Судья Скрипко Н.В. |
№ 12-301/2021 |
ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ
РЕШЕНИЕ
01.12.2021 |
г. Петрозаводск |
Судья Верховного Суда Республики Карелия Щепалов С.В., рассмотрев жалобу Дегтяревой Ю. С. на постановление судьи Сегежского городского суда Республики Карелия от 23.07.2021 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 6.3 КоАП РФ, в отношении Дегтяревой Ю. С.,
установил:постановлением судьи Сегежского городского суда Республики Карелия от 23.07.2021 Дегтярева Ю.С. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 6.3 КоАП РФ, ей назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 7500 руб.
С постановлением не согласна Дегтярева Ю.С., в поданной жалобе просит его отменить и прекратить производство по делу, в том числе на основании ст. 2.9 КоАП РФ. Указывает, что лабораторное исследование прошла в установленный срок - 11.11.2020. Информацию о результатах теста разместила в ЕПГУ 15.11.2020 - в день получения соответствующего документа в медицинском учреждении, о готовности результатов исследования ранее Дегтяревой Ю.С. не сообщалось. Допущенное нарушение носит формальный характер и не повлекло негативных последствий.
Подателем жалобы также заявлено ходатайство о восстановлении срока обжалования постановления судьи, мотивированное поздним получением его копии.
С учетом обстоятельств дела и положений ст. 30.3 КоАП РФ полагаю возможным удовлетворить ходатайство о восстановлении пропущенного процессуального срока.
На жалобу поступили письменные мотивированные возражения от административного органа.
На рассмотрение дела по поданной жалобе Дегтярева Ю.С., надлежащим образом извещенная о времени и месте судебного заседания, не явилась, просить рассмотреть жалобу в ее отсутствие.
Проверив дело, прихожу к следующему.
В силу ч. 2 ст. 6.3 КоАП РФ невыполнение в установленный срок выданного при возникновении угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, либо в период осуществления на соответствующей территории ограничительных мероприятий (карантина), законного предписания (постановления) или требования органа (должностного лица), осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, о проведении санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 15000 до 40000 руб.
Подпунктом 6 п. 1 ст. 51 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее – Закон) к полномочиям главных государственных санитарных врачей и их заместителей отнесено право выносить мотивированные постановления о введении (отмене) ограничительных мероприятий (карантина) в организациях и на объектах, при угрозе возникновения и распространения инфекционных заболеваний, представляющих опасность для окружающих.
Статьей 10 Закона установлена обязанность граждан выполнять требования санитарного законодательства, а также постановления осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц.
Постановлением Правительства РФ от 31.01.2020 № 66 коронавирусная инфекция (2019-nCoV) внесена в Перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих.
В силу п. 2.2 постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 18.03.2020 № 7 "Об обеспечении режима изоляции в целях предотвращения распространения COVID-2019" в редакции, действовавшей на день выявления правонарушения (далее - Постановление), гражданам РФ, прибывающим на территорию РФ воздушным транспортом (за исключением члена экипажа воздушного судна), предписывалось в течение трех календарных дней со дня прибытия на территорию РФпройти лабораторное исследование на COVID-19 методом ПЦР и разместить информацию о результате лабораторного исследования на COVID-19 методом ПЦР в ЕПГУ, заполнив форму "Предоставление сведений о результатах теста на новую коронавирусную инфекцию для прибывающих на территорию РФ".
По смыслу данного положения, гражданин РФ, прибывающий в РФ воздушным транспортом, в течение 3 дней со дня прибытия был обязан как пройти лабораторное исследование, так и разместить информацию о его результатах в ЕПГУ.
Основанием привлечения Дегтяревой Ю.С. к административной ответственности послужило следующее обстоятельство. Дегтярева Ю.С., являющаяся гражданкой РФ, проживающая по адресу: (...) 10.11.2020 прибыла из Турецкой Республики на территорию РФ (г. Москва, аэропорт Шереметьево) воздушным транспортом (рейс RL-7704), при этом в нарушение п. 2.2 Постановления в течение трех календарных дней не разместила информацию о результатах своего лабораторного исследования на COVID-19 методом ПЦР в ЕПГУ.
