Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-520/2022 ~ М-441/2022 от 05.09.2022

Дело № 2-520/2022

УИД 22RS0009-01-2022-000531-97

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

12 октября 2022 года                             г. Змеиногорск

Змеиногорский городской суд Алтайского края в составе:

председательствующего судьи      Кунанбаевой Е.С.,

при секретаре                  Косинич Т.Ю.,

с участием представителя истца – помощника Змеиногорского межрайонного прокурора Алтайского края Пахарукова А.Ю.,

представителя ответчика - администрации Змеиногорского района Алтайского края Ткаченко М.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Змеиногорского межрайонного прокурора в защиту интересов неопределенного круга лиц к муниципальному образованию Октябрьский сельсовет Змеиногорского района Алтайского края, в лице администрации Октябрьского сельсовета Змеиногорского района Алтайского края, муниципальному образованию Змеиногорский район Алтайского края, в лице администрации Змеиногорского района Алтайского края о возложении обязанности по очистке территорий путем вывоза отходов производства и потребления,

УСТАНОВИЛ:

Змеиногорский межрайонный прокурор обратился с исковым заявлением в защиту интересов неопределенного круга лиц к муниципальному образованию Октябрьский сельсовет Змеиногорского района Алтайского края, в лице администрации Октябрьского сельсовета Змеиногорского района Алтайского края, муниципальному образованию Змеиногорский район Алтайского края, в лице администрации Змеиногорского района Алтайского края о возложении обязанности по очистке территорий путем вывоза отходов производства и потребления, указав, что в ходе проведенной проверки исполнения законодательства в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами было установлено, что на земельном участке по адресу <адрес>, в 0,7 км на юго-восток от <адрес>, находящемся в границах муниципального образования Октябрьский сельсовет, размещены твердые коммунальные отходы в виде упаковок от пищевых продуктов, пластиковых бутылок и других отходов, образующихся в процессе жизнедеятельности. 08.07.2022 в адрес главы Октябрьского сельсовета Змеиногорского района Алтайского края внесено представление об устранении данных нарушений законодательства, которое рассмотрено. Согласно ответу администрации Октябрьского сельсовета Змеиногорского района от 31.07.2022 нарушения не устранены, вышеуказанная территория от отходов производства и потребления не очищена. Ненадлежащее исполнение администрацией Октябрьского сельсовета Змеиногорского района Алтайского края и администрацией Змеиногорского района Алтайского края вышеуказанных обязанностей влечет нарушение прав граждан на благоприятные условия жизнедеятельности, создает угрозу причинения вреда здоровью граждан, угрозу неблагоприятного воздействия на окружающую среду.

На основании вышеизложенного, истец просит возложить обязанность на администрацию Октябрьского сельсовета Змеиногорского района Алтайского края и администрацию Змеиногорского района Алтайского края устранить нарушения действующего законодательства, имеющиеся на земельном участке, расположенном по адресу <адрес>, в 0,7 км на юго-восток от <адрес>, находящемся в границах муниципального образования Октябрьский сельсовет, очистив указанную территорию путем вывоза отходов производства и потребления. В соответствии со ст. 206 ГПК РФ установить ответчику срок для совершения указанных действий в течении шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

В судебном заседании помощник Змеиногорского межрайонного прокурора Пахаруков А.Ю. заявленные исковые требования поддержал по основаниям, изложенным в иске, просил их удовлетворить в полном объёме.

Представитель ответчика - муниципального образования Октябрьского сельсовета Змеиногорского района Алтайского края, в лице администрации Октябрьского сельсовета Змеиногорского района Алтайского края в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте его проведения уведомлен надлежащим образом.

Представитель ответчика - муниципального образования Змеиногорский район Алтайского края, в лице администрации Змеиногорского района Алтайского края Ткаченко М.В. в судебном заседании не возражала против удовлетворения заявленных исковых требований, просила увеличить срок для их выполнения до 01.09.2023.

На основании ст. 167 ГПК РФ суд счёл возможным рассмотреть дело при данной явке участников процесса.

Выслушав явившихся участников процесса, исследовав материалы настоящего дела, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии со ст. 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

Право граждан на благоприятную окружающую среду закреплено в ст. 11 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».

Из требований ч. 3 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее по тексту – Закон) следует, что к вопросам местного значения сельских поселений относятся вопросы, предусмотренные п. 19 настоящей статьи, а именно утверждение правил благоустройства территории поселения, осуществление контроля за их соблюдением, организация благоустройства территории поселения в соответствии с указанными правилами, а также организация использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения.

Под благоустройством территории согласно п. 36 ст. 1 ГК РФ от 29.12.2004 № 190-ФЗ понимается деятельность по реализации комплекса мероприятий, установленного правила благоустройства территории муниципального образования, направленная на обеспечение и повышение комфортности условий проживания граждан, по поддержанию и улучшению санитарного и эстетического состояния территории муниципального образования, по содержанию территорий населенных пунктов и расположенных на таких территориях объектов, в том числе территорий общего пользования, земельных участков, зданий, строений, сооружений, прилегающих территорий.

Согласно ч. 1 ст. 51 названного Федерального закона, ч. 1 ст. 22 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В силу п. 2 ст. 13 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» организация деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов на территориях муниципальных образований осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом.

В соответствии со ст. 8 указанного Федерального закона к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений в области обращения с твердыми коммунальными отходами относятся: создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах; определение схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов; организация экологического воспитания и формирования экологической культуры в области обращения с твердыми коммунальными отходами.

К полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области обращения с твердыми коммунальными отходами относятся: создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах; определение схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов; организация экологического воспитания и формирования экологической культуры в области обращения с твердыми коммунальными отходами.

Органы местного самоуправления муниципального района осуществляют полномочия в области обращения с твердыми коммунальными отходами, предусмотренные пунктом 1 настоящей статьи, на территориях сельских поселений, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации, а также на межселенной территории.

К полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области обращения с твердыми коммунальными отходами относятся: создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах; определение схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов; организация экологического воспитания и формирование экологической культуры в области обращения с твердыми коммунальными отходами.

Согласно п. 4 ч. 1 ст. 13 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны, в частности проводить мероприятия по ликвидации последствий загрязнения, в том числе биогенного загрязнения, и захламления земель.

В соответствии со ст. 42 ЗК РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны, в частности осуществлять мероприятия по охране земель, соблюдать порядок пользования лесами, водными и другими природными объектами и не допускать загрязнение, захламление, деградацию и ухудшение плодородия почв на землях соответствующих категорий.

Согласно п. 2 ст. 3.3 ФЗ от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется: органом местного самоуправления городского поселения в отношении земельных участков, расположенных на территории поселения, при наличии утвержденных правил землепользования и застройки поселения, за исключением случаев, предусмотренных настоящим пунктом; органом местного самоуправления муниципального района в отношении земельных участков, расположенных на территории поселения, входящего в состав этого муниципального района, при отсутствии утвержденных правил землепользования и застройки поселения, а также в отношении земельных участков, расположенных на межселенных территориях муниципального района.

К вопросам местного значения муниципального района относится участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих муниципальных районов (п. 14 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»).

В силу п. 18 ч. 1 ст. 14 ФЗ от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского поселения относится участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению) и транспортированию твердых коммунальных отходов.

Кроме того, п.п. 24 п. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» также установлено, что к вопросам местного значения городского округа относится участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов.

В силу ст. 3 Федерального закона «Об охране окружающей среды» органы местного самоуправления ответственны за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях.

Закрепление указанной выше обязанности предполагает необходимость реализации органами местного самоуправления ряда задач публично-властного характера по налаживанию устойчивой и согласованно функционирующей системы мер, призванных обеспечивать своевременное и бесперебойное оказание услуг по приему и перемещению бытовых и промышленных отходов, а также позволяющих производить их утилизацию и переработку.

Согласно пункту 9 статьи 3 Устава муниципального образования Октябрьского сельсовет Змеиногорского района (далее по тексту - Устав), утвержденного решением Совета депутатов Октябрьского сельсовета Змеиногорского района Алтайского края от 26.03.2021 № 6, к вопросам местного значения поселения относится утверждение правил благоустройства территории поселения, осуществление контроля за их соблюдением, организация благоустройства территории поселения в соответствии с указанными правилами.

Согласно пункту 11 статьи 38 Устава к полномочиям администрации сельсовета относится организация благоустройства территории поселения.

В соответствии с частью 2 статьи 2 Устава в границах поселения находятся следующие населенные пункты: <адрес>.

Согласно пункту 7.8 ГОСТа 30772-2001 введенному Постановлением Госстандарта РФ от 28.12.2001 № 607-ст собственником отходов является юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, производящие отходы, в собственности которых они находятся, которые намерены осуществлять заготовку, переработку отходов и другие работы по обращению с отходами, включая их отчуждение.

В соответствии с примечанием к вышеуказанному пункту 8 ГОСТа 30772-2001 если это лицо не установлено, собственником отходов являются органы местного самоуправления, ответственные за территории, на которых эти отходы находятся.

Таким образом, в соответствии с вышеуказанными положениями законодательства на администрацию Октябрьского сельсовета Змеиногорского района возложена обязанность по организации благоустройства сельского поселения, к которому в том числе относится ликвидация несанкционированных мест скопления отходов производства и потребления.

Из материалов дела следует, что Змеиногорской межрайонной прокуратурой проведена проверка исполнения законодательства в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами, в ходе корой установлено, что на территории земельного участка расположенного по адресу <адрес>, в 0,7 км на юго-восток от <адрес>, находящемся в границах муниципального образования Октябрьский сельсовет, размещены твердые коммунальные отходы в виде: упаковок от пищевых продуктов, пластиковых бутылок и других отходов, образующихся в процессе жизнедеятельности.

Согласно п. 7.8 ГОСТа 30772-2001, введенному Постановлением Госстандарта РФ от 28.12.2001 № 607-ст собственником отходов является юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, производящие отходы, в собственности которых они находятся, которые намерены осуществлять заготовку, переработку отходов и другие работы по обращению с отходами, включая их отчуждение.

В соответствии с примечанием к вышеуказанному пункту 8 ГОСТа 30772-2001 если это лицо не установлено, собственником отходов являются органы местного самоуправления, ответственные за территории, на которых эти отходы находятся.

Таким образом, в соответствии с вышеуказанными положениями законодательства на администрацию Октябрьского сельсовета Змеиногорского района возложена обязанность по организации благоустройства сельского поселения, к которому в том числе относится ликвидация несанкционированных мест скопления отходов производства и потребления.

08.07.2021 в адрес главы Октябрьского сельсовета Змеиногорского района Алтайского края внесено представление об устранении данных нарушений законодательства, которое рассмотрено.

Согласно ответу администрации Октябрьского сельсовета Змеиногорского района от 31.07.2022 нарушения не устранены, вышеуказанная территория от отходов производства и потребления не очищена.

Согласно пункту 14 части 1 статьи 15 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации») к вопросам местного значения муниципального района относится участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих муниципальных районов.

Согласно ст. 8 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее по тесту – ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»), граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.

Таким образом, наличие несанкционированной свалки свидетельствует о ненадлежащем выполнении администрации Октябрьского сельсовета Змеиногорского района Алтайского края и администрации Змеиногорского района Алтайского края возложенных на них законом обязанностей в области обращения с отходами.

Перераспределение полномочий в области обращения с отходами между муниципальными органами и органами государственной власти, не освобождает органы местного самоуправления от исполнения возложенных на них законом обязанностей.

В соответствии с ч. 1 ст. 22 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В абзаце 3 части 2 статьи 2 названного закона указано, что органы государственной власти и органы местного самоуправления, организации всех форм собственности, индивидуальные предприниматели, граждане обеспечивают соблюдение требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения за счет собственных средств.

Отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (ч. 1 ст. 22 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», ч. 1 ст. 51 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»).

В соответствии со ст. 13 ФЗ «Об отходах производства и потребления» территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организация деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов на территориях муниципальных образований осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Аналогичные положения закреплены в ч. 2 ст. 8 Закона Алтайского края от 11.02.2008 № 11-ЗС «Об обращении с отходами производства и потребления в Алтайском крае».

Пунктом 1.2 СанПиН 42-128-4690-88 установлено, что система санитарной очистки и уборки территорий населенных мест должна предусматривать рациональный сбор, быстрое удаление, надежное обезвреживание и экономически целесообразную утилизацию бытовых отходов (хозяйственно-бытовых, в том числе пищевых отходов из жилых и общественных зданий, предприятий торговли, общественного питания и культурно-бытового назначения; уличного мусора и смета и других бытовых отходов, скапливающихся на территории населенного пункта).

Согласно представлению выявлена несанкционированная свалка твердых коммунальных отходов. Доказательств обратного не получено.

Ненадлежащее исполнение администрацией Октябрьского сельсовета Змеиногорского района Алтайского края и администрацией Змеиногорского района Алтайского края возложенных в соответствии с действующим законодательством обязанностей, влечет нарушение прав граждан на благоприятные условия жизнедеятельности, создает угрозу причинения вреда здоровью граждан, угрозу неблагоприятного воздействия на окружающую среду.

Процессуальный истец просит установить ответчикам срок для совершения действий в течение шести месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.

Согласно части 2 статьи 206 ГПК РФ при принятии решения, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено, несоблюдение которого влечет применение в отношении руководителя организации или руководителя коллегиального органа мер, предусмотренных федеральным законом.

С учетом того, что истребованный Змеиногорским межрайонным прокурором срок исполнения обязанности приходится на май 2023 года, в связи с погодными условиями могут возникнуть проблемы по вывозу твердых коммунальных отходов, для выполнения ряда мероприятий, связанных с исполнением решения суда, потребуется время, суд считает, что необходимым и достаточным сроком является десять месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, полагая, что такой срок является разумным.

Доказательств необходимости установления более длительного срока для исполнения требований Змеиногорского межрайонного прокурора суду не предоставлено.

При указанных обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что исковые требования Змеиногорского межрайонного прокурора о возложении обязанности по очистке территорий путем вывоза отходов производства и потребления к администрации Октябрьского сельсовета Змеиногорского района Алтайского края, администрации Змеиногорского района Алтайского края подлежат частичному удовлетворению.

Истец от уплаты государственной пошлины при подаче иска освобожден в соответствии с подп. 9 п. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ).

В соответствии с ч. 1 ст. 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.

Согласно статье 333.36 Налогового кодекса РФ прокуроры по заявлениям в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределённого круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, освобождаются.

Учитывая, что в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 333.36 Налогового кодекса РФ органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, в качестве истцов (административных истцов) или ответчиков (административных ответчиков) от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, освобождаются, судебные издержки взысканию с ответчиков не подлежат.

Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Змеиногорского межрайонного прокурора в защиту интересов неопределенного круга лиц к муниципальному образованию Октябрьский сельсовет Змеиногорского района Алтайского края в лице администрации Октябрьского сельсовета Змеиногорского района Алтайского края, муниципальному образованию Змеиногорский район Алтайского края в лице администрации Змеиногорского района Алтайского края о возложении обязанности по очистке территорий путем вывоза отходов производства и потребления удовлетворить частично.

Обязать администрацию Октябрьского сельсовета Змеиногорского района Алтайского края, администрацию Змеиногорского района Алтайского края устранить нарушения действующего законодательства, имеющиеся на земельном участке, расположенном по адресу: <адрес>, в 0,7 км. на юго-восток от <адрес>, находящемся в границах муниципального образования Октябрьский сельсовет Змеиногорского района, очистив указанную территорию путем вывоза отходов производства и потребления в течение десяти месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Алтайский краевой суд через Змеиногорский городской суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено 12.10.2022.

Судья                                  Е.С. Кунанбаева

2-520/2022 ~ М-441/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Змеиногорский межрайонный прокурор
Ответчики
Администрация Октябрьского сельсовета
Администрация Змеиногорского района Алтайского края
Суд
Змеиногорский городской суд Алтайского края
Судья
Кунанбаева Екатерина Сергеевна
Дело на сайте суда
zmeinogorsky--alt.sudrf.ru
05.09.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
05.09.2022Передача материалов судье
05.09.2022Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
05.09.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
05.09.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
12.10.2022Судебное заседание
12.10.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
03.02.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее