Дело № 2-1212/2024 5 апреля 2024 года
49RS0001-01-2024-001527-91
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Магаданский городской суд Магаданской области в составе:
председательствующего судьи Пановой Н.А.,
при секретаре Барсуковой М.А.,
с участием прокурора Забелиной Е.В.,
представителя ответчика Министерства природных ресурсов и экологии Магаданской области Гайдаловича С.Н.,
представителя ответчика Магаданского областного государственного бюджетного учреждения «Дирекция особо охраняемых природных территорий и гидротехнических сооружений» Перевозчикова А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Магадане в помещении Магаданского городского суда гражданское дело по исковому заявлению Магаданского межрайонного природоохранного прокурора в защиту прав неопределенного круга лиц к Магаданскому областному государственному бюджетному учреждению «Дирекция особо охраняемых природных территорий и гидротехнических сооружений» о возложении обязанности совершить определенные действия,
УСТАНОВИЛ:
Магаданский межрайонный природоохранный прокурор обратился в Магаданский городской суд в защиту прав неопределенного круга лиц с названным иском.
В обоснование требований указано, что постановлением Правительства Магаданской области от 9 февраля 2023 года № 66-пп утверждено Положение о памятнике природы регионального значения Магаданской области «Песчаный», который создан с целью сохранения геологических обнажений песчано-аргиллитовой угленосной толщи мощностью 100 м., содержащих обильную ископаемую фауну позднепермского-юрского возраста.
Поясняет, что государственное управление в сфере организации и функционирования памятника природы «Песчаный» и государственный надзор в области охраны и использования особо охраняемой природной территории памятника природы «Песчаный» осуществляет Министерство природных ресурсов и экологии Магаданской области.
Утверждает, что установленный режим особой охраны территории памятника природы «Песчаный» обязателен для соблюдения всеми без исключения юридическими и физическими лицами, осуществляющими любой вид хозяйственной и иной деятельности на территории памятника природы «Песчаный». Передача памятника природы «Песчаный» и его территорий под охрану, оформление охранного обязательства, паспорта и других документов в отношении указанного памятника природы осуществляются Министерством природных ресурсов и экологии Магаданской области.
Вместе с тем, в ходе проверки установлено, что до настоящего времени охранная зона охраняемой природной территорией регионального значения Магаданской области - памятника природы регионального значения «Песчаный» не установлена, предложения Губернатору Магаданской области не направлялись.
Изложенные факты послужили основанием для внесения 20 декабря 2023 года представления в Министерство природных ресурсов и экологии Магаданской области, по результатам рассмотрения которого нарушения законодательства не устранены.
Считает, что выявленные нарушения законодательства могут привести к нарушению требований земельного законодательства и законодательства об особо охраняемых природных территориях, связанным с предоставлением заинтересованным лицам в собственность, аренду, пользование либо владение земельных участков в границах охранных зон особо охраняемых природных территорий и нарушением в связи с этим режима его использования.
Отмечает, что о необходимости создания охранных зон также свидетельствует информация ФГБУН «Институт биологических проблем севера Дальневосточного отделения Российской академии наук» от 10 января 2024 года, согласно которой имеется необходимость создания охранной зоны памятника природы регионального значения «Песчаный» не менее 50 м.
Указывает, что постановлением Правительства Магаданской области от 25 февраля 2021 года № 118-пп создано Магаданское областное государственное бюджетное учреждение «Дирекция особо охраняемых природных территорий и гидротехнических сооружений» (далее - МОГБУ «Дирекция особо охраняемых природных территорий и гидротехнических сооружений»), к основным целям которого отнесено управление особо охраняемыми природными территориями, относящимися к ведению Министерства природных ресурсов и экологии Магаданской области, а также осуществление функций государственного заказчика при выполнении работ (оказании услуг) по содержанию и развитию особо охраняемых природных территорий.
Ссылаясь на приведенные обстоятельства, просит обязать Министерство природных ресурсов и экологии Магаданской области и МОГБУ «Дирекция особо охраняемых природных территорий и гидротехнических сооружений» в течение 18 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу подготовить и направить Губернатору Магаданской области проект документации по организации охранной зоны и установлении ее границ в отношении памятника природы регионального значения «Песчаный».
Определением судьи от 4 марта 2024 года к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика привечено Правительство Магаданской области.
Определением суда от 5 апреля 2024 года прекращено производство по гражданскому делу в части требований, предъявленных к Министерству природных ресурсов и экологии Магаданской области о возложении обязанности совершить определенные действия.
Представитель третьего лица Правительства Магаданской области для участия в судебном заседании участия не явился, о времени и месте его проведения извещен надлежащим образом, от него поступило заявление о рассмотрении дела в свое отсутствие, в связи с чем суд на основании ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) полагает возможным рассмотреть дело в его отсутствие.
В судебном заседании прокурор на удовлетворении требований настаивала по основаниям, изложенным в иске, с учетом отказа от требований, предъявленных к Министерству природных ресурсов и экологии Магаданской области.
Представитель ответчика МОГБУ «Дирекция особо охраняемых природных территорий и гидротехнических сооружений» требования признал, указав, что разумным срок для исполнения судебного решения будет до 1 сентября 2026 года.
Представитель ответчика Министерства природных ресурсов и экологии Магаданской области выразил согласие с заявленными требованиями, предъявленными к МОГБУ «Дирекция особо охраняемых природных территорий и гидротехнических сооружений», также полагал необходимым установить срок для исполнения решения до 1 сентября 2026 года.
В письменном отзыве на исковое заявление представитель третьего лица Правительства Магаданской области полагал, что с учетом установления судом обстоятельств, изложенных в исковом заявлении, требования подлежат удовлетворению.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные доказательства по делу, и оценив их в совокупности, суд приходит к следующему.
В соответствии с п. «в» и «д» ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами, а также природопользования и охраны окружающей среды относятся к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Согласно п. 4 ст. 95 Земельного кодекса Российской Федерации для предотвращения неблагоприятных антропогенных воздействий на государственные природные заповедники на прилегающих к ним земельных участках и водных объектах создаются охранные зоны. В границах этих зон запрещается деятельность, оказывающая негативное воздействие на природные комплексы особо охраняемых природных территорий.
Отношения в области охраны окружающей среды урегулированы Федеральным законом от 14 марта 1995 года № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» (далее также - Федеральный закон № 33-ФЗ), Федеральным законом от 23 ноября 1995 года № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе» (далее - Федеральный закон № 174-ФЗ), Федеральным законом от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее - Федеральный закон № 7-ФЗ), другими законами и нормативными правовыми актами.
Положениями ст. 2 Федерального закона № 33-ФЗ определено, что памятники природы отнесены к особо охраняемым природным территориям (подп. «д» п. 2).
Для предотвращения неблагоприятных антропогенных воздействий на государственные природные заповедники, национальные парки, природные парки и памятники природы на прилегающих к ним земельных участках и водных объектах устанавливаются охранные зоны (п. 10).
Решения об установлении, изменении, о прекращении существования охранных зон особо охраняемых природных территорий, указанных в п. 10 приведенной статьи, принимаются в отношении охранных зон природных парков и памятников природы регионального значения высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) (подп. «б» п. 11).
Обязательным приложением к решению о создании особо охраняемой природной территории являются сведения о границах такой территории, которые должны содержать графическое описание местоположения границ такой территории, перечень координат характерных точек этих границ в системе координат, используемой для ведения Единого государственного реестра недвижимости (п. 12).
Исходя из п. 1 ст. 34 Федерального закона № 7-ФЗ хозяйственная и иная деятельность, которая оказывает или может оказывать прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды.
Установление, изменение, прекращение существования зон с особыми условиями использования территорий, создаваемых в целях охраны окружающей среды, осуществляются в соответствии с названным Федеральным законом, Земельным кодексом Российской Федерации и другими Федеральными законами (ст. 52 того же Закона).
Аналогичные положения предусмотрены п. 1 ст. 27 Федерального закона № 33-ФЗ.
Правила создания охранных зон отдельных категорий особо охраняемых территорий, установления их границ, определения режима охраны и использования земельных участков и водных объектов в границах таких зон, утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 19 февраля 2015 года № 138 (далее - Правила создания охранных зон).
Названные Правила создания охранных зон определяют высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), уполномоченное на принятие решения о создании охранных зон памятников природы регионального значения и об установлении их границ (п. 19); процедуру принятия (п. 21 - 25).
В соответствии с Федеральным законом № 33-ФЗ, постановлением администрации Магаданской области от 22 февраля 2008 года № 56-па «Об утверждении Положения об особо охраняемых природных территориях регионального значения в Магаданской области» Правительством Магаданской области постановлением от 9 сентября 2023 года № 66-пп утверждено Положение о памятнике природы регионального значения Магаданской области «Песчаный» (далее - Положение).
Согласно данному Положению памятник природы регионального значения Магаданской области «Песчаный» создан на основании решения исполнительного комитета Магаданского областного Совета народных депутатов от 8 июля 1983 года № 296 «О признании редких и достопримечательных объектов памятниками природы» (п. 1.1).
Территория, занятая памятником природы «Песчаный», является особо охраняемой природной территорией регионального значения Магаданской области (п. 1.2).
Памятник природы «Песчаный» создан с целью сохранения геологических обнажений мощностью 100 м., содержащих обильную ископаемую фауну позднепермского-юрского возраста (п. 1.4).
Установленный режим особой охраны территории памятника природы «Песчаный» обязателен для соблюдения всеми без исключения юридическими и физическими лицами, осуществляющими любой вид хозяйственной и иной деятельности на территории памятника природы «Песчаный» (п. 1.6).
Исходя из вышеприведенных норм, в системе действующего правового регулирования предусмотрена обязанность по установлению охранных зон в отношении особо охраняемых памятников природы регионального значения, включающих поэтапную деятельность уполномоченного исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, результатом которого служит принятие решения о создании охранных зон памятников природы регионального значения, подлежащего утверждению руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.
Постановлением Правительства Магаданской области от 9 января 2014 года № 17-пп утверждено Положение о министерстве природных ресурсов и экологии Магаданской области.
В силу названного Положения Министерство природных ресурсов и экологии Магаданской области является органом исполнительной власти Магаданской области, проводящим государственную политику в сфере охраны окружающей среды и природопользования и осуществляющим исполнительно-распорядительные функции в данной сфере деятельности на всей территории Магаданской области, реализующим государственную политику в сфере устойчивого управления лесами, обеспечения многоцелевого, рационального, непрерывного, неистощительного использования лесов для удовлетворения потребностей общества в лесах и лесных ресурсах, сохранения лесов, осуществляющим полномочия в области охраны и использования объектов животного мира, охоты и сохранения охотничьих ресурсов, за исключением водных биологических ресурсов, в том числе отдельные полномочия Российской Федерации в указанных сферах, переданные органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а также полномочия в области организации и функционирования особо охраняемых природных территорий регионального значения, деятельность которых направлена на охрану и воспроизводства животного мира, осуществляющим надзор за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники (п. 1.1).
Министерство природных ресурсов и экологии Магаданской области в соответствии с возложенными на него задачами осуществляет следующие функции: мероприятия по утверждению границ, определению режима особой охраны территорий памятников природы, находящихся в ведении, оформляет охранные обязательства, паспорта и иные документы (п. 3.14.4).
Постановлением Правительства Магаданской области от 25 февраля 2021 года № 118-пп создано МОГБУ «Дирекция особо охраняемых природных территорий и гидротехнических сооружений», к основным целям которого отнесено управление особо охраняемыми природными территориями, относящимися к ведению Министерства природных ресурсов и экологии Магаданской области, а также осуществление функций государственного заказчика при выполнении работ (оказании услуг) по содержанию и развитию особо охраняемых природных территорий.
Согласно уставу МОГБУ «Дирекция особо охраняемых природных территорий и гидротехнических сооружений», утвержденному 22 марта 2021 года, его учредителем и главным распорядителем бюджетных средств является Министерство природных ресурсов и экологии Магаданской области.
Целями МОГБУ «Дирекция особо охраняемых природных территорий и гидротехнических сооружений» являются: управление особо охраняемыми природными территориями, относящимися к ведению Министерства природных ресурсов и экологии Магаданской области в сфере создания и обеспечения охраны особо охраняемых природных территорий регионального значения (п. 3.1 устава).
Для достижения целей МОГБУ «Дирекция особо охраняемых природных территорий и гидротехнических сооружений» осуществляет следующие виды деятельности, в том числе: подготовку проектов документации по организации охранных зон особо охраняемых природных территорий, установлению их режима и определению их границ (п. 3.2.1.1 устава).
Учитывая полномочия ответчика МОГБУ «Дирекция особо охраняемых природных территорий и гидротехнических сооружений», суд приходит к выводу, что вышеприведенными положениями законодательства предусмотрена его обязанность подготовить проект документации по организации охранной зоны и установлении ее границ в отношении памятника природы регионального значения «Песчаный» и направить его Губернатору Магаданской области.
Между тем в ходе судебного разбирательства установлено, что такая обязанность ответчиком в отношении памятника природы регионального значения «Песчаный» не исполнена, что не отрицалось им в ходе судебного разбирательства.
Указанное обстоятельство явилось основанием для внесения 20 декабря 2023 года заместителем природоохранного прокурора представления об устранении нарушений федерального законодательства в Министерство природных ресурсов и экологии Магаданской области.
В ответ на указанное представление Министерство природных ресурсов и экологии Магаданской области 19 января 2024 года сообщило и.о. Магаданского межрайонного природоохранного прокурора о том, что в настоящее время планируется проведение работ по определению охранных зон памятников природы регионального значения, расположенных на территории Магаданской области, отметив, что планируемый срок работы по определению охранных зон памятников природы регионального значения составит не менее 6-7 лет.
Решением Магаданского городского суда от 10 февраля 2022 года на Министерство природных ресурсов и экологии Магаданской области и МОГБУ «Дирекция особо охраняемых природных территорий и гидротехнических сооружений» возложена обязанность в срок до 31 декабря 2022 года:
- организовать проведение кадастровых работ по определению границ памятника природы регионального значения Магаданской области «Песчаный», которые должны содержать графическое описание местоположения границ такой территории, перечень координат характерных точек этих границ в системе координат, используемой для ведения Единого государственного реестра недвижимости;
- представить в орган, осуществляющий государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав, документы, содержащие сведения о границах и ограничениях по использованию земельных участков, входящих в пределы памятника природы регионального значения Магаданской области «Песчаный» для его постановки на государственный кадастровый учет;
- разработать паспорт памятника природы регионального значения Магаданской области «Песчаный».
В своем отзыве МОГБУ «Дирекция особо охраняемых природных территорий и гидротехнических сооружений» сообщило, что в 2022 году указанным учреждением проведена работа по определению площади, местонахождению и границам памятника природы регионального значения «Песчаный», а 26 декабря 2022 года в Единый государственный реестр недвижимости о нем внесены сведения (реестровый номер 49:07-9.4).
При этом по сведениям ФГБУН «Институт биологических проблем севера Дальневосточного отделения Российской академии наук» имеется необходимость создания охранной зоны памятника природы регионального значения «Песчаный» шириной порядка 50 м. вокруг памятника природы (за исключением участков, попадающих в русло реки).
Поскольку в ходе судебного разбирательства установлено, что ответчиком МОГБУ «Дирекция особо охраняемых природных территорий и гидротехнических сооружений» не исполнена обязанность по подготовке проекта документации по организации охранной зоны и установлении ее границ в отношении памятника природы регионального значения «Песчаный» и направлению его Губернатору Магаданской области, суд находит заявленные требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Кроме того, суд учитывает, что от ответчика МОГБУ «Дирекция особо охраняемых природных территорий и гидротехнических сооружений» поступило заявление о признании исковых требований.
В соответствии с ч. 1 ст. 39 ГПК РФ ответчик вправе признать иск, а суд вправе принять признание иска, если это не противоречит закону, и не нарушает права и законные интересы других лиц.
Согласно ч. 3 ст. 173 ГПК РФ при признании ответчиком иска и принятии его судом принимается решение об удовлетворении заявленных истцом требований.
В случае признания иска ответчиком в мотивировочной части решения суда может быть указано только на признание иска и принятие его судом (ч. 4 ст. 198 ГПК РФ).
Вышеназванное заявление о признании ответчиком исковых требований, подписанное представителем ответчика, в соответствии со ст. 173 ГПК РФ приобщено к материалам дела, о чем указано в протоколе судебного заседания.
При этом полномочия представителя ответчика на признание иска судом проверены и подтверждаются доверенностью от 29 ноября 2023 года.
Учитывая, что признание ответчиком исковых требований не противоречит закону и не нарушает чьих-либо прав и охраняемых законом интересов, суд полагает возможным принять признание представителем ответчика исковых требований.
В соответствии с ч. 2 ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего совершить определенные действия, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение должно быть исполнено.
При определении срока исполнения решения, судом принимается во внимание срок и порядок вступления решения в законную силу, правовой статус ответчиков, характер и длительность допущенного нарушения.
Принимая во внимание временные и финансовые затраты, необходимые на проведение работ на подготовку проекта документации по организации охранной зоны и установлении ее границ в отношении памятника природы регионального значения «Песчаный», суд считает необходимым установить срок для исполнения решения суда - не позднее 1 сентября 2026 года, который будет являться разумным, целесообразным, отвечающим требованиям разумности и справедливости и обеспечит соблюдение баланса интересов сторон, в том числе прав и интересов неопределенного круга, в защиту которых обратился прокурор.
Разрешая вопрос о распределении судебных расходов, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 88 ГПК РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела.
Согласно ч. 1 ст. 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.
В силу абз. 2 подп. 3 п. 1 ст. 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации при заключении мирового соглашения (соглашения о примирении), отказе истца (административного истца) от иска (административного иска), признании ответчиком (административным ответчиком) иска (административного иска), в том числе по результатам проведения примирительных процедур, до принятия решения судом первой инстанции возврату истцу (административному истцу) подлежит 70 процентов суммы уплаченной им государственной пошлины.
Поскольку прокурор был освобожден от уплаты государственной пошлины при подаче иска, то с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, подлежит взысканию государственная пошлина в доход бюджета муниципального образования «Город Магадан» исходя из удовлетворенных требований неимущественного характера в размере 90 руб. (30% от 300 руб.).
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковое заявление Магаданского межрайонного природоохранного прокурора в защиту прав неопределенного круга лиц к Магаданскому областному государственному бюджетному учреждению «Дирекция особо охраняемых природных территорий и гидротехнических сооружений» о возложении обязанности совершить определенные действия удовлетворить.
Возложить на Магаданское областное государственное бюджетное учреждение «Дирекция особо охраняемых природных территорий и гидротехнических сооружений» (ИНН 4909130406) обязанность в срок до 1 сентября 2026 года подготовить и направить Губернатору Магаданской области проект документации по организации охранной зоны и установлении ее границ в отношении памятника природы регионального значения «Песчаный».
Взыскать с Магаданского областного государственного бюджетного учреждения «Дирекция особо охраняемых природных территорий и гидротехнических сооружений» (ИНН 4909130406) в доход бюджета муниципального образования «Город Магадан» государственную пошлину в размере 90 (девяносто) рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Магаданский областной суд путем подачи апелляционной жалобы, принесения апелляционного представления через Магаданский городской суд Магаданской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Установить день составления мотивированного решения - 8 апреля 2024 года.
Судья Н.А. Панова
<данные изъяты> | <данные изъяты> |
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>