Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-663/2022 ~ М-4163/2022 от 26.05.2022

Решение

именем Российской Федерации

Дело № 2-663/2022

УИД 18RS0022-01-2022-000989-74

16 июня 2022 года            с.Малая Пурга Удмуртской Республики

Малопургинский районный суд Удмуртской Республики в составе:

председательствующего судьи Ажгихиной Н.В.,

при секретаре Миниахметовой Д.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Удмуртской Республике к администрации муниципального образования «Муниципальный округ Малопургинский район Удмуртской Республики» о признании незаконным бездействия и возложении обязанности организовать водоснабжение,

установил:

    Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Удмуртской Республике, действующее в интересах неопределенного круга лиц, обратилось в суд с иском к администрации муниципального образования «Муниципальный округ Малопургинский район Удмуртской Республики» о признании незаконным бездействия и возложении обязанности организовать водоснабжение. Требования мотивированы тем, что в адрес истца поступила информация о факте установления для ресурсоснабжающей организации ООО «Первый май» Малопургинского района тарифа на техническую воду. Тариф на техническую воду установлен приказом Минстроя УР от 14.09.2021 г. № 17/41 на период с 01.01.2022 по 31.12.2026. Из сведений ответчика следует, что обеспечением водой всех жилых и социальных объектов в д. Баграш-Бигра, д. Курегово, д.Чурашур Малопургинского района занимается ООО «Первый май», которому Минстроем УР утвержден тариф на техническую воду. Также в ходе проверки поступившей информацией истцом установлено, что водоснабжение МОУ СОШ д. Баграш-Бигра производится через водопроводную сеть из централизованных систем холодного водоснабжения путем подачи холодной технической воды. Истец полагает, что обеспечение населения, проживающего в д. Баграш-Бигра, д. Курегово, д.Чурашур Малопургинского района питьевой водой согласно действующих санитарных норм и правил, не организовано, следовательно отсутствует. Ссылаясь на положения Конституции Российской Федерации, Водного кодекса Российской Федерации, Федеральных законов от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий», утвержденного Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021 № 3, Правила предоставления коммунальных услуг собственниками и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 года № 354, истец просит признать бездействие ответчика по непринятию мер к обеспечению населения проживающего на территории д. Баграш-Бигра, д. Курегово, д.Чурашур Малопургинского района Удмуртской Республики, в том числе несовершеннолетних учащихся МОУ СОШ д. Баграш-Бигра Малопургинского района, питьевой водой в соответствии с требованиями санитарных норм и правил, гигиенических нормативов, достаточном для удовлетворения физиологических и бытовых потребностей граждан незаконным, возложить на ответчика обязанность обеспечить население питьевой водой в соответствии с требованиями санитарных норм и правил, гигиенических нормативов, достаточном для удовлетворения физиологических и бытовых потребностей граждан в срок до 01.12.2022 года, запретить подачу холодной технической воды для целей питьевого водоснабжения населения д. Баграш-Бигра, д. Курегово, д.Чурашур Малопургинского района Удмуртской Республики.

    В судебное заседание истец, не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом, представил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие.

    Ответчик, третье лицо в судебное заседание не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом, о причине неявки не сообщили.

    Дело рассмотрено в отсутствие неявившихся участников процесса в порядке ст.167 ГПК РФ.

    Изучив материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

Из информации Министерства строительства, ЖКХ и энергетики Удмуртской Республики от 28.01.2022 исх. № 02/01/13/818 следует, что для ресурсоснабжающей организации ООО «Первый май» Малопургинского района установлен тариф на техническую воду на основании приказа Минстроя УР от 14.09.2021 г. № 17/41 на период с 01.01.2022 по 31.12.2026 г.

В ходе проведения проверки вышеуказанной информации истцом получены сведения о том, что обеспечением водой всех жилых и социальных объектов в д. Баграш-Бигра, д. Курегово, д.Чурашур Малопургинского района, в том числе и образовательных учреждений, занимается ООО «Первый май», которому Минстроем УР утвержден тариф на техническую воду.

Также материалами дела подтверждается, что у ООО «Первый май» отсутствует лицензия на пользование недрами.

Частью 2 статьи 7 Конституции Российской Федерации определено, что в Российской Федерации охраняется здоровье людей.

Согласно статьям 41 и 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.

    В соответствии со статьей 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.

В силу абзаца второго и десятого статьи 1 Федерального закона от 30 марта 1999 года №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее по тексту – Федеральный закон № 52-ФЗ) санитарно-эпидемиологическим благополучием населения признается состояние здоровья населения, среды обитания человека, при котором отсутствует вредное воздействие факторов среды обитания на человека и обеспечиваются благоприятные условия его жизнедеятельности.

Санитарно-эпидемиологические требования - обязательные требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания, условий деятельности юридических лиц и граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, используемых ими территорий, зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования, транспортных средств, несоблюдение которых создает угрозу жизни или здоровью человека, угрозу возникновения и распространения заболеваний и которые устанавливаются государственными санитарно-эпидемиологическими правилами и гигиеническими нормативами (далее - санитарные правила), а в отношении безопасности продукции и связанных с требованиями к продукции процессов ее производства, хранения, перевозки, реализации, эксплуатации, применения (использования) и утилизации, которые устанавливаются документами, принятыми в соответствии с международными договорами Российской Федерации, и техническими регламентами.

Водоснабжение, согласно указанной статьи, является социальным фактором среды обитания, который оказывает или может оказывать воздействие на человека и (или) на состояние здоровья будущих поколений.

В силу абзаца третьего пункта 1 статьи 2 Федерального закона № 52-ФЗ санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается посредством выполнения санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и обязательного соблюдения гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности.

Согласно пункта 1 статьи 2 Федерального закона № 52-ФЗ органы государственной власти и органы местного самоуправления, организации всех форм собственности, индивидуальные предприниматели, граждане обеспечивают соблюдение требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения за счет собственных средств.

Статья 8 Федерального закона № 52-ФЗ в абзаце 1 определила, что граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека;

Статьей 11 Федерального закона № 52-ФЗ установлено, что индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия; обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов и товаров для личных и бытовых нужд при их производстве, транспортировке, хранении, реализации населению;

На основании пунктом 1 и 3 статьи 39 Федерального закона № 52-ФЗ на территории Российской Федерации действуют федеральные санитарные правила, утвержденные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц

В соответствии с преамбулой Федерального закона № 52-ФЗ настоящий Федеральный закон направлен на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.

    Согласно ч.3 ст.19 Федерального закона № 52-ФЗ население городских и сельских поселений должно обеспечиваться питьевой водой в приоритетном порядке в количестве, достаточном для удовлетворения физиологических и бытовых потребностей.

В силу п. 127 СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий», утвержденного Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021 № 3, здания многоквартирных жилых домов, индивидуальных жилых домов, общежитий и центров временного размещения должны быть оборудованы системами питьевого и горячего водоснабжения, водоотведения, теплоснабжения, вентиляции, электроснабжения в соответствии с требованиями Федерального закона от 30.12.2009 №384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений». Соединение сетей питьевого водопровода с сетями водопроводов, подающих воду не питьевого качества, запрещено.

В силу п. 2.6.1. СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи" здания хозяйствующих субъектов оборудуются системами холодного и горячего водоснабжения, водоотведения в соответствии с требованиями к общественным зданиям и сооружениям в части хозяйственно-питьевого водоснабжения и водоотведения согласно законодательству о техническом регулировании в сфере безопасности зданий и сооружений.

Согласно п.п.1 п.1 ст.3 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее по тексту – Федеральный закон № 416-ФЗ) определено, что государственная политика в сфере водоснабжения и водоотведения направлена на достижение следующих целей: охрану здоровья населения и улучшения качества жизни населения путем обеспечения бесперебойного и качественного водоснабжения.

В соответствии с п.п.1 п.2 ст.3 Федерального закона № 416-ФЗ общими принципами государственной политики в сфере водоснабжения является приоритетность обеспечения населения питьевой водой.

На основании п.3. ст. 23 Федерального закона № 416-ФЗ забор воды для холодного водоснабжения с использованием централизованных систем холодного водоснабжения должен производиться из источников, разрешенных к использованию в качестве источников питьевого водоснабжения в соответствии с законодательством Российской Федерации. При отсутствии таких источников, либо в случае экономической неэффективности их использования забор воды из источника водоснабжения и подача организацией, осуществляющей холодное водоснабжение, питьевой воды абонентам осуществляется по согласованию с территориальным органом федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор.

В соответствии с п. 1 ст. 43 Водного кодекса Российской Федерации для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения должны использоваться защищенные от загрязнения и засорения поверхностные водные объекты и подземные водные объекты, пригодность которых для указанных целей определяется на основании санитарно-эпидемиологических заключений.

