Дело № 2-43/2016
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
с.Дубенки Республики Мордовия 24 марта 2016 г.
Дубёнский районный суд Республики Мордовия в составе
председательствующего судьи Татаркиной Г.Г.,
при секретаре судебного заседания Юрташкиной Л.В.,
с участием:
истца Чиндяскиной А.С.,
представителя ответчика - администрации Березовского сельского поселения Дубенского муниципального района Республики Мордовия Кочетковой В.А., действующей на основании решения Совета депутатов Березовского сельского поселения Дубенского муниципального района пятого созыва №4 от 23 декабря 2011 г.,
третьего лица Мухортовой С.Н.,
третьего лица Кочетковой Н.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Чиндяскиной А.С. к администрации Березовского сельского поселения Дубенского муниципального района Республики Мордовия о признании права собственности на квартиру,
установил:
Чинядскина А.С. обратилась в суд с иском к администрации Берёзовского сельского поселения Дубенского муниципального района Республики Мордовия о признании права собственности на квартиру.
В обоснование требований указала, что на основании договора о безвозмездной передаче жилья в собственность, её мужу Ч.Н.М.., ей и их детям передана в собственность трёхкомнатная квартира общей площадью 61,0 кв.м., в том числе жилой - 38,4 кв.м., расположенная в пос.Свиносовхоз Дубенского района Республики Мордовия. С момента заключения договора и по настоящее время право собственности на данную квартиру оформлено не было. В 1999 году её муж умер, дети являются совершеннолетними, проживают отдельно. В указанной квартире она проживает одна с 2002 года и по настоящее время, является нанимателем жилого помещения, своевременно и в полном объёме оплачивает все платежи за коммунальные услуги, налоги на недвижимость и землю. Квартира по указанному адресу в настоящее время не находится в муниципальной собственности, так как после ликвидации совхоза «Дубенский» администрацией Березовского сельского поселения жилой дом, расположенный по адресу: <адрес> не был принят в собственность. В настоящее время оформить право на квартиру она лишена возможности из-за несоответствия фактической площади квартиры и площади, указанной в договоре о безвозмездной передаче жилья в собственность. При этом квартира не находится в аварийном состоянии, не является жилым помещением в общежитии, а также служебным жилым помещением.
Просила признать за Чиндяскиной А.С. право собственности на квартиру общей площадью 63,7 кв.м. и жилой площадью 33,2 кв.м., расположенную по адресу: <адрес>.
В судебном заседании истец Чиндяскина А.С. исковые требования поддержала по основаниям, указанным в иске, просила их удовлетворить в полном объёме, показания дала аналогичные содержанию иска.
В судебном заседании представитель ответчика - администрации Березовского сельского поселения Дубенского муниципального района Республики Мордовия глава сельского поселения Кочеткова В.А., возражений против предъявленных исковых требований не имеет.
В судебное заседании третьи лица Мухортова С.Н., Кочеткова Н.Н. не явились, о дне, времени и месте рассмотрения дела извещены своевременно и надлежащим образом. Представили суду письменные заявления, в которых просили рассмотреть дело в их отсутствие, против удовлетворения судом заявленных требований не возражают, самостоятельных требований относительно указанной квартиры нет.
На основании частей третьей и пятой статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд приходит к выводу о возможности рассмотрения дела в отсутствие неявившихся лиц.
Суд, заслушав объяснения участников процесса, исследовав письменные материалы дела, считает необходимым исковые требования Чиндяскиной А.С. удовлетворить по следующим основаниям.
В соответствии со статьёй 12 Гражданского кодекса Российской Федерации защита гражданских прав должна осуществляться предусмотренными законом способами, в том числе путём признания права.
Частью первой статьи 3 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратится в суд за защитой нарушенных прав либо оспариваемых прав, свобод и законных интересов.
В силу статьи 304 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.
В соответствии с пунктом 1 статьи 209 Гражданского кодекса Российской Федерации собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.
Из материалов дела, пояснений представителя истца следует, что между администрацией местного самоуправления <адрес> Республики Мордовия и Ч.Н.М., Чиндяскиной А.С., их детьми Чиндяскиной Н.Н. и Чиндяскиной С.Н. заключен договор о безвозмездной передаче жилья в собственность, зарегистрированный в администрации местного самоуправления Дубенского района 24 ноября 1993 г. под № 141 и зарегистрированный 22 апреля 1997 г. под № 191 в Чамзинском бюро технической инвентаризации, согласно которому квартира, состоящая из 3-х комнат общей площадью 61,0 кв.м, в том числе жилой - 38,4 кв.м в пос.Свиносовхоз передана в собственность указанных лиц.Согласно свидетельства о смерти (повторное) серии II-ЖК № видно, что Ч.Н.М. умер ДД.ММ.ГГГГ, о чём составлена запись акта о смерти №.
Как следует из свидетельства о государственной регистрации права серии №, выданного 28 октября 2009 г. Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Мордовия, истцу принадлежит на праве собственности земельный участок площадью 800 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>. Аналогичные сведения содержатся в выписке из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 14 марта 2016 г. № 13-00-4001/5001/2016-2434.
Согласно выписки из домовой книги от 15 февраля 2016 г., выданной администрацией Березовского сельского поселения Дубенского муниципального района Республики Мордовия, следует, что в квартире № дома № по <адрес> зарегистрирована только истец Чиндяскина А.С., указана общая площадь квартиры - 61, 0 кв.м., жилая - 38,4 кв.м.
Из технического паспорта на квартиру, составленного филиалом ФГУП «Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ» по Республике Мордовия - Дубенское отделение по состоянию на 17 февраля 2016 г., квартира, расположенная по адресу: <адрес>, имеет общую площадь 63,7 кв.м., в том числе жилую площадь - 33,2 кв.м.
Кроме того, как видно из кадастрового паспорта помещения (выписки из государственного кадастра недвижимости) от 15 января 2016 г. № 13/2016-4391, составленного филиалом федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Республике Мордовия, общая площадь спорного жилого помещения составляет 63, 7 кв.м.
Из пояснений истца судом также установлено, что расхождение в площади квартиры произошло из-за неточного её обмера, а технический паспорт на момент заключения договора о безвозмездной передаче жилья в собственность в 1992 году не составлялся. После заключения договора о безвозмездной передаче жилья в собственность в 1992 году Чиндяскина А.С. пользовалась квартирой, как собственной, осуществляя ремонт, благоустраивая её по своему усмотрению, оплачивая коммунальные платежи.
Как видно из справки администрации Березовского сельского поселения Дубенского муниципального района Республики Мордовия от 15 февраля 2016 г. № 32, квартира, находящаяся по адресу: <адрес>, принадлежащая Чиндяскиной А.С., не стоит на балансе администрации Березовского сельского поселения.
Таким образом, судом установлено, что право собственности на квартиру принадлежит истцу Чиндяскиной А.С. на основании договора о безвозмездной передаче жилья в собственность, т.к. её дети: Мухортова (в девичестве Чиндяскина) С.Н. и Кочеткова (в девичестве Чиндяскина) Н.Н. не претендуют на право собственности на вышеуказанную квартиру.
Однако истец Чиндяскина А.С., являясь собственником квартиры, в связи с отсутствием государственной регистрации договора, фактически лишена возможности пользоваться и распоряжаться принадлежащим ей имуществом. Расхождение в документах площади квартиры, препятствует также Чиндяскиной А.С. в реализации её прав.
Согласно части первой статьи 219 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности на здания, сооружения и другое вновь создаваемое недвижимое имущество, подлежащее государственной регистрации, возникает с момента такой регистрации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 17 Федерального закона № 122-ФЗ от 21 июля 1997 г. "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", вступившее в законную силу решение суда является основанием для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Поскольку предъявление требования о признании права имеет целью устранить все сомнения в принадлежности права тому или иному лицу, предотвращает возможные споры, служит основанием для разрешения уже возникших конфликтов, то имеются все законные основания для удовлетворения требований истца.
Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Дубёнский районный суд Республики Мордовия
решил:
Исковые требования Чиндяскиной А.С. удовлетворить.
Признать за Чиндяскиной А.С. право собственности на квартиру общей площадью 63,7 кв.м, в том числе жилой - 33,2 кв.м, расположенную по адресу: <адрес>.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия в течение месяца со дня принятия в окончательной форме путём подачи жалобы через Дубёнский районный суд Республики Мордовия.
Судья Дубёнского районного суда
Республики Мордовия Г.Г.Татаркина