Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-2864/2022 ~ М-2173/2022 от 17.06.2022

2-2864/2022

                                44RS0001-01-2022-003401-91

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

01 ноября 2022 года                      г. Кострома

Свердловский районный суд г. Костромы в составе председательствующего судьи Ковунева А.В., при секретаре Киркиной К.Н., с участием представителя прокуратуры Палюлиной Т.Ю., представителя ответчика ФИО2, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Вохомского района Костромской области в интересах ФИО1 к Департаменту здравоохранения Костромской области об обязании обеспечить медицинскими изделиями,

у с т а н о в и л:

Прокурор Вохомского района обратился в суд с указанным иском, свои требования мотивировал тем, что Прокуратурой района на основании заявления ФИО1 по вопросу необеспечения ее в полном объеме медицинскими изделиями, как лица, страдающего заболеванием ..., проведена проверка и установлено следующее. ФИО1, <дата> года рождения, состоит на учете у ... с 2005 года с диагнозом: ... Согласно данным медицинской карты ФИО1 назначены следующие лекарственные препараты: Метформин 500 мг ед. в сутки, Ринсулин Р - 24 ед. в сутки, Ринсулин НПХ - . В связи с наличием указанного заболевания ФИО1 необходим контроль уровня .... Кроме того для введения ... требуется использование шприц-ручек. Согласно информации, представленной ОГБУЗ «Вохомская межрайонная больница», ФИО1 с момента постановки диагноза глюкометром, тест-полосками, шприц-ручками для введения инсулина и иглами к ним не обеспечивалась.На основании изложенного просят: обязать Департамент здравоохранения Костромской области бесперебойно обеспечивать ФИО1, <дата> года рождения, зарегистрированную и проживающую по адресу: <адрес> следующими медицинскими изделиями: глюкометром, тест-полосками для определения содержания ..., шприц-ручками и иглами к ним в необходимом количестве.

В ходе рассмотрения гражданского дела исковые требования были уточнены, прокурор Вохомского района просил: обязать Департамент здравоохранения Костромской области бесперебойно обеспечивать ФИО1 следующими медицинскими изделиями: тест-полосками для определения ..., шприц-ручками для введения ... и инъекционными иглами к ним в необходимом количестве.

Представитель прокуратуры г.Костромы, действующая на основании поручения прокурора Вохомского района Костромской области, Палюлина Т.Ю. в судебном заседании исковые требования поддержала по доводам и основаниям, изложенным в иске и уточненным исковым требованиям.

Истец ФИО1 в судебное заседание не явилась, ходатайствовала о рассмотрении дела в ее отсутствие.

Представитель ответчика от Департамента здравоохранения Костромской области ФИО1 исковые требования не признал по основаниям, изложенным в отзыве, в котором указал, что обеспечение ФИО1 тест-полосками для определения содержания ... противоречит постановлению Администрации Костромской области от 23.12.2019 года №511-а, от 29.12.2001 №648-а, от 27.12.2021 года №639-а, исходя из которых, тест-полосками и ... иглы должны выдаваться лицам моложе 18 лет. Согласно счету на пациента ФИО1 приложенного к отзыву на исковое заявление видно полученные пациентом только лекарственные препараты, которые были выписаны лечащим врачом по льготному рецепту для получения бесплатно. Медицинские изделия в виде тест-полосок и шприц-ручек, врачом ФИО1 не выдавались, поскольку врачом соответствующие льготные рецепты не выписывались. Также Департамент здравоохранения Костромской области полагали себя ненадлежащими ответчиками, просили заменить ответчика на надлежащего - ГУП «Костромская областная аптечная база», о чём было заявлено соответствующее ходатайство. Также в судебном заседании представитель ответчика пояснил, что в настоящее время ФИО1 на 2022 год она обеспечена необходимыми медицинскими изделиями, в связи с чем, исковые требования прокурора не подлежат удовлетворению.

