дело № 2-464/2024
11RS0020-01-2024-000708-66
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
село Кослан 15 апреля 2024 года
Усть-Вымский районный суд Республики Коми в составе председательствующего судьи Жданова А.Н., при секретаре судебного заседания Андреевой С.Е., с участием старшего помощника прокурора Удорского района Пашкиной Н.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Удорского района Республики Коми в интересах неопределенного круга лиц к Государственному бюджетному учреждению здравоохранения Республики Коми «Удорская центральная районная больница» об обязании укомплектовать фельдшерско-акушерские пункты оборудованием в соответствии со стандартом оснащения, обеспечить безопасные условия оказания медицинской помощи в соответствии с требованиями законодательства об антитеррористической защищенности объектов (территорий)
установил:
прокурор обратился в суд с иском, в обоснование которого указал, что прокуратурой района проведена проверка исполнения ГБУЗ РК «Удорская ЦРБ» требований законодательства в сфере здравоохранения об оказании первичной медико-санитарной помощи, в том числе оснащения фельдшерско-акушерских пунктов оборудованием, об антитеррористической защищенности объектов здравоохранения, по результатам которой установлены нарушения требований соответствующего законодательства. В ходе проверки установлено, что ФАПу <Адрес> и ФАПу <Адрес>, согласно паспортам антитеррористической безопасности, присвоена . Приложением № 14 к Положению установлен стандарт оснащения ФАПа. В ходе проверки установлено, что в <Адрес> в нарушение п.п. 15, 22, 23, 25, 29, 30, 40, 46 приложения № 14 к Положению, а в <Адрес> в нарушение п.п. 7, 10, 15, 23, 25, 26, 29, 30, 33, 46, 54 приложения № 14 к Положению отсутствует необходимое оборудование. В ходе проверки в <Дата> года установлено, что в <Адрес> отсутствует система видеонаблюдения. Таким образом, в нарушение подп. «а» п. 15, подп. «б» п. 16 Требований в фельдшерско-акушерских пунктах <Адрес>, <Адрес> меры, направленные на воспрепятствование неправомерному проникновению в фельдшерско-акушерский пункт (территорию) не принимаются. В целях устранения перечисленных нарушений <Дата> в адрес ЦРБ внесено представление, однако по информации ГБУЗ РК «Удорская ЦРБ» от <Дата> вышеуказанные нарушения на день предоставления информации не устранены. Все вышеперечисленные объекты здравоохранения на праве собственности принадлежат Республике Коми и на основании решения агентства Республики Коми по управлению имуществом от <Дата> <Номер> переданы в оперативное управление ГБУЗ РК «Удорская ЦРБ». На основании изложенного прокурор просил суд: обязать ГБУЗ РК «Удорская ЦРБ» в срок до <Дата> обеспечить безопасные условия предоставления медицинской помощи в соответствии с требованиями к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства здравоохранения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства здравоохранения Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от <Дата> <Номер>, путем оснащения системой видеонаблюдения объектов ГБУЗ РК «Удорская ЦРБ»: - фельдшерско-акушерского пункта <Адрес>, расположенного по адресу: <Адрес>; - фельдшерско-акушерского пункта <Адрес>, расположенного по адресу: <Адрес>; обязать ГБУЗ РК «Удорская центральная районная больница» в срок до <Дата> укомплектовать фельдшерско-акушерский пункт <Адрес>, расположенный по адресу: <Адрес>, и фельдшерско-акушерский пункт <Адрес>, расположенный по адресу: <Адрес>, в соответствии со стандартом оснащения, предусмотренным Приложением № 14 к Положению об организации оказания первичной медико-санитарной помощи взрослому населению, утвержденному приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 15.05.2012 № 543н.
В судебном заседании прокурор доводы иска поддержал в полном объеме, просил их удовлетворить в полном объеме.
Ответчик ГБУЗ РК «Удорская ЦРБ», извещенная надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства в судебное заседание представителя не направила, в письменном ходатайстве просила, рассмотреть дело без участия их представителя, сообщила, что <Адрес> будут укомплектованы по мере поступления субсидии из Республиканского бюджета. Так же по программе модернизации первичного звена здравоохранения Республики Коми до <Дата> запланированы мероприятия по дооснащению медицинским оборудованием в соответствии с утвержденными порядками, положениями и правилами в медицинских организациях, подведомственных органам исполнительной власти субъекта Российской Федерации и (или) муниципальных медицинский организаций, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, оказывающих первичную медико-санитарную помощь. Оборудование системы видеонаблюдения в <Адрес> планируется во втором полугодии <Дата>.
Министерство здравоохранения Республики Коми, извещенное надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства в судебное заседание представителя не направило, представило возражения, указав, что ГБУЗ РК «Удорская ЦРБ» самостоятельно выполняет требования к антитеррористической защищенности объектов. Вопросы формирования, утверждения и исполнения республиканского бюджета Республики Коми, в том числе в части выделения денежных средств, решаются органами государственной власти Республики Коми самостоятельно. Следовательно, вмешательство в осуществление данных полномочий каких-либо органов государственной власти или суда недопустимо.
Выслушав прокурора, исследовав материалы дела, суд пришел к следующему.
В силу ст. 41 Конституции РФ каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь.
Отношения, возникающие в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации, регулирует Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации".
В соответствии со ст. 4 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 323-ФЗ) основными принципами охраны здоровья являются: соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий; приоритет интересов пациента при оказании медицинской помощи; социальная защищенность граждан в случае утраты здоровья; ответственность органов государственной власти и органов местного самоуправления, должностных лиц организаций за обеспечение прав граждан в сфере охраны здоровья, доступность и качество медицинской помощи; недопустимость отказа в оказании медицинской помощи; приоритет профилактики в сфере охраны здоровья; соблюдение врачебной тайны.
Согласно ст. 7 Федерального закона № 323-ФЗ государство признает охрану здоровья детей как одно из важнейших и необходимых условий физического и психического развития детей. Дети независимо от их семейного и социального благополучия подлежат особой охране, включая заботу об их здоровье и надлежащую правовую защиту в сфере охраны здоровья, и имеют приоритетные права при оказании медицинской помощи. Медицинские организации, общественные объединения и иные организации обязаны признавать и соблюдать права детей в сфере охраны здоровья.
В силу ст. 10 Федерального закона № 323-ФЗ доступность и качество медицинской помощи обеспечиваются, в том числе: применением порядков оказания медицинской помощи, клинических рекомендаций и стандартов медицинской помощи; предоставлением медицинской организацией гарантированного объема медицинской помощи в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.
В свою очередь, под качеством медицинской помощи понимается совокупность характеристик, отражающих своевременность оказания медицинской помощи, правильность выбора методов профилактики, диагностики, лечения и реабилитации при оказании медицинской помощи, степень достижения запланированного результата.
В соответствии со ст. 37 Федерального закона № 323-ФЗ медицинская помощь организуется и оказывается в соответствии с порядками оказания медицинской помощи, обязательными для исполнения на территории Российской Федерации всеми медицинскими организациями, а также на основе стандартов медицинской помощи. Порядок оказания медицинской помощи и стандарты медицинской помощи утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Правовые и организационные основы профилактики терроризма и борьбы с ним, минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма установлены Федеральным законом от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» (далее - Закон № 35-ФЗ), основывающимся на приоритете защиты прав и законных интересов лиц, подвергающихся террористической опасности; приоритете мер предупреждения терроризма; минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма (ст.2).
В силу п. п. 1 и 7 ст. 2 Федерального закона № 35-ФЗ одним из принципов противодействия терроризму в Российской Федерации являются обеспечение и защита основных прав свобод человека и гражданина, приоритет мер предупреждения терроризма.
Согласно ч. 3.1 ст. 5 Федерального закона № 35-ФЗ юридические лица обеспечивают выполнение указанных требований в отношении объектов, находящихся в их собственности или принадлежащих им на ином законном основании.
В соответствии с п.4 ч.2 ст.5 Закона № 35-ФЗ Правительство Российской Федерации устанавливает обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), категории объектов (территорий), порядок разработки указанных требований и контроля за их выполнением, порядок разработки и форму паспорта безопасности таких объектов (территорий).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.01.2017 № 8 утверждены требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства здравоохранения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к его сфере деятельности (далее - Требования).
Подпунктом «а» п. 15 Требований установлено, что антитеррористическая защищенность объекта (территории) независимо от его категории обеспечивается путем осуществления комплекса мер, направленных, в том числе на воспрепятствование неправомерному проникновению на объект (территорию).
В соответствии с подп. «б» п. 16 Требований в целях обеспечения необходимой степени антитеррористической защищенности объектов (территорий) независимо от присвоенной им категории осуществляются оборудование системой видеонаблюдения, позволяющей с учетом количества устанавливаемых камер и мест их размещения обеспечивать непрерывное видеонаблюдение потенциально опасных участков и критических элементов объекта (территории), архивирование и хранение данных не менее 1 месяца.
В силу пп. 1 и 2 п.13 ст.30 Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» для обеспечения защиты от несанкционированного вторжения в здания с большим количеством посетителей, в числе которых и медицинские учреждения, должны быть предусмотрены меры, направленные на уменьшение возможности криминальных проявлений и их последствий и устроены системы телевизионного наблюдения, системы сигнализации и другие системы, направленные на обеспечение защиты от угроз террористического характера и несанкционированного вторжения.
Таким образом, потенциально опасные участки медицинских учреждений и критических элементов объектов и их территорий должны быть оснащены оборудованием системы непрерывного видеонаблюдения, направленной на обеспечение защиты от угроз террористического характера и несанкционированного вторжения.
В соответствии с п. 2 Положения об организации оказания первичной медико-санитарной помощи взрослому населению, утвержденному приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 15.05.2012 № 543н (далее - Положение) оказание первичной медико-санитарной помощи осуществляется медицинскими организациями и их структурными подразделениями в соответствии с приложениями № 1 - 27 к данному Положению.
В силу п. 2 Приложения № 15 к Положению фельдшерский акушерский пункт (далее – ФАП) организуется для оказания первичной доврачебной медико-санитарной помощи и паллиативной медицинской помощи населению в сельских населенных пунктах.
Согласно п. 19.2 Приложения № 15 к Положению в населенных пунктах с числом жителей 100 - 300 человек организуются ФАПы или фельдшерские здравпункты в случае, если расстояние от фельдшерско-акушерского пункта, фельдшерского здравпункта до ближайшей медицинской организации превышает 6 км.
В соответствии с п. 11 Приложения № 15 к Положению основными задачами ФАПа в числе прочих являются: диагностика и лечение неосложненных острых заболеваний, хронических заболеваний и их обострений, других состояний, травм, отравлений по назначению врача; проведение профилактических и лечебных мероприятий; устранение угрожающих жизни состояний с последующей организацией медицинской эвакуации в медицинские организации или их подразделения, оказывающие специализированную медицинскую помощь, в сопровождении медицинского работника ФАП либо бригадой скорой медицинской помощи; участие в мероприятиях по организации оказания первой помощи до прибытия медицинских работников населению малочисленных и (или) расположенных на значительном удалении от медицинской организации населенных пунктов, при угрожающих жизни состояниях и (или) заболеваниях; осуществление других мероприятий, связанных с оказанием первичной доврачебной медико-санитарной помощи.
Согласно материалам дела, прокуратурой Удорского района была проведена проверка, в ходе которой установлено, что ФАПу <Адрес>, расположенному по адресу: <Адрес>, и ФАПу <Адрес>, расположенному по адресу: <Адрес>, согласно паспортам антитеррористической безопасности, присвоена .
Приложением № 14 к Положению установлен стандарт оснащения ФАПа.
В ходе проверки установлено, что в в нарушение п.п. 15, 22, 23, 25, 29, 30, 40, 46 приложения <Номер> к Положению отсутствует автоматический дефибриллятор; щит спинальный с устройством для фиксации головы, рентгенпрозрачный, амагнитный; 1 пара костылей (при норме 2 шт.); секундомер; роторасширитель одноразовый; языкодержатель; дыхательный аппарат ручной (мешок Амбу), спирометр (портативный с одноразовыми мундштуками). В фельдшерско-акушерском пункте в нарушение п.п. 7, 10, 15, 23, 25, 26, 29, 30, 33, 46, 54 приложения <Номер> к Положению отсутствуют тумбочки медицинские, стол инструментальный, автоматический дефибриллятор, 1 пара костылей (при норме 2 шт.), секундомер, термометры медицинские в количестве 5 шт., роторасширитель одноразовый, языкодержатель, кислородный ингалятор, спирометр (портативный с одноразовыми мундштуками), 1 укладка с педикулоцидными средствами (при норме 2 шт.).
В ходе проверки установлено, что в отсутствует система видеонаблюдения.
В нарушение подп. «а» п. 15, подп. «б» п. 16 Требований в фельдшерско-акушерских пунктах <Адрес>, <Адрес> меры, направленные на воспрепятствование неправомерному проникновению в фельдшерско-акушерский пункт (территорию) не принимаются.
<Дата> в адрес ГБУЗ РК «Удорская ЦРБ» прокуратурой Удорского района было внесено представление об устранении нарушений законодательства в сфере здравоохранения.
По информации ГБУЗ РК «Удорская ЦРБ» от <Дата> <Номер> в связи с тяжелым финансовым положением администрацией Удорской ЦРБ принято решение до <Дата> закупить костыли, роторасширитель, языкодержатель, мешки «Амбу», дорогостоящее оборудование в плане закупить в <Дата>. На ФАП <Адрес> приобретены термометры медицинские в количестве 5 шт., кислородный ингалятор, 1 укладка с педикулоцидными средствами. Часть зданий, в которых работают ФАПы находятся в муниципальной собственности администрации МР «Удорский», балансодержатель районная администрация. В части обеспечения безопасности пациентов по антитеррору Удорская центральная районная больница оснащает объекты пожарной сигнализацией. Оснащение ФАПов системой видеонаблюдения, в т.ч. <Адрес> будет реализовано после выделения субсидии из республиканского бюджета.
<Дата> Прокуратурой Удорского района в адрес ГБУЗ РК «Удорская ЦРБ» в рамках контроля устранения в вышеуказанном представлении нарушений и необходимости предоставления информации до <Дата>, в том числе об укомплектованности <Адрес> в соответствии с приложением <Номер> к Положению об организации оказания первичной медико-санитарной помощи взрослому населению, утвержденному приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от <Дата> <Номер>н; оборудовании системы видеонаблюдения в .
Однако, по информации ГБУЗ РК «Удорская ЦРБ» от <Дата> вышеуказанные нарушения на день предоставления информации не устранены, оснащение ФАПов <Адрес> и <Адрес> в соответствии со стандартом и оборудование системы видеонаблюдения на них планируется в <Дата> по мере поступления субсидии из республиканского бюджета.
В силу ч. 1 ст. 209 Гражданского кодекса Российской Федерации собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.
В соответствии со ст. 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Все вышеперечисленные объекты здравоохранения на праве собственности принадлежат Республике Коми и на основании решения агентства Республики Коми по управлению имуществом от <Дата> <Номер> переданы в оперативное управление ГБУЗ РК «Удорская центральная районная больница».
Согласно п. 1 ст. 296 Гражданского кодекса Российской Федерации учреждение и казенное предприятие, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества.
Статьями 296, 298 Гражданского кодекса Российской Федерации, определяющими права и обязанности собственника и учреждения в отношении имущества, находящегося в оперативном управлении, не предусмотрено сохранение обязанности собственника по содержанию переданного в оперативное управление имущества, поэтому собственник, передав во владение имущество на данном ограниченном вещном праве, возлагает на него и обязанности по его содержанию.
В силу норм Гражданского кодекса Российской Федерации и Требований к антитеррористической защищенности объектов здравоохранения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от <Дата> <Номер>, ГБУЗ РК «Удорская центральная районная больница» как обладатель права оперативного управления, а равно фактический пользователь обязано обеспечить оснащение вверенных ему социально значимых объектов системой видеонаблюдения.
Согласно ст. 98 Федерального закона № 323-ФЗ органы государственной власти и органы местного самоуправления, должностные лица организаций несут ответственность за обеспечение реализации гарантий и соблюдение прав и свобод в сфере охраны здоровья, установленных законодательством Российской Федерации.
Медицинские организации, медицинские работники и фармацевтические работники несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации за нарушение прав в сфере охраны здоровья, причинение вреда жизни и (или) здоровью при оказании гражданам медицинской помощи.
Выявленные нарушения законодательства нарушают права неопределенного круга лиц, в том числе несовершеннолетних, на качественное оказание медицинской помощи в безопасных условиях в соответствии с требованиями антитеррористического законодательства, что является недопустимым.
Суд, принимая во внимание установленные обстоятельства и исследованные материалы дела, возражения Министерства здравоохранения Республики Коми, мнение прокурора, считает исковые требования прокурора в интересах неопределенного круга лиц к ответчику об обязании укомплектовать фельдшерско-акушерские пункты оборудованием в соответствии со стандартом оснащения, обеспечить безопасные условия оказания медицинской помощи в соответствии с требованиями законодательства об антитеррористической защищенности объектов (территорий), обоснованными и подлежащими удовлетворению.
На основании вышеизложенного и руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
исковое заявление прокурора Удорского района Республики Коми в интересах неопределенного круга лиц к Государственному бюджетному учреждению здравоохранения Республики Коми «Удорская центральная районная больница» об обязании укомплектовать фельдшерско-акушерские пункты оборудованием в соответствии со стандартом оснащения, обеспечить безопасные условия оказания медицинской помощи в соответствии с требованиями законодательства об антитеррористической защищенности объектов (территорий), удовлетворить.
Обязать ГБУЗ РК «Удорская центральная районная больница» в срок до <Дата> обеспечить безопасные условия предоставления медицинской помощи в соответствии с требованиями к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства здравоохранения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства здравоохранения Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от <Дата> <Номер>, путем оснащения системой видеонаблюдения объектов ГБУЗ РК «Удорская ЦРБ»:
- фельдшерско-акушерского пункта <Адрес>, расположенного по адресу: <Адрес>;
- фельдшерско-акушерского пункта <Адрес>, расположенного по адресу: <Адрес>
Обязать ГБУЗ РК «Удорская центральная районная больница» в срок до <Дата> укомплектовать фельдшерско-акушерский пункт <Адрес>, расположенный по адресу: <Адрес>, и фельдшерско-акушерский пункт <Адрес> расположенный по адресу: <Адрес>, в соответствии со стандартом оснащения, предусмотренным Приложением <Номер> к Положению об организации оказания первичной медико-санитарной помощи взрослому населению, утвержденному приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от <Дата> <Номер>.
На решение суда может быть подана апелляционная жалоба, а прокурором – апелляционное представление в Верховный суд Республики Коми через Усть-Вымский районный суд Республики Коми в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Председательствующий подпись А.Н.Жданов
Мотивированное решение составлено к 18 часам 18 апреля 2024 года.