Решение
именем Российской Федерации
Дело № 2-663/2022
УИД 18RS0022-01-2022-000989-74
16 июня 2022 года с.Малая Пурга Удмуртской Республики
Малопургинский районный суд Удмуртской Республики в составе:
председательствующего судьи Ажгихиной Н.В.,
при секретаре Миниахметовой Д.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Удмуртской Республике к администрации муниципального образования «Муниципальный округ Малопургинский район Удмуртской Республики» о признании незаконным бездействия и возложении обязанности организовать водоснабжение,
установил:
Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Удмуртской Республике, действующее в интересах неопределенного круга лиц, обратилось в суд с иском к администрации муниципального образования «Муниципальный округ Малопургинский район Удмуртской Республики» о признании незаконным бездействия и возложении обязанности организовать водоснабжение. Требования мотивированы тем, что в адрес истца поступила информация о факте установления для ресурсоснабжающей организации ООО «Первый май» Малопургинского района тарифа на техническую воду. Тариф на техническую воду установлен приказом Минстроя УР от 14.09.2021 г. № 17/41 на период с 01.01.2022 по 31.12.2026. Из сведений ответчика следует, что обеспечением водой всех жилых и социальных объектов в д. Баграш-Бигра, д. Курегово, д.Чурашур Малопургинского района занимается ООО «Первый май», которому Минстроем УР утвержден тариф на техническую воду. Также в ходе проверки поступившей информацией истцом установлено, что водоснабжение МОУ СОШ д. Баграш-Бигра производится через водопроводную сеть из централизованных систем холодного водоснабжения путем подачи холодной технической воды. Истец полагает, что обеспечение населения, проживающего в д. Баграш-Бигра, д. Курегово, д.Чурашур Малопургинского района питьевой водой согласно действующих санитарных норм и правил, не организовано, следовательно отсутствует. Ссылаясь на положения Конституции Российской Федерации, Водного кодекса Российской Федерации, Федеральных законов от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий», утвержденного Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021 № 3, Правила предоставления коммунальных услуг собственниками и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 года № 354, истец просит признать бездействие ответчика по непринятию мер к обеспечению населения проживающего на территории д. Баграш-Бигра, д. Курегово, д.Чурашур Малопургинского района Удмуртской Республики, в том числе несовершеннолетних учащихся МОУ СОШ д. Баграш-Бигра Малопургинского района, питьевой водой в соответствии с требованиями санитарных норм и правил, гигиенических нормативов, достаточном для удовлетворения физиологических и бытовых потребностей граждан незаконным, возложить на ответчика обязанность обеспечить население питьевой водой в соответствии с требованиями санитарных норм и правил, гигиенических нормативов, достаточном для удовлетворения физиологических и бытовых потребностей граждан в срок до 01.12.2022 года, запретить подачу холодной технической воды для целей питьевого водоснабжения населения д. Баграш-Бигра, д. Курегово, д.Чурашур Малопургинского района Удмуртской Республики.
В судебное заседание истец, не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом, представил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие.
Ответчик, третье лицо в судебное заседание не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом, о причине неявки не сообщили.
Дело рассмотрено в отсутствие неявившихся участников процесса в порядке ст.167 ГПК РФ.
Изучив материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Из информации Министерства строительства, ЖКХ и энергетики Удмуртской Республики от 28.01.2022 исх. № 02/01/13/818 следует, что для ресурсоснабжающей организации ООО «Первый май» Малопургинского района установлен тариф на техническую воду на основании приказа Минстроя УР от 14.09.2021 г. № 17/41 на период с 01.01.2022 по 31.12.2026 г.
В ходе проведения проверки вышеуказанной информации истцом получены сведения о том, что обеспечением водой всех жилых и социальных объектов в д. Баграш-Бигра, д. Курегово, д.Чурашур Малопургинского района, в том числе и образовательных учреждений, занимается ООО «Первый май», которому Минстроем УР утвержден тариф на техническую воду.
Также материалами дела подтверждается, что у ООО «Первый май» отсутствует лицензия на пользование недрами.
Частью 2 статьи 7 Конституции Российской Федерации определено, что в Российской Федерации охраняется здоровье людей.
Согласно статьям 41 и 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.
В соответствии со статьей 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.
