РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Самара 22 февраля 2018 года
Самарский областной суд в составе:
председательствующего судьи Панковой М.А.,
при секретаре судебного заседания Рафиковой Е.Д.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 3а-482/2018 по административному исковому заявлению Бобкова Д.С., Мошкарева С.Ю., Мошкарева А.Ю., Захарчук С.А. к Правительству Самарской области, Управлению Росреестра по Самарской области об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объекта недвижимости,
УСТАНОВИЛ:
Административные истцы обратились в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объекта недвижимости, просили изменить кадастровую стоимость нежилого помещения н2, площадью 879,4 кв.м., 1 этаж, поз. №№6, 10, 64-67, 69-78, 83-91, 93-102, 138-142, находящегося по адресу: <адрес>, кадастровый номер №, установив ее в размере 22 248 000 рублей, обязать административного ответчика внести в государственный кадастр недвижимости кадастровую стоимость нежилого помещения в размере его рыночной стоимости.
Требования мотивированы тем, что на праве общей долевой собственности Бобкову Д.С., доля в праве 21/100, Мошкареву С.Ю., доля в праве 32/100, Мошкареву А.Ю., доля в праве 32/100, и Захарчуку С.А., доля в праве 15/100, принадлежит спорное нежилое помещение, кадастровая стоимость которого по результатам государственной кадастровой оценки по состоянию на 06.06.2011 составила 36 329 587 рублей 05 копеек.
Административные истцы не согласны с указанной кадастровой стоимостью объекта недвижимости, считают ее завышенной и несоответствующей рыночной стоимости, чем нарушаются права и затрагиваются их интересы, как плательщиков налогов на имущество физических лиц, размер которого исчисляется из кадастровой стоимости нежилого помещения.
В обоснование заявления административные истцы ссылаются на Отчет об оценке от 27.11.2017 г. № №, подготовленный ИП ФИО1, которым рыночная стоимость нежилого помещения определена в размере 22 248 000 рублей.
С учетом изложенного, административные истцы полагают, что имеются основания для пересмотра результата определения кадастровой стоимости объекта недвижимости в судебном порядке. Просят требования удовлетворить.
Представители административных истцов – адвокат ФИО2., ФИО3., действующие на основании доверенностей от 06.12.2017 года №№ №, №, №, №, в судебном заседании уточнил заявленные требования, просили установить кадастровую стоимость нежилого помещения н2 с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, общей площадью 879,4 кв.м., 1 этаж, поз. №№ 6, 10, 64-67, 69-78, 83-91, 93-102, 138-142, равной ее рыночной стоимости по состоянию на 06.06.2011 года в размере 22 248 000 рублей, восстановить пропущенный срок для обращения в суд с заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости спорного объекта недвижимости.
Представители Правительства Самарской области, Управления Росреестра по Самарской области, ФГБУ «ФКП Росреестра» в лице филиала по Самарской области, администрации г.о. Самара в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, своих представителей в суд не направили,
Представитель ФГБУ «ФКП Росреестра» по Самарской области представил письменный отзыв на административный иск, в котором оставил разрешение административного иска по существу на усмотрение суда.
Иные участвующие в деле лица письменных возражений в адрес суда не направили.
В соответствии с положениями ст.ст. 150, 247 КАС РФ, суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Выслушав объяснения представителей административных истцов, изучив материалы дела, представленные доказательства, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных требований в части установления кадастровой стоимости по следующим основаниям.
В соответствии с положениями части 1 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.
Установлено, что на праве общей долевой собственности Бобкову Д.С., доля в праве 21/100, Мошкареву С.Ю., доля в праве 32/100, Мошкареву А.Ю., доля в праве 32/100, и Захарчуку С.А., доля в праве 15/100, принадлежит спорное нежилое помещение, что подтверждается выпиской из ЕГРН об основных характеристиках и зарегистрированных правах объекта недвижимости от 20.11.2017 года, свидетельствами о государственной регистрации права от 23.12.2014 года, от 10.02.2015 года, 23.12.2014 года, 13.02.2015 года.
Постановлением Правительства Самарской области от 14.03.2012 г. № 118 утверждены результаты определения кадастровой стоимости объектов недвижимости на территории Самарской области.
Кадастровая стоимость нежилого помещения с кадастровым номером № составила по состоянию на 06.06.2011 года 36 329 587 рублей 05 копеек, что подтверждено выпиской из ЕГРН о кадастровой стоимости объекта недвижимости от 17.11.2017 г.
Административные истцы, будучи собственниками спорного нежилого помещения, являются плательщиками налога на имущество физических лиц, зачисляемого в бюджет муниципального образования г.о. Самара. Налоговой базой для исчисления налога на имущество физических лиц является кадастровая стоимость объектов капитального строительства.
Как разъяснено в пункте 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 г. N 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», с административным исковым заявлением о пересмотре кадастровой стоимости вправе обратиться юридические и физические лица, владеющие объектом недвижимости на праве собственности, постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения, а также иные лица, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности (абзацы первый и второй статьи 24.18 Закона об оценочной деятельности, статьи 373, 388, 400 НК РФ).
Таким образом, административные истцы, являясь собственниками нежилого помещения, имеют законный интерес в установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его действительной рыночной стоимости.
Основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является, в частности, установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
В соответствии с пунктом 8 постановления Пленума Верховного Суда РФ №28 от 30.06.2015 года «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», согласно абзацу первому статьи 24.12 Закона об оценочной деятельности государственная кадастровая оценка проводится по решению исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или в случаях, установленных законодательством субъекта Российской Федерации, по решению органа местного самоуправления не чаще чем один раз в течение трех лет (в городах федерального значения не чаще чем один раз в течение двух лет) и не реже чем один раз в течение пяти лет с даты, по состоянию на которую была проведена государственная кадастровая оценка. Ввиду закрепленной законом периодичности проведения государственной кадастровой оценки заявление о пересмотре кадастровой стоимости может быть подано в суд не позднее пяти лет с даты внесения в государственный кадастр недвижимости оспариваемых результатов определения кадастровой стоимости в том случае, если на момент обращения в суд в государственный кадастр недвижимости не внесены очередные результаты определения кадастровой стоимости либо сведения, связанные с изменением качественных или количественных характеристик объекта недвижимости, повлекшие изменение его кадастровой стоимости (часть 3 статьи 245 КАС РФ). Пропуск указанного срока не является основанием для отказа в принятии заявления. Если по истечении установленного законом периода в государственный кадастр недвижимости не внесены очередные результаты определения кадастровой стоимости, срок для обращения в суд с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости может быть восстановлен.
Поскольку на момент обращения в суд в ЕГРН не внесены очередные результаты определения кадастровой стоимости либо сведения, связанные с изменением качественных или количественных характеристик объекта недвижимости, повлекшие изменение его кадастровой стоимости, суд полагает возможным восстановить административным истцам срок для обращения в суд с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости рассматриваемого нежилого помещения.
В силу ст. 70 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, при разрешении дел об оспаривании результатов кадастровой оценки по основанию установления в отношении объекта оценки его рыночной стоимости одним из допустимых письменных доказательств является отчет независимого оценщика.
Административными истцами в обоснование своих требований представлен отчет об оценке от 27.11.2017 г. № №, подготовленный ИП ФИО1
Из отчета усматривается, что объектом оценки являлось нежилое помещение с кадастровым номером №, итоговая величина рыночной стоимости которого составила 22 248 000 рублей.
Общие требования к отчету об оценке установлены в статье 11 Федерального закона «Об оценочной деятельности», согласно которой отчет не должен допускать неоднозначного толкования или вводить в заблуждение. В отчете в обязательном порядке должны быть указаны сведения, которые необходимы для полного и недвусмысленного толкования результатов проведения оценки объекта, установленных в отчете.
В соответствии с требованиями статьи 24.18 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» оценка выполнена по состоянию на 06.06.2011 года, т.е. на дату определения кадастровой стоимости нежилого помещения.
Давая оценку исследованным доказательствам, суд полагает, что приведенные в Отчете об оценке выводы оценщика не допускают их неоднозначного толкования, исходные данные и расчеты не вводят в заблуждение. Профессиональное суждение оценщика относительно рыночной стоимости объекта оценки полностью подтверждается собранной информацией и приведенными расчетами. Итоговое суждение о величине рыночной стоимости объекта капитального строительства основано на полном и объективном анализе ценностных характеристик и расчетных показателей стоимости, что в полной мере согласуется с требованиями федеральных стандартов оценки.
Полномочия, компетенция и квалификация оценщика подтверждены приложенными к Отчету об оценке документами.
С учетом изложенного, оснований полагать, что представленный административными истцами Отчет об оценке не соответствует требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности и требованиям федеральных стандартов оценки, у суда не имеется.
Доказательств, опровергающих заявленную рыночную стоимость спорного нежилого помещения, содержащих сведения об иной его рыночной стоимости, административными ответчиками и заинтересованными лицами не представлено, ходатайств о назначении судебной экспертизы не заявлено. Правовых оснований для назначения судебной оценочной экспертизы по инициативе суда не имеется.
Суд считает возможным принять отчет об оценке, подготовленный оценщиком ИП ФИО1 в качестве надлежащего доказательства, подтверждающего величину рыночной стоимости спорного нежилого помещения по состоянию на дату оценки и положить в основу судебного решения по настоящему административному делу выводы указанного отчета.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что требования административных истцов об установлении кадастровой стоимости нежилого помещения равной его рыночной стоимости, определенной по состоянию на 06.06.2011 года, подлежат удовлетворению.
Согласно статье 24.20 Федерального закона РФ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» в случае изменения кадастровой стоимости по решению комиссии или суда в порядке, установленном статьей 24.18 настоящего Федерального закона, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением комиссии или суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.
В соответствии с разъяснениями, изложенными в п. 25 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30 июня 2015 г. N 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», ввиду того, что сведения о дате подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости и применяются для целей налогообложения и иных установленных законодательством целей, в резолютивной части решения указывается дата подачи соответствующего заявления.
Из материалов дела следует, что датой обращения Бобкова Д.С, Мошкарева С.Ю., Мошкарева А.Ю., Захарчук С.А. в суд является 19.12.2017 г., что подлежит указанию в резолютивной части решения суда.
Руководствуясь статьями 175-180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Административный иск Бобкова Д.С., Мошкарева С.Ю., Мошкарева А.Ю., Захарчук С.А. удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость нежилого помещения н2 с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, общей площадью 879,4 кв.м., 1 этаж, поз. №№ 6, 10, 64-67, 69-78, 83-91, 93-102, 138-142, равной ее рыночной стоимости по состоянию на 06.06.2011 года в размере 22 248 000 рублей.
Датой подачи Бобкова Д.С, Мошкарева С.Ю., Мошкарева А.Ю., Захарчук С.А. заявления в суд считать 19.12.2017 года.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Самарского областного суда в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Решение суда в окончательной форме изготовлено 27.02.2018 г.
Председательствующий: М.А.Панкова