Дело № 7-739/2022
РЕШЕНИЕ
Санкт-Петербург 30 августа 2022 года
Судья Ленинградского областного суда Туманова О.В.,
при секретаре Курагине А.В.,
рассмотрев жалобу защитника ФГБУ «ЦЖКУ» Министерства Обороны России Трояновской И.О. на постановление государственного инспектора Северо-Западного межрегионального управления Росприроднадзора № 14-87/2020 от 01.10.2020 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной ст. 8.46 КоАП РФ, и решение судьи Всеволожского городского суда Ленинградской области от 11.05.2021,
установил:
постановлением государственного инспектора Северо-Западного межрегионального управления Росприроднадзора № 14-87/2020 от 01.10.2020 ФГБУ «ЦЖКУ» Министерства Обороны России признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.46 КоАП РФ, с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 31 000 рублей за то, за то, что эксплуатируя КОС по адресу: Ленинградская область, Всеволожский район, д. Керро в/г № 1, состоящие из песколовки (инв. № 131) и хлораторная (инв. № 130), а также два Эмшера общим объемом примерно 110 куб.м. и две иловые площадки общим объемом приблизительно 50 куб.м., то есть объекты негативного воздействия на окружающую среду, не выполнило обязанности по подаче заявки на постановку на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, что выявлено в результате проверки, проведенной на основании решения заместителя военного прокурора Санкт-Петербургского гарнизона от 25.03.2020 № 178.
Решением судьи Всеволожского городского суда Ленинградской области от 11.05.2022 вышеуказанное постановление должностного лица оставлено без изменения, а жалоба без удовлетворения.
Защитником подана жалоба на вышеуказанные акты, в которой содержится просьба об их отмене и прекращении производства по делу, в связи с истечением сроков давности привлечения к административной ответственности, со ссылкой на допущенные процессуальные нарушения. Одновременно защитником заявлено о восстановлении пропущенного процессуального срока на обжалование решения суда.
Защитник в судебное заседание явился, доводы жалобы поддержал в полном объеме, а также ходатайствовал о восстановлении срока на их подачу, поскольку копии решения суда до настоящего времен не направлены в адрес юридического лица.
Представитель военного прокурора Санкт-Петербургского гарнизона в судебное заседание явился, возражал против восстановления сроков для подачи жалобы, ссылаясь на отсутствие уважительности причины их пропуска. Также возражал против удовлетворения жалобы, полагая решения судьи и должностного лица законными и обоснованными.
Выслушав явившихся участников процесса, изучив материалы дела и доводы жалобы, прихожу к следующему.
В силу ч. 1 ст. 30.3 КоАП РФ жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.
В случае пропуска срока, предусмотренного ч. 1 данной статьи, указанный срок по ходатайству лица, подающего жалобу, может быть восстановлен судьей или должностным лицом, правомочными рассматривать жалобу (ч. 2 ст.30.3 КоАП РФ).
В соответствии с ч. 2 ст. 29.11 КоАП РФ копия постановления по делу об административном правонарушении вручается под расписку физическому лицу, или законному представителю физического лица, или законному представителю юридического лица, в отношении которых оно вынесено, а также потерпевшему по его просьбе либо высылается указанным лицам по почте заказным почтовым отправлением в течение трех дней со дня вынесения указанного постановления.
Вместе с тем, сведения о направлении в адрес юридического лица копии решений судьи Всеволожского городского суда Ленинградской области, принятых 11.05.2021 по делам № №12-39/2021 и № 12-42/2022, материалы дела не содержат.
При таких обстоятельствах не представляется возможным опровергнуть доводы жалобы о том, что ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России на получало копий обжалуемых актов, чем было нарушено его право на защиту, а также пропуск срока обжалования решений судьи вызван уважительными причинами и подлежит восстановлению.
Невыполнение или несвоевременное выполнение обязанности по подаче заявки на постановку на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, представлению сведений для актуализации учетных сведений влечет наступление административной ответственности, предусмотренной ст. 8.46 КоАП РФ.
В соответствии со ст. 69.2 Федерального закона от 10.01.2002 №7- ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее – Федеральный закон), а также в соответствии с Постановлением от 28.09.2015г. №1029 «Об утверждении критериев отнесения объектов, оказывающих, негативное воздействие на окружающую среду (далее - объект HBOC), к объектам I, II, III и IV категории» юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность, обязаны поставить на государственный учет принадлежащие им на установленном законном праве объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду (далее - объект HBOC).
Согласно ч. 3 ст. 4.2. Федерального закона критерии, на основании которых осуществляется отнесение объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III, IV категорий, устанавливаются Правительством Российской Федерации, на основании Постановления Правительства РФ от 28.09.2015 № 1029 «Об утверждении критериев отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III, IV категорий», при этом категория присваивается объекту при его постановке на государственный учет (ч.4 ап. 4.2 Федерального закона).
Частью 2 ст. 69 Федеральный закон государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, включает в себя, в том числе государственный учет выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, вредных физических воздействий на атмосферный воздух и их источников в соответствии с законодательством Российской Федерации в области охраны атмосферного воздуха, а также государственный учет в области обращения с отходами производства и потребления в соответствии с законодательством Российской Федерации в области обращения с отходами производства и потребления.
В соответствии с ч.1 ст. 69.2 Федерального закона объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, подлежат постановке на государственный учет юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на указанных объектах, в уполномоченном Правительством Российской Федерации федеральном органе исполнительной власти или органе исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с их компетенцией.
Постановка на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется на основании заявки о постановке на государственный учет, которая подается юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями не позднее чем в течение шести месяцев со дня начала эксплуатации указанных объектов (ч.2 ст. 69.2 Федерального закона).
В соответствии с пунктами 3 и 4 Постановления Правительства РФ от 23.06.2016 № 572 «Об утверждении Правил создания и ведения государственного реестра объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду» государственный реестр является государственной информационной системой, создание которой осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере природопользования в соответствии с Федеральным законом, законодательством Российской Федерации об информации, информационных технологиях и о защите информации и иными нормативными правовыми актами. В государственный реестр включаются сведения об объектах, расположенных в пределах территории Российской Федерации, на континентальном шельфе Российской Федерации, во внутренних морских водах Российской Федерации, территориальном море Российской Федерации, в исключительной экономической зоне Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, Военной прокуратурой Санкт-Петербургского гарнизона, на основании решения заместителя военного прокурора № 429 от 25.08.2020, проведена проверка исполнения Жилищно- коммунальной службой №6 ФГБУ «ЦЖКУ» Министерства Обороны России по Западному военному округу требований законодательства об охране окружающей среды.
25.08.2020 государственными инспекторами Северо-Западного межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (далее Управление), совместно с помощником военного прокурора Санкт-Петербургского гарнизона, ведущим инженером ПУ № 6-4 ЖКС №6 филиала ФГБУ «ЦЖКУ» Министерства Обороны России по ЗВО, представителем в/ч № 31810 произведен осмотр комплекса очистных сооружений, расположенных по адресу: Ленинградская область, Всеволожский район, д. Керро, в/г № 1, водоохраной зоны, прибрежно- защитной и береговой полос, акватории водного объекта оз. Лемболовское.
По результатам осмотра установлено, что вышеуказанному адресу ФГБУ «ЦЖКУ» Министерства Обороны России эксплуатирует КОС состоящих из песколовки инв. № 131 и хлораторная инв.№ 130 и сети канализации с выпуском сточных вод. Кроме того на указанных КОС имеются два Эмшера общим объемом примерно 110 м3, а также две иловые площадки общим объемом приблизительно 50 м3, что зафиксировано в акте обследования территории.
В соответствии с п. 13 Устава ФГБУ «ЦЖКУ» МО РФ основными целями ФГБУ «ЦЖКУ» Министерства Обороны России является осуществление содержания (эксплуатации) объектов военной и социальной инфраструктуры и предоставление коммунальных услуг в интересах Вооруженных Сил РФ.
Пунктом 14 Устава установлены виды деятельности, которыми занимается ФГБУ «ЦЖКУ» Министерства Обороны России для достижения целей, указанных в п. 13 Устава, в том числе, деятельность по забору и очистке воды для питьевых нужд, доведение ее до питьевого качества и распределение потребителям, по оказанию услуг, связанных с транспортировкой сточных вод, удалению и очистке сточных вод, отходов, сбору, обработке, и утилизации отходов.
Однако, осуществляя свою хозяйственную деятельность в том числе, путем очистки и сброса сточных вод с очистных сооружений по адресу: Ленинградская область, Всеволожский район, д. Керро, в/г № 1, которые не поставлены на государственный учет, как объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, что фактически не оспаривается представителем юридического лица.
Информация о размещении указанных КОС в Федеральном Реестре на сайте программно-технического обеспечения учета объектов негативного воздействия на окружающую среду https://onv.fsrpn.rU/#/registry/federal/list, отсутствует.
Таким образом, должностным лицом в ходе рассмотрения дела об административном правонарушении установлено, что ФГБУ «ЦЖКУ» Министерства Обороны России, эксплуатируя объекты негативного воздействия на окружающую среду, не выполнило обязанности по подаче заявки на постановку на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, что правильно квалифицировано по ст. 8.46 КоАП РФ.
В соответствии с ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В то же время, материалы дела не содержат документального подтверждения того, что ФГБУ «ЦЖКУ» Министерства Обороны России были предприняты все зависящие от него меры по выполнению требований природоохранного законодательства.
Объекты, которые эксплуатируются ЖСК № 6 филиала ФГБУ «ЦЖКУ» Министерства Обороны России приняты в оперативное управление и эксплуатируются на основании передаточного акта недвижимого имущества от 01.04.2017, то есть юридическое лицо располагало достаточным временем для их постановки на государственный учет.
Требования ст.24.1 КоАП РФ при рассмотрении дела об административном правонарушении соблюдены, на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные ст. 26.1 КоАП РФ.
Рассматривая жалобы, судьей дана надлежащая оценка совокупности представленных доказательств, с точки зрения их относимости, допустимости, достоверности и достаточности, оснований для их переоценки не усматриваю.
Доводы жалобы о том что, ФГБУ «ЦЖКУ» Министерства Обороны России не было извещено о вынесении решения о проведении проверки а также о дате проведения данной проверке не нашел свое подтверждение поскольку материалы дела содержат решение заместителя военного прокурора Санкт-Петербургского гарнизона о проведении проверки № 429 от 25.08.2020 года, а так же уведомление о проведении проверки от 25.08.2022 № 16/9449 и отчет об отправке данного уведомления посредством электронной почты на адрес: zks6@yandex.ru.
Постановление о привлечении ФГБУ «ЦЖКУ» Министерства Обороны России к административной ответственности вынесено в пределах срока, установленного ст. 4.5 КоА РФ, который составляет один год и подлежит исчислению с момента обнаружения противоправного бездействия.
Доводы жалобы о малозначительности совершенного ФГБУ «ЦЖКУ» Министерства Обороны России административного правонарушения подлежат отклонению.
В соответствии со ст. 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Согласно п. 21 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений. Такие обстоятельства, как, например, личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба, не являются обстоятельствами, характеризующими малозначительность правонарушения.
С учетом фактических обстоятельств и характера вмененного ФГБУ «ЦЖКУ» Министерства Обороны России административного правонарушения, объектом посягательства которого является охрана окружающей среды и природопользования на территории Российской Федерации, что создает угрозу причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, а также угрозу чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, выявленное бездействие не может расцениваться, как малозначительное.
По тем же основаниям, не усматриваю возможности применения ст. 2.9, 2.7 КоАП Ф и замены наказания на предупреждение.
Обстоятельств, которые в силу ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ могли бы повлечь отмену или изменение постановление должностного лица и решение судьи, в том числе в связи с нарушением процессуальных ном КоАП РФ, не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 30.7-30.9 КоАП РФ,
решил:
постановление государственного инспектора Северо-Западного межрегионального управления Росприроднадзора № 14-87/2020 от 01.10.2020 о привлечении ФГБУ «ЦЖКУ» Министерства Обороны России к административной ответственности, предусмотренной ст. 8.46 КоАП РФ, и решение судьи Всевлолжского городского суда Ленинградской области от 11.05.2021, оставить без изменения, а жалобу защитника ФГБУ «ЦЖКУ» Министерства Обороны России Трояновской И.О., – без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в порядке ст.ст. 30.12-30.15 КоАП РФ в Третий кассационный суд общей юрисдикции.
Судья О.В. Туманова
(Судья С.П. Войнова)