Третье лицо ОГБУЗ «Вохомская межрайонная больница» извещалась судом надлежащим образом, в судебное заседание своего представителя не направили.

ГУП "Костромская областная аптечная база" извещались судом надлежащим образом, ранее в адрес суда направили возражения на ходатайство о замене ответчика поскольку на сегодняшний день отсутствует заключенный между сторонами заключенный государственный контракт, что свидетельствует о том, что именно Департамент здравоохранения Костромской области является надлежащим ответчиком.

Выслушав явившихся в судебное заседание лиц, изучив материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.

Согласно Конституции РФ каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений (часть 1 статьи 41).

Исходя из данного конституционного положения, законодатель вправе, в том числе посредством закрепления соответствующих мер социальной защиты, предусмотреть определенные гарантии и льготы отдельным категориям граждан.

В соответствии с п. 5 ст. 10 Федерального закона от 21.11.2011 года №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» доступность и качество медицинской помощи обеспечивается посредством предоставления медицинской организацией гарантированного объема медицинской помощи в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.

Согласно ст. 4 Федерального закона от 21.11.2011 года № 323-ФЗ основными принципами охраны здоровья являются: соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий; приоритет интересов пациента при оказании медицинской помощи; социальная защищенность граждан в случае утраты здоровья; ответственность органов государственной власти и органов местного самоуправления, должностных лиц организаций за обеспечение прав граждан в сфере охраны здоровья и др.

Согласно п. 2 ст. 19 Закона, каждый имеет право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, а также на получение платных медицинских услуг и иных услуг, в том числе в соответствии с договором добровольного медицинского страхования.    

Согласно ст. ст. 37, 43 Федерального закона от 21.11.2011 года № 323-ФЗ медицинская помощь организуется и оказывается в соответствии с порядками оказания медицинской помощи, обязательными для исполнения на территории Российской Федерации всеми медицинскими организациями, а также на основе стандартов медицинской помощи. Порядки оказания медицинской помощи и стандарты медицинской помощи утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Назначение и применение лекарственных препаратов, медицинских изделий и специализированных продуктов лечебного питания, не входящих в соответствующий стандарт медицинской помощи, допускаются в случае наличия медицинских показаний (индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии.

Гражданам, страдающим социально значимыми заболеваниями, и гражданам, страдающим заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, оказывается медицинская помощь и обеспечивается диспансерное наблюдение в соответствующих медицинских организациях.

В соответствии со ст. 70 Федерального закона от 21.11.2011 года № 323-ФЗ лечащий врач организует своевременное квалифицированное обследование и лечение пациента (часть 2).

Лечащий врач, рекомендуя пациенту лекарственный препарат, медицинское изделие, специализированный продукт лечебного питания или заменитель грудного молока, обязан информировать пациента о возможности получения им соответствующих лекарственного препарата, медицинского изделия, специализированного продукта лечебного питания или заменителя грудного молока без взимания платы в соответствии с законодательством Российской Федерации (часть 4).

Лечащий врач устанавливает диагноз, который является основанным на всестороннем обследовании пациента и составленным с использованием медицинских терминов медицинским заключением о заболевании (состоянии) пациента (часть 5).

В силу ч. 2 ст. 80 Федерального закона от 21.11.2011 года № 323-ФЗ оказании в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи первичной медико-санитарной помощи в условиях дневного стационара и в неотложной форме, специализированной медицинской помощи, в том числе высокотехнологичной, скорой медицинской помощи, в том числе скорой специализированной, паллиативной медицинской помощи в стационарных условиях, условиях дневного стационара и при посещениях на дому осуществляется обеспечение граждан лекарственными препаратами для медицинского применения, включенными в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов в соответствии с Федеральным законом от 12.04.2010 № 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств», и медицинскими изделиями, включенными в утвержденный Правительством Российской Федерации перечень медицинских изделий, имплантируемых в организм человека. Порядок формирования перечня медицинских изделий, имплантируемых в организм человека, устанавливается Правительством Российской Федерации.

Согласно ст. 81 Федерального закона от 21.11.2011 №323-ФЗ в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи органы государственной власти субъектов Российской Федерации утверждают территориальные программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, включающие в себя территориальные программы обязательного медицинского страхования, установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном медицинском страховании (ч. 1).

В рамках территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи органы государственной власти субъектов Российской Федерации устанавливают перечень лекарственных препаратов, отпускаемых населению в соответствии с Перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно, а также в соответствии с Перечнем групп населения, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства отпускаются по рецептам врачей с пятидесятипроцентной скидкой, сформированный в объеме не менее, чем это предусмотрено перечнем жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, утверждаемым Правительством Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 12.04.2010 № 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств» (п. 5 ч. 2).

В соответствии со ст. 82 Федерального закона от 21.11.2011 года № 323-ФЗ источниками финансового обеспечения в сфере охраны здоровья являются средства федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, средства обязательного медицинского страхования, средства организаций и граждан, средства, поступившие от физических и юридических лиц, в том числе добровольные пожертвования, и иные не запрещенные законодательством Российской Федерации источники.

Положениями ч. 2 ст. 83 Федерального закона от 21.11.2011 года №323-ФЗ установлено, что финансовое обеспечение оказания гражданам специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи осуществляется за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации, выделяемых в рамках территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи (в части медицинской помощи, не включенной в территориальные программы обязательного медицинского страхования, а также расходов, не включенных в структуру тарифов на оплату медицинской помощи, предусмотренную в территориальных программах обязательного медицинского страхования).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2004 года N 715 утвержден Перечень социально значимых заболеваний, включающий в том числе сахарный диабет.

Данное заболевание поименовано и в Перечне групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно, утвержденном Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.1994 года N 890.

Кроме того, Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.12.2018 N 1506 утверждена Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов

Разделом V Программы определено, что за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации осуществляется обеспечение лекарственными препаратами в соответствии с перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные препараты и медицинские изделия в соответствии с законодательством Российской Федерации отпускаются по рецептам врачей бесплатно, а также лекарственными препаратами в соответствии с перечнем групп населения, при амбулаторном лечении которых лекарственные препараты отпускаются по рецептам врачей с 50-процентной скидкой.

Согласно разделу VIII Программы территориальная программа в части определения порядка и условий оказания медицинской помощи должна включать перечень лекарственных препаратов, отпускаемых населению в соответствии с перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно, а также в соответствии с перечнем групп населения, при амбулаторном лечении которых лекарственные препараты отпускаются по рецептам врачей с 50-процентной скидкой.

Аналогичные положения содержатся в Программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годы, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.12.2019 года N 1610, а так же Программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 28.12.2021 года N 2505, согласно разделу V которых источниками финансового обеспечения Программы являются средства федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов (в случае передачи органами государственной власти субъектов Российской Федерации соответствующих полномочий в сфере охраны здоровья граждан Российской Федерации для их осуществления органам местного самоуправления), а также средства обязательного медицинского страхования.

Пунктом 14 Порядка предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан, утвержденного Приказ Минтруда России N 929н, Минздрава России N 1345н от 21.12.2020 года, при обращении гражданина в медицинскую организацию лечащий врач (фельдшер, акушерка в случае возложения на них полномочий лечащего врача) (далее - медицинский работник) по результатам осмотра пациента назначает лекарственные препараты, медицинские изделия и специализированные продукты лечебного питания для детей-инвалидов, оформляет рецепт на бумажном носителе за своей подписью и (или) с согласия пациента или его законного представителя рецепт в форме электронного документа с использованием усиленной квалифицированной электронной подписи медицинского работника в соответствии с порядком назначения лекарственных препаратов, медицинских изделий, формами рецептурных бланков на лекарственные препараты, медицинские изделия, порядком оформления этих бланков, их учета и хранения, утверждаемых федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения, в соответствии с пунктом 16 части 2 статьи 14 Федерального закона от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».

Пунктом 4 вышеуказанного Постановления Правительства РФ от 29.12.2004 № 864 предусмотрено, что финансовое обеспечение расходов, связанных с предоставлением социальных услуг, осуществляется за счет средств, предусмотренных в федеральном бюджете на соответствующий год, Министерству здравоохранения Российской Федерации - на реализацию мер социальной поддержки отдельных категорий граждан по обеспечению в соответствии со стандартами медицинской помощи необходимыми лекарственными препаратами для медицинского применения по рецептам на лекарственные препараты, медицинскими изделиями по рецептам на медицинские изделия, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов.

Средства на осуществление переданных полномочий предусматриваются в виде субвенций из федерального бюджета, которые зачисляются в установленном для исполнения федерального бюджета порядке на счета бюджетов субъектов Российской Федерации (ч. ч. 2, 4 ст. 4.1 Федерального закона № 178-ФЗ«О государственной социальной помощи»).

Согласно ч. 3 ст. 6.5 Федерального закона № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» порядок финансирования расходов по оказанию гражданам государственной социальной помощи в виде социальных услуг, предусмотренной настоящей главой, устанавливается Правительством РФ.

В силу п. п. 1, 4 ст. 41 Бюджетного кодекса РФ субвенции из федерального бюджета субвенций бюджетам субъектов РФ на осуществление переданных полномочий относятся к доходам бюджетов субъектов РФ.

В соответствии с подп. 2 п. 11 Положения о Департаменте здравоохранения Костромской области, утвержденного постановлением губернатора Костромской области от 27.12.2007 № 546, Департамент здравоохранения Костромской области является исполнительным органом государственной власти Костромской области, к его полномочиям в области оказания государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг относится:

организация обеспечения граждан, включенных в Федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи и не отказавшихся от получения социальной услуги по обеспечению лекарственными препаратами, изделиями медицинского назначения, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов;

осуществление закупок (в том числе организация определения поставщиков) лекарственных препаратов для медицинского применения, медицинских изделий, а также специализированных продуктов лечебного питания для детей-инвалидов;

организация обеспечения населения лекарственными препаратами для медицинского применения, медицинскими изделиями, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов, закупленными по государственным контрактам.

Из пункта 59 Положения следует, что Департамент здравоохранения Костромской области осуществляет функции главного распорядителя и получателя средств областного бюджета, предусмотренных на содержание Департамента и реализацию возложенных на него функций.

Постановлением Администрации Костромской области от 29.12.2020 года № 648-а утверждена Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в Костромской области на 2021 год, на плановый период 2022 и 2023 годов.

В соответствии с п. 37 данной программы за счет средств областного бюджета финансируются затраты на обеспечение граждан лекарственными препаратами, изделиями медицинского назначения и специализированными продуктами лечебного питания в соответствии с перечнем лекарственных препаратов, изделий медицинского назначения и специализированных продуктов лечебного питания, закупаемых за счет средств бюджета Костромской области и отпускаемых по рецептам врачей бесплатно и с 50-процентной скидкой при амбулаторном лечении отдельных групп населения и категорий заболеваний, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.1994 № 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения».

В п. 40 Программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в Костромской области на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов, утв. Постановлением Администрации Костромской области от 27.12.2021 года N 639-а, определено, за счет средств областного бюджета осуществляется финансовое обеспечение затраты на обеспечение граждан лекарственными препаратами, изделиями медицинского назначения и специализированными продуктами лечебного питания в соответствии с перечнем лекарственных препаратов, изделий медицинского назначения и специализированных продуктов лечебного питания, закупаемых за счет средств бюджета Костромской области и отпускаемых по рецептам врачей бесплатно и с 50-процентной скидкой при амбулаторном лечении отдельных групп населения и категорий заболеваний, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 1994 года N 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения».

Перечень утвержден постановлением Правительства РФ от 30.07.1994 № 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения» и в приложении № 1 к данному постановлению предусматривает бесплатное предоставление лицам, имеющим заболевание «диабет», лекарственных средств и медицинских изделий.

В соответствии с положениям ч. 1 ст. 38 Федерального закона от 21.11.2011 года № 323-ФЗ, медицинскими изделиями являются любые инструменты, аппараты, приборы, оборудование, материалы и прочие изделия, применяемые в медицинских целях отдельно или в сочетании между собой, а также вместе с другими принадлежностями, необходимыми для применения указанных изделий по назначению, включая специальное программное обеспечение, и предназначенные производителем для профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации заболеваний, мониторинга состояния организма человека, проведения медицинских исследований, восстановления, замещения, изменения анатомической структуры или физиологических функций организма, предотвращения или прерывания беременности, функциональное назначение которых не реализуется путем фармакологического, иммунологического, генетического или метаболического воздействия на организм человека. Медицинские изделия могут признаваться взаимозаменяемыми, если они сравнимы по функциональному назначению, качественным и техническим характеристикам и способны заменить друг друга.

Как установлено судом и следует ФИО1, <дата> г.р., страдает ..., из пояснений ОГБУЗ «Вохомская межрайонная больница» от <дата> следует, что ФИО1 диагноз – ...

Для лечения ФИО1 назначен Ринсулин Р (упаковка-картридж 3, мл., доза – 24 таблетки, потребность-м.1,г.7), Ринсулин НПХ (упаковка-картридж 3, мл., доза – 52 таблетки, потребностьь-м.2,г.13; Метформин 500 (упаковка-60 таблеток,доза-2, потребность – м.2,г.13).

Так же, как следует из ответа ОГБУЗ «Вохомская межрайонная больница» ФИО1 за истекший период тест-полосками, глюкометром, шприц-ручками для введения инсулина, инъекционными иглами к шприц-ручкам не обеспечивалась, так как они не закупались Департаментом здравоохранения Костромской области и в ОГБУЗ «Вохомская МБ» не поступали..

В своем заявлении в прокуратуру ФИО1 указывает, что шприц-ручками для видения ..., глюкометром, тестами-полосками она никогда не обеспечивалась.

Из представленных в ходе рассмотрения дела документов следует, счета пациента, а так же расписок от <дата>, <дата> следует, ФИО1. <дата> выдан глюкометр Сателлит Экспресс, <дата> тесты-полоски Сателлит Экспресс 8 упаковки.

В соответствии с ответом ОГБУЗ «Вохомская межрайонная больница» Департаменту здравоохранения Костромской области ФИО1 обеспечивалась глюкометром – выдан <дата>, тест-полосками – выданы <дата> (8 упаковок ), шприц-ручками для введения инсулина – выданы 22 апреля (2 шт.), инъекционными иглами к шприц-ручками – выданы <дата>.

Иных сведений об обеспечении ФИО1 тест-полосками, шприц-ручками и иглами к ним, т.о. медицинских изделий, которые составляют предмет уточненных исковых требований, ранее в материалах дела не имеется, что не оспаривает ответчик.

В соответствии со стандартом медицинской помощи больным с инсулинонезависимым сахарным диабетом, утвержденным Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 11.12.2007 года N 748, определено, что диагностика для лечения данного заболевания входит в ту медицинскую помощь, которая оказывается больным, в том числе медицинскими изделиями - тесты для определения глюкозы крови к глюкометру, а к перечню медицинских изделий медицинского назначения входят: тест для определения глюкозы крови к глюкометру - среднее количество – 180, шприц-ручка для введения инсулина – 2, инъекционные иглы к шприц-ручкам -110.