Согласно Правил предоставления коммунальных услуг собственниками и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 года № 354 (далее – Правила № 354), потребителем является лицо, пользующееся на праве собственности или ином законном основании помещением в многоквартирном доме, жилым домом, домовладением, потребляющее коммунальные услуги; холодным водоснабжением признается снабжение холодной питьевой водой, подаваемой по централизованным сетям холодного водоснабжения и внутридомовым инженерным системам в жилой дом (домовладение), в жилые и нежилые помещения в многоквартирном доме, в помещения, входящие в состав общего имущества в многоквартирном доме, а также до водоразборной колонки в случае, когда многоквартирный дом или жилой дом (домовладение) не оборудован внутридомовыми инженерными системами холодного водоснабжения.

В соответствии с приложением № 1 Правил № 354 потребителям должно быть обеспечено бесперебойное круглосуточное холодное водоснабжение надлежащего качества в объемах, необходимых потребителю.

Согласно ч. 4 ст.14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее –Закон № 131-ФЗ) иные вопросы местного значения, предусмотренные частью 1 настоящей статьи для городских поселений, не отнесенные к вопросам местного значения сельских поселений в соответствии с частью 3 настоящей статьи, на территориях сельских поселений решаются органами местного самоуправления соответствующих муниципальных районов. В этих случаях данные вопросы являются вопросами местного значения муниципальных районов.

В соответствии с п.4 ч.1 ст.14, ч.3 ст.14, п. 4.3. ч.1 ст.17 Закона № 131-ФЗ к вопросам местного значения поселения относится, в том числе, организация в границах поселения водоснабжения населения. В целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов, городских округов, городских округов с внутригородским делением и внутригородских районов обладают следующими полномочиями: полномочиями в сфере водоснабжения и водоотведения, предусмотренными Федеральным законом «О водоснабжении и водоотведении».

Согласно п. 4 ст. 2 Федерального закона № 416-ФЗ под водоснабжением понимается водоподготовка, транспортировка и подача питьевой или технической воды абонентам с использованием централизованных или нецентрализованных систем холодного водоснабжения (холодное водоснабжение) или приготовление, транспортировка и подача горячей воды абонентам с использованием централизованных или нецентрализованных систем горячего водоснабжения (горячее водоснабжение). Централизованная система холодного водоснабжения - комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для водоподготовки, транспортировки и подачи питьевой и (или) технической воды абонентам. Нецентрализованная система холодного водоснабжения - сооружения и устройства, технологически не связанные с централизованной системой холодного водоснабжения и предназначенные для общего пользования или пользования ограниченного круга лиц.

Пунктом 1 ч. 1 ст. 6 Федерального закона № 416-ФЗ на органы местного самоуправления поселений, городских округов на соответствующих территориях возложена обязанность по организации водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств.

Согласно части 1.1 ст. 6 Федерального закона № 416-ФЗ полномочия органов местного самоуправления, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, на территории сельского поселения осуществляются органами местного самоуправления муниципального района, на территории которого расположено сельское поселение, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации.

В соответствии с ч. 9 ст. 7 Федерального закона № 416-ФЗ в случае отсутствия на территории (части территории) поселения, городского округа централизованной системы холодного водоснабжения органы местного самоуправления поселения, городского округа организуют нецентрализованное холодное водоснабжение на соответствующей территории с использованием нецентрализованной системы холодного водоснабжения и (или) подвоз питьевой воды в соответствии с правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации.

Вышеуказанные положения закона также содержатся в Правилах холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.07.2013 № 644.

В силу п.6 статьи 32 Устава муниципального образования «Муниципальный округ Малопургинский район Удмуртской Республики», принятого решением Совета депутатов муниципального образования «Муниципальный округ Малопургинский район Удмуртской Республики» от 15 ноября 2021 года № 3-3-32 и зарегистрированного Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Удмуртской Республике 8 декабря 2021 года № RU187140002021001, организация в границах муниципального образования электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжение населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации, является конкретным полномочием Администрации МО «Муниципальный округ Малопургинский район Удмуртской Республики»

Питьевая вода является необходимым элементом жизнеобеспечения населения, от ее качества и количества зависит состояние здоровья людей и уровень санитарно-эпидемиологического благополучия.

Согласно ст.2 Конституции РФ человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.

