Дело № 2-966/2022
УИД 79RS0002-01-2022-001253-78
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
15 марта 2022 года г. Биробиджан
Биробиджанский районный суд Еврейской автономной области в составе
судьи Кривошеевой И.В.,
с участием:
процессуального истца помощника прокурора г. Биробиджана ЕАО Миюца Е.Г.,
материального истца Кондратюк О.В.,
при секретаре Хабибулиной Д.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Биробиджане дело по иску прокурора г. Биробиджана Еврейской автономной области в интересах Кондратюк Ольги Васильевны к департаменту здравоохранения правительства ЕАО о возложении обязанности, взыскании компенсации морального вреда,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор г. Биробиджана Еврейской автономной области обратился в суд с иском в интересах Кондратюк Ольги Васильевны к департаменту здравоохранения правительства ЕАО о возложении обязанности, взыскании компенсации морального вреда, указав, что Кондратюк О.В. наблюдается в ОГБУЗ «Областная больница», имеет право на бесплатное обеспечение лекарственными средствами, поскольку больна сахарным диабетом, признана инвалидом 3 группы. На имя истицы на отсроченном обслуживании находится рецептурный бланк от 16.11.2021 № на медицинское изделие «Тест-полоски для глюкометра Акку-чек перформа». Просит суд обязать департамент здравоохранения правительства Еврейской автономной области обеспечить Кондратюк О.В. медицинским изделием за счет средств федерального бюджета с соответствии с выписанным рецептом от 16.11.2021 № на медицинское изделие «Тест-полоски для глюкометра Акку-чек перформа», взыскать с департамента здравоохранения правительства ЕАО в пользу Кондратюк О.В. в счет компенсации морального вреда сумму в размере 10 000 рублей.
Определением суда к участию в деле в качестве третьего лица привлечено ОГКУ «Центр государственных закупок» ЕАО.
В судебном заседании процессуальный истец помощник прокурора г. Биробиджана ЕАО Миюца Е.Г. требования и доводы иска поддержала.
Истец Кондратюк О.В. в судебном заседании также поддержала требования и доводы иска, пояснила, что до настоящего времени не обеспечена медицинским изделием по выписанному рецепту. В связи с неполучением данных тест-полосок, испытывала стресс. Ежедневно ей необходимо 2 раза в день вводить инсулин, для определения необходимой дозы нужно проверить уровень глюкозы в крови, то есть в день необходимо 2 тест-полоски, если этого не сделать можно ввести большую дозу инсулина, что приведет к ухудшению состояния здоровья. Приобрести данное медицинское изделие за свой счет не имеет материальной возможности.
Представитель третьего лица ГП ЕАО «Фармация», не оспаривая заявленные требования по существу, полагал, что размер компенсации морального вреда подлежит определениею с учетом принципа разумности и справедливости.
Представитель ответчика департамента здравоохранения правительства ЕАО, представители третьих лиц правительства ЕАО, ОГБУЗ «Областная больница», ОГКУ «Центр государственных закупок ЕАО» в судебное заседание не явились, о времени и месте его проведения уведомлены надлежащим образом.
Суд заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
Согласно статье 39 (часть 1) Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений (часть 1 статьи 41 Конституции Российской Федерации).
Таким образом, здоровье как неотъемлемое и неотчуждаемое благо, принадлежащее человеку от рождения и охраняемое государством, Конституция Российской Федерации относит к числу конституционно значимых ценностей, гарантируя каждому право на охрану здоровья, медицинскую и социальную помощь.
Базовым нормативным правовым актом, регулирующим отношения в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации, является Федеральный закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее также - Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ).
В силу статьи 4 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ охрана здоровья в Российской Федерации основывается на ряде принципов, одним из которых является соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий.
В соответствии со ст. 9 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в РФ» органы государственной власти и органы местного самоуправления, медицинские организации и иные организации осуществляют взаимодействие в целях обеспечения прав граждан в сфере охраны здоровья.
