Судебный акт #1 (Определение) по делу № 12-187/2023 от 26.06.2023

55RS0026-01-2023-001853-47

Дело № 12-187/2023

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Омский районный суд Омской области в составе председательствующего судьи Полоцкая Е.С., при секретаре судебного заседания Конопелько Р.И., рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Омске (ул. Омская, 194 а, зал судебных заседаний № 25), 24 июля 2023 года жалобу главы Администрации Новотроицкого сельского поселения Омского муниципального района Омской области на постановление № 61 от 15 июня 2023 года по делу об административном правонарушении о привлечении Администрации Новотроицкого сельского поселения Омского муниципального района Омской области к административной ответственности по ч. 2 ст. 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением № 61 от 15 июня 2023 года заместителя главного государственного инспектора Омского района по пожарному надзору Каримова Е.И. юридическое лицо Администрация Новотроицкого сельского поселения Омского муниципального района Омской области признано виновным в совершении административного правонарушения предусмотренного ч. 2 ст. 20.4 КоАП РФ и назначено наказание в виде административного штрафа в размере 400 000 рублей.

Не согласившись с вышеуказанным постановлением Глава Администрации Новотроицкого сельского поселения Омского муниципального района Омской области обратился в суд с жалобой в обоснование которой указано, что не согласны с выявленным постановлением, Администрация правообладателем земельного участка, на котором произрастает сухая растительность, не является.В настоящее время указанное нарушение устранено, серьезных негативных последствий не повлекло. Полагает возможным применить положения ст. 2.9КоАП РФ.Территория, на которой расположена свалка входит в границу Новотроицкого сельского поселения, но находится за границами населенного пункта с. Новотроицкое, не является территорией садоводства и огородничества, лесом, лесопарковой зоной, не является землей сельскохозяйственного назначения, а также не входит в охранные зоны линий электропередач, электростанций и подстанций. Администрацией Новотроицкого сельского поселения принимались все возможные меры к ликвидации свалки. Полномочия по организаций деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору) и транспортированию твердых коммунальных отходов» исключены из вопросов местного значения сельского поселения и отнесены в соответствии со п. 14 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-Ф3.В соответствии с бюджетным законодательством и Уставом Новотроицкого сельского поселения Администрация, осуществляя исполнительно-распорядительную деятельность, может выполнять свои обязанности и осуществлять свои полномочия только в рамках бюджетных средств, которые предусмотрены в бюджете Новотроицкого сельского поселения на эти цели.в целях исполнения судебного решения, в 2021 году Администрацией была подана заявка на отбор по предоставлению субсидии местным бюджетам на организацию сбора, транспортирования и захоронения твердых коммунальных отходов, а также ликвидацию объектов размещения твердых коммунальных отходов, однако в связи с отсутствием полномочий по решению вопросов, которые не относятся к вопросам местного значения поселения, в предоставлении субсидии было отказано. Для получения субсидии при проведении повторного отбора, Администрация Новотроицкого поселения обратилась в Администрацию Омского муниципального района с вопросом о заключении соглашения о передаче части полномочий по решению вопросов местного значения за счет межбюджетных трансфертов. 19.10.2021 такое соглашение было заключено. Администрацией Омского муниципального района Администрации поселения переданы полномочия по участию в организации деятельности по накоплению в том числе раздельному накоплению) сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территории Новотроицкого сельского поселения. После передачи полномочий Администрация повторно направила заявку на участие в отборе, однако в предоставлении субсидии было отказано. 20.01.2022 Администрацией Омского муниципального района в Министерство природных ресурсов и экологии Омской области направлено обращение по вопросу разъяснения порядка предоставления субсидии.Согласно ответа Министерства природных ресурсов и экологии Омской области, отсутствие прямых полномочий у поселения по организации работы по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению ТБО препятствуют получению администрацией поселения соответствующей субсидии, поскольку соглашение о передачи полномочий не является юридическим фактом, на основании которого денежные средства могут быть доведены до администрации сельского поселения, а предоставление субсидии сельскому поселению повлечет нарушение ст. 139 Бюджетного кодекса РФ, так как поселение не несет расходных обязательств.В мае 2023 года Министерством природных ресурсов Омской области объявлен отбор на получение субсидии на организацию сбора, транспортирования и захоронения твердых коммунальных отходов, а также ликвидацию объектов размещения твердых коммунальных отходов. В настоящее время ведется подготовка документов на проведение аукциона и выбора подрядной организации для проведения работ по ликвидации свалки. При данных обстоятельствах считает, что вина Администрации Новотроицкого сельского поселения в нарушении правил противопожарного режима, предусмотренного п. 69, отсутствует. Просит постановление отменить, производство по делу прекратить.

