№ 2-2020/2023
70RS0001-01-2023-002342-15
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
01 августа 2023 года Кировский районный суд г. Томска в составе:
председательствующего Ю.А. Романовой
при секретаре Н.А. Лебедевой,
помощник судьи Я.Н. Лузанова,
при участии истца Беркетовой Т.А., представителя истца Теряева В.Л. по доверенности от 27.04.2023 (на 3 года), представителя ответчика Полещука А.Н., действующего на основании доверенности от 09.01.2023, рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Томске гражданское дело по исковому заявлению Беркетовой Т.А. к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Томской области о включении отпуска по уходу за ребенком в страховой стаж, возложении обязанности назначить страховую пенсию по старости,
УСТАНОВИЛ:
Беркетова Т.А. (далее истец) обратилась в суд с иском к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Томской области (далее ответчик) о включении отпуска по уходу за ребенком в страховой стаж, возложении обязанности назначить страховую пенсию по старости. В обоснование заявленного требования указано, что истец 03.10.2022 обратилась к ответчику с заявлением о назначении страховой пенсии по старости в соответствии со ст. 8 Федерального закона от /________/ № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», приложив необходимые для установления страховой пенсии документы, в том числе свидетельство о рождении ребёнка /________/ /________/ года рождения. Так, к заявлению были приложены справки о начислении заработной платы и подтверждения трудового стажа за период с 17.07.1984 по 25.12.1987 и с 14.03.1988 по 31.12.2003. Также к заявлению приложена справка, в которой отражены сведения об отпуске по уходу за ребёнком с 25.04.1989 по 27.02.1992.
Решением № 3612 от 28.03.2023 Беркетовой Т.А. отказано в назначении страховой пенсии по старости в соответствии со ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» в связи с тем, что общая продолжительность страхового стажа в целях определения права на страховую пенсию составила 35л.1мес.4дн., при том, что общая продолжительность страхового стажа, как указано в решении, в целях определения права на страховую пенсию по старости должна составлять не менее 37 лет.
Из решения следует, что в страховой стаж, в соответствии с ч. 1.2. ст.8 Закона «О страховых пенсиях» подлежат зачёту следующие периоды работы: с 17.07.1984 по 25.12.1987 -3г.5мес.9дн, с 14.03.1988 по 25.04.1989 - 1г.1мес.12дн., с 28.02.1992 по 31.12.2003 – 11 лет 10 мес.3дн., с 01.01.2004 по 09.04.2020 - 16л.3мес.9дн., с 01.05.2020 по 02.10.2022 -2г.5мес.2дн.
При назначении Беркетовой Т.А. страховой пенсии по старости, по мнению ответчика, не подлежат учёту иные периоды, а именно: с 01.09.1981 по 10.07.1984 - учёба, продолжительностью 2г.10мес.10дн. (диплом не представлен), с 26.04.1989 по 27.02.1992 -отпуск по уходу за ребёнком, продолжительностью 2г.10мес.2дн., с 10.04.2004 по 30.04.2004 -простои, продолжительностью 20 дн.
Несмотря на то, что Бекетовой Т.А. в отдел ПФР представлено свидетельство о рождении ребёнка, период её нахождения в отпуске по уходу за ребёнком до достижения им возраста полутора лет не включён пенсионным органом в её страховой стаж.
На основании изложенного, с учетом уточнения требований, просит обязать Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Томской области включить Беркетовой Т.А. в страховой стаж период отпуска по уходу за ребенком с 26.04.1989 по 27.02.1992, как иной период для назначения страховой пенсии (подп. 3 п. 1 ст. 13 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ); возложить обязанность на ответчика признать за истцом право на получение страховой пенсии по старости со дня обращения за ней с 03.10.2022 (ч. 2 ст. 26 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ); взыскать с ответчика расходы по оплате госпошлины.
В судебном заседании истец Беркетова Т.А. и представитель истца Теряев В.Л., настаивали на удовлетворении исковых требований по доводам, изложенным в нем.
Представитель ответчика Полещук А.Н. в судебном заседании исковые требования не признал, просил отказать в удовлетворении иска, поддержал доводы, изложенные в письменных возражениях на исковое заявление, указав, что Беркетова Т.А. 03.10.2022 обратилась с заявлением назначением страховой пенсии по старости в соответствии с ч. 1.2 ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».
Женщины 1966 года рождения, имеющие страховой стаж не менее 37 лет, приобретают право на назначении страховой пенсии по старости в соответствии с частью 1.2 статьи 8 Закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ по достижении возраста 56 лет.
Заслушав стороны, изучив доводы отзыва на иск, исследовав доказательства по делу, суд считает исковое заявление не подлежащим удовлетворению.
В соответствии со статьей 19 Конституции Российской Федерации равенство прав и свобод гарантируется без какой-либо дискриминации, в том числе независимо от рода и места деятельности. Принцип равенства всех перед законом закреплен в статье 26 Международного пакта о гражданских и политических правах.
Статьей 39 (часть 2) Конституции Российской Федерации провозглашено, что государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.
Конституция Российской Федерации, гарантируя каждому в соответствии с целями социального государства, закрепленными в ее статье 7 (часть 1), социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статья 39, часть 1), относит определение условий и порядка реализации данного конституционного права, в том числе введение правил исчисления и подтверждения стажа, к компетенции законодателя (статья 39, часть 2).
Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ, изложенной в п. 4.3 Постановления от 10.07.2007 года № 9-П, федеральный законодатель, осуществляя правовое регулирование отношений в сфере обязательного пенсионного страхования, должен обеспечивать баланс конституционно значимых интересов всех субъектов этих отношений, а устанавливаемые им правила поддержания устойчивости и автономности финансовой системы обязательного пенсионного страхования не должны обесценивать конституционное право граждан на трудовую пенсию.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан на страховые пенсии устанавливаются Федеральным законом от 28.12.2013 № 400 - ФЗ «О страховых пенсиях» (ст. 1 Закона).
В соответствии с частью 4 статьи 2 названного закона в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, Правительство Российской Федерации определяет порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии и правила установления указанных пенсий отдельным категориям граждан. В целях единообразного применения настоящего Федерального закона при необходимости могут издаваться соответствующие разъяснения в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
С 1 января 2015 года вступил в силу Федеральный закон от 28.12.2013 № 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Федеральным законом от 03.10.2018 № 350-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий" в указанный Закон внесены изменения.
Названным законом предусмотрено поэтапное повышение на 5 лет общеустановленного пенсионного возраста (до 65 и 60 лет для мужчин и женщин соответственно), по достижении которого при наличии требуемого стажа и индивидуального пенсионного коэффициента может быть назначена страховая пенсия на общих основаниях.
В соответствии с частью 1.2 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (введена Федеральным законом от 03.10.2018 № 350-ФЗ) лицам, имеющим страховой стаж не менее 42 и 37 лет (соответственно мужчины и женщины), страховая пенсия по старости может назначаться на 24 месяца ранее достижения возраста, предусмотренного частями 1 и 1.1 настоящей статьи, но не ранее достижения возраста 60 и 55 лет (соответственно мужчины и женщины).
Согласно части 1 статьи 11 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ "О страховых пенсиях" в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.
В силу части 1 статьи 12 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ "О страховых пенсиях" в страховой стаж наравне с периодами работы и (или) иной деятельности, которые предусмотрены статьей 11 настоящего Федерального закона, засчитываются другие периоды, в том числе период прохождения военной службы (пункт 1), период получения пособия по обязательному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности (пункт 2), период ухода одного из родителей за каждым ребенком до достижения им возраста полутора лет, но не более шести лет в общей сложности (пункт 3).
Из положений части 9 статьи 13 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (в редакции Федерального закона от 3 октября 2018 г. № 350-ФЗ, действующей с 1 января 2019 г.) следует, что при исчислении страхового стажа лиц, указанных в части 1.2 статьи 8 Федерального закона № 400-ФЗ "О страховых пенсиях", в целях определения их права на страховую пенсию по старости в страховой стаж включаются (засчитываются) периоды работы и (или) иной деятельности, предусмотренные частью 1 статьи 11 Федерального закона № 400-ФЗ "О страховых пенсиях", а также периоды, предусмотренные пунктом 2 части 1 статьи 12 настоящего Федерального закона. При этом указанные периоды включаются (засчитываются) без применения положений части 8 настоящей статьи.
Согласно положениям части 8 статьи 13 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ "О страховых пенсиях" при исчислении страхового стажа в целях определения права на страховую пенсию периоды работы и (или) иной деятельности, которые имели место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона и засчитывались в трудовой стаж при назначении пенсии в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения работы (деятельности), могут включаться в указанный стаж с применением правил подсчета соответствующего стажа, предусмотренных указанным законодательством (в том числе с учетом льготного порядка исчисления стажа), по выбору застрахованного лица.
Как следует из материалов дела, 03.10.2022 Беркетова Т.А., /________/ года рождения, обратилась в пенсионный орган с заявлением о назначении страховой пенсии по старости в соответствии со ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».
Решением пенсионного органа №3612 от 28.03.2023 Беркетовой Т.А. отказано в назначении страховой пенсии по старости в соответствии со статьей 8 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», рекомендовано обратиться с заявлением о назначении страховой пенсии по старости по достижении общеустановленного пенсионного возраста, либо после доработки страхового стажа до 37 лет. Кроме того, из решения следует, что при назначении страховой пенсии по старости в соответствии с частью 1.2 статьи 8 Закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ не учтены периоды: с 01.09.1981 по 10.07.1984, продолжительностью 2 года 2 месяца 10 дней; с 26.04.1989 по 27.02.1992 - отпуск по уходу за ребенком продолжительностью 2 год 10 месяцев 2 дня; с 10.04.2004 по 30.04.2004 - простои продолжительностью 20 дней. Общая продолжительность страхового стажа в целях определения права на страховую пенсию по старости составила 35 лет 1 месяц 4 дня. Общая продолжительность страхового стажа в целях определения права на страховую пенсию по старости составила менее 37 лет.
Из трудовой книжки истца от 01.08.1984 следует, что с 14.03.1988 по апрель 1989 года, с марта 1992 по декабрь 1994 года истец работала в 55 отделении связи.
Согласно свидетельству о рождении от 18.03.1989, у истца родился сын /________/ /________/ года рождения.
В период с 26.04.1989 по 27.02.1992 Беркетова Т.А. находилась в отпуске по уходу за ребенком продолжительностью 2 год 10 месяцев 2 дня, что не оспаривалось сторонами в судебном заседании.
В соответствии с частью 9 статьи 13 Закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ при исчислении страхового стажа лиц, указанных в части 1.2 статьи 8 настоящего Федерального закона, в целях определения их права на страховую пенсию по старости в страховой стаж включаются (засчитываются) периоды работы и (или) иной деятельности, предусмотренные частью 1 статьи 11 настоящего Федерального закона, а также периоды, предусмотренные пунктами 1 (периоды прохождения военной службы по призыву, периоды участия в специальной военной операции в период прохождения военной службы), 2 и 12 (периоды участия в специальной военной операции) части 1 статьи 12 настоящего Федерального закона.
В силу прямого указания закона (ч. 9 ст. 13 Федерального закона № 400-ФЗ) при исчислении страхового стажа по ч. 1.2 ст. 8 Федерального закона может быть учтен лишь период работы и иной деятельности, названный в ст. 11 этого закона, а также период получения пособия по обязательному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности. Возможность зачета периодов нахождения в отпуске по уходу за ребенком (п. 3 ч. 1 ст. 12 Федерального закона № 400-ФЗ) законодателем при подсчете 37-летнего стажа исключена, равно как и исключена возможность применения при исчислении такого стажа прежнего законодательства, действовавшего в период такого отпуска.
То есть данная норма не предусматривает при исчислении страхового стажа лиц, указанных в части 1.2 статьи 8 Закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ, включение периода ухода за ребенком до достижения им возраста полутора лет.
Из чего следует, что при исчислении страхового стажа в целях определения права на страховую пенсию по старости ранее достижения возраста 58 лет в страховой стаж не может быть засчитан период ухода одного из родителей за каждым ребенком до достижения им возраста полутора лет.
Поскольку законом (ч. 9 ст. 13 Федерального закона № 400-ФЗ) прямо исключена возможность учета периода отпуска по уходу за ребенком (п. 3 ч. 1 ст. 12 названного закона) при определении страхового стажа по ч. 1.2 ст. 8 Федерального закона № 400-ФЗ, не допускается применение ранее действовавших правил подсчета стажа, у суда не имеется оснований для обязания ответчика включить истцу период отпуска по уходу за ребенком в 37-летний страховой стаж и признать за ней право на получение страховой пенсии по старости в соответствии с частью 1.2 статьи 8 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» с 03.10.2022.
Поскольку суд отказывает в удовлетворении исковых требований, у суда не имеется оснований для взыскания с ответчика государственной пошлины в силу ст. 98 ГПК РФ.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░.
░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ 08.08.2023.