Органы государственной власти и органы местного самоуправления, должностные лица организаций несут в пределах своих полномочий ответственность за обеспечение гарантий в сфере охраны здоровья, установленных законодательством Российской Федерации.
Статьей 29 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ определены виды и способы обеспечения охраны здоровья граждан. В частности, организация охраны здоровья осуществляется путем обеспечения определенных категорий граждан Российской Федерации лекарственными препаратами, медицинскими изделиями и специализированными продуктами лечебного питания в соответствии с законодательством Российской Федерации (п. 5 ч. 1 ст. 29 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ).
Из материалов дела следует, Кондратюк О.В. <данные изъяты>
ОГБУЗ ОГБУЗ «Областная больница» на имя Кондратюк О.В. выписан рецепт от 16.11.2021 № на медицинское изделие «Тест-полоски для глюкометра Акку-чек перформа», 22.11.2021 указанный рецепт предъявлен в аптеку.
Кондратюк О.В. присвоена инвалидность 3 группы.
Приказом Минтруда России № 929н, Минздрава России № 1345н от 21.12.2020 утвержден Порядок предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан, который регулирует в том числе обеспечение в соответствии со стандартами
медицинской помощи по рецептам врача (фельдшера) необходимыми лекарственными препаратами, изделиями медицинского назначения, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов.
Пунктом 14 указанного Порядка предусмотрено, что при обращении гражданина в медицинскую организацию лечащий врач (фельдшер, акушерка в случае возложения на них полномочий лечащего врача) (далее - медицинский работник) по результатам осмотра пациента назначает лекарственные препараты, медицинские изделия и специализированные продукты лечебного питания для детей-инвалидов, оформляет рецепт на бумажном носителе за своей подписью и (или) с согласия пациента или его законного представителя рецепт в форме электронного документа с использованием усиленной квалифицированной электронной подписи медицинского работника в соответствии с порядком назначения лекарственных препаратов, медицинских изделий, формами рецептурных бланков на лекарственные препараты, медицинские изделия, порядком оформления этих бланков, их учета и хранения, утверждаемых федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения.
В случае временного отсутствия в аптечной организации указанного в рецепте лекарственного препарата, медицинского изделия или специализированного продукта лечебного питания для детей-инвалидов рецепт принимается на отсроченное обслуживание с даты обращения пациента в аптечную организацию в сроки, установленные правилами отпуска лекарственных препаратов для медицинского применения (п. 19 Порядка).
Подпунктом 21 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, относится решение вопросов организации оказания медицинской помощи на территории субъекта Российской Федерации в соответствии с территориальной программой государственных гарантий оказания бесплатной медицинской помощи на территории субъекта Российской Федерации.
Разрешение вопросов организации обеспечения лекарственными препаратами для медицинского применения, медицинскими изделиями при оказании медицинской помощи пунктом 21.1 части 1 статьи 26.3 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» отнесено к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета).
Отношения, возникающие в сфере охраны здоровья граждан на территории Еврейской автономной области, урегулированы Законом ЕАО от 18.07.2012 № 122-ОЗ «Об отдельных вопросах охраны здоровья граждан на территории Еврейской автономной области».
Согласно ст. 3 данного Закона обеспечение лекарственными средствами, препаратами и (или) изделиями медицинского назначения по рецептам врачей (фельдшеров) при амбулаторном лечении осуществляется в соответствии с Перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно, а также в соответствии с Перечнем групп населения, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства отпускаются по рецептам врачей с пятидесятипроцентной скидкой, в рамках Территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам Российской Федерации в области медицинской помощи в порядке, установленном правительством области.