При рассмотрении дела судья полагал о наличии в действиях Дегтяревой Ю.С. состава административного правонарушения и необходимости руководствоваться редакцией Постановления, действовавшей на день совершения вмененного правонарушения.
Данный вывод представляется ошибочным.
В силу ч. 1 ст. 1.7 КоАП РФ лицо, совершившее административное правонарушение, по общему правилу подлежит ответственности на основании закона, действовавшего во время совершения правонарушения.
Приведенная норма закреплена в развитие положения ч. 2 ст. 54 Конституции РФ, согласно которому никто не может нести ответственность за деяние, которое в момент его совершения не признавалось правонарушением.
Вместе с тем, в силу специального положения, закрепленного в той же части ст. 54 Конституции РФ, если после совершения правонарушения ответственность за него устранена или смягчена, применяется новый закон.
В развитие конституционного принципа частью 2 ст. 1.7 КоАП РФ предусмотрено, что закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу, то есть распространяется и на лицо, которое совершило правонарушение до вступления такого закона в силу, и в отношении которого постановление о назначении административного наказания не исполнено.
Таким образом, обратную силу имеет как закон, непосредственно отменяющий или смягчающий административную ответственность за определенное правонарушение, так и норма права, смягчающая административно-правовой режим таким образом, что вменяемое деяние перестает быть противоправным после совершения правонарушения, в том числе в ходе производства по делу.
В соответствии с Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 02.07.2021 № 17, вступившим в действие с 07.07.2021 и действовавшим на день вынесения постановления, подпункт 2.2 Постановления был изложен в иной редакции, которая возлагала на гражданина обязанность в течение трех календарных дней со дня прибытия на территорию РФ обязанность пройти однократное лабораторное исследование на COVID-19 методом ПЦР, за исключением случая наличия вакцинации против COVID-19 в течение последних 12 месяцев или сведений о перенесенном в последние 6 месяцев заболевании COVID-19. Также была предусмотрена обязанность по последующему размещению сведений о лабораторном исследовании на ЕПГУ путем заполнения формы "Предоставление сведений о результатах теста, перенесенном заболевании или вакцинации от новой коронавирусной инфекции для прибывающих на территорию РФ", вместе с тем, ранее действовавшее ограничение срока исполнения данной обязанности было исключено.
Таким образом, в связи со смягчением требований санитарного законодательства положение лица, которому вменялось совершение правонарушения в рамках настоящего дела, было улучшено, и вменяемое Дегтяревой Ю.С. деяние утратило противоправный характер.
То обстоятельство, что впоследствии Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.07.2021 № 21 срок размещения сведений о результатах теста вновь ограничен, чем вновь ухудшено положение лица, в отношении которого возбуждено дело, с учетом ч. 2 ст. 1.7 КоАП РФ не возобновляет административную наказуемость содеянного.
Сведений об исполнении административного наказания материалы дела не содержат.
Таким образом, за п. 2.2 Постановления в редакции от 02.07.2021 надлежит признать обратную силу, в связи с чем обжалуемое постановление подлежит отмене с прекращением производства по делу на основании п. 5 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ. О необходимости применения лишь иного конкретного основания прекращения производства по делу податель жалобы не заявляет. При этом применяемое основание свидетельствует об отсутствии состава административного правонарушения в условиях действующего административно-правового регулирования.
Руководствуясь п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ, судья
решил:постановление судьи Сегежского городского суда Республики Карелия от 23.07.2021 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 6.3 КоАП РФ, в отношении Дегтяревой Ю. С. отменить; производство по делу об административном правонарушении прекратить на основании п. 5 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ
Решение вступает в законную силу со дня его вынесения, но может быть обжаловано в Третий кассационный суд общей юрисдикции.
Судья |
С.В. Щепалов |