В силу абзаца второго и десятого статьи 1 Федерального закона от 30 марта 1999 года №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее по тексту – Федеральный закон № 52-ФЗ) санитарно-эпидемиологическим благополучием населения признается состояние здоровья населения, среды обитания человека, при котором отсутствует вредное воздействие факторов среды обитания на человека и обеспечиваются благоприятные условия его жизнедеятельности.
Санитарно-эпидемиологические требования - обязательные требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания, условий деятельности юридических лиц и граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, используемых ими территорий, зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования, транспортных средств, несоблюдение которых создает угрозу жизни или здоровью человека, угрозу возникновения и распространения заболеваний и которые устанавливаются государственными санитарно-эпидемиологическими правилами и гигиеническими нормативами (далее - санитарные правила), а в отношении безопасности продукции и связанных с требованиями к продукции процессов ее производства, хранения, перевозки, реализации, эксплуатации, применения (использования) и утилизации, которые устанавливаются документами, принятыми в соответствии с международными договорами Российской Федерации, и техническими регламентами.
Водоснабжение, согласно указанной статьи, является социальным фактором среды обитания, который оказывает или может оказывать воздействие на человека и (или) на состояние здоровья будущих поколений.
В силу абзаца третьего пункта 1 статьи 2 Федерального закона № 52-ФЗ санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается посредством выполнения санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и обязательного соблюдения гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности.
Согласно пункта 1 статьи 2 Федерального закона № 52-ФЗ органы государственной власти и органы местного самоуправления, организации всех форм собственности, индивидуальные предприниматели, граждане обеспечивают соблюдение требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения за счет собственных средств.
Статья 8 Федерального закона № 52-ФЗ в абзаце 1 определила, что граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека;
Статьей 11 Федерального закона № 52-ФЗ установлено, что индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия; обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов и товаров для личных и бытовых нужд при их производстве, транспортировке, хранении, реализации населению;
На основании пунктом 1 и 3 статьи 39 Федерального закона № 52-ФЗ на территории Российской Федерации действуют федеральные санитарные правила, утвержденные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц
В соответствии с преамбулой Федерального закона № 52-ФЗ настоящий Федеральный закон направлен на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.
Согласно ч.3 ст.19 Федерального закона № 52-ФЗ население городских и сельских поселений должно обеспечиваться питьевой водой в приоритетном порядке в количестве, достаточном для удовлетворения физиологических и бытовых потребностей.
В силу п. 127 СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий», утвержденного Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021 № 3, здания многоквартирных жилых домов, индивидуальных жилых домов, общежитий и центров временного размещения должны быть оборудованы системами питьевого и горячего водоснабжения, водоотведения, теплоснабжения, вентиляции, электроснабжения в соответствии с требованиями Федерального закона от 30.12.2009 №384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений». Соединение сетей питьевого водопровода с сетями водопроводов, подающих воду не питьевого качества, запрещено.
В силу п. 2.6.1. СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи" здания хозяйствующих субъектов оборудуются системами холодного и горячего водоснабжения, водоотведения в соответствии с требованиями к общественным зданиям и сооружениям в части хозяйственно-питьевого водоснабжения и водоотведения согласно законодательству о техническом регулировании в сфере безопасности зданий и сооружений.
Согласно п.п.1 п.1 ст.3 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее по тексту – Федеральный закон № 416-ФЗ) определено, что государственная политика в сфере водоснабжения и водоотведения направлена на достижение следующих целей: охрану здоровья населения и улучшения качества жизни населения путем обеспечения бесперебойного и качественного водоснабжения.
В соответствии с п.п.1 п.2 ст.3 Федерального закона № 416-ФЗ общими принципами государственной политики в сфере водоснабжения является приоритетность обеспечения населения питьевой водой.
На основании п.3. ст. 23 Федерального закона № 416-ФЗ забор воды для холодного водоснабжения с использованием централизованных систем холодного водоснабжения должен производиться из источников, разрешенных к использованию в качестве источников питьевого водоснабжения в соответствии с законодательством Российской Федерации. При отсутствии таких источников, либо в случае экономической неэффективности их использования забор воды из источника водоснабжения и подача организацией, осуществляющей холодное водоснабжение, питьевой воды абонентам осуществляется по согласованию с территориальным органом федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор.
