Дело № 58RS0018-01-2023-003394-41 2-2995/2023
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
21 ноября 2023 года г. Пенза
Ленинский районный суд г. Пензы в составе:
председательствующего судьи Кузнецовой О.В.
при секретаре Куликовой М.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Пензе гражданское дело по иску Социального управления г. Пензы к Шину Сергею Сергеевичу о взыскании денежных средств,
установил:
Социальное управление г. Пензы обратилось в суд с названным иском указав, что 09.06.2022 г. Социальным управлением г. Пензы с Шином С.С. заключен социальный контракт № 600 с утвержденной программой социальной адаптации по мероприятию «Осуществление индивидуальной предпринимательской деятельности» на срок с 09.06.2022 г. по 08.06.2023 г. В рамках оказания государственной социальной помощи на основании социального контракта Шину С.С. выплачено 250 000 рублей. Ответчик представил бизнес-план для осуществления индивидуальной предпринимательской деятельности для открытия аттракциона виртуальной реальности. Документы, подтверждающие приобретение товаров, представлены на 126 667 рублей. Таким образом, план мероприятий по социальной адаптации не выполнен. Шину С.С. неоднократно направлялись уведомления о необходимости явиться в Социальное управление г. Пензы с предъявлением необходимых документов. В связи с невыполнением обязательств, предусмотренных социальным контрактом, социальный контракт с Шином С.С. расторгнут с последующим возвратом средств единовременной денежной выплаты в бюджет Пензенской области. Уведомление о прекращении оказания государственной социальной помощи на основании социального контракта направлено Шину С.С., однако денежные средства ответчиком возвращены не были. Истец просил взыскать с Шина С.С. полученную сумму в размере 250 000 рублей.
Представитель истца Социального управления г. Пензы в судебное заседание 21.11.2023 г. не явился, о дне, времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, просил рассмотреть дело в отсутствие представителя.
Ответчик Шин С.С. в судебное заседание 21.11.2023 г. не явился, о дне, времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В судебном заседании установлено, что 11.05.2022 г. Шин С.С. обратился в Социальное управление г. Пензы с заявлением об оказании государственной социальной помощи на основании социального контракта.
09.06.2022 г. между Социальным управлением г. Пензы и Шином С.С. заключен социальный контракт № 600, по условиям которого уполномоченный орган обязуется оказать заявителю государственную социальную помощь, а заявитель реализовать мероприятия, предусмотренные программой социальной адаптации, являющейся неотъемлемой частью социального контракта.
В соответствии с программой социальной адаптации «Осуществление индивидуальной предпринимательской деятельности», являющейся неотъемлемой частью социального контракта, ответчик в период с июня 2022 г. по июнь 2023 года должен осуществить ряд мероприятий по социальной адаптации, контроль за исполнением которых возложен на сотрудников Социального управления г. Пензы.
В рамках оказания государственной социальной помощи на основании социального контракта Шину С.С. выплачены денежные средства в размере 250 000 рублей.
Ответчик представил бизнес-план для осуществления индивидуальной предпринимательской деятельности для открытия аттракциона виртуальной реальности. Однако документы, подтверждающие приобретение товаров, были им представлены на 126 667 рублей. Таким образом, план мероприятий по социальной адаптации выполнен не был.
13.10.2022 г., 05.11.20222 г., 02.12.2022 г. Шину С.С. направлялись уведомления о необходимости представить документы, подтверждающие расходование денежных средств, осуществление предпринимательской деятельности, документы согласно программе социальной адаптации.
В связи с невыполнением обязательств, предусмотренных социальным контрактом, социальный контракт с Шином С.С. был расторгнут. Уведомление о прекращении оказания государственной социальной помощи на основании социального контракта направлено Шину С.С., однако денежные средства ответчиком возвращены не были.
Указанные обстоятельства подтверждаются имеющимися в материалах дела доказательствами.
Допрошенный в судебном заседании свидетель ФИО5 пояснила, что является главным экспертом Социального управления г. Пензы, в ее обязанности входит формирование выплатных дел по социальным контрактам. Полученные по социальному контракту денежные средства должны быть потрачены в соответствии с условиями бизнес-плана, отчет о расходование предоставленной на эти цели денежной выплаты должен быть представлен на всю сумму выплаченных денежных средств.
По данным ФНС России Шин С.С. в качестве индивидуального предпринимателя не зарегистрирован.