    В соответствии с ч.ч.1, 2 ст. 15 Конституции РФ Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу. Органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.

Полномочия органов местного самоуправления муниципального района по организации в границах поселения водоснабжения населения обеспечивают реализацию провозглашенных в Конституции Российской Федерации целей социальной политики Российской Федерации, предопределяющих обязанность государства заботиться о благополучии своих граждан, их социальной защищенности и обеспечении нормальных условий существования.

В соответствии со ст.52 Федерального закона № 52-ФЗ должностные лица, осуществляющие федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, обязаны своевременно и в полной мере исполнять предусмотренные статьями 50, 51 настоящего Федерального закона полномочия на предупреждение, обнаружение и пресечение нарушения санитарного законодательства, обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

Таким образом, из вышеуказанных норм следует, что организацией водоснабжения в д. Баграш-Бигра, д. Курегово, д.Чурашур Малопургинского района, УР должна заниматься в силу прямого указания в законе администрация муниципального образования «Муниципальный округ Малопургинский район Удмуртской Республики». Осуществление возложенных на органы местного самоуправления законом обязанностей по разрешению вопросов местного значения не может осуществляться в нарушение действующего законодательства.

Однако ответчик указанную обязанность в полной мере не исполняет, в связи с чем суд приходит к выводу, что администрацией муниципального образования «Муниципальный округ Малопургинский район Удмуртской Республики» нарушены права проживающих и временно находящихся, в том числе несовершеннолетних, в д. Баграш-Бигра, д. Курегово, д.Чурашур Малопургинского района, граждан на охрану здоровья и на обеспечение питьевой водой в количестве, достаточном для удовлетворения физиологических и бытовых потребностей, и соответствующей требованиям санитарного законодательства.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что обеспечение населения, проживающего в д. Баграш-Бигра, д. Курегово, д.Чурашур Малопургинского района, питьевой водой согласно действующих санитарных норм и правил, не организовано, следовательно, исковые требования подлежат удовлетворению в полном объеме.

При решении вопроса о сроке исполнения решения суд соглашается со сроком, заявленным истцом в исковых требованиях, т.к. данный срок является разумным, при этом судом учитывается, что предметом рассмотрения в настоящем деле является вопрос питьевого водоснабжения населения.

На основании изложенного, руководствуясь ст.194-198 ГПК РФ,

решил:

    Исковые требования Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Удмуртской Республике удовлетворить.

Признать бездействие администрации МО «Муниципальный округ Малопургинский район Удмуртской Республики» по непринятию мер к обеспечению населения проживающего на территории в д. Баграш-Бигра, д. Курегово, д.Чурашур Малопургинского района Удмуртской Республики, в том числе несовершеннолетних учащихся МОУ СОШ д. Баграш-Бигра Малопургинского района, питьевой водой в соответствии с требованиями санитарных норм и правил, гигиенических нормативов, достаточном для удовлетворения физиологических и бытовых потребностей граждан незаконным.

Возложить на администрацию МО «Муниципальный округ Малопургинский район Удмуртской Республики» обязанность обеспечить население, проживающее на территории в д. Баграш-Бигра, д. Курегово, д.Чурашур Малопургинского района Удмуртской Республики, в том числе несовершеннолетних учащихся МОУ СОШ д. Баграш-Бигра Малопургинского района, питьевой водой в соответствии с требованиями санитарных норм и правил, гигиенических нормативов, достаточном для удовлетворения физиологических и бытовых потребностей граждан в срок до 01.12.2022 года.

Запретить подачу холодной технической воды для целей питьевого водоснабжения населения д. Баграш-Бигра, д. Курегово, д.Чурашур Малопургинского района Удмуртской Республики.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Удмуртской Республики в течение одного месяца со дня принятия путем подачи апелляционной жалобы через Малопургинский районный суд Удмуртской Республики.

Председательствующий судья             Н.В. Ажгихина

2-663/2022 ~ М-4163/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по УР
Ответчики
Администрация муниципального образования "Муниципальный округ Малопургинский район Удмуртской Республики"
Другие
ООО "Первый май"
Суд
Малопургинский районный суд Удмуртской Республики
Судья
Ажгихина Наталья Владимировна
Дело на странице суда
malopurginskiy--udm.sudrf.ru
26.05.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
27.05.2022Передача материалов судье
27.05.2022Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
27.05.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
27.05.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
16.06.2022Судебное заседание
16.06.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
23.06.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
19.07.2022Дело оформлено
19.08.2022Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее