Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
18 мая 2021 года г.Ясногорск
Ясногорский районный суд Тульской области в составе:
председательствующего Пучковой О.В.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Парамоновой Л.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № по иску Грязеву А.В. к администрации муниципального образования Ясногорский район о признании права собственности на самовольную постройку,
у с т а н о в и л:
Грязев А.В. обратился в суд с иском к администрации муниципального образования Ясногорский район о признании права собственности на самовольную постройку.
В обоснование заявленных исковых требований Грязев А.В. указал, что на основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ и соглашения о реальном разделе земельного участка и прекращении долевой собственности от ДД.ММ.ГГГГ он является собственником земельного участка с кадастровым номером №, площадью <данные изъяты> кв.м, предоставленного для индивидуального жилищного строительства, расположенного на землях населенных пунктов по адресу: <адрес>. На указанном земельном участке он (Грязев А.В.) самовольно без получения разрешения на строительство возвел жилой дом общей площадью <данные изъяты> кв.м, который, согласно экспертному заключению общества с ограниченной ответственностью <данные изъяты>» от ДД.ММ.ГГГГ №, соответствует требованиям строительных, противопожарных и санитарных норм и правил, не соответствует градостроительным требованиям в части расстояния от него (жилого дома) до границ земельного участка, на котором расположен объект недвижимости, однако нарушение является несущественным, поскольку не влияет на его безопасность; сохранение жилого дома не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц, не создает угрозу жизни и здоровью граждан. При обращении в администрацию муниципального образования Ясногорский район с уведомлением об окончании строительства жилого дома он получил уведомление о несоответствии построенного объекта индивидуального жилищного строительства требованиям законодательства о градостроительной деятельности.
С учетом изложенных обстоятельств, Грязев А.В. просил признать за ним право собственности на индивидуальный жилой дом, общей площадью <данные изъяты> кв.м, расположенный в границах земельного участка с кадастровым номером № по адресу: <адрес>.
В судебное заседание истец Грязев А.В. не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен своевременно и надлежащим образом, представлено ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие истца.
Представитель истца по доверенности Фролов С.В. о времени и месте разбирательства дела извещен своевременно и надлежащим образом, в судебное заседание не явился, направил ходатайство о рассмотрении исковых требований Грязева А.В. в его отсутствие, заявленные доверителем требования, поддерживает в полном объеме.
Ответчик, администрация муниципального образования Ясногорский район, о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом, представитель по доверенности Морданова Е.В. в судебное заседание не явилась, направила ходатайство о разбирательстве дела в ее отсутствие. В возражениях на исковое заявление указала, что требования Грязева А.В. не подлежат удовлетворению, поскольку истец произвел строительство жилого дома с нарушением законодательства о градостроительной деятельности и правил землепользования и застройки муниципального образования <адрес>, а именно при размещении объекта недвижимости нарушено расстояние до смежной границы с земельным участком, что также подтверждается заключением эксперта от ДД.ММ.ГГГГ № ООО «<данные изъяты>».
Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, Валиева Т.В., привлеченная определением суда, в судебное заседание не явилась, извещалась надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, ходатайствовала о рассмотрении дела в ее отсутствие, не возражала против удовлетворения требований Грязева А.В.
В соответствии со ст.167 ГПК РФ суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие лиц, участвующих в деле.
Изучив доводы и возражения, письменные доказательства, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч.2 ст.35 Конституции Российской Федерации каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами.
Согласно п.1 ст.218 ГК РФ право собственности на новую вещь, изготовленную или созданную лицом для себя с соблюдением закона и иных правовых актов, приобретается этим лицом.
В силу ст.263 ГК РФ собственник земельного участка может возводить на нем здания и сооружения, осуществлять их перестройку или снос, разрешать строительство на своем участке другим лицам. Эти права осуществляются при условии соблюдения градостроительных и строительных норм и правил, а также требований о целевом назначении земельного участка (п.2 ст.260 ГК РФ).
Как следует из материалов дела и установлено судом, на основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ и соглашения о реальном разделе земельного участка и прекращении долевой собственности от ДД.ММ.ГГГГ Грязев А.В. является собственником земельного участка с кадастровым номером №, площадью <данные изъяты> кв.м, предоставленного для индивидуального жилищного строительства, расположенного на землях населенных пунктов по адресу: <адрес>, о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним ДД.ММ.ГГГГ сделана запись регистрации №.
Данное обстоятельство подтверждается свидетельством о государственной регистрации права серии № №, выданным Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тульской области ДД.ММ.ГГГГ, и выпиской из Единого государственного реестра недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ №.
Судом установлено, что на вышеуказанном земельном участке в ДД.ММ.ГГГГ году Грязев А.В. завершил строительство жилого дома без получения разрешения.
Как следует из технического плана здания, подготовленного кадастровым инженером общества с ограниченной ответственностью «<данные изъяты>» по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, площадь объекта недвижимости, расположенного по адресу: <адрес>, составляет <данные изъяты> кв.м, жилой дом расположен в пределах земельного участка с кадастровым номером №.
Согласно заключению по результатам экспертного исследования от ДД.ММ.ГГГГ №, подготовленному обществом с ограниченной ответственностью «<данные изъяты>» индивидуальный жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, соответствует требованиям строительных, противопожарных и санитарных норм и правил; жилой дом не соответствует градостроительным требованиям в части расстояния от него до границ земельного участка, на котором расположен объект недвижимости, нарушение является несущественным, поскольку не влияет на безопасность объекта исследования; сохранение жилого дома не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц, не создает угрозу жизни и здоровью граждан.
Как следует из п.1 ст.222 ГК РФ, здание, сооружение или другое строение, возведенные или созданные на земельном участке, не предоставленном в установленном порядке, или на земельном участке, разрешенное использование которого не допускает строительства на нем данного объекта, либо возведенные или созданные без получения на это необходимых в силу закона согласований, разрешений или с нарушением градостроительных и строительных норм и правил, если разрешенное использование земельного участка, требование о получении соответствующих согласований, разрешений и (или) указанные градостроительные и строительные нормы и правила установлены на дату начала возведения или создания самовольной постройки и являются действующими на дату выявления, является самовольной постройкой.
В силу п.3 ст.222 ГК РФ право собственности на самовольную постройку может быть признано судом, а в предусмотренных законом случаях в ином установленном законом порядке за лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, на котором создана постройка, при одновременном соблюдении следующих условий: если в отношении земельного участка лицо, осуществившее постройку, имеет права, допускающие строительство на нем данного объекта; если на день обращения в суд постройка соответствует установленным требованиям; если сохранение постройки не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц и не создает угрозу жизни и здоровью граждан.
В соответствии с ч.2 ст.51 ГрК РФ строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения на строительство.
Согласно ч.1 ст.51 ГрК РФ разрешение на строительство представляет собой документ, который подтверждает соответствие проектной документации требованиям, установленным градостроительным регламентом (за исключением случая, предусмотренного частью 1.1 настоящей статьи), проектом планировки территории и проектом межевания территории (за исключением случаев, если в соответствии с настоящим Кодексом подготовка проекта планировки территории и проекта межевания территории не требуется), при осуществлении строительства, реконструкции объекта капитального строительства, не являющегося линейным объектом, или требованиям, установленным проектом планировки территории и проектом межевания территории, при осуществлении строительства, реконструкции линейного объекта (за исключением случаев, при которых для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка документации по планировке территории), требованиям, установленным проектом планировки территории, в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта, для размещения которого не требуется образование земельного участка, а также допустимость размещения объекта капитального строительства на земельном участке в соответствии с разрешенным использованием такого земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации. Разрешение на строительство дает застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объекта капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.
Разрешение на строительство выдается органом местного самоуправления по месту нахождения земельного участка, за исключением случаев, предусмотренных ч.ч.5-6 ст.51 ГрК РФ и другими федеральными законами (ч.4 ст.51 ГрК РФ).
В соответствии со ст.51.1 ГрК РФ, в целях строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома застройщик подает на бумажном носителе посредством личного обращения в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления, в том числе через многофункциональный центр, либо направляет в указанные органы посредством почтового отправления с уведомлением о вручении или единого портала государственных и муниципальных услуг уведомление о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома
Судом установлено, что поскольку строительство индивидуального жилого дома окончено, в соответствии с требованиями ст.51.1 ГрК РФ, истец Грязев А.В. ДД.ММ.ГГГГ направил в администрацию муниципального образования Ясногорский район уведомление об окончании строительства индивидуального жилого дома, приложив к уведомлению правоустанавливающий документ на земельный участок.
Вместе с тем, в уведомлении администрации муниципального образования Ясногорский район от ДД.ММ.ГГГГ № указано на несоответствие требованиям законодательства о градостроительной деятельности. В представленном Грязеву А.В. уведомлении отмечено, что расстояние от индивидуального жилого дома до границы смежного земельного участка с юго-восточной стороны составляет менее 3 метров, что противоречит правилам землепользования и застройки муниципального образования <адрес>, утвержденным решением собрания представителей муниципального образования Ясногорский район от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении правил землепользования и застройки муниципального образования <адрес>».
Согласно разъяснениям, содержащимся в п.26 постановления Пленума Верховного Суда РФ №10 и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ №22 от 29 апреля 2010 года «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав», рассматривая иски о признании права собственности на самовольную постройку, суд устанавливает, допущены ли при ее возведении существенные нарушения градостроительных и строительных норм и правил, создает ли такая постройка угрозу жизни и здоровью граждан. С этой целью суд при отсутствии необходимых заключений компетентных органов или при наличии сомнения в их достоверности вправе назначить экспертизу по правилам процессуального законодательства. Отсутствие разрешения на строительство само по себе не может служить основанием для отказа в иске о признании права собственности на самовольную постройку. В то же время суду необходимо установить, предпринимало ли лицо, создавшее самовольную постройку, надлежащие меры к ее легализации, в частности к получению разрешения на строительство и/или акта ввода объекта в эксплуатацию, а также правомерно ли отказал уполномоченный орган в выдаче такого разрешения или акта ввода объекта в эксплуатацию. Если иное не установлено законом, иск о признании права собственности на самовольную постройку подлежит удовлетворению при установлении судом того, что единственными признаками самовольной постройки являются отсутствие разрешения на строительство и/или отсутствие акта ввода объекта в эксплуатацию, к получению которых лицо, создавшее самовольную постройку, предпринимало меры. В этом случае суд должен также установить, не нарушает ли сохранение самовольной постройки права и охраняемые законом интересы других лиц и не создает ли угрозу жизни и здоровью граждан.