В Перечень медицинских изделий, отпускаемых по рецептам на медицинские изделия при предоставлении набора социальных услуг, утвержденный распоряжением Правительства РФ от 31.12.2018 года N 3053-р, включены: иглы инсулиновые; тест-полоски для определения содержания глюкозы в крови; шприц-ручка; инфузионные наборы к инсулиновой помпе (набор для введения инсулина амбулаторный); резервуары к инсулиновой помпе (резервуар для амбулаторной инсулиновой инфузионной помпы).

Анализ приведенных правовых норм в их системном единстве свидетельствует о том, что право граждан Российской Федерации, зарегистрированных в установленном порядке на территории Российской Федерации, на бесплатное обеспечение лекарственными препаратами и медицинскими изделиями при амбулаторном лечении диабета является государственной гарантией, обеспечиваемой за счет бюджетов субъектов Российской Федерации. При этом по смыслу вышеназванных нормативных правовых актов реализация данного права осуществляется на всей территории Российской Федерации и не может быть поставлена в зависимость от правового регулирования, введенного в отдельном субъекте Российской Федерации.

В своих возражения на исковое заявление ответчик ссылается на то обстоятельство, что в перечень лекарственных препаратов, отпускаемых населению в соответствии с перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно, а также в соответствии с перечнем групп населения, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства отпускаются по рецептам врачей с 50-процентной скидкой, который является приложением к Программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в Костромской области на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов, а так же в аналогичном Перечне в ранее утвержденной программе на 2021 год и плановый период 2022 и 2023 годов, средства диагностики тест-полоски для определения сахара в крови и инсулиновые иглы предусмотрены только для детей до 18 лет.

Вместе с тем суд не может согласиться с данными доводами ответчика, поскольку вышеуказанным Стандартом медицинской помощи больным с инсулинонезависимым сахарным диабетом, утвержденным Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 11.12.2007 года N 748, определено обеспечение тестами для определения глюкозы крови к глюкометру как детей, так взрослых, страдающих инсулинонезависимым сахарным диабетом.

И по смыслу вышеназванных нормативных правовых актов реализация права граждан Российской Федерации, зарегистрированных в установленном порядке на территории Российской Федерации, на бесплатное обеспечение лекарственными препаратами и медицинскими изделиями при амбулаторном лечении диабета, осуществляется на всей территории Российской Федерации и не может быть поставлена в зависимость от правового регулирования, введенного в отдельном субъекте Российской Федерации. Федеральный законодатель, устанавливая льготное обеспечение граждан лекарственными препаратами для медицинского применения, определил обязанность субъекта Российской Федерации осуществлять финансирование данной государственной гарантии за счет собственного бюджета на основании соответствующего перечня, утвержденного федеральным органом исполнительной власти, который субъект Российской Федерации может только дополнить. Иных полномочий субъекта Российской Федерации в сфере обеспечения лекарственными препаратами граждан федеральным законодательством не предусмотрено.

Учитывая социально значимое заболевание, которым страдает ФИО1... гарантии бесплатного обеспечения медицинскими изделиями при данном заболевании, суд полагает, что отказ в обеспечении данными медицинскими изделиями в необходимом количестве не соответствует требованиям законодательства.

В соответствии с Федеральным законом «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» медицинская помощь организуется и оказывается в соответствии с порядками оказания медицинской помощи, обязательными для исполнения на территории РФ всеми медицинскими организациями, а также на основе стандартов медицинской помощи (ч. 1 ст. 37); назначение и применение лекарственных препаратов, медицинских изделий и специализированных продуктов лечебного питания, не входящих в соответствующий стандарт медицинской помощи, допускаются в случае наличия медицинских показаний (индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии; при формировании территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи учитываются порядки оказания медицинской помощи и стандарты медицинской помощи (п. 1 ч. 4 ст. 81).

В связи с изложенным, ограничение круга лиц, которые подлежат обеспечению тестами для определения глюкозы в крови, не отвечает требованиям закона, в связи с изложенным возражения ответчика в данной части по существу исковых требований, со ссылкой на постановление Администрации Костромской области от 23.12.2019 года № 511-а, а так же постановление Администрации Костромской области от 29.12.2020 года № 648-а и на Постановлением Администрации Костромской области от 27.12.2021 года N 639-а не могут быть приняты во внимание при разрешении требований заявленных прокурором в интересах ФИО1

Кроме того, доводы ответчика о том, что предоставление осуществляется в соответствии с Порядком предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан, и ранее не осуществлялось, поскольку не выписывались льготные рецепты, не свидетельствует о необоснованности доводов стороны истица, что в связи с заболеванием ФИО1 ей не выдались все необходимые медицинские изделия, право на получение которых бесплатно она имеет в соответствии с действующими законодательством с момента возникновения такой надобности в связи с установленным заболеванием. При это вышеуказанное правое регулирование о указывает на тот факт, что организация обеспечения необходимыми медицинскими изделиями граждан, включенных в Федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи и не отказавшихся от получения социальной услуги по обеспечению данными изделиями медицинского назначения, на территории Костромской области является полномочием Департамента здравоохранения Костромской области, в связи с чем доводы ответчика, что по требованиям об надлежащем и бесперебойном обеспечении ввиду отсутствия такового ФИО1 необходимыми ей медицинским изделия в связи с ее заболеванием, они являются не надлежащим ответчиком, необоснованны.

На основании вышеизложенного суд приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований и возложения на Департамент здравоохранения Костромской области обязанности организовать бесперебойное обеспечение ФИО1 тест-полосками для определения содержания ..., шприц-ручками для введения инсулина и инъекционными иглами к ним в необходимом количестве.

Так же на выводы суда об обоснованности заявленных требований не могут повлиять доводы ответчика о том, что <дата> обеспечена глюкометром «Сателлит экспресс», тест-полосками – <дата>, шприц-ручками для введения инсулина – 22 апреля, инъекционными иглами к шприц-ручкам – <дата>, поскольку данный факт не может свидетельствовать о том, что обязанность, которая имеется у ответчика по обеспечению истица данными медицинскими изделиями, выполнялась ранее и будет выполняться в дальнейшем, кроме того количество выданных медицинских изделий не удовлетворяет в полном объеме потребность ФИО1 в связи с её заболеванием в данных изделиях по медицинских показаниям.

На основании вышеизложенного суд приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований и возложения на Департамент здравоохранения Костромской области обязанности обеспечить ФИО1 тест-полосками, шприц-ручками и иглами к ней в необходимом объеме по медицинским показаниям.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

Исковые требования прокурора Вохомского района Костромской области в интересах ФИО1 к Департаменту здравоохранения Костромской области об обязании обеспечить медицинскими изделиями удовлетворить.

Обязать Департамент здравоохранения Костромской области организовать бесперебойное обеспечение ФИО1, <дата> года рождения, тест-полосками для определения содержания глюкозы в крови, шприц-ручками для введения инсулина и инъекционными иглами к ним в необходимом количестве по медицинским показаниям.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Костромской областной суд через Свердловский районный суд города Костромы в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме.

Судья Ковунев А.В.

Мотивированное решение в окончательной форме изготовлено 02.11.2022 года.

2-2864/2022 ~ М-2173/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Иванова Галина Николаевна
Прокурор Вохомского района
Ответчики
Департамент здравоохранения Костромской области
Другие
ОГБУЗ "Вохомская межрайонная больница"
ГУП "Костромская областная аптечная база"
Суд
Свердловский районный суд г. Костромы
Судья
Ковунев Андрей Викторович
Дело на странице суда
sverdlovsky--kst.sudrf.ru
17.06.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
17.06.2022Передача материалов судье
17.06.2022Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
17.06.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
17.06.2022Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
12.07.2022Предварительное судебное заседание
26.08.2022Судебное заседание
12.09.2022Судебное заседание
05.10.2022Судебное заседание
01.11.2022Судебное заседание
02.11.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
18.11.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
05.12.2022Дело оформлено
04.07.2023Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее