Дело № 12-193/2023
УИД:26MS0073-01-2023-001191-50
РЕШЕНИЕ
20 ноября 2023 г. город Минеральные Воды
Судья Минераловодского городского суда Ставропольского края Шаталова И.А.,
с участием представителя ООО «Фаворит» Деева М.В., прокурора Степановой А.А.,
рассмотрев жалобу ООО «Фаворит» на постановление мирового судьи судебного участка № 2 Минераловодского района Ставропольского края от 30.08.2023 по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 7 статьи 7.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении ООО «Фаворит»,
установил:
постановлением мирового судьи судебного участка № 2 Минераловодского района Ставропольского края от 30.08.2023 ООО «Фаворит» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 7 статьи 7.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в сумме 40 292 018 рублей 10 копеек.
ООО «Фаворит» подана жалоба на указанное постановление, в которой общество просит его изменить, снизив размер назначенного наказания до 2 014 600 рублей.
В судебном заседании представитель ООО «Фаворит» Деев М.В. поддержал доводы жалобы, просил её удовлетворить.
Изучив доводы жалобы, исследовав материалы дела, заслушав представителя ООО «Фаворит», прокурора Степанову А.А., полагавшую жалобу подлежащей удовлетворению, прихожу к следующему.
В соответствии с частью 7 статьи 7.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях действия (бездействие), повлекшие неисполнение обязательств, предусмотренных контрактом на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчиков, с причинением существенного вреда охраняемым законом интересам общества и государства, если такие действия (бездействие) не влекут уголовной ответственности, влекут наложение административного штрафа на должностных лиц и индивидуальных предпринимателей в размере от 5 до 15 процентов стоимости неисполненных обязательств, предусмотренных контрактом на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг, но не менее тридцати тысяч рублей или дисквалификацию на срок до двух лет; на юридических лиц - от однократного до трехкратного размера стоимости неисполненных обязательств, предусмотренных контрактом на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг, но не менее трехсот тысяч рублей.
В силу статей 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства, односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом или иными правовыми актами.
Обязательство должно исполняться точно в срок, установленный соглашением сторон.
Федеральным законом от 05 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок и товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее по тексту - Федеральный закон N 44-ФЗ), регулируются отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок.
Исполнение контракта включает в себя комплекс мер, реализуемых после заключения контракта и направленных на достижение целей осуществления закупки, выполнения работ, путем взаимодействия заказчика с подрядчиком в соответствии с гражданским законодательством и настоящим Федеральным законом.
Так в контракт включается обязательные условия о начале и окончания работ предмета контракта, о сроках и месте выполненных работ, о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги, о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом, а также о порядке и сроках оформления результатов такой приемки (часть 13 статья 34 вышеуказанного Федерального закона).
Согласно п. 8 ч. 1 ст. 3 Закона N 44-ФЗ от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" государственный контракт, муниципальный контракт - гражданско-правовой договор, предметом которого являются поставка товара, выполнение работы, оказание услуги (в том числе приобретение недвижимого имущества или аренда имущества и который заключен от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации (государственный контракт), муниципального образования (муниципальный контракт) государственным или муниципальным заказчиком для обеспечения соответственно государственных нужд, муниципальных нужд.
Из материалов дела следует, что 11 апреля 2022 года между Заказчиком – Управлением муниципального хозяйства администрации Минераловодского городского округа, и Подрядчиком – Обществом с ограниченной ответственностью «ФАВОРИТ» по итогам электронного конкурса извещение <номер> от 17 января 2022 года, (протокол проведения итогов определения подрядчика <номер> от 29.03.2022 года, идентификационный код закупки в соответствии с планом-графиком <номер>) был заключен муниципальный контракт №1-ЭКК благоустройство пешеходной зоны ул. Советская, г. Минеральные Воды <номер>.
Согласно п. 4 муниципального контракта № 1 -ЭКК срок выполнения работ: начало выполнения работ - с момента заключения контракта, срок окончания выполнения работ - 01 октября 2022 года. Работы должны выполняться в 3 (три) этапа. Срок выполнения работ по первому этапу: с момента заключения контракта до 12 апреля 2022 года; по второму этапу: с 13 апреля 2022 года до 31 августа 2022 года; по третьему этапу: с 01 сентября 2022 года до 01 октября 2022 года. Цена контракта составляет 161 114 361,80 рублей.
Межрайонной прокуратурой 06.02.2023 года проведен анализ исполнения требований законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд ООО «ФАВОРИТ», ИНН 5030084617, КПП 503001001, ОГРН 1155030000212, зарегистрированного 04.02.2015, регистрирующий орган Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 23 по Московской области, юридический адрес: Московская область, г. Наро-Фоминск, ул. Калинина, д. 4, помещение 47.
В рамках реализации национального проекта «Жилье и городская среда» в г. Минеральные Воды проводятся мероприятия по благоустройству пешеходной зоны по ул. Советская, предусмотренные утвержденной государственной программой Ставропольского края «Формирование современной городской среды», утверждённой постановлением Правительства Ставропольского края от 23.08.2017 № 332-п и муниципальной программой «Формирование современной городской среды на 2018-2024 годы», утвержденной постановлением администрации Минераловодского городского округа от 22.03.2018 № 637. Общий объем бюджетных ассигнований на финансовое обеспечение расходных обязательств составляет 164 308 441,16 руб., из которых 80 млн рублей средства федерального бюджета, 79 703 968, 00 руб. средства краевого бюджета, 4 698 442, 00 руб. средства местного бюджета. По результатам проведенного аукциона в электронной форме 11.04.2022 между управлением муниципального хозяйства администрации Минераловодского городского округа и ООО «ФАВОРИТ» заключен муниципальный контракт № 1-ЭКК на выполнение работ по благоустройству пешеходной зоны.
По состоянию на 30.09.2022 включительно ООО «ФАВОРИТ» выполнены,- работы на общую сумму 80 530 325,60 руб., что составляет 49,98 % выполнения работ от общей суммы контракта.
По состоянию на 30.09.2022 включительно ООО «ФАВОРИТ», выполнены работы на общую сумму 80 530 325,60 руб., что составляет 49,98 % от общей суммы контракта (161 114 361,80 руб.), а именно:
Выполнение работ № 1 от 19.05.2022, КС-3 на сумму 6 624 189,52 рублей, (платежное поручение № 745099 от 09.06.2022, платежное поручение о возврате денежных средств № 107 от 25.07.2022, платежное поручение № 894504 от 26.07.2022);
Выполнение работ № 2 от 30.06.2022, КС-3 на сумму 4 547 533,33 рублей, (платежное поручение № 746031 от 12.07.2022);
Выполнение работ № 3 от 30.06.2022, КС-3 на сумму 8 197 374,46 рублей, (платежное поручение № 746033 от 12.07.2022);
Выполнение работ № 4 от 30.06.2022, КС-3 на сумму 3 763 321,70 рублей, (платежное поручение № 746032 от 12.07.2022);
Выполнение работ № 5 от 19.07.2022, КС-3 на сумму 5 268 488,08 рублей, (платежное поручение № 154495 от 09.08.2022);
Выполнение работ № 6 от 06.08.2022, КС-3 на сумму 10 799 092,70 рублей, (платежное поручение № 154490 от 09.08.2022);
Выполнение работ № 7 от 29.07.2022, КС-3 на сумму 12 225 477,23 рублей, (платежное поручение № 154493 от 09.08.2022);
Выполнение работ № 8 от 31.08.2022, КС-3 на сумму 26 974 522,98 рублей, (платежное поручение № 549173 от 13.09.2022);
Выполнение работ № 9 от 31.08.2022, КС-3 на сумму 2 130 325,60 рублей, (платежное поручение № 613983 от 16.09.2022);
Документы, подтверждающее выполнение подписаны представителем от подрядной организации, представителем организации осуществляющей строительный контроль и представителем заказчика.
Остаток по контракту составляет - 80 584 036, 20 рублей.
Управлением муниципального хозяйства администрации Минераловодского городского округа в связи с возникшими рисками невыполнения в срок графика выполнения работ по муниципальному контракту № 1-ЭКК в адрес генерального директора ООО «ФАВОРИТ» неоднократно направлялись претензии, а именно 28.04.2022, 27.05.2022, 02.09.2022, 12.09.2022, 26.09.2022.
Однако от ООО «ФАВОРИТ» 30.09.2022 поступило пояснение, согласно которому нарушение сроков выполнения контрактных обязательств допущено в связи с нарушением сроков поставок МАФов, ограждений, выполнения работ субподрядной организацией.
Межрайонной прокуратурой на постоянной основе проводились проверки соблюдения требований законодательства при реализации данного национального проекта.
Так, в ходе проведенной в июне 2022 года проверки исполнения обязательств по контракту установлено, что в нарушение требований ст. 309 ГК РФ, ст.ст. 34, 63, 64 ФЗ № 44-ФЗ, предусмотренные контрактом обязательства по выполнению первого этапа графика подрядчиком не исполнены, на момент проверки объем выполненных работ по контракту составлял всего 14 % из предусмотренных графиком 24%, в связи с чем оплата произведена в размере 6 624 189, 52 рублей из предусмотренных графиком 39 200 000, 00 рублей.
Также, в связи с невыполнением работ, предусмотренных контрактом в срок, в адрес ООО «ФАВОРИТ» 30.09.2022 внесено представление об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.
Вместе с тем, требования, указанные в представлении не исполнены, работы в срок не выполнены.
Оценив представленные доказательства, мировой судья пришел к обоснованному выводу, что нарушение контрактных обязательств со стороны ООО «ФАВОРИТ» привели к неэффективному использованию бюджетных средств, а также повлекли последствия существенным объемом невыполненных работ, тем самым причинило существенный вред охраняемым законом интересам общества и государства, которые определены социальной значимостью объекта, в рамках национального проекта «Жилье и городская среда» предназначенного для создания комфортной городской среды, способствующей комплексному и устойчивому развитию муниципальных образований в части привлечения населения к здоровому образу жизни, физической культуре и спорту через развитие уличной детской игровой и спортивной инфраструктуры.
Существенный вред подтверждается его размером, характером, а также особой ценностью нарушенного права, а именно в данном случае определен социальной значимостью объекта, препятствует достижению национальных целей и стратегических задач развития Российской Федерации. На момент возбуждения дела об административной правонарушении, контракт остается неисполненным на 28 %, а объект не сданным в эксплуатацию на 12 %.
Объективных данных, опровергающих установленные по делу обстоятельства, не представлено.
Факт совершения правонарушения и виновность привлекаемого к административной ответственности лица подтверждены собранными по делу доказательствами: копией муниципального контракта № 1-ЭКК благоустройство пешеходной зоны по ул. Советская, г. Минеральные Воды от 11 апреля 2022 года; копией документов переписки между сторонами контракта по вопросам исполнения контракта; сведениями об исполнении контракта из Единой информационной системы; выпиской из ЕГРЮ; копией актов о нарушениях; копией актов о приемке выполненных работ; объяснение Х.С.Ю. с приложением копии паспорта; копией дизайн-проекта «Пешеходная зона по ул. Советская, г. Минеральные Воды»; дополнительным соглашением к муниципальному контракту от 11 апреля 2022 года № 1-ЭКК благоустройство пешеходной зоны по ул. Советская, г. Минеральные Воды от 14 апреля 2022 года.
Вывод мирового судьи о наличии в деянии Общества состава административного правонарушения, предусмотренного частью 7 статьи 7.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, соответствует фактическим обстоятельствам дела и имеющимся доказательствам.
Требования статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении соблюдены, на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 названного Кодекса.
Соглашаясь при заключении контракта с установленными в нем условиями, Общество обязано было проанализировать характер предполагаемых работ, возможные риски, влекущие для него правовые последствия, а также соразмерность объема работ и сроков, отведенных для их выполнения, надлежащим образом организовывать и обеспечивать своевременное и качественное решение задач и выполнение функций, совершать другие действия, направленные на соблюдение установленного срока выполнения контракта.
Согласно части 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Материалы дела свидетельствуют о том, что Общество не приняло все зависящие от него меры по надлежащему соблюдению норм, за нарушение которых частью 7 статьи 7.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
В то же время имеются основания для изменения принятого по делу судебного акта.
Федеральным законом от 26 марта 2022 года N 70-ФЗ внесены изменения в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, в частности, введена в действие с 6 апреля 2022 года статья 4.1.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, устанавливающая особенности назначения наказания в виде административного штрафа социально ориентированным некоммерческим организациям, а также являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства юридическим лицам, отнесенным к малым предприятиям, в том числе к микропредприятиям.
Согласно части 1 статьи 4.1.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при назначении административного наказания в виде административного штрафа социально ориентированным некоммерческим организациям, включенным по состоянию на момент совершения административного правонарушения в реестр социально ориентированных некоммерческих организаций - получателей поддержки, а также являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства юридическим лицам, отнесенным к малым предприятиям, в том числе к микропредприятиям, включенным по состоянию на момент совершения административного правонарушения в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства, административный штраф назначается в размере, предусмотренном санкцией соответствующей статьи (части статьи) раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях для лица, осуществляющего предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.
Из материалов дела следует, что ООО «Фаворит» включено в Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства.
Санкцией части 7 статьи 7.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрено назначение административного наказания в виде административного штрафа лицу, осуществляющему предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, поэтому административный штраф ООО «Фаворит» должен назначаться в размере от 5 до 15 процентов стоимости неисполненных обязательств, предусмотренных контрактом на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг, но не менее тридцати тысяч рублей.
Поскольку при определении размера наказания мировой судья учел положения частей 3.2, 3.3 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, исходил из минимального размера штрафа, предусмотренного частью 7 статьи 7.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, то при определении размера штрафа с учетом части 1 статьи 4.1.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях подлежат учету правила, предусмотренные названными нормами.
Учитывая статус юридического лица, с учетом положений части 1 статьи 4.1.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, улучшающей правовое положение общества, назначенное наказание в виде административного штрафа подлежит снижению.
Таким образом, размер административного штрафа подлежит снижению до 2 041 600 рублей 90 копеек из расчета 5% от суммы неисполненных обязательств 80 584 036,20 рублей с применением положений частей 3.2, 3.3 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Руководствуясь статьями 30.7-30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
решил:
постановление мирового судьи судебного участка № 2 Минераловодского района Ставропольского края от 30.08.2023 по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 7 статьи 7.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ООО «Фаворит» изменить. Снизить размер назначенного штрафа до 2 014 600 (два миллиона четырнадцать тысяч шестьсот) рублей 90 копеек.
Судья И.А. Шаталова