мировой судья судебного участка № 8 Каргапольского судебного района Курганской области – Рыбакова М.А. УИД 45RS0008-01-2022-002874-89
Дело № 2-2276/2022 – № 11-10/2022
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
Каргапольский районный суд Курганской области в составе: председательствующего судьи Гомзяковой И.Ю.,
при секретаре судебного заседания Корчагиной И.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в р.п. Каргаполье 01.12.2022 гражданское дело по апелляционной жалобе Белоусовой (Бабкиной) Т.А. на решение мирового судьи судебного участка № 8 Каргапольского района Курганской области от 30.09.2022 по иску ООО «Чистый город» к Белоусовой (Бабкиной) Т.А о взыскании задолженности по оплате коммунальных услуг, которым постановлено: Исковые требования Общества с ограниченной ответственностью «Чистый город» к Белоусовой (Бабкиной) Татьяне Анатольевне о взыскании задолженности по оплате коммунальных услуг, удовлетворить.
Взыскать с Белоусовой (Бабкиной) Татьяны Анатольевны (паспорт серия №*) в пользу Общества с ограниченной ответственностью «Чистый город» (ИНН 4501159310) задолженность по коммунальной услуге «обращение с твердыми коммунальными отходами» за период с 11.03.2020 г. по 30.04.2021 в размере 1095 (одна тысяча девяносто пять) рубле 57 копеек.
Взыскать с Белоусовой (Бабкиной) Татьяны Анатольевны (паспорт серия №*) в пользу Общества с ограниченной ответственностью «Чистый город» (ИНН 4501159310) расходы по оплате государственной пошлины в размере 400 (четыреста) рублей,
у с т а н о в и л:
ООО «Чистый город» обратилось в суд с иском к Белоусовой (Бабкиной) Т.А. о взыскании задолженности. В обоснование иска указывало, что Белоусова (Бабкина) Т.А. является с 29.01.2014 собственником 1/4 доли жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>. 13.09.2019 между ООО «Чистый город» и Департаментом природных ресурсов и охраны окружающей среды Курганской области заключено Соглашение об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Курганской области. Единый тариф на услугу Регионального оператора установлен и введен в действие постановлением Департамента государственного регулирования цен и тарифов Курганской области от 30.12.2019 № 47-8 «Об установлении предельных единых тарифов на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Курганской области для ООО «Чистый город» на 2020 год и постановлением № 60-1 «Об установлении предельных единых тарифов на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Курганской области для ООО «Чистый город» на 2021 год. ООО «Чистый город» приступило к оказанию услуги ответчику с 01.01.2020. Услуга оказана в полном объеме за весь период времени в соответствии с Правилами и иными нормативно-правовыми актами Российской Федерации и Курганской области. В адрес ответчика истцом направлялись платежные документы, которые ответчиком оплачены не были. За период с 11.03.2020 по 30.04.2021. Просило взыскать с Белоусовой (Бабкиной) Т.А. задолженность по коммунальной услуге «обращение с твердыми коммунальными отходами» за период с 11.03.2020 по 30.04.2021 в размере 1095 рублей 57 копеек, расходы по оплате госпошлины в размере 400 рублей.
В судебное заседание представитель истца – ООО «Чистый город» не явился, извещался надлежащим образом, просил рассмотреть дело в его отсутствие.
Ответчик Белоусова (Бабкина) Т.А. в судебное заседание не явилась, извещалась надлежащим образом, представила в суд письменные возражения относительно заявленных исковых требований, в которых просила в иске отказать, поскольку не является пользователем коммунальной услуги, оказываемой истцом. Кроме того, мусорный контейнер возле ее дома отсутствует. Доказательств оказания услуги истцом не представлено.
Мировым судьей принято изложенное выше решение.
В апелляционной жалобе Белоусова (Бабкина) Т.А. просит решение мирового судьи отменить и принять по делу новое решение, которым ООО «Чистый город» в удовлетворении иска отказать. В обоснование апелляционной жалобы ссылается на доводы, изложенные в возражениях на исковое заявление. Вновь указывает на то, что истцом не представлено доказательств оказания коммунальной услуги и пользования данной услугой ею.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции представитель истца ООО «Чистый город» не явился, извещался надлежащим образом, о причинах неявки суд не уведомил, представил возражения относительно апелляционной жалобы, в которых просил решение мирового судьи судебного участка № 8 Каргапольского судебного района Курганской области от 30.09.2022 оставить без изменения.
Ответчик Белоусова (Бабкина) Т.А. в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явилась, извещалась надлежащим образом, о причинах неявки суд не уведомила.
Обсудив вопрос о возможности рассмотрения дела в отсутствие неявившихся участников процесса, уведомленных надлежащим образом о рассмотрении дела, проверив материалы дела и решение мирового судьи в пределах, установленных ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, обсудив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены вынесенного судом решения.
Из материалов дела видно, что Белоусова (Бабкина) Т.А. является собственником 1/4 доли жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>
13.09.2019 между Департаментом природных ресурсов и охраны окружающей среды Курганской области и ООО «Чистый город» заключено соглашение об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Курганской области. Истец является Региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами и оказывает данную услугу ответчику с 01.01.2020.
25.02.2022 мировым судьей судебного участка № 8 Каргаполького судебного района Курганской области вынесен судебный приказ о взыскании в пользу ООО «Чистый город» с Белоусовой (Бабкиной) Т.А. задолженности за оказанную услугу по обращению с ТКО в размере 1892 рубля 06 копеек, расходы по оплате госпошлины в размере 200 рублей.
Определением и.о. мирового судьи судебного участка № 8 Каргапольского судебного района Курганской области – мирового судьи судебного участка № 7 Каргапольского судебного района Курганской области от 04.04.2022 указанный судебный приказ отменен, в связи с поступившими возражениями Белоусовой (Бабкиной) Т.А.
Согласно представленному истцом расчету размер задолженности ответчика по оплате услуг по обращению с ТКО за период с 11.03.2020 по 30.04.2021 составляет 1096 рублей 57 копеек.
Постановлением Департамента государственного регулирования цен и тарифов Курганской области от 30.12.2019 № 47-8 установлены предельные единые тарифы на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Курганской области для ООО «Чистый город» на 2020 год в размере 561 рубль 77 копеек за куб.м.
Постановлением Департамента государственного регулирования цент и тарифов Курганской области от 30.21.2020 № 60-1 установлены предельные единые тарифы на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Курганской области для ООО «Чистый город» на 2021 год в размере 561 рубль 77 копеек, за куб.м, на период с 01.01.2021 по 30.06.2021 и в размере 580 рублей 87 копеек за куб.м с 01.07.2021 по 30.12.2021.
В соответствии со ст. 210 Гражданского кодекса Российской Федерации, собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Согласно ч. 3 ст. 30 Жилищного кодекса Российской Федерации собственник жилого помещения несет бремя содержания данного помещения и, если данное помещение является квартирой, общего имущества собственников помещений в соответствующем многоквартирном доме, а собственник комнаты в коммунальной квартире несет также бремя содержания общего имущества собственников комнат в такой квартире, если иное не предусмотрено федеральным законом или договором.
Частью 1 ст. 153 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
В соответствии с ч. 4 ст. 154 Жилищного кодекса Российской Федерации, плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: плату за коммунальные услуги, за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, плату за отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отходами.
Пунктом 5ч. 2 ст. 153 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у собственника помещения с момента возникновения права собственности на такое помещение.
Согласно п. 2 ст. 24.7 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», по договору на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами региональный оператор обязуется принимать твердые коммунальные отходы в объеме и в местах (на площадках) накопления, которые определены в этом договоре, и обеспечивать их транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством Российской Федерации, а собственник твердых коммунальных отходов обязуется оплачивать услуги регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора.
В соответствии со ст. 10 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», граждане обязаны выполнить требования санитарного законодательства, а также постановление, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц.
В силу ст. 11 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью.
Из изложенный норм следует, что обязанность по вывозу твердых бытовых отходов должна выполняться гражданами любым предусмотренным законом способом.
В соответствии с п.п. 148 (1), 148 (2) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.11.2011 № 354, договор, содержащий положения о предоставлении коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, может быть заключен с исполнителем в письменной форме или путем совершения конклюдентных действий. Договор, содержаний положения о предоставлении коммунальной слуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, заключенный путем совершения потребителем конклюдентных действий, считается заключенным на условиях, предусмотренных настоящими Правилами.
Из содержания указанный положений законодательства следует, что законодатель не связывает возникновение обязанности по внесению платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами именно с фактов заключения договора о предоставлении такой коммунальной услуги. Факт не заключения истцом и ответчиком письменного договора, как обоснование отсутствия между ними договорных отношений, не может являться основанием для неуплаты коммунальных платежей, поскольку в соответствии с п. 3 ст. 438 Гражданского кодекса Российской Федерации сложившиеся между сторонами отношения в отсутствие заключенного письменного договора рассматриваются как договорные. При этом, отсутствие письменного договора не освобождает от обязанности произвести оплату за фактически оказанные услуги.
