УИД 11RS0010-01-2023-000382-06 Дело № 21-403/2023
(№ 12-66/2023)
РЕШЕНИЕ
Судья Верховного Суда Республики Коми Колосова Н.Е., рассмотрев в открытом судебном заседании 18 октября 2023 года в г. Сыктывкаре Республики Коми дело по жалобе защитника Митрофанова С.П. – адвоката Буренка К.А. на постановление Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав Эжвинского района МО ГО «Сыктывкар» № 41 от 14 февраля 2023 года и решение судьи Эжвинского районного суда г. Сыктывкара Республики Коми от 14 сентября 2023 года, в отношении Митрофанова С.П. по ч. 2 ст. 12.24 Кодекса РФ об административных правонарушениях,
установил:
Постановлением Комиссии по делам несовершеннолетних и защите из прав Эжвинского района МО ГО «Сыктывкар» № 41 от 14.02.2023 несовершеннолетний Митрофанов С.П. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.12.24 Кодекса РФ об административных правонарушениях с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 10 000 руб.
Не согласившись с постановлением, защитник Митрофанова С.П. адвокат Буренок К.А. обратился в суд с жалобой.
Решением судьи Эжвинского районного суда г. Сыктывкара Республики Коми от 14 сентября 2023 года постановление Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав Эжвинского района МО ГО «Сыктывкар» № 41 от 14 февраля 2023 года о привлечении Митрофанова Сергея Павловича к административной ответственности по ч.2 ст.12.24 Кодекса РФ об административных правонарушениях и назначении наказания в виде административного штрафа в размере 10 000 руб. оставлено без изменения, жалоба защитника Буренка К.А., действующего в интересах Митрофанова С.П., - без удовлетворения.
Не согласившись с указанным решением, защитник Буренок К.А. обратился в Верховный суд Республики Коми с жалобой, в которой просит состоявшиеся акты в отношении Митрофанова С.П. отменить, производство по делу прекратить, ввиду отсутствия состава административного правонарушения.
Участники производства по делу об административном правонарушении, надлежащим образом извещенные о дате, месте и времени рассмотрения жалобы, в судебное заседание не явились, в связи с чем, в соответствии с частью 2 статьи 25.1, частью 3 статьи 25.2, статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, считаю возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Ходатайство защитника Буренка К.А. об отложении судебного разбирательства ввиду занятости в ином судебном процессе удовлетворению не подлежит, так как само привлекаемое к ответственности лицо в судебное заседание не явилось, о причинах неявки не сообщило, при этом имело возможность воспользоваться юридической помощью иного защитника, что дает суду право в соответствии с требованиями ч. 2 ст. 25.1 КоАП РФ на рассмотрение дела в отсутствие заявителя и его защитника.
Руководствуясь положениями статьи 30.6 КоАП РФ, полагаю возможным рассмотреть жалобу в отсутствии не явившихся лиц.
Изучив материалы дела об административном правонарушении и доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.
В соответствии с частью 2 статьи 30.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в случае пропуска срока, предусмотренного частью 1 названной статьи, указанный срок по ходатайству лица, подающего жалобу, может быть восстановлен судьей или должностным лицом, правомочными рассматривать жалобу.
Ходатайство защитника Буренка К.А. о восстановлении срока обжалования решения судьи подлежит удовлетворению, ввиду получения Митрофановым С.П. копии решения 29 сентября 2023 года и невозможности подачи жалобы в установленный срок.
В соответствии с частью 2 статьи 12.24 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение Правил дорожного движения или правил эксплуатации транспортного средства, повлекшее причинение средней тяжести вреда здоровью потерпевших, влечет наложение административного штрафа в размере от десяти тысяч до двадцати пяти тысяч рублей или лишение права управления транспортными средствами на срок от полутора до двух лет.
Согласно пункту 1.3 Правил дорожного движения Российской Федерации, утвержденных постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 года N 1090 (далее - Правила дорожного движения, Правила), участники дорожного движения обязаны знать и соблюдать относящиеся к ним требования Правил, сигналов светофоров, знаков и разметки, а также выполнять распоряжения регулировщиков, действующих в пределах предоставленных им прав и регулирующих дорожное движение установленными сигналами.
В соответствии с пунктом 1.5 Правил дорожного движения участники дорожного движения должны действовать таким образом, чтобы не создавать опасности для движения и не причинять вреда.
Согласно пункту 24.7 ПДД, водители мопедов должны двигаться по правому краю проезжей части в один ряд либо по полосе для велосипедистов.
Как следует из протокола об административном правонарушении № 41 от 14 февраля 2023 года, 02 августа 2022 года в 14 часов 20 минут водитель Митрофанов С.П., находясь напротив дома <Адрес обезличен>, управляя транспортным средством Мопед YX 50-j г.р.з. б/н, Рама № 2С503943, нарушил правила расположения транспортного средства на проезжей части дороги, а именно: двигался во втором ряду у левого края полосы движения, в результате опережения совершил столкновение с автомобилем Фольксваген Джета, г.р.з. Р 323 ВЕ 11, который поворачивал налево на прилегающую территорию, чем допустил нарушение пункта 24.7 ПДД РФ. В результате указанных действий пассажир мопеда YX 50-j г.р.з. б/н, Рама № 2С503943, несовершеннолетняя ФИО9., <Дата обезличена> года рождения, получила телесные повреждения. Согласно заключению эксперта ГБУЗ РК «Бюро судебно-медицинской экспертизы» № 2/2764-22/2696-22, телесные повреждения были квалицированы как вред здоровью средней тяжести. Приведенные действия Митрофанова С.П. квалифицированы по части 2 статьи 12.24 КоАП РФ.
Рассматривая жалобу защитника Буренка К.А. на постановление Комиссии по делам несовершеннолетних и защите из прав Эжвинского района МО ГО «Сыктывкар» № 41 от 14.02.2023 в отсутствии Митрофанова С.П., его законного представителя, потерпевшей, а также второго участника ДТП, судья районного суда исходил из того, что они извещены надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении в Эжвинском районном суде г. Сыктывкара, назначенном на 14 сентября 2023 года в 11 часов.
Вместе с тем, с такими выводами судьи районного суда согласиться нельзя по следующим основаниям.
В соответствии с положениями статьи 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются, в том числе, всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
В соответствии со статьей 29.4 КоАП РФ при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении разрешаются следующие вопросы, по которым в случае необходимости выносится определение: о назначении времени и места рассмотрения дела; о вызове лиц, указанных в статьях 25.1 - 25.10 настоящего Кодекса, об истребовании необходимых дополнительных материалов по делу, о назначении экспертизы.
Исходя из положений пунктов 1, 2 части 1 статьи 29.4 КоАП РФ, решив на стадии подготовки к рассмотрению вопрос о назначении места и времени рассмотрения дела и вызове лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, судья, должностное лицо должны принять меры к надлежащему извещению указанного лица о принятом решении.
В соответствии с частью 2 статьи 25.1 КоАП РФ дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. В отсутствие указанного лица дело может быть рассмотрено лишь в случаях, если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени рассмотрения дела и если от лица не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.
В соответствии с частями 1, 2 статьи 25.2 КоАП РФ потерпевшим является физическое лицо или юридическое лицо, которым административным правонарушением причинен физический, имущественный или моральный вред; потерпевший вправе знакомиться со всеми материалами дела об административном правонарушении, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью представителя, обжаловать постановление по данному делу, пользоваться иными процессуальными правами в соответствии с названным кодексом.
Согласно правовой позиции, выраженной в пункте 11 постановления Пленума N 5, исходя из части 3 статьи 25.2 КоАП РФ право потерпевшего на участие в деле об административном правонарушении должно быть обеспечено независимо от того, является ли наступление последствий признаком состава административного правонарушения.
Согласно пункту 6 Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2005 года N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" в целях соблюдения установленных статьей 29.6 КоАП РФ сроков рассмотрения дел об административных правонарушениях судье, должностному лицу необходимо принимать меры для быстрого извещения участвующих в деле лиц о времени и месте судебного рассмотрения. Поскольку КоАП РФ не содержит каких-либо ограничений, связанных с таким извещением, оно в зависимости от конкретных обстоятельств дела может быть произведено с использованием любых доступных средств связи, позволяющих контролировать получение информации лицом, которому оно направлено (судебной повесткой, телеграммой, телефонограммой, факсимильной связью и т.п., посредством СМС-сообщения, в случае согласия лица на уведомление таким способом и при фиксации факта отправки и доставки СМС-извещения адресату).
Статья 25.15 КоАП РФ предусматривает, что лица, участвующие в производстве по делу об административном правонарушении, а также свидетели, эксперты, специалисты и переводчики извещаются или вызываются в суд, орган или к должностному лицу, в производстве которых находится дело, заказным письмом с уведомлением о вручении, повесткой с уведомлением о вручении, телефонограммой или телеграммой, по факсимильной связи либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование извещения или вызова и его вручение адресату (часть 1). Извещения, адресованные гражданам, в том числе должностным лицам, направляются по месту их жительства.
Содержание вышеперечисленных норм свидетельствует о необходимости надлежащего извещения лица, привлекаемого к административной ответственности, потерпевшего и законных представителей о рассмотрении дела об административном правонарушении или рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении.
Выполнение указанных требований, при рассмотрении дела об административном правонарушении, направлено на соблюдение гарантий защиты прав лица, привлекаемого к ответственности.
В связи с этим суд обязан принять меры к извещению данного лица о месте и времени рассмотрении дела.
Из материалов дела следует, что судебные извещения о месте и времени рассмотрения дела были направлены всем участникам производства по делу об административном правонарушении 7 сентября 2023 года.
Согласно данным официального сайта ФГУП "Почта России" pochta.ru, указанная почтовая корреспонденция Митрофанову С.П. вручена 19 сентября 2023 года, то есть после судебного разбирательства. Митрофанова О.А. (законный представитель) получила извещение 16 сентября 2023 года. Аналогично не были извещены надлежащим образом потерпевшая ФИО10 и ее законный представитель ФИО11
В силу пункта 4 части 1 статьи 29.7 КоАП РФ при рассмотрении дела об административном правонарушении судья, должностное лицо выясняют, извещены ли участники производства по делу в установленном порядке, выясняют причины их неявки и принимают решение о рассмотрении дела в отсутствие указанных лиц либо об отложении рассмотрения дела.
Основным условием рассмотрения дела об административном правонарушении в отсутствие лица, привлекаемого к административной ответственности, потерпевшего, является надлежащее и заблаговременное извещение этих лиц о времени и месте рассмотрения дела, а также предоставление им возможности реализовать свои права, в том числе и право на защиту.
Лицо, в отношении которого рассматривается дело об административном правонарушении, потерпевший, должны быть проинформированы о времени и месте рассмотрения дела таким образом, чтобы иметь реальную возможность явиться на рассмотрение дела, что является гарантией соблюдения прав и законных интересов.
Вывод судьи районного суда о надлежащем извещении лица, в отношении которого рассматривается дело об административном правонарушении, потерпевшего о дате и времени судебного заседания не соответствует данным имеющимся в деле, в связи с чем не может быть признан обоснованным.
Таким образом, при рассмотрении дела об административном правонарушении судьей районного суда не были созданы необходимые условия для реализации прав этих лиц, не были проверены причины неявки лиц на рассмотрение дела и факт их надлежащего и заблаговременного извещения о нем.
Рассмотрение дела об административном правонарушении в отсутствие лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, потерпевшего лишило их возможности воспользоваться предоставленными им процессуальными правами и повлекло за собой существенное нарушение процессуальных требований.
Допущенное судьей Эжвинского районного суда г. Сыктывкара нарушение требований КоАП РФ является существенным, имеет фундаментальный, принципиальный характер и повлияло на выводы, сделанные по данному делу об административном правонарушении, в связи с чем, решение судьи Эжвинского районного суда г. Сыктывкара Республики Коми от 14 сентября 2023 года нельзя признать законным и обоснованным, оно подлежит отмене.
В соответствии со статьей 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится одно из следующих решений: об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение судье, в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело, в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных настоящим Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
При таких обстоятельствах решение судьи Эжвинского районного суда г. Сыктывкара Республики Коми от 14 сентября 2023 года подлежит отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение в Эжвинский районный суд г. Сыктывкара Республики Коми.
В связи с отменой решения судьи Эжвинского районного суда г. Сыктывкара Республики Коми и направлением дела об административном правонарушении на новое рассмотрение, остальные доводы жалобы, в том числе об отсутствии состава административного правонарушения в действиях Митрофанова С.П. и нарушении процессуальных норм должностным лицом, вынесшим постановление, подлежат оценке при новом рассмотрении дела.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.7, 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
решил:
Восстановить Митрофанову С.П. срок обжалования решения судьи Эжвинского районного суда г. Сыктывкара Республики Коми от 14 сентября 2023 года.
решение судьи Эжвинского районного суда г. Сыктывкара Республики Коми от 14 сентября 2023 года отменить, дело об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 12.24 КоАП РФ, в отношении Митрофанова С.П. - направить в Эжвинский районный суд г. Сыктывкара Республики Коми на новое рассмотрение.
Судья Н.Е. Колосова