Изготовлено 24 июля 2023 года
УИД 51RS0018-01-2023-000246-57
Дело № 2-192/2023
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Ковдор 17 июля 2023 года
Ковдорский районный суд Мурманской области в составе председательствующего судьи Толстовой Т.В.,
при секретаре Давыдовой А.Н.,
с участием представителя истца Зиновьевой Ж.Н., представителя ответчика Отделения Фонда пенсионного и социального страхования РФ по Мурманской области Ермакова Г.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Рапейко Геннадия Владимировича к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Мурманской области о включении периодов работы в страховой стаж и стаж работы в районах Крайнего Севера, перерасчете страховой пенсии по старости,
УСТАНОВИЛ:
Рапейко Г.В. обратился в суд с иском к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Мурманской области (далее ОСФР по Мурманской области) о включении периодов работы в страховой стаж и стаж работы в районах Крайнего Севера, перерасчете страховой пенсии по старости.
В обоснование заявленных требований указал, что с <дд.мм.гг> является получателем досрочной страховой пенсии по старости и <дд.мм.гг> обратился к ответчику с заявлением о включении в страховой стаж в районах Крайнего Севера период осуществления индивидуальной предпринимательской деятельности на территории Ковдорского района Мурманской области с <дд.мм.гг> по <дд.мм.гг>, а также просил учесть наибольшую заработную плату за период работы 60 месяцев с <дд.мм.гг> по <дд.мм.гг> в Ковдорским леспромхозе, однако ответчиком в перерасчете пенсии было отказано.
Указывает, что расчет величины пенсионного капитала ответчиком произведен в соответствии с пунктом 3 статьи 30 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» на основании справки о заработной плате за период работы с <дд.мм.гг> по <дд.мм.гг>. Фактическое отношение среднемесячного заработка истца за указанный период к среднемесячной плате в Российской Федерации за этот период составило *, при определении величины пенсионного капитала отношение заработков применено с учетом ограничения отношения в размере 1,4. Продолжительность общего трудового стажа истца в календарном исчислении по состоянию на 01 января 2002 года согласно расчету ответчика составляет * лет * месяца * дня, что соответствует стажевому коэффициенту *. Сведения о его заработной плате как наибольшей за период работы 60 месяцев с <дд.мм.гг> по <дд.мм.гг> в Ковдорском леспромхозе ответчику представлены, но при расчете страховой пенсии не учтены.
Также указывает, что Пенсионным фондом не включен в его страховой стаж и стаж в районах Крайнего Севера период осуществления им индивидуальной предпринимательской деятельности на территории Ковдорского района Мурманской области с <дд.мм.гг> по <дд.мм.гг>. Указывает, что за это период им были представлены налоговые декларации по налогу на доходы физических лиц с указанием об отсутствии дохода от предпринимательской деятельности. Соответственно, страховые взносы уплате не подлежали, он освобождался от обязанности по уплате страховых взносов в ПФР.
По этим основаниям Рапейко Г.В. просит обязать Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Мурманской области включить в страховой стаж и стаж в районах Крайнего Севера период осуществления индивидуальной предпринимательской деятельности с <дд.мм.гг> по <дд.мм.гг> и произвести перерасчет страховой пенсии по старости с учетом периода индивидуальной предпринимательской деятельности с <дд.мм.гг> по <дд.мм.гг> и с учетом заработной платы за период работы с 1988 года по 1992 год в Ковдорском леспромхозе.
Истец Рапейко Г.В. в судебное заседание не явился, о времени и месте его проведения извещен.
Представитель истца Рапейко Г.В. – А. умерла.
Представитель истца Рапейко Г.В. Зиновьева Ж.Н. в судебном заседании заявленные требования поддержала, настаивала на их удовлетворении.
Представитель ответчика ОСФР по Мурманской области Ермакова Г.А. просила в удовлетворении исковых требований Рапейко Г.В. отказать.
Заслушав представителя истца Зиновьеву Ж.Н., представителя ответчика ОСФР по Мурманской области Ермакову Г.А., исследовав материалы дела, суд приходит к выводу, что иск не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Конституцией Российской Федерации каждому гражданину гарантировано право на социальное обеспечение по возрасту. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом (статья 39).
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на трудовые пенсии с <дд.мм.гг> регулируются Федеральным законом от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».
Согласно части 1 статьи 4 названного закона право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», при соблюдении ими условий, предусмотренных этим федеральным законом.
По общему правилу право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону) (часть 1 статьи 8 Федерального закона «О страховых пенсиях»).
Частью 2 статьи 8 Федерального закона «О страховых пенсиях» установлено, страховая пенсия по старости назначается при наличии не менее 15 лет страхового стажа.
Страховой стаж - это учитываемая при определении права на страховую пенсию и ее размера суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, за которые начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж (пункт 2 статьи 3 Федерального закона «О страховых пенсиях»).
В соответствии с частью 1 статьи 11 Федерального закона «О страховых пенсиях» в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 названного закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Условия и порядок подтверждения страхового стажа, в том числе для досрочного назначения страховой пенсии по старости, определены статьей 14 Федерального закона «О страховых пенсиях».
При подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 года № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (часть 1 статьи 14 Федерального закона «О страховых пенсиях»).
При подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 года № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета (часть 2 статьи 14 Федерального закона «О страховых пенсиях»).
Из приведенных нормативных положений следует, что право на страховую пенсию по старости имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», при наличии определенных условий, в числе которых страховой стаж, то есть суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, в течение которых уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж.
С наличием страхового стажа определенной продолжительности, а также специального стажа работы в определенных условиях связывается и право отдельных работников на досрочное назначение страховой пенсии по старости. К числу таких работников пунктом 6 части 1 статьи 32 Федерального закона «О страховых пенсиях» отнесены мужчины по достижении возраста 55 лет, если они проработали не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеют страховой стаж не менее 25 лет.
В силу части 4 статьи 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу названного федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности).
Исходя из положений статьи 1 Закона Российской Федерации от 9 февраля 1993 года № 4520-1 «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в района Крайнего Севера и приравненных к ним местностях», работающими в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях признаются лица, работающие по найму постоянно или временно в организациях, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, независимо от форм собственности. Таким образом, для включения в соответствующий специальный стаж какого-либо периода, в указанный период в природно-климатических условиях Крайнего Севера непосредственно должна осуществляться именно работа, то есть выполнение трудовых обязанностей.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 26 февраля 2021 года № 314-О, что касается пункта 6 части 1 статьи 32 Федерального закона «О страховых пенсиях», определяющего условия назначения страховой пенсии по старости досрочно лицам, осуществляющим трудовую деятельность в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в том числе закрепляющего минимальную продолжительность стажа работы в указанных районах, то данная норма выступает элементом механизма досрочного пенсионного обеспечения названной категории граждан.
Такое правовое регулирование направлено на обеспечение реализации их пенсионных прав, в равной мере распространяется на всех лиц, работавших в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также выехавших на постоянное жительство за пределы указанных территорий.
В Определении от 29 сентября 2022 года № 2263-О Конституционный Суд Российской Федерации указал, что федеральный законодатель, предоставляя гражданам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, право на досрочное назначение пенсии по старости (п. 6 ч. 1 ст. 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях»), обусловливает возможность его реализации помимо других условий наличием определенной продолжительности стажа работы в таких районах и местностях.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 10 сентября 2021 года № 1532 «Об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с пунктами 2, 6 и 7 части 1 статьи 32 Федерального закона «О страховых пенсиях» предусмотрено применение Правил, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 года № 516, при исчислении периодов работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях в целях решения вопроса о досрочном назначении страховой пенсии.
Обусловливая возможность зачета периодов такой работы в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, ее выполнением постоянно в течение полного рабочего дня, пункт 4 названных Правил позволяет учитывать различную степень влияния неблагоприятных климатических факторов на лиц, работающих на одних и тех же территориях, но в разных условиях, в том числе в течение полного рабочего дня или при неполной занятости.
Такое правовое регулирование направлено на реализацию права граждан, работавших в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, на пенсионное обеспечение с учетом объективно существующих неблагоприятных климатических факторов, оказывающих непосредственное влияние на степень риска утраты трудоспособности до достижения общеустановленного пенсионного возраста.
Согласно пункту 10 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 02 октября 2014 года № 1015, периоды работы до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета. В случаях, если в таких сведениях содержатся неполные сведения о периодах работы либо отсутствуют сведения об отдельных периодах работы, периоды работы подтверждаются документами, указанными в пунктах 11 - 17 Правил.
Пунктом 11 Правил предусмотрено, что документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка установленного образца. При отсутствии трудовой книжки, а также в случае, если в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные сведения либо отсутствуют записи об отдельных периодах работы, в подтверждение периодов работы принимаются письменные трудовые договоры, оформленные в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день возникновения соответствующих правоотношений, трудовые книжки колхозников, справки, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы.
В пункте 15 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 года № 30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии» разъяснено, что следует различать периоды, имевшие место до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 года № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» и после такой регистрации.
Периоды работы до регистрации гражданина в качестве застрахованного подтверждаются документами, выдаваемыми в установленном порядке работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами (к примеру, архивными). Если документы о работе утрачены в связи со стихийным бедствием (землетрясением, наводнением, ураганом, пожаром и тому подобными причинами), а также по другим причинам (вследствие небрежного их хранения, умышленного уничтожения и тому подобных причин), не связанным с виной работника, и восстановить их невозможно, то такие периоды работы могут быть установлены на основании показаний двух или более свидетелей. При этом характер работы показаниями свидетелей не подтверждается (абзац второй пункта 15 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 года № 30).
Согласно части 1 статьи 28 Федерального закона «О страховых пенсиях» физические и юридические лица несут ответственность за достоверность сведений, содержащихся в документах, представляемых ими для установления и выплаты страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), а работодатели, кроме того, - за достоверность сведений, представляемых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.
Исходя из изложенного, по общему правилу периоды работы до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются документами, выдаваемыми в установленном порядке работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами (например архивными данными, справками работодателя, уточняющими занятость работника в соответствующих должностях и учреждениях, которые засчитываются в специальный стаж, дающий право на досрочную страховую пенсию по старости). Периоды работы после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются выпиской из индивидуального лицевого счета застрахованного лица, сформированной на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета. При этом работодатели несут ответственность за достоверность сведений, содержащихся в документах, представляемых ими для установления и выплаты страховой пенсии, а также несут ответственность за достоверность сведений, представляемых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.
В случае возникновении спора о периодах работы, подлежащих включению в страховой стаж, в том числе в страховой стаж для досрочного назначения страховой пенсии по старости, порядке исчисления этого стажа, сведения о наличии такого стажа (в данном случае факт выполнения работы в определенной должности и в определенном структурном подразделении учреждения здравоохранения в целях льготного исчисления страхового стажа) могут быть подтверждены в судебном порядке с представлением доказательств, отвечающих требованиям статей 59, 60 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации. При этом бремя доказывания этих юридически значимых обстоятельств в силу статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации является обязанностью лица, претендующего на досрочное назначение страховой пенсии по старости.
Как следует из материалов дела и установлено судом, Рапейко Г.В. с <дд.мм.гг> является получателем страховой пенсии на основании пункта 2 части 1 статьи 30 Федерального закона № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (л.д. 182 т. 2).
Пенсионным органом было установлено, что документально подтвержденный страховой стаж истца составляет * года * месяцев * дней, в льготном исчислении * лет * месяцев * дней, при требуемом стаже 25 лет, стаж работы в районах Крайнего Севера составил * лет * месяцев * дней, при требуемом стаже 15 лет (л.д. 231-233 т. 2).
При назначении истцу пенсии в расчет страхового стажа и стажа работы в районах Крайнего Севера частично не был включен период осуществления предпринимательской деятельности с <дд.мм.гг> по <дд.мм.гг> год.
Рапейко Г.В. был зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя с <дд.мм.гг> по <дд.мм.гг>, дохода от предпринимательской деятельности не имел (л.д. 28, 51, 45-50, 22 т.1).
Как установлено судом, подтверждено представителем истца в судебном заседании, материалами дела, в период регистрации Рапейко Г.В. в качестве индивидуального предпринимателя с <дд.мм.гг> по <дд.мм.гг>, страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации им не уплачивались.
Стороной истца, в нарушение статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, не представлено отвечающих требованиям главы 6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации письменных доказательств в подтверждение того, что
предпринимательская деятельность осуществлялась в спорный период в районах Крайнего Севера, а также того, что работа в особых условиях труда, выполнялась Рапейко Г.В. постоянно в течение всего рабочего дня (не менее 80% рабочего времени). Сам по себе факт регистрации истца в качестве индивидуального предпринимателя данные обстоятельства не подтверждает.
При этом, неуплата страховых взносов индивидуальными предпринимателями исключает возможность включения в страховой стаж этих лиц периодов деятельности, за которые ими не уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации. Причины, по которым они не уплачивались, не являются основанием для включения спорных периодов в страховой стаж указанных лиц.
Кроме этого, материалами дела подтверждено, что истец в период с <дд.мм.гг> по <дд.мм.гг>, с <дд.мм.гг> по <дд.мм.гг>, с <дд.мм.гг> по <дд.мм.гг> состоял на регистрационном учете в Центре занятости населения Ковдорского района в целях поиска подходящей работы и получал пособие по безработице и эти периоды включены в страховой стаж истца (л.д. 238 т. 2, л.д. 23-25 т. 1, л.д. 231-233 т. 2).
При таком положении, принимая во внимание, что истцом в спорный период страховые взносы не уплачивались, руководствуясь статьей 23 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьей 8 Федерального закона от 08 августа 2001 года № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», нормами Федерального закона «О страховых пенсиях», а также то, что период индивидуальной трудовой деятельности может быть засчитан в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии документального подтверждения уплаты за этот период обязательных платежей, осуществления указанной деятельности в районах Крайнего Севера. В рассматриваемом случае с учетом установленных по делу обстоятельств, правовых оснований для включения периода с <дд.мм.гг> по <дд.мм.гг> осуществления истцом предпринимательской деятельности в стаж его работы в районах Крайнего Севера не имеется.
Кроме того, требования истца Рапейко Г.В. о перерасчете страховой пенсии по старости с учетом заработной платы за периоды работы с <дд.мм.гг> по <дд.мм.гг> в Ковдорском леспромхозе также удовлетворению не подлежат по следующим основаниям.
В абзаце одиннадцатом пункта 3 статьи 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» для лиц, проживавших по состоянию на 1 января 2002 года в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях (пункт 2 статьи 28 настоящего Федерального закона), в которых установлены районные коэффициенты к заработной плате, отношение среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации (ЗР / ЗП) для лиц, проживавших в указанных районах и местностях, в которых к заработной плате работников установлен районный коэффициент в размере до 1,5 учитывается в размере не свыше 1,4.
Материалами дела подтверждено, что отношение среднемесячного заработка Рапейко Г.В. к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации за одинаковый период времени 60 месяцев <дд.мм.гг> составило * и ограничено максимально предельной величиной 1,4, отношение среднемесячного заработка Рапейко Г.В. к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации с учетом сведений о заработной плате за период с <дд.мм.гг> по <дд.мм.гг> составило * и также ограничено максимальной предельной величиной 1,4, что не влияет на исчисление размера страховой пенсии по старости, так как отношение заработной платы уже было установлено ответчиком в максимально возможной величине. В этой связи оснований для перерасчета размера страховой пенсии по старости не имеется.
Руководствуясь статьями 194 - 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░, <░░░░░░ ░░░░░░>, ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░ 5191120055, ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ – ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░