В соответствии с п. 1 ст. 43 Водного кодекса Российской Федерации для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения должны использоваться защищенные от загрязнения и засорения поверхностные водные объекты и подземные водные объекты, пригодность которых для указанных целей определяется на основании санитарно-эпидемиологических заключений.
Согласно Правил предоставления коммунальных услуг собственниками и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 года № 354 (далее – Правила № 354), потребителем является лицо, пользующееся на праве собственности или ином законном основании помещением в многоквартирном доме, жилым домом, домовладением, потребляющее коммунальные услуги; холодным водоснабжением признается снабжение холодной питьевой водой, подаваемой по централизованным сетям холодного водоснабжения и внутридомовым инженерным системам в жилой дом (домовладение), в жилые и нежилые помещения в многоквартирном доме, в помещения, входящие в состав общего имущества в многоквартирном доме, а также до водоразборной колонки в случае, когда многоквартирный дом или жилой дом (домовладение) не оборудован внутридомовыми инженерными системами холодного водоснабжения.
В соответствии с приложением № 1 Правил № 354 потребителям должно быть обеспечено бесперебойное круглосуточное холодное водоснабжение надлежащего качества в объемах, необходимых потребителю.
Согласно ч. 4 ст.14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее –Закон № 131-ФЗ) иные вопросы местного значения, предусмотренные частью 1 настоящей статьи для городских поселений, не отнесенные к вопросам местного значения сельских поселений в соответствии с частью 3 настоящей статьи, на территориях сельских поселений решаются органами местного самоуправления соответствующих муниципальных районов. В этих случаях данные вопросы являются вопросами местного значения муниципальных районов.
В соответствии с п.4 ч.1 ст.14, ч.3 ст.14, п. 4.3. ч.1 ст.17 Закона № 131-ФЗ к вопросам местного значения поселения относится, в том числе, организация в границах поселения водоснабжения населения. В целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов, городских округов, городских округов с внутригородским делением и внутригородских районов обладают следующими полномочиями: полномочиями в сфере водоснабжения и водоотведения, предусмотренными Федеральным законом «О водоснабжении и водоотведении».
Согласно п. 4 ст. 2 Федерального закона № 416-ФЗ под водоснабжением понимается водоподготовка, транспортировка и подача питьевой или технической воды абонентам с использованием централизованных или нецентрализованных систем холодного водоснабжения (холодное водоснабжение) или приготовление, транспортировка и подача горячей воды абонентам с использованием централизованных или нецентрализованных систем горячего водоснабжения (горячее водоснабжение). Централизованная система холодного водоснабжения - комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для водоподготовки, транспортировки и подачи питьевой и (или) технической воды абонентам. Нецентрализованная система холодного водоснабжения - сооружения и устройства, технологически не связанные с централизованной системой холодного водоснабжения и предназначенные для общего пользования или пользования ограниченного круга лиц.
Пунктом 1 ч. 1 ст. 6 Федерального закона № 416-ФЗ на органы местного самоуправления поселений, городских округов на соответствующих территориях возложена обязанность по организации водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств.
Согласно части 1.1 ст. 6 Федерального закона № 416-ФЗ полномочия органов местного самоуправления, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, на территории сельского поселения осуществляются органами местного самоуправления муниципального района, на территории которого расположено сельское поселение, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации.
В соответствии с ч. 9 ст. 7 Федерального закона № 416-ФЗ в случае отсутствия на территории (части территории) поселения, городского округа централизованной системы холодного водоснабжения органы местного самоуправления поселения, городского округа организуют нецентрализованное холодное водоснабжение на соответствующей территории с использованием нецентрализованной системы холодного водоснабжения и (или) подвоз питьевой воды в соответствии с правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Вышеуказанные положения закона также содержатся в Правилах холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.07.2013 № 644.
В силу п.6 статьи 32 Устава муниципального образования «Муниципальный округ Малопургинский район Удмуртской Республики», принятого решением Совета депутатов муниципального образования «Муниципальный округ Малопургинский район Удмуртской Республики» от 15 ноября 2021 года № 3-3-32 и зарегистрированного Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Удмуртской Республике 8 декабря 2021 года № RU187140002021001, организация в границах муниципального образования электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжение населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации, является конкретным полномочием Администрации МО «Муниципальный округ Малопургинский район Удмуртской Республики»
Питьевая вода является необходимым элементом жизнеобеспечения населения, от ее качества и количества зависит состояние здоровья людей и уровень санитарно-эпидемиологического благополучия.
Согласно ст.2 Конституции РФ человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.
В соответствии с ч.ч.1, 2 ст. 15 Конституции РФ Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу. Органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.
Полномочия органов местного самоуправления муниципального района по организации в границах поселения водоснабжения населения обеспечивают реализацию провозглашенных в Конституции Российской Федерации целей социальной политики Российской Федерации, предопределяющих обязанность государства заботиться о благополучии своих граждан, их социальной защищенности и обеспечении нормальных условий существования.
В соответствии со ст.52 Федерального закона № 52-ФЗ должностные лица, осуществляющие федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, обязаны своевременно и в полной мере исполнять предусмотренные статьями 50, 51 настоящего Федерального закона полномочия на предупреждение, обнаружение и пресечение нарушения санитарного законодательства, обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
Таким образом, из вышеуказанных норм следует, что организацией водоснабжения в д. Баграш-Бигра, д. Курегово, д.Чурашур Малопургинского района, УР должна заниматься в силу прямого указания в законе администрация муниципального образования «Муниципальный округ Малопургинский район Удмуртской Республики». Осуществление возложенных на органы местного самоуправления законом обязанностей по разрешению вопросов местного значения не может осуществляться в нарушение действующего законодательства.
Однако ответчик указанную обязанность в полной мере не исполняет, в связи с чем суд приходит к выводу, что администрацией муниципального образования «Муниципальный округ Малопургинский район Удмуртской Республики» нарушены права проживающих и временно находящихся, в том числе несовершеннолетних, в д. Баграш-Бигра, д. Курегово, д.Чурашур Малопургинского района, граждан на охрану здоровья и на обеспечение питьевой водой в количестве, достаточном для удовлетворения физиологических и бытовых потребностей, и соответствующей требованиям санитарного законодательства.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что обеспечение населения, проживающего в д. Баграш-Бигра, д. Курегово, д.Чурашур Малопургинского района, питьевой водой согласно действующих санитарных норм и правил, не организовано, следовательно, исковые требования подлежат удовлетворению в полном объеме.
При решении вопроса о сроке исполнения решения суд соглашается со сроком, заявленным истцом в исковых требованиях, т.к. данный срок является разумным, при этом судом учитывается, что предметом рассмотрения в настоящем деле является вопрос питьевого водоснабжения населения.
На основании изложенного, руководствуясь ст.194-198 ГПК РФ,
решил:
Исковые требования Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Удмуртской Республике удовлетворить.
Признать бездействие администрации МО «Муниципальный округ Малопургинский район Удмуртской Республики» по непринятию мер к обеспечению населения проживающего на территории в д. Баграш-Бигра, д. Курегово, д.Чурашур Малопургинского района Удмуртской Республики, в том числе несовершеннолетних учащихся МОУ СОШ д. Баграш-Бигра Малопургинского района, питьевой водой в соответствии с требованиями санитарных норм и правил, гигиенических нормативов, достаточном для удовлетворения физиологических и бытовых потребностей граждан незаконным.
Возложить на администрацию МО «Муниципальный округ Малопургинский район Удмуртской Республики» обязанность обеспечить население, проживающее на территории в д. Баграш-Бигра, д. Курегово, д.Чурашур Малопургинского района Удмуртской Республики, в том числе несовершеннолетних учащихся МОУ СОШ д. Баграш-Бигра Малопургинского района, питьевой водой в соответствии с требованиями санитарных норм и правил, гигиенических нормативов, достаточном для удовлетворения физиологических и бытовых потребностей граждан в срок до 01.12.2022 года.
Запретить подачу холодной технической воды для целей питьевого водоснабжения населения д. Баграш-Бигра, д. Курегово, д.Чурашур Малопургинского района Удмуртской Республики.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Удмуртской Республики в течение одного месяца со дня принятия путем подачи апелляционной жалобы через Малопургинский районный суд Удмуртской Республики.
Председательствующий судья Н.В. Ажгихина