Согласно п. «ж» ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся координация вопросов здравоохранения, в том числе обеспечение оказания доступной и качественной медицинской помощи, сохранение и укрепление общественного здоровья, создание условий для ведения здорового образа жизни, формирования культуры ответственного отношения граждан к своему здоровью; социальная защита, включая социальное обеспечение.
В силу положений ст. 8.1 Федерального закона от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» государственная социальная помощь на основании социального контракта оказывается гражданам, указанным в части первой статьи 7 настоящего Федерального закона, в целях стимулирования их активных действий по преодолению трудной жизненной ситуации.
Мероприятия по оказанию государственной социальной помощи на основании заключения социального контракта включены в государственную программу Российской федерации «Социальная поддержка граждан», утвержденную постановлением Правительства РФ от 15 апреля 2014 года № 296.
Оказание такой помощи в соответствии с п. 2 ст. 5 Федерального закона Федерального закона от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ является расходным обязательством субъекта Российской Федерации и осуществляется за счет средств бюджета Пензенской области.
Пунктом 4.10 ч. 1 ст. 1 Закона Пензенской области от 22 декабря 2006 года № 1176-ЗПО «О наделении органов местного самоуправления Пензенской области отдельными государственными полномочиями Пензенской области и отдельными государственными полномочиями Российской Федерации, переданными для осуществления органам государственной власти Пензенской области» предусмотрено, что органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Пензенской области наделяются государственными полномочиями Пензенской области по оказанию государственной социальной помощи на основании социального контракта, реализуемого в рамках государственной программы Российской Федерации «Социальная поддержка граждан».
В соответствии с п. 1.26 постановления администрации г. Пензы от 11 июня 2014 года № 685 «Об определении уполномоченного органа для осуществления отдельных государственных полномочий в сфере социальной поддержки населения» социальное управление города Пензы определено уполномоченным органом для осуществления государственных полномочий, указанных в пункте 1, подпункте «а» пункта 2, пунктах 3, 4, 4.1, 4.2, 4.4, 4.5, 4.6, 4.7, 4.8, 4.9, 4.10, 5, 5.1, 7, подпункте «б» пункта 7.1, подпунктах «а, б, в, г, д, е» пункта 7.2, пунктах 7.3, 8, 10, 13 части 1 статьи 1, части 4 статьи 1, пунктах 1, 4, 4.1, 5, 6, 7, 8, 10 статьи 1.1, Закона Пензенской области от 22 декабря 2006 года №1176-ЗПО «О наделении органов местного самоуправления Пензенской области отдельными государственными полномочиями Пензенской области и отдельными государственными полномочиями Российской Федерации, переданными для осуществления органам государственной власти Пензенской области» в части функций по оказанию государственной социальной помощи на основании социального контракта, реализуемого в рамках государственной программы Российской Федерации «Социальная поддержка граждан».
Постановлением Правительства Пензенской области от 26 февраля 2021 года № 83-пП утверждены Правила оказания государственной социальной помощи на основании социального контракта отдельным категориям граждан в 2021-2024 годах.
Согласно п. 27 раздела V Правил уполномоченный орган осуществляет сопровождение социального контракта и ежемесячный контроль за выполнением гражданином обязательств, предусмотренных социальным контрактом, а также контроль за целевым использованием денежных средств, выплаченных в соответствии с условиями социального контракта.
Текущий контроль за предоставлением заявителям государственной социальной помощи на основании социального контракта и целевым ее расходованием осуществляет руководитель уполномоченного органа или уполномоченное им лицо (46 раздела VIII Правил).
В соответствии с п. 32.3-32.4 раздела V Правил оказания государственной социальной помощи на основании социального контракта отдельным категориям граждан в 2021-2023 гг., утвержденных постановлением Правительства Пензенской области от 26.02.2021г. № 83-пП «Об особенностях назначения и выплаты государственной социальной помощи на основании социального контракта отдельным категориям граждан», в рамках оказания государственной социальной помощи на основании социального контракта гражданин, с которым заключен социальный контракт по мероприятию по осуществлению индивидуальной предпринимательской деятельности обязан:
приобрести в период действия социального контракта основные средства, материально-производственные запасы, принять имущественные обязательства, необходимые для осуществления индивидуальной предпринимательской деятельности и представить в уполномоченный орган подтверждающие документы,
заявитель обязан своевременно (в соответствии со сроками установленными программой социальной адаптации) предоставлять в уполномоченный орган сведения, подтверждающие ведение предпринимательской деятельности в качестве индивидуального предпринимателя, крестьянского (фермерского) хозяйства, самозанятого и целевое расходование предоставленной на эти цели денежной выплаты,
заявитель в течение срока действия социального контракта, представляет в уполномоченный орган документы, подтверждающие фактические расходы, предназначенные для потребностей ведения предпринимательской деятельности в качестве индивидуального предпринимателя, крестьянского (фермерского) хозяйства, самозанятого, произведенные в соответствие с программой социальной адаптации по факту произведенных расходов (договоры с поставщиками, покупателями, арендаторами, платежные документы, свидетельствующие о получении доходов от осуществляемого вида деятельности).
В соответствии с п. 40.11 раздела VII Правил уполномоченный орган прекращает оказание государственной социальной помощи на основании социального контракта и социальный контракт с получателем государственной социальной помощи расторгается досрочно в случае использования полученной государственной социальной помощи на основании социального контракта в форме денежной выплаты на иные мероприятия, чем это предусмотрено программой социальной реабилитации.
Согласно п.п. 48-50 раздела VIII Правил в случае невыполнения обязательств, предусмотренных социальным контрактом, а также представления недостоверной информации о выполнении мероприятий программы социальной адаптации заявитель несет ответственность в соответствии с действующим законодательством.
Уполномоченный орган в течение пяти рабочих дней со дня обнаружения фактов, являющихся основанием для возврата денежной выплаты в бюджет Пензенской области, направляет письменное требование заявителю о ее возврате.
Заявитель в течение пяти рабочих дней со дня получения письменного требования обязан вернуть денежную выплату, полученную в рамках оказания государственной социальной помощи, в бюджет Пензенской области в соответствии с реквизитами, указанными в требовании.
В случае невозвращения заявителем денежной выплаты, полученной в рамках оказания государственной социальной помощи, уполномоченный орган принимает меры по ее возврату в бюджет Пензенской области в судебном порядке.
Разделом 5 социального контракта, заключенного между Социальным управлением г. Пензы и Шином С.С., предусмотрено, что в случае невыполнения обязательств, предусмотренных социальным контрактом, а также в случае непредставления или предоставления недостоверной информации о выполнении мероприятий программы социальной адаптации, предоставления заведомо недостоверной информации, послужившей основанием для заключения социального контракта, досрочного прекращения социального контракта по инициативе заявителя, заявитель обязан возвратить полученные денежные средства в бюджет Пензенской области.
В случае невозвращения заявителем денежных выплат уполномоченный орган принимает меры по ее возврату в бюджет Пензенской области в судебном порядке (п. 5.2 социального контракта).
Оценивая установленные по делу обстоятельства и доказательства, их подтверждающие, суд приходит к выводу, что обязательства, предусмотренные социальным контрактом, ответчиком не исполнены, документы, подтверждающие расходование денежных средств, осуществление предпринимательской деятельности, ответчиком в Социальное управление г. Пензы не представлены, что является основанием для досрочного прекращения оказания государственной социальной помощи.
В соответствии с ч. 1 ст. 56 и ч. 1 ст. 57 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом, доказательства представляются сторонами и другими лицами, участвующими в деле.
Доказательств исполнения социального контракта ответчиком суду не представлено.
Принимая во внимание вышеприведенные нормы права и положения заключенного сторонами социального контракта, суд считает обоснованными требования истца о взыскании с Шина С.С. полученных им денежных средств в размере 250 000 рублей.
При таких обстоятельствах, исковые требования Социального управления г. Пензы к Шину С.С. о взыскании денежных средств подлежат удовлетворению.
Согласно ч. 1 ст. 103 Гражданско-процессуального кодекса Российской Федерации издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.
Поскольку истец в соответствии со ст. 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации освобожден от уплаты государственной пошлины при подаче иска, то с Шина С.С. в бюджет муниципального образования город Пенза подлежит взысканию государственная пошлина в размере 5 700 рублей.
Руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Исковые требования Социального управления г. Пензы к Шину Сергею Сергеевичу о взыскании денежных средств удовлетворить.
Взыскать с Шина Сергея Сергеевича (паспорт гражданина РФ серии Данные изъяты) в пользу Социального управления г. Пензы (ИНН 5836013033) денежные средства в размере 250 000 рублей.
Взыскать с Шина Сергея Сергеевича государственную пошлину в бюджет муниципального образования «город Пенза» в размере 5 700 рублей.
Решение может быть обжаловано в Пензенский областной суд через Ленинский районный суд г. Пензы в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья О.В. Кузнецова
В окончательной форме решение принято 27.11.2023 г.