В силу ст. ст. 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или иными правовыми актами.
Разрешая возникший спор и удовлетворяя исковые требования, мировой судья, руководствуясь ст. ст. 30, 153, 154 Жилищного кодекса Российской Федерации, исходил из того, что Белоусова (Бабкина) Т.А., являясь собственником 1/4 доли жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, в силу закона должна была своевременно и в полном объеме вносить плату за оказанные коммунальные услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, что надлежащим образом за спорный период ответчиком не исполнялось, и пришел к выводу об обоснованности заявленных требований о взыскании задолженности за период с 11.03.2020 по 30.04.2021.
Определяя размер задолженности, подлежащий взысканию с ответчика, мировой судья, исходил из доказанности факта предоставления ответчику услуг, и проверив представленный истцом расчет, с учетом утвержденных тарифов, норматива, пришел к выводу об обоснованности заявленный требований в размере 1095 рублей 57 копеек.
Вывод мирового судьи основан на исследовании представленных доказательств, их оценке в соответствии с правилами ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, и соответствуют нормам права, регулирующим возникшие отношения.
Вопреки доводам апелляционной жалобы в материалы дела ответчиком не представлено доказательств самостоятельного вывоза и утилизации бытовых отходов способами, не нарушающими санитарное законодательство.
Доводы ответчика о том, что отсутствие мусорного контейнера вблизи дома ответчика свидетельствует о фактическом неоказании услуг, обоснованно были отклонены мировым судьей.
В соответствии с п. 1 ст. 13.3 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», Региональный оператор осуществляет деятельность по обращению с ТКО с использованием сведений об источниках образования подлежащих транспортированию ТКО и местах их накопления в соответствии территориальной схемой обращения с отходами Курганской области, утвержденной приказом Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Курганской области от 17.10.2016 № 566 «Об утверждении территориальной схемы обращения с отходами производства и потребления, в том числе с твердыми коммунальными отходами, Курганской области».
Порядок создания мест (площадок) накопления ТКО, а также их включения в территориальную схему обращения с отходами предусмотрен Правилами обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра, утвержденными Постановление Правительства Российской Федерации от 31.08.2018 № 1039.
В соответствии с п. 3 указанных Правил места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов создаются органами местного самоуправления, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах. Органы местного самоуправления создают места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов путем принятия решения в соответствии с требованиями правил благоустройства такого муниципального образования, требованиями законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации, устанавливающего требования к местам (площадкам) накопления твердых коммунальных отходов.
Таким образом, вопреки доводам ответчика, обязанность по созданию мест (площадок) по сбору ТКО возложена не на регионального оператора, а на орган местного самоуправления. Для создания мест накопления ТКО, а также для внесения их в территориальную схему обращения с отходами, заинтересованные лица вправе обратиться в органы местного самоуправления с соответствующей заявкой.
Отсутствие места (площадки) для сбора (накопления) ТКО вблизи дома Белоусовой (Бабкиной) Т.А. не лишает ее возможности вывезти отходы в иные места, где установлены контейнеры для сбора ТКО, обслуживаемые ответчиком.
С учетом изложенного, поскольку исходя из совокупности анализа норм права, регулирующих спорное правоотношение, полномочия по определению схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведению реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, отнесены к полномочиям органов местного самоуправления, доводы апелляционной жалобы о том, что вблизи жилого дома ответчика отсутствует мусорный контейнер для накопления ТКО, не может служить основанием для отмены обжалуемого судебного постановления, поскольку не является юридически значимым обстоятельством при рассмотрении настоящего дела, так как обязанность по расстановке контейнеров для сбора ТКО на территории сельского поселения, действующим законодательством возложена не на истца, а на органы местного самоуправления.
В связи с изложенным суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что оспариваемое решение суда является законным и обоснованным, выводы суда соответствуют обстоятельствам дела, оснований для отмены или изменения настоящего судебного акта по доводам апелляционной жалобы, в соответствии со ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, не имеется.
Руководствуясь ст. 328-329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судья
о п р е д е л и л:
Решение мирового судьи судебного участка № 8 Каргапольского судебного района Курганской области от 30.09.2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу – Белоусовой (Бабкиной) Татьяны Анатольевны – без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня принятия.
Решение суда первой инстанции и апелляционное определение могут быть обжалованы в кассационном порядке в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции в течение трех месяцев со дня вступления в законную силу обжалуемого судебного постановления через суд первой инстанции.
Судья Каргапольского
районного суда И.Ю.Гомзякова
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 02.12.2022 в 15:40