В судебном заседании представитель Администрации Новотроицкого сельского поселения Омского муниципального района Омской области Самойлюк А.В., доводы жалобы поддержала в полном объеме, просила удовлетворить.

Должностное лицо Омского района по пожарному надзору в судебном заседания участия не принимало, извещено.

Выслушав явившихся участников процесса, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ производство по делам об административных правонарушениях должно производиться при всестороннем, полном, объективном выяснении обстоятельств дела, разрешении его в соответствии с законом.

Согласно ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

Согласно положениям ст. 30.6 КоАП РФ, судья не связан с доводами жалобы и проверяет её в полном объеме.

Частью 2 статьи 20.4 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32 и 11.16 настоящего Кодекса и частями 6, 6.1 и 7 настоящей статьи, совершенное в условиях особого противопожарного режима, что влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от четырехсот тысяч до восьмисот тысяч рублей.

В соответствии с частью 4 статьи 6 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее - Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ) пожарная безопасность городских и сельских поселений, городских округов и закрытых административно-территориальных образований обеспечивается в рамках реализации мер пожарной безопасности соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления в соответствии со статьей 63 настоящего Федерального закона.

Согласно пункта 2 части 1 статьи 63 Федерального закона N 123-ФЗ первичные меры пожарной безопасности включают в себя, в том числе разработку и осуществление мероприятий по обеспечению пожарной безопасности муниципального образования и объектов муниципальной собственности, которые должны предусматриваться в планах и программах развития территории, обеспечение надлежащего состояния источников противопожарного водоснабжения, содержание в исправном состоянии средств обеспечения пожарной безопасности жилых и общественных зданий, находящихся в муниципальной собственности Правилами противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2020 года N 1479 (далее Правила противопожарного режима), установлены требования пожарной безопасности, определяющие порядок поведения людей, порядок организации производства и (или) содержания территорий, зданий, сооружений, помещений организаций и других объектов защиты (далее - объекты защиты) в целях обеспечения пожарной безопасности.

Правообладатели земельных участков (собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков), расположенных в границах населенных пунктов и на территориях общего пользования вне границ населенных пунктов, и правообладатели территорий ведения гражданами садоводства или огородничества для собственных нужд обязаны производить своевременную уборку мусора, сухой растительности и покос травы (пункт 67 Правил противопожарного режима).

В пункте 69 Правил противопожарного режима определено, что на территориях общего пользования городских и сельских поселений, городских и муниципальных округов, на территориях садоводства или огородничества, в том числе вне границ указанных территорий, в охранных зонах линий электропередачи, электрических станций и подстанций, а также в лесах, лесопарковых зонах и на землях сельскохозяйственного назначения запрещается устраивать свалки отходов.

Постановлением Правительства Омской области от о 24 апреля 2023 г. № 221-п «Об установлении особого противопожарного режима на территории Омской области» установлен особый противопожарный режим с 25 апреля по 25 июня 2023 года - на территории Омского муниципального района Омской области.

05.05.2023 в 16 час. 00 мин. по адресу: <адрес>, <адрес> установлены нарушения требований пожарной безопасности, а именно:

- в овраге расположенном на <адрес>, <адрес>) расположена свалка отходов (п. 69 Правил).

- земельный участок, входящий в границы населённого пункта <адрес>) не очищен от сухой растительности (п. 67 Правил).

По факту обнаружения указанных нарушений в отношении Администрации Новотроицкого сельского поселения Омского муниципального района Омской области составлен протокол об административном правонарушении № 61 от 05.05.2023 года.

