УИД 38RS0003-01-2024-002029-15
З А О Ч Н О Е Р Е Ш Е Н И Е
И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И
24 июля 2024 года г. Братск
Братский городской суд Иркутской области в составе:
председательствующего судьи Шаламовой Л.М.,
при секретаре Кобрысевой А.Г.,
с участием представителя истца ст. помощника прокурора Чагочкина Е.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1936/2024 по иску прокурора города Братска в защиту интересов Российской Федерации к Ососков Е.А. о признании недействительной постановку на миграционный учет,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор <адрес> обратился в суд с иском в интересах Российской Федерации к Ососкову Е.А., в котором с учетом уточнения, просит суд признать недействительной постановку на миграционный учет иностранных граждан Республики Узбекистан: ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ г.р., ФИО14, ДД.ММ.ГГГГ г.р., ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ г.р, ФИО15, ДД.ММ.ГГГГ г.р. по месту пребывания на территории Российской Федерации по адресу: <адрес>.
В обоснование иска истец указал, что приговором мировой судьи судебного участка № <адрес> г. <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ Ососков Е.А. признан виновным в совершении преступления, предусмотренного ст. 322.3 УК РФ - фиктивная постановка на учет иностранных граждан по месту пребывания в Российской Федерации.
Судом установлено, Ососков Е.А., имея регистрацию в жилом помещении, в квартире по адресу: <адрес>, ДД.ММ.ГГГГ фиктивно поставил на учет иностранных граждан ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ г.р., ФИО16, ДД.ММ.ГГГГ г.р., ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ г.р., ФИО17, ДД.ММ.ГГГГ г.р. в жилом помещении в Российской Федерации по адресу: <адрес>, путем оформления уведомлений о прибытии иностранных граждан в место пребывания, фактически не предоставляя при этом место пребывания иностранным гражданам и не имея намерения его предоставить.
Вышеназванные граждане по указанному адресу фактически никогда не проживали, в данное жилое помещение не вселялись и не собирались этого делать, их точное местонахождение не известно. Жилой дом по вышеуказанному адресу был использован исключительно для подачи сведений о регистрации по месту жительства в орган, осуществляющий постановку граждан на миграционный учет. При этом собственник жилого помещения Ососков Е.А. предоставил в орган регистрационного учета - отделение по вопросам миграции МУ МВД России «Братское» заведомо недостоверные сведения о месте пребывания вышеназванных граждан без намерения предоставить им для пребывания и проживания жилое помещение.
Таким образом, подобная регистрация по месту жительства является фиктивной
Признание постановки иностранных граждан на миграционный учет недействительной необходимо для последующего снятия их с миграционного учета в связи с допущенными нарушениями миграционного законодательства, поскольку дальнейшее неправомерное нахождение ответчика на территории Российской Федерации может способствовать необоснованному предоставлению ему разрешения на временное проживание, вида на жительство, а затем и гражданства Российской Федерации.
В судебном заседании представитель истца ст. помощник прокурора Чагочкин Е.Н. уточненные исковые требования поддержала по основаниям, указанным в уточненном исковом заявлении, просит их удовлетворить.
Ответчик Ососков Е.А. в судебное заседание не явился, судебное извещение о явке в судебное заседание было направлено судом по месту жительства ответчика, указанному в исковом заявлении, однако конверт не был вручен; заявлений от ответчика о перемене своего адреса в суд не поступало, доказательства уважительности причин неявки в судебное заседание не представлено. Учитывая отсутствие сообщения ответчика о перемене своего адреса во время производства по делу, судебная повестка в силу ст.118 ГПК РФ в адрес ответчика считается доставленной, поэтому суд считает, что ответчик надлежащим образом извещен о месте и времени судебного заседания, не просил рассмотреть дело в его отсутствие, об уважительных причинах неявки не сообщил, поэтому суд с учетом мнения представителя истца, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие ответчика в порядке заочного производства по имеющимся в деле доказательствам.
Представитель третьего лица МУ МВД России «Братское» отдел по вопросам миграции извещен о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, заявлений и ходатайств не поступило.
Третьи лица ФИО1, ФИО3, ФИО4, ФИО5, извещены о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, заявлений и ходатайств не поступило.
Выслушав пояснения представителя истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений; защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальной защиты, включая социальное обеспечение; обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах; охраны здоровья, включая медицинскую помощь; обеспечения права на благоприятную окружающую среду; образования.
Как следует из преамбулы Федерального закона от 18 июля 2006 г. N 109-ФЗ "О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации" (далее Федеральный закон о миграционном учете), миграционный учет иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации является одной из форм государственного регулирования миграционных процессов и направлен на обеспечение и исполнение установленных Конституцией Российской Федерации гарантий соблюдения права каждого, кто законно находится на территории Российской Федерации, на свободное передвижение, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации и других прав и свобод личности, а также на реализацию национальных интересов Российской Федерации в сфере миграции.
Указанный Федеральный закон регулирует отношения, возникающие при осуществлении учета перемещений иностранных граждан и лиц без гражданства, связанных с их въездом в Российскую Федерацию, транзитным проездом через территорию Российской Федерации, передвижением по территории Российской Федерации при выборе и изменении места пребывания или жительства в пределах Российской Федерации либо выездом из Российской Федерации. (ст. 1 Федерального закона о миграционном учете).
В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 2 вышеуказанного Федерального закона, под местом пребывания иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации (далее - место пребывания) понимается жилое помещение, не являющееся местом жительства, или иное помещение, в котором иностранный гражданин или лицо без гражданства фактически проживает (регулярно использует для сна и отдыха), либо организация, по адресу которой иностранный гражданин или лицо без гражданства подлежит постановке на учет по месту пребывания в случае, предусмотренном частью 2 статьи 21 настоящего Федерального закона.
Стороной, принимающей иностранного гражданина или лицо без гражданства в Российской Федерации (далее - принимающая сторона), является гражданин Российской Федерации, постоянно проживающие в Российской Федерации иностранный гражданин или лицо без гражданства, юридическое лицо, филиал или представительство юридического лица, федеральный орган государственной власти, орган государственной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, дипломатическое представительство либо консульское учреждение иностранного государства в Российской Федерации, международная организация или ее представительство в Российской Федерации либо представительство иностранного государства при международной организации, находящейся в Российской Федерации, предоставившие в соответствии с законодательством Российской Федерации для фактического проживания иностранному гражданину или лицу без гражданства жилое или иное помещение, либо организация, в которой иностранный гражданин в установленном порядке осуществляет трудовую или иную не запрещенную законодательством Российской Федерации деятельность в случае, предусмотренном частью 2 статьи 21 настоящего Федерального закона. В качестве принимающей стороны в отношении членов своей семьи, определяемых в соответствии с пунктом 9 настоящей части, могут выступать также иностранный гражданин или лицо без гражданства, относящиеся к высококвалифицированным специалистам в соответствии с пунктом 8 настоящей части и имеющие в собственности жилое помещение на территории Российской Федерации. (п. 7 ч. 1 ст. 2).
Под фиктивной регистрацией по месту жительства понимается регистрация иностранного гражданина или лица без гражданства по месту жительства на основании представления заведомо недостоверных сведений или документов для такой регистрации, либо их регистрация по месту жительства без их намерения проживать в соответствующем жилом помещении, либо их регистрация по месту жительства без намерения нанимателя (собственника) соответствующего жилого помещения предоставить им это жилое помещение для проживания. (п. 10 ч. 1 ст. 2).
В соответствии с ч. 4 ст. 4 Федерального закона о миграционном учете, миграционный учет включает в себя: 1) регистрацию по месту жительства и учет по месту пребывания, а также фиксацию иных сведений, установленных настоящим Федеральным законом; 2) обработку, анализ, хранение, защиту и использование информации о количественных и качественных социально-экономических и иных характеристиках миграционных процессов; 3) ведение государственной информационной системы миграционного учета, содержащей сведения, предусмотренные настоящим Федеральным законом.
Согласно статье 7 указанного Федерального закона, при осуществлении миграционного учета иностранные граждане обязаны представлять достоверные сведения и осуществлять другие юридически значимые действия, установленные настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с указанными нормативными правовыми актами иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Постоянно или временно проживающие в Российской Федерации иностранные граждане подлежат регистрации по месту жительства и учету по месту пребывания. Временно пребывающие в Российской Федерации иностранные граждане подлежат учету по месту пребывания.
Как следует их ч.ч. 1 и 2 ст. 21 Федерального закона о миграционном учете, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, основанием для учета по месту пребывания является временное фактическое нахождение иностранного гражданина в месте, не являющемся его местом жительства, либо отсутствие у указанного иностранного гражданина места жительства. Учет по месту пребывания включает в себя фиксацию сведений о нахождении иностранного гражданина в месте пребывания в учетных документах органа, осуществляющего учет по месту его пребывания, и в государственной информационной системе миграционного учета.
В силу ст. 4 данного Федерального закона, миграционный учет имеет уведомительный характер, за исключением случаев, предусмотренных федеральным конституционным законом или федеральным законом.
Порядок осуществления миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации определен Правилами осуществления миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 15 января 2007 г. N 9 "О порядке осуществления миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации" (далее Правила).
В соответствии с п. п. 21 и 22 указанных Правил (в редакции Постановления Правительства РФ от 12 сентября 2016 г. N 907), основанием для постановки на учет по месту пребывания иностранного гражданина является получение территориальным органом Министерства внутренних дел Российской Федерации уведомления установленной формы о прибытии иностранного гражданина или лица без гражданства в место пребывания. Принимающей стороной в установленные Федеральным законом сроки уведомление о прибытии может представляться в территориальный орган Министерства внутренних дел Российской Федерации непосредственно или через многофункциональный центр (за исключением случаев, предусмотренных частями 3 и 4 статьи 22 Федерального закона) либо направляться почтовым отправлением.
Положениями ст. 153 ГК РФ предусмотрено, что сделками признаются действия граждан и юридических лиц, направленные на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей.
Согласно ст. 169 ГК РФ, сделка, совершенная с целью, заведомо противной основам правопорядка или нравственности, ничтожна и влечет последствия, установленные ст. 167 настоящего Кодекса. В случаях, предусмотренных законом, суд может взыскать в доход Российской Федерации все полученное по такой сделке сторонами, действовавшими умышленно, или применить иные последствия, установленные законом.
Как неоднократно отмечал Конституционный Суд РФ, ст. 169 ГК РФ направлена на поддержание основ правопорядка и нравственности и недопущение совершения соответствующих антисоциальных сделок (определения от 23.10.2014 N 2460-О, от 24.11.2016 N 2444-О) и позволяет судам в рамках их полномочий на основе фактических обстоятельств дела определять цель совершения сделки (определение от 25.10.2018 N 2572-О, определение от 20.12.2018 N 3301-О).
Статья 169 ГК РФ указывает, что квалифицирующим признаком антисоциальной сделки является ее цель, т.е. достижение такого результата, который не просто не отвечает закону или нормам морали, а противоречит - заведомо и очевидно для участников гражданского оборота - основам правопорядка и нравственности.
Антисоциальность сделки, дающая суду право применять данную норму ГК РФ, выявляется в ходе судопроизводства с учетом всех фактических обстоятельств, характера допущенных сторонами нарушений и их последствий.
Согласно ст. 167 ГК РФ недействительная сделка не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью, и недействительна с момента ее совершения.
В судебном заседании установлено, что приговором мирового судьи судебного участка № 42 Центрального района г. Братска Иркутской области от 09.12.2022 Ососков Е.А. признан виновным в совершении преступления, предусмотренного статьей 322.3 УК РФ с назначением наказания в виде штрафа в размере 15 000 рублей.
Судом установлено, Ососков Е.А. имея регистрацию в жилом помещении, в квартире по адресу: <адрес>, в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ фиктивно поставил на учет иностранных граждан ФИО1, ФИО3, ФИО4, ФИО5 в жилом помещении в Российской Федерации по адресу: <адрес>, путем заполнения уведомлений о прибытии иностранных граждан в место пребывания, фактически не предоставляя при этом место пребывания иностранным гражданам и не имея намерения его предоставить.
Однако вышеназванные граждане по указанному адресу фактически никогда не проживали, в данное жилое помещение не вселялись и не собирались этого делать. Жилое помещение по вышеуказанному адресу было использовано исключительно для подачи сведений о регистрации по месту жительства в орган, осуществляющий постановку граждан на миграционный учет. При этом собственник жилого помещения Ососков Е.А. предоставил в орган регистрационного учета - отделение по вопросам миграции МУ МВД России «Братское» заведомо недостоверные сведения о месте пребывания вышеназванных граждан без намерения предоставить им для пребывания и проживания жилое помещение.
Таким образом, подобная регистрация по месту жительства является фиктивной. Каждая из сторон сделки знала о противоправности ее характера.
Ососков Е.А. с предъявленным обвинением согласился, дал по делу признательные показания, приговор вступил в законную силу. Как следует из показаний Ососкова Е.А. фиктивная постановка на учет вышеуказанных иностранных граждан по месту пребывания на территории РФ была осуществлена за вознаграждение.
Из содержания ч. 1 ст. 49 Конституции Российской Федерации следует, что каждый обвиняемый в совершении преступления считается невиновным, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном федеральным законом порядке и установлена вступившим в законную силу приговором суда.
Особенность признания сделки в виде фиктивной постановки граждан на миграционный учет как недействительной сделки заключается в том, что факт совершения такой сделки должен быть подтвержден только вступившим в законную силу приговором (постановлением) суда.
В соответствии с ч. 4 ст. 61 ГПК РФ вступившие в законную силу приговор суда по уголовному делу, иные постановления суда по этому делу и постановления суда по делу об административном правонарушении обязательны для суда, рассматривающего дело о гражданско-правовых последствиях действий лица, в отношении которого они вынесены, по вопросам, имели ли место эти действия и совершены ли они данным лицом.
Таким образом, факт фиктивной постановки иностранных граждан на миграционный учет, обстоятельства при которых была осуществлена постановка, не подлежат доказыванию при рассмотрении дела о гражданско-правовых последствиях действий ответчиков.
Обстоятельства совершения действий по заключению сделок, совершенных с целью, заведомо противной основам правопорядка или нравственности, извлечения ответчиком доходов от данных сделок, вина Ососкова Е.А. в совершении преступления, предусмотренного ст. 322.3 УК РФ, установлена вступившим в законную силу приговором мирового судьи судебного участка № 42 Центрального района г. Братска Иркутской области от 09.12.2022 по делу № 1-58/2022.
Противоправность указанного деяния носит антисоциальный характер и поэтому заведомо противоречит основам правопорядка и нравственности, на что указывает сам факт введения уголовной ответственности за это деяние.
Поскольку получение ответчиком имущества в виде денежных средств за фиктивную регистрацию носит заведомо антисоциальный характер для всех сторон сделок, суд приходит выводу о том, что соответствующие действия являются недействительной сделкой, совершенной с целью, заведомо противной основам правопорядка и нравственности.
Данная сделка по получению ФИО8 денежных средств за фиктивную постановку ФИО1, ФИО3, ФИО4, ФИО5 на учет по месту пребывания в жилом помещении, расположенном по адресу: <адрес>, является в силу ст. 169 ГК РФ ничтожной сделкой и в соответствии с ч.1 ст. 166 ГК РФ не требующей признания таковой судом. Данная сделка не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью. Последствием ее недействительности является фиктивная регистрация иностранных граждан ФИО1, ФИО3, ФИО4, ФИО5 по месту пребывания на территории РФ, что в свою очередь привело к недействительной постановке указанных граждан на миграционный учет.
С учетом вышеприведенных норм закона и фактических обстоятельств дела, суд приходит к выводу об удовлетворении требований прокурора о признании недействительной постановку на миграционный учет иностранных граждан Республики Узбекистан: ФИО1, ФИО3, ФИО4, ФИО5, по месту пребывания на территории Российской Федерации по адресу: <адрес>.
Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования прокурора <адрес> в защиту интересов Российской Федерации удовлетворить.
Признать недействительной постановку на миграционный учет иностранных граждан Республики Узбекистан: ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ г.р., ФИО12, ДД.ММ.ГГГГ г.р., ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ г.р, ФИО13, ДД.ММ.ГГГГ г.р. по месту пребывания на территории Российской Федерации по адресу: <адрес>.
Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.
Ответчиком заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении заявления об отмене этого решения суда.
Иными лицами, участвующими в деле, а также лицами, которые не были привлечены к участию в деле и вопрос о правах и об обязанностях которых был разрешен судом, заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца по истечении срока подачи ответчиками заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Судья: Л.М. Шаламова