Судебный акт #1 (Определение) по делу № 21-280/2023 от 08.08.2023

В районном суде № 12-970/2023
72RS0025-01-2023-005806-38
Дело № 21-280/2023

Р Е Ш Е Н И Е

по делу об административном правонарушении

г. Тюмень 04 сентября 2023 года

Судья Тюменского областного суда Лешкова С.Б., с участием начальника отдела Государственной инспекции труда в Тюменской области Лагзденберг Ю.Ю., защитника ОАО «Российские железные дороги» -Зайнуллиной Т.Р.,

рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу начальника отдела Государственной инспекции труда в Тюменской области Лагзденберг Ю.Ю., протест Тюменского транспортного прокурора на решение судьи Центрального районного суда г. Тюмени от 24 июля 2023 года, которым прекращено производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении открытого акционерного общества «Российские железные дороги»,

у с т а н о в и л:

Постановлением начальника отдела Государственной инспекции труда в Тюменской области Лагзденберг Ю.Ю. № 72/4-91-23ППР/12-4325-И/58-20 от 15 мая 2023 года открытое акционерное общество «Российские железные дороги» (далее по тексту также – ОАО «РЖД», Общество) привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 4 статьи 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее по тексту также – КоАП РФ) и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей, поскольку Обществом допущено нарушение требований статей 22, 57 Трудового кодекса Российской Федерации, а именно: в трудовых договорах и соглашениях работников отражен вредный производственный фактор (результаты специальной оценки условий труда), однако, условия труда на рабочем месте, отражающие опасный производственный фактор, в трудовые договоры не включены.

Не соглашаясь с указанным постановлением ОАО «РЖД», в лице защитника Зайнуллиной Т.Р., обратилось с жалобой в суд, в которой изложена просьба об отмене постановление должностного лица и прекращении производства по делу, в связи с тем, что трудовые договоры работников оформлены по типовой форме, условия труда на рабочем месте работника отражены в пункте 1.7 (Условия труда на рабочем месте) трудового договора работника. В настоящей форме трудового договора в пункте 1.7 указываются условия труда (класс условий труда) и добавлена формулировка о том, что информация о классе условий труда, а также факторах производственной среды и трудового процесса, оказывающих влияние на работоспособность и здоровье работника, содержится в карте специальной оценки условий труда (СОУТ). Все работники при приеме на работу и при переводе на другое место работы ознакомлены с условиями труда на рабочем месте и с картами СОУТ. Также в трудовых договорах работников, заключенных ранее 2023 года, данная формулировка не указана. Заявитель считает, что все требуемые условия, указанные статьёй 57 Трудового кодекса Российской Федерации, в трудовые договоры работников внесены. Дополнительные данные имеются в картах СОУТ. Кроме того, в случае признания судом ОАО «РЖД» виновным в совершении административного правонарушения, просит данное правонарушение признать малозначительным и назначить наказание в виде устного замечания. Кроме того, обращает внимание суда на то, что юридическое лицо находится в г. Москве, а значит данное дело подлежит рассмотрению по месту нахождения юридического лица.

Решением судьи Центрального районного суда г. Тюмени от 24 июля 2023 года постановление должностного лица Государственной инспекции труда в Тюменской области отменено, производство по делу прекращено в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

С данным решением не согласно должностное лицо, вынесшее оспариваемое постановление, начальник отдела Государственной инспекции труда в Тюменской области Лагзденберг Ю.Ю., в жалобе в вышестоящий суд просит решение судьи районного суда отменить. Указывает, что Обществом был установлен опасный производственный фактор в соответствии с положением о системе охраны труда, картами оценки профессиональных рисков ОАО «РЖД», однако данные риски не включены в трудовые договоры работников, чем допущено нарушение требований статей 22, 57 Трудового кодекса Российской Федерации.

С данным решением также не согласен Тюменский транспортный прокурор, который настаивает на наличии бездействия ОАО РЖД состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 5.27 КоАП РФ, поскольку Обществом допущено нарушение требований статей 22, 57 Трудового кодекса Российской Федерации.

