Судья Варламова В.Л. |
№ 12-311/2021 |
ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ
РЕШЕНИЕ
08.12.2021 |
г. Петрозаводск |
Судья Верховного Суда Республики Карелия Щепалов С.В., рассмотрев жалобу специалиста - эксперта территориального отдела в г. Костомукша, Муезерском, Калевальском и Суоярвском районах Управления Роспотребнадзора по Республике Карелия на постановление судьи Муезерского районного суда Республики Карелия от 21.10.2021 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 6.3 КоАП РФ, в отношении Касымовой М. А.,
установил:постановлением судьи Муезерского районного суда Республики Карелия от 21.10.2021 прекращено возбужденное должностным лицом Управления Роспотребнадзора по Республике Карелия в отношении Касымовой М.А. производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 6.3 КоАП РФ, на основании п. 5 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ.
С постановлением не согласен специалист - эксперт территориального отдела в г. Костомукша, Муезерском, Калевальском и Суоярвском районах Управления Роспотребнадзора по Республике Карелия (...) в поданной жалобе просит его отменить и возвратить дело на новое рассмотрение. Указывает, что Касымовой М.А. вменялось нарушение п. 2.2 Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 18.03.2020 № 7 в части как не прохождения лабораторного исследования на COVID-19 методом ПЦР в установленный срок, так и не размещения в ЕПГУ результатов исследования. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 02.07.2021 № 17 изменений в части обязанности прохождения гражданином лабораторного исследования и срока ее выполнения, не вносилось. Данная обязанность Касымовой М.А. не исполнена.
На рассмотрение дела по указанной жалобе Касымова М.А. не явилась, о времени и месте судебного заседания извещена надлежащим образом.
Проверив дело, прихожу к следующему.
В силу ч. 2 ст. 6.3 КоАП РФ невыполнение в установленный срок выданного при возникновении угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, либо в период осуществления на соответствующей территории ограничительных мероприятий (карантина), законного предписания (постановления) или требования органа (должностного лица), осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, о проведении санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 15000 до 40000 руб.
Подпунктом 6 п. 1 ст. 51 Федерального закона от ХХ.ХХ.ХХ № 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее – Закон) к полномочиям главных государственных санитарных врачей и их заместителей отнесено право выносить мотивированные постановления о введении (отмене) ограничительных мероприятий (карантина) в организациях и на объектах, при угрозе возникновения и распространения инфекционных заболеваний, представляющих опасность для окружающих.
Статьей 10 Закона установлена обязанность граждан выполнять требования санитарного законодательства, а также постановления осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц.
Постановлением Правительства РФ от 31.01.2020 № 66 коронавирусная инфекция (2019-nCoV) внесена в Перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих.
В силу п. 2.2 постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 18.03.2020 № 7 "Об обеспечении режима изоляции в целях предотвращения распространения COVID-2019" в редакции, действовавшей на день совершения правонарушения (далее - Постановление), гражданам РФ, прибывающим на территорию РФ воздушным транспортом (за исключением члена экипажа воздушного судна), предписывалось в течение трех календарных дней со дня прибытия на территорию РФ пройти лабораторное исследование на COVID-19 методом ПЦР и разместить информацию о результате лабораторного исследования на COVID-19 методом ПЦР в ЕПГУ, заполнив форму "Предоставление сведений о результатах теста на новую коронавирусную инфекцию для прибывающих на территорию РФ".
По смыслу данного положения, гражданин РФ, прибывающий в РФ воздушным транспортом, в течение 3 дней со дня прибытия был обязан как пройти лабораторное исследование на COVID-19 методом ПЦР, так и разместить его результаты в ЕПГУ.
В соответствии с протоколом об административном правонарушении Касымовой М.А. вменялись в вину те обстоятельства, что она, являясь гражданкой РФ и проживая по адресу: Республика Карелия, п. (...) прибыла из Киргизской Республики на территорию РФ воздушным транспортом (...) при этом 13.12.2020 в нарушение п. 2.2 Постановления в течение трех календарных дней не прошла лабораторное исследование на COVID-19 методом ПЦР и не разместила информацию о его результатах в ЕПГУ.
При вынесении постановления судья прекратил производство по делу на основании п. 5 ч. 1 ст.24.5 КоАП РФ по тем мотивам, что в период с 07.07.2021 по 29.07.2021 подпункт 2 п. 2 Постановления действовал в редакции, которая не определяла конкретного срока размещения в ЕПГУ сведений о результатах ПЦР - исследования, перенесенном заболевании или вакцинации, в связи с чем вменяемое Касымовой М.А. деяние утратило противоправный характер.
Вместе с тем, обжалуемое постановление вынесено с существенным нарушением процессуальных требований КоАП РФ.
Действительно, в силу специального положения, закрепленного в ст. 54 Конституции РФ, если после совершения правонарушения ответственность за него устранена или смягчена, применяется новый закон.
В развитие конституционного принципа частью 2 ст. 1.7 КоАП РФ предусмотрено, что закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу, то есть распространяется и на лицо, которое совершило правонарушение до вступления такого закона в силу, и в отношении которого постановление о назначении административного наказания не исполнено.
Таким образом, обратную силу имеет как закон, непосредственно отменяющий или смягчающий административную ответственность за определенное правонарушение, так и норма права, смягчающая административно-правовой режим таким образом, что вменяемое деяние перестает быть противоправным после совершения правонарушения, в том числе в ходе производства по делу.
В то же время в соответствии со ст.ст. 28.2, 28.8, 29.4, 29.7 КоАП РФ дело рассматривается в рамках фабулы, изложенной в протоколе об административном правонарушении.
Согласно ст. 29.10 КоАП РФ в постановлении о назначении административного наказания должно быть надлежащим образом изложено событие правонарушения, включающее как совершенное лицом административно-наказуемое действие или бездействие, так и нормы права, нарушенные данным деянием. При прекращении производства по делу об административном правонарушении на основании п. 5 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ постановление должно содержать мотивированные выводы об утрате противоправности указанного в протоколе об административном правонарушении деяния.
Протоколом об административном правонарушении по настоящему делу Касымовой М.А. вменялось, в том числе, невыполнение обязанности по прохождению в течение трех дней со дня прибытия на территорию РФ лабораторного исследования на COVID-19 методом ПЦР.
Вывода о том, что данное бездействие утратило противоправный характер, постановление судьи не содержит. Ссылок на вступление в действие определенного положения нормативного акта, освобождающего Касымову М.А. от данной обязанности с учетом обстоятельств дела, в постановлении не приведено.
Постановлениями Главного государственного санитарного врача РФ от 02.07.2021 № 17 и от 28.07.2021 № 21 пункт 2.2 Постановления, действительно, изложен в других редакциях, вместе с тем, сохраняя указание на обязанность гражданина, прибывающего в РФ воздушным транспортом, в течение трех календарных дней со дня прибытия пройти лабораторное исследование, за исключением случая наличия вакцинации против COVID-19 в течение последних 12 месяцев или сведений о перенесенном в последние 6 месяцев заболевании COVID-19 (соответствующие сведения должны быть размещены гражданином в течение четырех календарных дней со дня прибытия на ЕПГУ).
Выводов о наличии у Касымовой М.А. вакцинации или сведений о перенесенном ею в последние 6 месяцев заболевании COVID-19 постановление не содержит, соответствующие обстоятельства при рассмотрении дела не проверялись.
Учитывая изложенное, настоящее дело не рассмотрено всесторонне, с установлением всех юридически значимых обстоятельств дела и полной оценкой представленных доказательств, что повлекло преждевременный вывод о наличии основания для прекращения производства по делу.
На основании изложенного, поскольку срок привлечения к административной ответственности по настоящему делу не истек, обжалуемое постановление подлежит отмене, дело об административном правонарушении - возвращению на новое рассмотрение в Муезерский районный суд Республики Карелия.
Руководствуясь п. 4 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ, судья
решил:
постановление судьи Муезерского районного суда Республики Карелия от 21.10.2021 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 6.3 КоАП РФ, в отношении Касымовой М. А. отменить, дело об административном правонарушении возвратить на новое рассмотрение в Муезерский районный суд Республики Карелия.
Решение вступает в законную силу со дня его вынесения, но может быть обжаловано в Третий кассационный суд общей юрисдикции.
Судья |
С.В. Щепалов |