Судебный акт #1 (Определение) по делу № 33-1938/2020 от 22.01.2020

Судья: Бахышев И.Х.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Гражданское дело № 33-1938

(номер дела, присвоенный судом первой инстанции – 2-926/2019)

18 февраля 2020 года город Самара

Судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда в составе:

председательствующего - Акининой О.А.,

судей - Евдокименко А.А. и Ивановой Е.Н.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи – Кремневой Т.Н.,

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе – Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда РФ в Безенчукском районе Самарской области (межрайонное) на решение Безенчукского районного суда Самарской области от 21 ноября 2019 года, которым постановлено:

«Иск Фелькер Р.А. удовлетворить частично. Обязать Государственное Учреждение - Управление Пенсионного фонда РФ в Безенчукском районе Самарской области (межрайонное) включить Фелькер Р.А. в стаж работы в сельском хозяйстве период его работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, включительно в колхозе «Красный дозор» (Казахстан») в должности моториста. Отказать Фелькер Р.А. в признании за ним с ДД.ММ.ГГГГ право на установление повышения страховой пенсии по старости в размере 25% суммы, установленной фиксированной выплаты к соответствующей страховой пенсии.»,

Заслушав доклад судьи Самарского областного суда – Евдокименко А.А., объяснения в поддержание апелляционной жалобы представителя ответчика - ГУ Управление Пенсионного фонда РФ в Безенчукском районе Самарской области (межрайонное) – Гоголевой Е.Ю., судебная коллегия

у с т а н о в и л а:

Истец – Фелькер Р.А. обратился в суд с иском о включении периодов трудовой деятельности в специальный страховой стаж, дающий право на перерасчет размера страховой пенсии по основанию, предусмотренному ч. 14 ст.17 Федерального закона от 28 декабря 2013 года №400-ФЗ «О страховых пенсиях» и возложении обязанности по размера страховой пенсии к ответчику – ГУ Управление Пенсионного фонда РФ в Безенчукском районе Самарской области (межрайонное) в обоснование своих требований указав, что ДД.ММ.ГГГГ истец - Фелькер Р.А. обратился в пенсионный орган с заявлением о перерасчете размера страховой пенсии по старости, однако решением ответчика от ДД.ММ.ГГГГ в перерасчете размера страховой пенсии по старости по основанию, предусмотренному ч. 14 ст. 17 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» истцу отказано, из-за отсутствия стажа работы в сельском хозяйстве не менее 30 календарных лет. По мнению истца, документально подтвержденный стаж его работы в сельском хозяйстве составляет 32 года 11 месяцев 26 дней. Также истец считает, что ответчик необоснованно не принял к зачету в указанные стаж период его работы в колхозе «Красный дозор» (Казахстан): с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (1 месяц 1 день); период обучения на курсах трактористов с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (3 месяца 6 дней); период работы в должности моториста в колхозе «Красный дозор» (Казахстан») с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ

На основании изложенного, с учетом последующих уточнений и дополнений, истец просил суд включить в общий стаж работы истца и произвести перерасчет установленного размера страховой пенсии по старости с учетом вышеуказанных периодов работы в сельском хозяйстве.

Судом постановлено вышеуказанное решение, которое ответчик – ГУ Управление Пенсионного фонда РФ в Безенчукском районе Самарской области (межрайонное) считает неправильным в части удовлетворения иска, просит его в указанной части отменить и принять в данной части новое решение, которым отказать в удовлетворении иска в полном объеме.

Проверив материалы дела и обсудив доводы апелляционной жалобы – ГУ Управление Пенсионного фонда РФ в Безенчукском районе Самарской области (межрайонное) судебная коллегия приходит к выводу о том, что решение суда первой инстанции подлежит отмене в части удовлетворения иска как постановленное с нарушением норм материального права.

В период с 1 января 2002 года по 31 декабря 2014 года правоотношения, связанные с установлением трудовых пенсий в Российской Федерации регулировались Федеральным законом от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

С 1 января 2015 года страховые пенсии на территории Российской Федерации устанавливаются и выплачиваются в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».

Согласно ст. 36 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» со дня его вступления в силу Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» не применяется, за исключением норм, регулирующих исчисление размера трудовых пенсий и подлежащих применению в целях определения размеров страховых пенсий в соответствии с названным Федеральным законом в части, не противоречащей этому Федеральному закону.

Статьей 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону).

Согласно п. 2 ст. 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» предусмотрено, что страховая пенсия по старости назначается при наличии не менее 15 лет страхового стажа.

В силу п. 3 ст. 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» страховая пенсия по старости назначается при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30.

На основании ст. 11 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись лицами, указанными в части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, за пределами территории Российской Федерации, включаются в страховой стаж в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации, либо в случае уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации».

В силу ст. 66 Трудового кодекса РФ трудовая книжка установленного образца является основным документом о трудовой деятельности и трудовом стаже работника.

Согласно пункту 11 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсии, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 2 октября 2014 года №1015, основным документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка установленного образца.

Положениями п. 3 ст. 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 года №400-ФЗ «О страховых пенсиях» при подсчете страхового стажа периоды работы на территории Российской Федерации, предусмотренные статьей 11 настоящего Федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 года №27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» могут устанавливаться на основании показаний двух и более свидетелей, если документы о работе утрачены в связи со стихийным бедствием (землетрясением, наводнением, ураганом, пожаром и тому подобными причинами) и восстановить их невозможно. В отдельных случаях допускается установление стажа работы на основании показаний двух и более свидетелей при утрате документов и по другим причинам (вследствие небрежного их хранения, умышленного уничтожения и тому подобных причин) не по вине работника. Характер работы показаниями свидетелей не подтверждается.

Согласно ч. 14 ст. 17 Федерального закона от 28 декабря 2013 года №400-ФЗ «О страховых пенсиях» лицам, проработавшим не менее 30 календарных лет в сельском хозяйстве, не осуществляющим работу и иную деятельность, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года №167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», устанавливается повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности в размере 25 процентов суммы установленной фиксированной выплаты к соответствующей страховой пенсии на весь период их проживания в сельской местности.

Исчисление стажа работы в сельском хозяйстве для определения права на повышение фиксированной выплаты осуществляется в соответствии с Правилами исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на установление повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности в соответствии с ч. 14 ст. 17 Федерального закона от 28 декабря 2013 года №400-ФЗ «О страховых пенсиях» и Списком работ, производств, профессий, должностей, специальностей, в соответствии с которыми устанавливается повышение размера фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности в соответствии с ч. 14 ст. 17 Федерального закона от 28 декабря 2013 года №400-ФЗ «О страховых пенсиях», утвержденными Постановлением Правительства РФ от 29 ноября 2018 года №1440.

Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ Фелькер Р.А., ДД.ММ.ГГГГ, обратился в Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда РФ в Безенчукском районе Самарской области (межрайонное) с заявлением о перерасчете пенсии страховой пенсии по старости в соответствии с ч. 14 ст. 17 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».

Решением Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда РФ в Безенчукском районе Самарской области (межрайонное) от ДД.ММ.ГГГГ истцу отказано в перерасчете страховой пенсии по старости в соответствии с ч. 14 ст. 17 Федерального закона «О страховых пенсиях», в связи с отсутствием требуемого стажа не менее 30 календарных лет в сельском хозяйстве. Подтвержденный стаж работы истца в сельском хозяйстве составляет 24 года 11 месяцев 24 дня.

Из указанного решения пенсионного органа от ДД.ММ.ГГГГ следует, что ответчиком в стаж работы в сельском хозяйстве не включены следующие периоды работы Фелькера Р.А.: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - в колхозе «Красный дозор» (Казахстан)- курсы трактористов, поскольку не предусмотрены Правилами исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на установление повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности в соответствии с ч. 14 ст. 17 Федерального закона от 28 декабря 2013 года №400-ФЗ «О страховых пенсиях», с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в колхозе «Красный дозор», поскольку не подтверждено, что направление структурного подразделения «рыболовство».

Принимая решение о частичном удовлетворении исковых требований Фелькера Р.А. о включении в стаж работы в сельском хозяйстве периода его работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ включительно в колхозе «Красный дозор» (Казахстан») в должности моториста, суд первой инстанции посчитал, что в указанный период истец фактически работал в должности разнорабочего и указанный период в силу тождества с указанной в Списке работ, производств, профессий, должностей, специальностей, в соответствии с которым устанавливается повышение размера фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности в соответствии с частью 14 статьи 17 Федерального закона "О страховых пенсиях", утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 ноября 2018 г. № 1440, должностью, подлежит зачету в его сельский стаж, что составляет пять лет работы.

При этом судом руководствовался п. 4 указанного Списка, и пришел к выводу о том, что работа (деятельность) в колхозах, на машинно-тракторных станциях, на межколхозных предприятиях (организациях), в совхозах, крестьянских (фермерских) хозяйствах, артелях (сельскохозяйственных), которая выполнялась на территории Российской Федерации (бывшей Российской Советской Федеративной Социалистической Республики) до 1 января 1992 года включается в стаж работы в сельском хозяйстве без применения общих условий, то есть независимо от того предусмотрена ли работа Списком.

Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в апелляционном порядке, в соответствии с ч. 1 ст. 330 ГПК РФ, являются: 1) неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; 2) недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; 3) несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; 4) нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

Такие нарушения были допущены судом первой инстанции при вынесении обжалуемого решения и заключаются они в следующем.

Так заслуживают внимания доводы апелляционной жалобы о том, что выводы суда первой инстанции о возможности установления тождественности должности, занимаемой истцом в спорный период, должности, предусмотренной Списком работ, производств, профессий, должностей, специальностей, в соответствии с которым устанавливается повышение размера фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности в соответствии с частью 14 статьи 17 Федерального закона «О страховых пенсиях», утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 29 ноября 2018 года №1440, противоречит требованиям действующего законодательства.

В соответствии с п. 2 Правил исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на установление повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности в соответствии с ч. 14 ст. 17 Федерального закона от 28 декабря 2013 года №400-ФЗ «О страховых пенсиях», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29 ноября 2018 года №1440 (в редакции от 25 июня 2019 года) при исчислении стажа работы в сельском хозяйстве применяется список работ, производств, профессий, должностей, специальностей, в соответствии с которым устанавливается повышение размера фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности в соответствии с частью 14 статьи 17 Федерального закона «О страховых пенсиях», утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 ноября 2018 гожа №1440 «Об утверждении списка работ, производств, профессий, должностей, специальностей, в соответствии с которыми устанавливается повышение размера фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности в соответствии с частью 14 статьи 17 Федерального закона «О страховых пенсиях», и Правил исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на установление повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности в соответствии с частью 14 статьи 17 Федерального закона «О страховых пенсиях».

В силу требований п. 3 вышеуказанных Правил в стаж работы в сельском хозяйстве включаются: а) периоды работы (деятельности), которые выполнялись на территории Российской Федерации, при условии занятости на работах, в производствах, профессиях, должностях, специальностях, предусмотренных списком, и условии начисления (уплаты) за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации; б) периоды работы (деятельности), которые выполнялись на территории Союза Советских Социалистических Республик до 1 января 1992 года, при условии занятости на работах, в производствах, профессиях, должностях, специальностях, предусмотренных списком.

Согласно п. 5 названных Правил исчисление стажа работы в сельском хозяйстве производится в календарном порядке. При исчислении и подтверждении стажа работы в сельском хозяйстве применяются Правила подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2014 года №1015 «Об утверждении Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий», с учетом особенностей, установленных пунктом 6 настоящих Правил.

При этом независимо от занятости на работах, производствах, профессиях, должностях, специальностях, предусмотренных Списком, в стаж работы в сельском хозяйстве включаются периоды работы (деятельности), если они имели место в колхозах, машино-факторных станциях, межколхозных предприятиях (организациях), совхозах, крестьянских (фермерских) хозяйствах, артелях (сельскохозяйственных), которые выполнялись на территории Российской Федерации (РСФСР) до 1 января 1992 года.

Пунктом 6 Правил установлено, что при подсчете стажа работы в сельском хозяйстве подтверждаются:

а) периоды работы (деятельности), указанные в подпункте «а» пункта 3 настоящих Правил, имевшие место со дня вступления в силу положений частей 14 и 15 статьи 17 Федерального закона «О страховых пенсиях», - на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета;

б) периоды работы (деятельности), указанные в пункте 3 настоящих Правил, имевшие место до дня вступления в силу положений частей 14 и 15 статьи 17 Федерального закона «О страховых пенсиях», - на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета и (или) документов, выданных работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

    Право на установление повышенного размера фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости имеют только лица, занятые по профессии, должности, специальности, поименованных в вышеуказанном Списке.

Согласно порядку исчисления повышенной фиксированной выплаты к страховой пенсии, установленному Правилами исчисления периодов работы (деятельности), дающих право на установление повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и инвалидности, повышенный размер фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и страховой пенсии по инвалидности устанавливается в отношении «рабочих всех наименований», указанных в разделах 1 и 2 Списка, утвержденном постановлением Правительства РФ от 29.11.2018 года №1440, при условии осуществления указанными работниками деятельности в организациях, основным видом деятельности которых является сельское хозяйство.

Следовательно, для включения периодов работы в сельский стаж необходимо, чтобы выполняемая работа была связана с осуществлением деятельности в организации, основным видом деятельности которой является сельское хозяйство, и наименование такой профессии было включено в вышеназванный Список, а в случае, если из названия профессии не усматривается связь с сельским хозяйством, то необходимо иметь в виду, что профессия должна быть связана с работой или производством в сельском хозяйстве, указанным в соответствующих разделах Списка.

При подсчете стажа работы в сельском хозяйстве периоды работы (деятельности), указанные в п.3 настоящих Правил, имевшие место до дня вступления в силу положений п.п.14 и 15 ст.17 Федерального закона «О страховых пенсиях» подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета и (или) документов, выданных работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Согласно пункту 16 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 года №30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии", в случае несогласия гражданина с отказом органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, включить в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости (пункт 1 статьи 27 Федерального закона N173-ФЗ), период работы, подлежащий, по мнению гражданина, зачету в данный стаж, необходимо учитывать, что вопрос о тождественности выполняемых истцом работ, занимаемой должности, имеющейся профессии тем работам, должностям, профессиям, которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, решается судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании (характера и специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемым должностям и имеющимся профессиям, нагрузки, с учетом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений, организаций, в которых он работал и т.п.). При этом установление тождественности различных наименований работ, профессий, должностей не допускается.

Согласно ч. 1 ст. 56 Гражданского процессуального кодекса РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Из записей в трудовой книжке колхозника от ДД.ММ.ГГГГ следует, что в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Фелькер Р.А. работал в колхозе «Красный дозор» (Казахстан») в должности моториста (л.д. 12-13).

С учетом указанного судебная коллегия полагает, что период работы Фелькера Р.А. с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в колхозе «Красный дозор» (Казахстан») в должности моториста не подлежат включению в специальный страховой стаж, дающий право на перерасчет размера страховой пенсии по основанию, предусмотренному ч. 14 ст.17 Федерального закона от 28 декабря 2013 года №400-ФЗ «О страховых пенсиях», поскольку истцом не представлено доказательств того, что видом деятельности колхоз «Красный дозор» является сельское хозяйство (растениеводство, животноводство или рыболовство). Для включения периодов работы в сельский стаж необходимо, чтобы выполняемая работа была связана с осуществлением деятельности в организации, основным видом деятельности которой является сельское хозяйство, и наименование такой профессии было включено в вышеназванный Список.

Оснований установить тождество должности, занимаемой в спорный период истцом, и должностями, предусмотренными Списком, у суда не имелось, поскольку установление тождественности различных наименований работ, профессий, должностей не допускается.

Вместе с тем, в остальной части решение суда первой инстанции ответчиком не оспаривается и судебная коллегия, в силу требований ч. 2 ст. 3271 ГПК РФ не находит правовых основания для проверки решения суда первой инстанции в интересах законности в полном объеме, проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой ответчиком части.

Таким образом, судебная коллегия приходит к выводу о том, что судом первой инстанции допущено неправильное применение норм материального права, выразившееся неправильном истолковании закона, что в соответствии с п. 4 ч. 1, п. 3 ч. 2 ст. 330 ГПК РФ является основанием для отмены решения суда в апелляционном порядке, поэтому в соответствии с п. 2 ст. 328 ГПК РФ судебная коллегия считает необходимым отменить решение суда первой инстанции в части удовлетворения иска и принять в данной части новое решение, которым отказать истцу в удовлетворении его требований в полном объеме.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия,

о п р е д е л и л а :

Решение Безенчукского районного суда Самарской области от 21 ноября 2019 года - отменить в части удовлетворения иска и принять в данной части новое решение, которым: в удовлетворении исковых требований Фелькер Р.А. к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда РФ в Безенчукском районе Самарской области (межрайонное) о включении периодов трудовой деятельности в специальный страховой стаж, дающий право на перерасчет размера страховой пенсии по основанию, предусмотренному ч. 14 ст.17 Федерального закона от 28 декабря 2013 года №400-ФЗ «О страховых пенсиях» и возложении обязанности по размера страховой пенсии – отказать в полном объеме.

Председательствующий –

Судьи -

33-1938/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
решение (осн. требов.) отменено в части с вынесением нового решения
Истцы
Фелькер Р.А.
Ответчики
ГУ УПФ РФ в Безенчукском районе Самарской области
Суд
Самарский областной суд
Дело на странице суда
oblsud--sam.sudrf.ru
22.01.2020[Гр.] Передача дела судье
18.02.2020[Гр.] Судебное заседание
04.03.2020[Гр.] Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Определение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее