроводов для выполнения мероприятий по социальной газификации населенных пунктов Московской области осуществляется, в том числе с использованием сетей газораспределения, принадлежащих "основным абонентам". В соответствии с Правилами подключения (технологического присоединения) газоиспользующего оборудования и объектов капитального строительства к сетям газораспределения, утвержденными постановлением Правительства РФ от 13.09.2021 N 1547 «основной абонент» -это юридическое или физическое лицо, которое не оказывает услуги по транспортировке газа, владеющее на праве собственности или на ином предусмотренном законом праве сетью газораспределения и (или) газопотребления. Урегулирование правоотношений с «основными абонентами» по вопросу возможности использования принадлежащих им сетей газораспределения для выполнения исполнителем мероприятий по социальной газификации населенных пунктов Московской области в рамках программы газификации осуществляется органами местного самоуправления.
На основании пункта 1 статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданские обязанности возникают, в том числе, вследствие неосновательного обогащения.
В силу статьи 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество за счет другого лица, обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 настоящего Кодекса, независимо от того, явилось неосновательное обогащение результатом поведения приобретателя имущества, самого потерпевшего, третьих лиц или произошло помимо их воли.
Исходя из смысла положений вышеуказанной статьи, обязательства из неосновательного обогащения возникают при одновременном наличии трех условий: факта приобретения или сбережения имущества, то есть увеличения стоимости собственного имущества приобретателя, присоединение к нему новых ценностей или сохранение того имущества, которое по всем законным основаниям неминуемо должно было выйти из состава его имущества; приобретение или сбережение имущества за счет другого лица, а также отсутствие правовых оснований приобретения или сбережения имущества одним лицом за счет другого. Следовательно, истцу необходимо доказать наличие самого факта неосновательного обогащения (приобретения или сбережения имущества ответчиком без установленных законом оснований), а также того обстоятельства, что лицо, к которому предъявлен иск, является неосновательно обогатившимся за счет лица, обратившегося с требованием о взыскании неосновательного обогащения.
При таких обстоятельствах суд не находит оснований для удовлетворения заявленных требований, поскольку истец не представили доказательств наличия самого факта неосновательного обогащения (приобретения или сбережения имущества ответчиком без установленных законом оснований), а также того обстоятельства, что лицо, к которому предъявлен иск, является неосновательно обогатившимся за счет лица, обратившегося с требованием о взыскании неосновательного обогащения. Юридическое значение для квалификации отношений, возникших вследствие неосновательного обогащения, имеет не всякое обогащение за чужой счет, а лишь неосновательное обогащение одного лица за счет другого.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 56, 167, 194-199, ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
в удовлетворении исковых требований ТСН «Лесное Озеро1» к ФИО5 о взыскании суммы неосновательного обогащения, судебных расходов - отказать.
Решение может быть обжаловано в ФИО6 областной суд через ФИО1-Посадский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Решение изготовлено в окончательной форме 29.12.2023г.
Судья А.А. Козлова