Постановлением правительства ЕАО от 16.07.2013 № 339-пп определено, что департамент здравоохранения правительства ЕАО является уполномоченным органом исполнительной власти Еврейской автономной области по реализации закона Еврейской автономной области от 18.07.2012 № 122-ОЗ «Об отдельных вопросах охраны здоровья граждан на территории Еврейской автономной области» в части предоставления мер социальной поддержки отдельным группам населения по льготному обеспечению лекарственными препаратами и (или) изделиями медицинского назначения.
В соответствии с Постановлением правительства ЕАО от 17.04.2012 № 152-пп «О департаменте здравоохранения правительства Еврейской автономной области», департамент здравоохранения правительства Еврейской автономной области является органом исполнительной власти, формируемым правительством Еврейской автономной области, осуществляющим реализацию государственной политики в сфере охраны здоровья населения и руководство системой здравоохранения области в целях обеспечения государственных гарантий по предоставлению населению медицинской и лекарственной помощи, сохранению и улучшению здоровья людей.
Таким образом, организация обеспечения определенных категорий граждан лекарственными средствами, медицинскими изделиями на территории ЕАО возложена на департамент здравоохранения правительства ЕАО.
Действующим законодательстваом гражданам больным сахарным диабетом установлены гарантии вне зависимости от присвоения им инвалидности.
Так, <данные изъяты> входит в перечень категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно (Приложение 1 к Постановлению Правительства РФ от 30.07.1994 № 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения»).
Согласно указанному нормативно-правовому акту граждане больные <данные изъяты> обеспечиваются инсулиновыми шприцами, шприцами типа "Новопен", "Пливапен" 1 и 2, иглами к ним, средства диагностики по рецептам врачей бесплатно.
В судебном заседании установлено, что медицинскими изделиями по рецепту от 16.11.2021 № на медицинское изделие «Тест-полоски для глюкометра Акку-чек перформа» материальный истец до настоящего времени в нарушение действующего законодательства не обеспечен, в связи с чем указанные исковые требования подлежат удовлетворению.
Рассматривая требования о взыскании компенсации морального вреда, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 151 Гражданского кодекса РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями гражданина, которому причинен вред.
В нарушение установленного Порядка предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан, рецепт Кондратюк О.В. обслужен с нарушением установленного срока.
Необеспечение Кондратюк О.В. в срок необходимыми изделиями медицинского назначения прямо противоречит принципу охраны здоровья граждан, нарушает право гражданина на качественную, своевременную медицинскую помощь в условиях, соответствующих установленным нормам и требованиям.
В соответствии с частью 2 статьи 1064 Гражданского кодекса РФ лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине.
Доказательства отсутствия вины департамента здравоохранения в причинение истцу морального вреда, в нарушение статьи 56 Гражданского процессуального кодекса РФ, суду не представлены.
Учитывая вышеизложенное, принимая во внимание конкретные обстоятельства дела, заболевание истицы, её возраст, период, в течение которого она, в нарушение установленного законом срока, не была обеспечена изделиями медицинского назначения, степень вины ответчика, суд приходит к выводу, что заявленный истцом размер компенсации морального вреда завышен, и с учетом требований разумности и справедливости, полагает необходимым взыскать с ответчика в пользу истца в счет компенсации морального вреда 5 000 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 56, 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования прокурора г. Биробиджана Еврейской автономной областив интересах Кондратюк Ольги Васильевны к департаменту здравоохранения правительства ЕАО о возложении обязанности, взыскании компенсации морального вреда удовлетворить частично.
Обязать департамент здравоохранения правительства Еврейской автономной области обеспечить Кондратюк Ольги Васильевны медицинским изделием по рецептурному бланку от 16.11.2021 № на медицинское изделие «Тест-полоски для глюкометра Акку-чек перформа».
Взыскать с департамента здравоохранения правительства Еврейской автономной области в пользу Кондратюк Ольги Васильевны компенсацию морального вреда в размере 5 000 рублей.
Решение может быть обжаловано в суд Еврейской автономной области через Биробиджанский районный суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья И.В. Кривошеева
Мотивированное решение изготовлено 21.03.2022.