Согласно ст.12 ГК РФ защита гражданских прав может осуществляться путем признания права.
Разрешая исковые требования, суд исходит из того, что Грязев А.В. предпринимал меры к получению разрешительных документов, самовольное строение возведено на принадлежащем ему земельном участке, разрешенное использование которого не запрещает на нем строительство данного объекта недвижимости, при возведении строения существенных нарушений градостроительных и строительных норм и правил не допущено, сохранение самовольной постройки не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц и не создает угрозу жизни и здоровью граждан.
Суд также, отклоняя доводы ответчика, исходит из того, что существенность нарушений градостроительных и строительных норм и правил устанавливается судами на основании совокупности доказательств применительно к особенностям конкретного дела.
При оценке значительности допущенных нарушений при возведении самовольных построек принимаются во внимание и положения ст.10 ГК РФ о недопустимости действий граждан и юридических лиц, осуществляемых исключительно с намерением причинить вред другому лицу, или злоупотребление правом в других формах, а также соразмерность избранному способу защиты гражданских прав.
В соответствии с п.1 ст.30 Градостроительного кодекса Российской Федерации правила землепользования и застройки разрабатываются в целях создания условий для устойчивого развития территорий муниципальных образований, сохранения окружающей среды и объектов культурного наследия; создания условий для планировки территорий муниципальных образований; обеспечения прав и законных интересов физических и юридических лиц, в том числе правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства; создания условий для привлечения инвестиций, в том числе путем предоставления возможности выбора наиболее эффективных видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.
Как следует из смысла указанной нормы, существуют как чисто юридические, так и общесоциальные (социально-экономические) цели разработки правил землепользования и застройки. К юридическим целям законодатель относит обеспечение прав и законных интересов физических и юридических лиц, в том числе правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства. К социально-экономическим законодатель отнес три цели: создание условий для устойчивого развития территорий муниципальных образований, сохранения окружающей среды и объектов культурного наследия; создание условий для планировки территорий муниципальных образований; создание условий для привлечения инвестиций.
Задача органов муниципальных образований при разработке правил землепользования и застройки состоит в согласовании прав и интересов собственников земельных участков и иных интересов, в установлении между ними разумного и справедливого баланса.
Таким образом, Правила землепользования и застройки муниципального образования <адрес> не затрагивают какие-либо требования в части безопасности, предусмотренные строительными регламентами, нарушение их со стороны истца само по себе без других существенных нарушений не может повлечь отказ в признании права на спорные строения.
Доказательств наличия обстоятельств, свидетельствующих о том, что сохранением спорного самовольно возведенного строения будут нарушены права и законные интересы других лиц, а также создана угроза жизни и здоровью граждан, суду не представлено. Тем самым, несоблюдение минимальных отступов от границ земельного участка само по себе при отсутствии доказательств конкретного нарушения прав других лиц, создания угрозы жизни или здоровью граждан, не свидетельствует о наличии оснований для отказа в удовлетворении требований истца. Поскольку отказ в узаконении самовольного строительства, равно как и его снос в качестве санкции, предусмотренной ст. 222 ГК РФ, являются крайней мерой гражданско-правовой ответственности, а устранение последствий нарушений должно быть соразмерно самому нарушению, не создавать дисбаланса между публичным и частным интересом, приводящего к нарушению устойчивости хозяйственного оборота и причинению несоразмерных убытков, то незначительное нарушение действующих норм и правил не может быть единственным основанием для отказа в узаконении постройки при установленных по делу обстоятельствах.
Суд учитывает, что притязаний иных лиц в отношении спорного объекта недвижимости не установлено, возражений по поводу сохранения на месте самовольно возведенного объекта недвижимости не заявлено, не заявлено требований о сносе строения, в том числе с учетом имеющихся нарушений действующих градостроительных и строительных норм и правил, не соответствия им строения в части соблюдения отступов от границ земельного участка, доказательств существенности которых не представлено, при том, что имеются доказательства того, что самовольно возведенный объект недвижимости не создает угрозу жизни и здоровью граждан.
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу, что заявленные Грязевым А.В. исковые требования о признании права собственности на самовольную постройку обоснованы и подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
исковые требования Грязева А.В. к администрации муниципального образования Ясногорский район о признании права собственности на самовольную постройку, удовлетворить.
Признать за Грязевым А.В. право собственности на индивидуальный жилой дом, общей площадью <данные изъяты> кв.м, расположенный в границах земельного участка с кадастровым номером № по адресу: <адрес>.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Тульского областного суда путем подачи апелляционной жалобы через Ясногорский районный суд Тульской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья О.В. Пучкова