Выявленные нарушения послужили основанием для привлечения Администрации Новотроицкого сельского поселения Омского муниципального района Омской области 15 июня 2023 года к административной ответственности по ч. 2ст. 20.4 КоАП РФ, с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 400 000 рублей

В соответствии с ч. 1 ст. 2.1 Кодекса Российской Федерации административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Утверждения заявителя о том, что обязанность по своевременной уборке мусора, сухой растительности и покосу травы возложена на правообладателей земельных участков, а также, что в полномочия сельского поселения не входит обязанность по уборке свалки, являются несостоятельными.

Вопреки указанным доводам, соблюдение требований пожарной безопасности в настоящем случае обоснованно возложено на сельское поселение, поскольку место выявленного нарушения требований пожарной безопасности относится к земельным участкам, которые расположены в границах сельского поселения, именно на данных участках выявлены нарушения в виде сухой растительности, а также наличие свалки отходов. То обстоятельство, что земельные участки находятся в собственности иных лиц, не исключает ответственности Администрации сельского поселения, за соблюдение требований пожарной безопасности с учетом расположения этих земельных участков в границах Новотроицкого сельского поселения Омского муниципального района Омской области.

То обстоятельство, что иные лица также несут ответственность за уборку территории, как следствие, за несоблюдение (нарушение) противопожарных требований, о чем указывает в жалобе заявитель, не свидетельствует о невиновности Администрации сельского поселения как органа местного самоуправления ответственного за реализацию первичных мер пожарной безопасности.

Вместе с тем, при рассмотрении настоящего дела необходимо проверить реальную возможность Администрации сельского поселения в пределах ее компетенции устранить выявленные нарушения требования пожарной безопасности.

В отношении оземельного участка, входящего в границы населённого пункта д. Луговая, Новотроицкого сельского поселения, Администрацией сельского поселения не были представлены какие-либо доказательства, свидетельствующие о невозможности своевременного освобождения земельного участка от сухой растительности.

В отношении свалки отходов, находящейся в овраге расположенном на улице Набережная, с. Новотроицкое (ориентир жилой дом, расположенный по адресу, Омский район, с. Новотроицкое, ул. Набережная, дом № 31). Администрацией сельского поселения принимались все возможные меры к ликвидации свалки.

Так, в 2021 году Администрацией была подана заявка на отбор по предоставлению субсидии местным бюджетам на организацию сбора, транспортирования и захоронения твердых коммунальных отходов, а также ликвидацию объектов размещения твердых коммунальных отходов.

В удовлетворении заявки было отказано.

Администрация Новотроицкого сельского поселения обратилась в Администрацию Омского муниципального района с вопросом о заключении соглашения о передаче части полномочий по решению вопросов местного значения за счет межбюджетных трансфертов.

19.10.2021 такое соглашение было заключено. Администрацией Омского муниципального района Администрации поселения переданы полномочия по участию в организации деятельности по накоплению в том числе раздельному накоплению) сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территории Новотроицкого сельского поселения.

Администрация сельского поселения повторно направила заявку на участие в отборе. Минприроды Омской области по итогам проведенных в 2021 году отборов Администрации Новотроицого сельского поселения Омского муниципального района Омской области было отказано в предоставлении субсидии в связи с отсутствием прямы полномочий у поселения по организации работы по накоплению, сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению ТКО, указав, что соглашение о передаче полномочий основанием для предоставления субсидий не является. Также из разъяснений данных в письме от 20.02.2022 года следует, что субсидия может быть получена только Администрацией Омского муниципального района Омской области.

Указанная заявка была подана Администрацией Омского муниципального района Омской области в 2023 году, согласно ответу от 22.05.2023.

Таким образом, по мнению суда, Администрацией сельского поселения представлены доказательства свидетельствующие, что Администрацией предпринимались всевозможные меры по ликвидации свалки, в связи с чем вина Администрации сельского поселения в части нарушения п. 69 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2020 года n 1479, а именно, что Администрацией Новотроицкого сельского поселения Омской области нарушены требования противопожарной безопасности, предъявляемые к размещению свалок отходов, отсутствует, и указание на виновность в данной части подлежит исключению из постановления.

В остальной части, вина Администрации Новотроицкого сельского поселения Омского муниципального района Омской области совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, нашла свое подтверждение исследованными в судебном заседании доказательствами, которым должностным лицом была дана оценка в совокупности с другими материалами дела на предмет относимости, допустимости, достоверности и достаточности в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Оснований для признания совершенного обществом правонарушения малозначительным и освобождения его от административной ответственности на основании статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не имеется.

Согласно статье 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

В силу разъяснений, содержащихся в пункте 21 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 г. N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющие существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.

Принимая во внимание особую значимость охраняемых отношений и конкретные обстоятельства совершения административного правонарушения, признать, что в рассматриваемом случае имеются условия для признания совершенного обществом административного правонарушения малозначительным, оснований не имеется.

Наказание Администрации Новотроицкого сельского поселения Омского муниципального района Омской области назначено в минимальных пределах санкции части 1 ст. 20.4 КоАП Российской Федерации.

Вместе с тем, согласно части 3 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

В соответствии с частью 3.2 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.

Согласно части 3.3. статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при назначении административного наказания в соответствии с частью 3.2 настоящей статьи размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса.

С учетом характера совершенного правонарушения, конкретных обстоятельств дела, принимая во внимание, что административный штраф - это мера ответственности, применяемая в целях предупреждения совершения новых правонарушений, поэтому его размеры должны обладать разумным сдерживающим эффектом, суд приходит к выводу, что назначенное административное наказание в виде административного штрафа в размере 400 000 рублей, может быть снижено до размера не менее половины минимального размера, предусмотренного санкцией настоящей статьи.

В соответствии с п. 2 ч. 1 ст.30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении может быть вынесено решение об изменении постановления, если при этом не усиливается административное наказание или иным образом не ухудшается положение лица, в отношении которого вынесено постановление.

На основании изложенного постановление о привлечении к административной ответственности по ч. 2 ст. 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подлежит изменению путем снижения назначенного ему наказания в виде административного штрафа до 200 000 рублей.

Руководствуясь ст. ст. 30.6, 30.7 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации, судья

РЕШИЛ:

Постановление № 61 от 15 июня 2023 года по делу об административном правонарушении, вынесенное заместителем главного государственного инспектора Омского района по пожарному надзору Каримова Е.И. о привлечении Администрации Новотроицкого сельского поселения Омского муниципального района Омской области к административной ответственности по ч. 2 ст. 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях изменить, снизив размер назначенного ему наказания в виде административного штрафа до 200 000 рублей.

Исключить из описательно-мотивировочной части постановления должностного лица о вменении Администрации Новотроицкого сельского поселения Омского муниципального района Омской области нарушения п. 69 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2020 года № 1479, а именно, что Администрацией Новотроицкого сельского поселения Омской области нарушены требования противопожарной безопасности, предъявляемые к размещению свалок отходов.

В остальной части постановление оставить без изменения, а жалобу - без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Омский областной суд, путем подачи жалобы в Омский районный суд в течение 10 дней с момента получения (вручения) копии решения.

Судья                                                                                   Е.С. Полоцкая

12-187/2023

Категория:
Административные
Статус:
Изменено с изменением наказания
Ответчики
Администрация Новотроицкого сельского поселения
Суд
Омский районный суд Омской области
Судья
Полоцкая Екатерина Семеновна
Статьи

ст.20.4 ч.2 КоАП РФ

Дело на странице суда
omskiycourt--oms.sudrf.ru
26.06.2023Материалы переданы в производство судье
18.07.2023Судебное заседание
24.07.2023Судебное заседание
24.07.2023Направление копии решения (определения) в соотв. с чч. 2, 2.1, 2.2 ст. 30.8 КоАП РФ
26.07.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
15.08.2023Направленная копия решения (определения) ВРУЧЕНА
26.08.2023Вступило в законную силу
26.10.2023Дело оформлено
26.10.2023Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Определение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее