11 RS 0007-01-2019-000615-81 Дело 2- 30/2020
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г.Вуктыл 28 января 2020 года
Вуктыльский городской суд Республики Коми в составе
председательствующего судьи Сурганова О.В.,
при секретаре Смагиной К.Р.,
с участием старшего помощника прокурора г.Вуктыл Курято М.Р.,
представителя ответчика администрации ГО «Вуктыл» по доверенности Степановой М.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора города Вуктыл в интересах неопределенного круга лиц к администрации городского округа «Вуктыл» и обществу с ограниченной ответственностью «Вуктылстройсервис» об обязании оборудовать полигон твердых бытовых и промышленных отходов средствами измерения,
у с т а н о в и л:
прокурор г.Вуктыл обратился с заявлением в суд в интересах неопределенного круга лиц к администрации городского округа «Вуктыл» (далее – администрация ГО «Вуктыл») и обществу с ограниченной ответственностью «Вуктылстройсервис» (далее – ООО «Вуктылстройсервис») об обязании оборудовать полигон твердых бытовых и промышленных отходов средствами измерения массы твердых коммунальных отходов (далее –ТКО).
Свои требования прокурор г.Вуктыла мотивировал тем, что на территории ГО «Вуктыл» действует санкционированный полигон твердых, бытовых и промышленных отходов в г.Вуктыл, находящийся в муниципальной собственности, который предназначен для размещения отходов VI класса опасности. При проверке указанного полигона, установлено, что его эксплуатация осуществляется ООО «Вуктылстройсервис» (лицензия № от ДД.ММ.ГГГГ), которому он передан администрацией ГО «Вуктыл» на основании договора аренды муниципального имущества № 01/19 от 09 января 2019 г.. Согласно п.1.1 договора аренды муниципального имущества № 01/19 от 09 января 2019 г. администрацией ГО «Вуктыл» ООО «Вуктылстройсервис» передано во временное владение муниципальное имущество, включающее в себя полигон твердых, бытовых и промышленных отходов в г.Вуктыл, общей площадью 85253,1 кв.м., кадастровый номер №. До настоящего времени полигон средствами измерения массы ТКО не оборудован, что не позволяет вести учет объема и (или) массы твердых коммунальных отходов, а, следовательно, вести точный учет заполняемости полигона, необходимого для внесения в территориальную схему обращения отходов, а также в целях недопустимости неблагоприятных экологических последствий.
В судебном заседании прокурор г.Вуктыл на удовлетворении заявленных требований настаивал, уточнив срок исполнения решения суда до 01 апреля 2020 года.
Представитель администрации ГО «Вуктыл» в судебном заседании с заявленными прокурором требованиями и уточненным сроком исполнения решения суда согласился.
Представитель ООО «Вуктылстройсервис» в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания судом извещен, не просил отложить рассмотрение дела.
Заслушав пояснения прокурора, представителя администрации ГО «Вуктыл», исследовав материалы дела, суд приходит к следующему:
В судебном заседании установлено, что в соответствии со ст.1 Закона Республики Коми от 01.12.2015 № 114-РЗ «О преобразовании муниципальных образований муниципального района «Вуктыл» в Республике Коми и внесении изменений в связи с этим в Закон Республики Коми «О территориальной организации местного самоуправления в Республике Коми» в соответствии с федеральным законодательством муниципальные образования городского поселения «Вуктыл» и сельских поселений «Дутово», «Подчерье», «Усть – Соплеск», «Лемтыбож», расположенные на территории муниципального образования муниципального района «Вуктыл»в Республике Коми, преобразованы путем их объединения во вновь образованное муниципальное образование городского поселения, наделив его статусом городского округа с наименованием «Вуктыл».
Согласно п.1 Решения Совета МО городского округа «Вуктыл» от 19.04.2016 № 28 «Об администрации городского округа «Вуктыл» администрация городского округа «Вуктыл» является правопримеником публичных прав и обязанностей администрации муниципального района «Вуктыл», администрации городского поселения «Вуктыл», администрации сельского поселения «Дутово», администрации сельского поселения «Подчерье», администрации сельского поселения «Лемтыбож», администрации сельского поселения «Усть - Соплеск».
В соответствии с разделами 2 и 4 Положения об администрации городского округа «Вуктыл» к исполнительно распорядительным полномочиям администрации в соответствии с настоящим Положением и решениями Совета городского округа «Вуктыл» относятся полномочия: по решению вопросов местного значения.
Судом также установлено, что МО ГО «Вуктыл» осуществляет свою деятельность на основании Устава, принятого решением Совета ГО «Вуктыл» от 26 мая 2016 года № 64.
Из п.п.3, п.п. 6, п.п.8 п.1 ст.5 Устава МО ГО «Вуктыл» следует, что к вопросам местного значения относятся: владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности городского округа; организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством.
В судебном заседании также установлено, что на основании договора аренды муниципального имущества № 01/19 от 09 января 2019 года администрация ГО «Вуктыл», как арендодатель передала, а ООО «Вуктылстройсервис», как арендатор принял в аренду за плату во временное владение и пользование муниципальное имущество, расположенное по адресу: Республика Коми, ГО «Вуктыл», включающее в себя полигон твердых, бытовых и промышленных отходов в г.Вуктыл общей площадью 85253,1 кв.м. кадастровый номер № (п.1.1).
Из п.2.1 договора аренды муниципального имущества № 01/19 от 09 января 2019 года следует, что срок действия договора составляет 5 (пять) лет и устанавливается с 09 января 2019 года по 08 января 2024 года.
Согласно п.3.3.6 договора аренды муниципального имущества № 01/19 от 09 января 2019 года арендатор обязуется: нести расходы на содержание муниципального имущества и поддерживать его в надлежащем состоянии в соответствии с техническими, санитарными и протиопожарными нормами.
В соответствии с п.3.3.9 договора аренды муниципального имущества № 01/19 от 09 января 2019 года арендатор обязан содержать имущество, а также прилегающую территорию в соответствии с правилами и нормами технической эксплуатации.
Из п.3.3.11 договора аренды муниципального имущества № 01/19 от 09 января 2019 года следует, что Арендатор также обязан нести расходы по содержанию муниципального имущества (п.3.3.11).
Согласно акта от 09 января 2019 года приема-передачи муниципального имущества, являющегося приложением к договору аренды муниципального имущества № 01/19 от 09.01.2019 арендодатель, на основании договора аренды муниципального имущества № 01/19 от 09 января 2019 года передал, а арендатор принял муниципальное имущество, описанное в настоящем акте 09 января 2019 года.
02 июля 2019 года за исх.№ прокурором г.Вуктыл на имя руководителя администрации МО ГО «Вуктыл» внесено представление об устранении нарушений законодательства об охране окружающей среды в сфере обращения с отходами, согласно которого до настоящего времени полигон средствами изменения массы ТКО не оборудован.
02 июля 2019 года за исх.№ прокурором г.Вуктыл на имя директора ООО «Вуктылстройсервис» внесено представление об устранении нарушений законодательства об охране окружающей среды в сфере обращения с отходами, согласно которого до настоящего времени полигон средствами изменения массы ТКО не оборудован.
Из информации исх.№ от 03 декабря 2019 года ООО «Вуктылстройсервис» прокурору г.Вуктыл следует, что договором аренды полигона не предусмотрено устройство пункта весового контроля на полигоне, однако данные расходы предусмотрены в расчете тарифа на размещение ТКО на период действия производственной программы по обращению с отходами, утвержденной приказом Министерства энергетики, жилищно-коммунальных тарифов Республики Коми от 20.12.2018 г. № 70/41-Т, сроком на три года в размер 1 /3 части стоимости в год, начиная с 2019 года.
В силу ч. 2 ст. 15 Конституции Российской Федерации органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.
На основании ст.ст.42, 58 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением. Каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.
Статьей 209 ГК РФ предусмотрено, что собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.
Согласно ст.3 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципов: соблюдение прав человека на благоприятную окружающую среду; обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека; рациональное использование природных ресурсов как необходимые условия обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности; допустимость воздействия хозяйственной и иной деятельности на природную среду исходя из требований в области охраны окружающей среды.
В соответствии со ст.1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» отходы производства и потребления – вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с данным Федеральным законом; объект размещения отходов – специально оборудованное сооружение, предназначенное для размещения отходов (полигон, шламохранилище, хвостохранилище, отвал горных пород и другое)
Из ст.13.3 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ « Об отходах производства и потребления» в целях организации и осуществления деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов утверждаются территориальные схемы обращения с отходами и федеральная схема обращения с твердыми коммунальными отходами.
Территориальная схема обращения с отходами должна включать в себя, в том числе, данные о нахождении источников образования отходов на территории субъекта Российской Федерации (с нанесением источников их образования на карту субъекта Российской Федерации); данные о количестве образующихся отходов на территории субъекта Российской Федерации с разбивкой по видам и классам опасности отходов.
В соответствии с п.10 Постановления Правительства РФ от 03.06.2016 № 505 «Об утверждении правил коммерческого учета объема и массы ТКО» владельцы объектов обязаны в течение 1 года со дня вступления в силу настоящих Правил оборудовать принадлежащие им объекты средствами измерения массы твердых коммунальных отходов. Данные правил вступили в силу 15 июня 2016 года.
Поскольку в судебном заседании установлено, что переданный администрацией ГО «Вуктыл» в аренду ООО «Вуктылстройсервис» полигон твердых, бытовых и промышленных отходов в г.Вуктыл не оборудован средствами измерения массы твердых коммунальных отходов, то данное обстоятельство безусловно нарушает права и охраняемые законом интересы неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду; обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека, рациональное использование природных ресурсов как необходимых условий обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности.
В силу ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований
С учетом изложенного суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных прокурором г. Вуктыл требований об обязании администрации ГО «Вуктыл» и ООО «Вуктылстройсервис» устранить выявленные нарушения законодательства и оборудовать полигон твердых бытовых и промышленных отходов в г.Вуктыл, расположенный по адресу: Республика Коми, ГО «Вуктыл», средствами измерения массы твердых коммунальных отходов.
В соответствии со ст.39 ГПК РФ суд принимает признание иска представителем администрации ГО «Вуктыл», поскольку эти действия не противоречат закону, не нарушают прав и охраняемых законом интересов других лиц.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст.39,173, 194-198,199 ГПК РФ, суд
р е ш и л :
обязать администрацию городского округа «Вуктыл» и общество с ограниченной ответственностью «Вуктылстройсервис» в срок до 01 апреля 2020 года оборудовать полигон твердых бытовых и промышленных отходов в г.Вуктыл, расположенный по адресу: Республика Коми, ГО «Вуктыл», средствами измерения массы твердых коммунальных отходов.
На решение может быть поданы апелляционные жалоба или представление в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Республики Коми в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через Вуктыльский городской суд.
Мотивированное решение изготовлено 31 января 2020 года.
Судья: О.В. Сурганов