Проверив в соответствии с частью 3 ст. 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях материалы дела в полном объёме, изучив доводы жалобы в вышестоящий суд, заслушав объяснение должностного лица - начальника отдела Государственной инспекции труда в Тюменской области Лагзденберг Ю.Ю., просившего об удовлетворении жалобы, защитника ОАО «Российские железные дороги» -Зайнуллиной Т.Р., просившего в удовлетворении жалобы отказать, прихожу к следующим выводам.

В соответствии с частью 4 статьи Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, уклонение от оформления или ненадлежащее оформление трудового договора либо заключение гражданско-правового договора, фактически регулирующего трудовые отношения между работником и работодателем, - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.

Согласно правовой позиции Верховного суда Российской Федерации, изложенной в пункте 10 постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23 декабря 2021 года № 45 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами общей юрисдикции дел об административных правонарушениях, связанных с нарушением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права» под ненадлежащим оформлением трудового договора для целей применения части 4 статьи 5.27 КоАП РФ следует понимать отсутствие в данном договоре тех сведений и (или) условий, которые предусмотрены частями первой и второй статьи 57 ТК РФ, а также включение в трудовой договор условий, ограничивающих права или снижающих уровень гарантий работников по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права (часть вторая статьи 9 ТК РФ).

Статьей 22 Трудового кодекса Российской Федерации(далее по тексту также - Трудовой кодекс, ТК РФ) к обязанностям работодателя отнесены, помимо прочих, обязанность соблюдать трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, локальные нормативные акты, условия коллективного договора, соглашений и трудовых договоров; исполнение иных обязанностей, предусмотренных трудовым законодательством, в том числе законодательством о специальной оценке условий труда, и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами и трудовыми договорами.

Обязательными для включения в трудовой договор является, как это следует из статьи 57 указанного выше Кодекса, помимо прочего, условия труда на рабочем месте.

В статье 209 ТК РФ условия труда определены как совокупность факторов производственной среды и трудового процесса, оказывающих влияние на работоспособность и здоровье работника. Вредный производственный фактор - это производственный фактор, воздействие которого на работника может привести к его заболеванию. Опасный производственный фактор - производственный фактор, воздействие которого на работника может привести к его травме.

На основании статьи 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» условия труда по степени вредности и (или) опасности подразделяются на четыре класса - оптимальные, допустимые, вредные и опасные условия труда.

Вредными условиями труда (3 класс) являются условия труда, при которых уровни воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов превышают уровни, установленные нормативами (гигиеническими нормативами) условий труда.

При этом, подкласс 3.2 (вредные условия труда 2 степени) - условия труда, при которых на работника воздействуют вредные и (или) опасные производственные факторы, уровни воздействия которых способны вызвать стойкие функциональные изменения в организме работника, приводящие к появлению и развитию начальных форм профессиональных заболеваний или профессиональных заболеваний легкой степени тяжести (без потери профессиональной трудоспособности), возникающих после продолжительной экспозиции (пятнадцать и более лет).

В каждом из указанных классов условий труда (а не только в классе опасных условий труда) выделяются либо вредные, либо опасные производственные факторы, либо и те, и другие одновременно.

Как усматривается из материалов дела, основанием для привлечения Общества к административной ответственности на основании части 4 статьи 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях послужили изложенные в обжалуемых актах выводы о том, что в нарушение положений статьи 57 Трудового кодекса Российской Федерации в трудовые договоры А. (трудовой договор от <.......>), В (трудовой договор от <.......>), С (трудовой договор от <.......>), КАВ (трудовой договор от <.......>), КАП (трудовой договор от <.......>), М (трудовой договор от <.......>), Щ.(трудовой договор от <.......>), СДФтрудовой договор от <.......>), Фтрудовой договор от <.......>), Л.трудовой договор от <.......>) не включено следующее обязательное условие: условия труда на рабочем месте, отражающие опасный производственный фактор. Указанные нарушения выявлены в ходе проверки, проведенной Тюменской транспортной прокуратурой на основании решения о проведении проверки исполнения требований федерального законодательства об охране труда от 29.03.2023 № 41.

Судья районного суда, принимая оспариваемое решение, исходил из того, что в трудовых договорах на данных работников «условия их труда», требуемые выше приведенными нормами Трудового Кодекса указаны, так как в них указаны классы и подклассы вредных условий труда, а кроме того, ко всем самим договорам приложены карты СОУТ, в которых эти условия подробно описаны, и с которыми все эти работники ознакомлены под личную роспись, что объективно свидетельствует об отсутствии состава данного правонарушения в действиях юридического лица. Также в решении судьи районного суда указано на не корректной ссылку в оспариваемом постановлении на договоры, заключение до введения данного требования в статью 57 ТК РФ – до 28.12.2013– это договоры от 2003 года до 2012 года.

Однако, состоявшееся по данному делу решение судьи районного суда признать законным нельзя ввиду следующего.

Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (статья 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).

Из материалов проверки следует, что в карте специальной оценки условий труда для профессии электросварщик в структурном подразделении механизированном пункте ремонта вагонов нечетной системы станции Войновка, в механизированном пункте ремонта вагонов четной системы станции Войновка, пункте комплексной подготовки вагонов к перевозкам станции Пышминская - имеются следующие факторы производственной среды и трудового процесса по степени вредности, относящиеся к вредным условиям труда 2 степени: химический, шум, неионизирующие излучения, тяжесть трудового процесса; для профессии осмотрщик-ремонтник вагонов в пункте технического облуживания грузовых вагонов станции Войновка имеются следующие факторы производственной среды и трудового процесса по степени вредности, относящиеся к вредным условиям труда 2 степени: шум и тяжесть трудового процесса; для профессии электрогазосварщик в механизированном пункте ремонта вагонов четной системы станции Войновка имеются следующие факторы производственной среды и трудового процесса по степени вредности, относящиеся к вредным условиям труда 2 степени: шум, неионизирующие излучения, тяжесть трудового процесса, химический.

При этом, названные условия труда в трудовых договорах с работниками ОАО «РЖД» не отражены.

Вопреки названным выводам, указание вредных и опасных факторов производственной среды в трудовых договорах является обязательным (помимо сведений о присвоенном классе и подклассе опасности условий труда), что согласуется с разъяснениями Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации в письме от 26 марта 2020 года № 15-1/В-1375, согласно которым после проведения специальной оценки условий труда трудовой договор должен быть дополнен недостающими сведениями не только об итоговом классе (подклассе) условий труда, но и об идентифицированных на рабочем месте вредных и (или) опасных производственных факторах. Указание вредных (опасных) факторов по конкретным должностям в картах специальной оценки условий труда не освобождает работодателя от включения сведений об этих факторах в трудовые договоры.

Пунктом 4 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрено, что по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение судье, в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело, в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных настоящим Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.

В соответствии с частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях срок давности привлечения к административной ответственности за административное правонарушение, предусмотренное частью 4 статьи 5.27 названного Кодекса, составляет один год со дня совершения административного правонарушения.

Учитывая, что на момент рассмотрения жалобы срок давности привлечения ОАО «РЖД» к административной ответственности, установленный статьей 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел не истек, дело подлежит возвращению на новое рассмотрение в соответствии с нормами процессуального права.

При таких обстоятельствах, поскольку судьёй районного суда допущено существенное нарушение процессуальных требований, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, что не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, решение судьи Центрального районного суда г. Тюмени от 24 июля 2023 года подлежит отмене, а дело - возвращению на новое рассмотрение в Центральный районный суд г. Тюмени.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 30.1., 30.6. п. 4 ч. 1 ст. 30.7., ст. 30.9. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

р е ш и л:

Решение судьи Центрального районного суда г. Тюмени от 24 июля 2023 года отменить.

Возвратить дело об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении открытого акционерного общества «Российские железные дороги» в Центральный районный суд г. Тюмени на новое рассмотрение.

Судья Тюменского областного суда /подпись/ С.Б. Лешкова
Копия верна:
Судья Тюменского областного суда С.Б. Лешкова

21-280/2023

Категория:
Административные
Статус:
Вынесено решение по существу
Истцы
Прокурор Тюменской прокуратуры
Ответчики
Оао Российские Железные Дороги
Другие
Зайнуллина Т.Р.
Суд
Тюменский областной суд
Судья
Лешкова Светлана Борисовна
Статьи

ст.5.27 ч.4 КоАП РФ

Дело на странице суда
oblsud--tum.sudrf.ru
08.08.2023Материалы переданы в производство судье
04.09.2023Судебное заседание
08.09.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
11.09.2023Дело оформлено
11.09.2023Дело передано в экспедицию
Судебный акт #1 (Определение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее