Судья Игушева И.В. дело № 21-514/2023
(дело в суде первой инстанции № 12-864/2023)
РЕШЕНИЕ
Судья Верховного суда Республики Коми Колесникова Д.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 13 декабря 2023 года в городе Сыктывкаре Республики Коми жалобу Бородкиной С.П. на постановление № П-426/23 исполняющего обязанности начальника Межрайонной ИФНС России № 5 по Республике Коми от 08 сентября 2023 года и решение судьи Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 15 ноября 2023 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 14.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении должностного лица ООО «НЭО ЦЕНТР» - генерального директора Бородкиной С.П.
установил:
постановлением № П-426/23 исполняющего обязанности начальника Межрайонной ИФНС России № 5 по Республике Коми М. от 08 сентября 2023 года, генеральный директор Бородкина С.П. (далее по тексту также Бородкина С.П.) признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнута административному наказанию в виде предупреждения.
Не согласившись с постановлением должностного лица административного органа Бородкина С.П. в порядке, предусмотренном статьями 30.1, 30.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, обратилась с жалобой в Сыктывкарский городской суд Республики Коми, в которой просила о его отмене и прекращении производства по делу, указывая, что заявление о внесении изменений в ЕГРЮЛ подано Обществом в день наступления обстоятельств для внесения таких изменений.
По итогам рассмотрения приведенной жалобы судьей Сыктывкарского городского суда Республики Коми 15 ноября 2023 года принято решение, в соответствие с которым постановление № П-426/23 должностного лица Межрайонной ИФНС России № 5 по Республике Коми от 08 сентября 2023 года оставлено без изменения, жалоба Бородкиной С.П. - без удовлетворения.
В настоящее время Бородкина С.П. подала в Верховный Суд Республики Коми жалобу на состоявшиеся по делу об административном правонарушении акты, в которой просит об их отмене и прекращении производства по делу, приводя доводы, аналогичные доводам жалобы на постановление по делу об административном правонарушении.
В отзыве на жалобу УФНС России по Республике Коми, полагая решение судьи Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 15 ноября 2023 года законным и обоснованным, просило оставить оспариваемый судебный акт без изменения, жалобу Бородкиной С.П. – без удовлетворения.
Участники производства по делу об административном правонарушении, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения жалобы, в судебное заседание Верховного Суда Республики Коми не явились, об отложении рассмотрения дела не ходатайствовали, в связи с чем, в соответствии с частью 2 статьи 25.1, статьей 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, полагаю возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, явку которых обязательной не признаю.
Проверив материалы дела об административном правонарушении, изучив доводы жалобы, отзыв на жалобу административного органа, прихожу к следующим выводам.
Частью 3 статьи 14.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность должностных лиц за несвоевременное представление сведений о юридическом лице или об индивидуальном предпринимателе в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, в случаях, если такое представление предусмотрено законом.
Пункт 2 статьи 4 Федерального закона от 08 августа 2001 года № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее Федеральный закон № 129-ФЗ) устанавливает ведение в Российской Федерации государственных реестров. Эти реестры содержат сведения о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, приобретении физическими лицами статуса индивидуального предпринимателя, прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, иные сведения о юридических лицах, об индивидуальных предпринимателях и соответствующие документы.
Так, в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной регистрации (статья 54 Гражданского кодекса Российской Федерации, подпункт «в» пункта 1 статьи 5 Федерального закона № 129-ФЗ) в ЕГРЮЛ должны содержаться сведения о месте нахождения юридического лица, в том числе адрес юридического лица в пределах места нахождения юридического лица.
В соответствии с пунктом 5 статьи 5 приведенного Федерального закона юридическое лицо и индивидуальный предприниматель в течение семи рабочих дней со дня изменения содержащихся в соответствующем государственном реестре сведений, предусмотренных пунктами 1 и 2 настоящей статьи, обязаны сообщить об этом в регистрирующий орган по месту своего соответственно нахождения или жительства путем представления соответствующих документов, предусмотренных настоящим Федеральным законом. В случае, если изменение указанных в пункте 1 настоящей статьи сведений произошло в связи с внесением изменений в учредительные документы, внесение изменений в единый государственный реестр юридических лиц осуществляется в порядке, предусмотренном главой VI настоящего Федерального закона.
Из положений пункта 6 статьи 11 приведенного Закона следует, что в случае, если по результатам проведения проверки достоверности сведений, включенных в единый государственный реестр юридических лиц, установлена недостоверность содержащихся в нем сведений о юридическом лице, предусмотренных подпунктами «в», «д» и (или) «л» пункта 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, регистрирующий орган направляет юридическому лицу, недостоверность сведений о котором установлена, а также его учредителям (участникам) и лицу, имеющему право действовать без доверенности от имени указанного юридического лица (в том числе по адресу электронной почты указанного юридического лица при наличии таких сведений в едином государственном реестре юридических лиц), уведомление о необходимости представления в регистрирующий орган достоверных сведений (далее - уведомление о недостоверности).
В течение тридцати дней с момента направления уведомления о недостоверности юридическое лицо обязано сообщить в регистрирующий орган в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, соответствующие сведения или представить документы, свидетельствующие о достоверности сведений, в отношении которых регистрирующим органом направлено уведомление о недостоверности. В случае невыполнения юридическим лицом данной обязанности, а также в случае, если представленные юридическим лицом документы не свидетельствуют о достоверности сведений, в отношении которых регистрирующим органом направлено уведомление о недостоверности, регистрирующий орган вносит в единый государственный реестр юридических лиц запись о недостоверности содержащихся в едином государственном реестре юридических лиц сведений о юридическом лице.
За непредставление или несвоевременное представление необходимых для включения в государственные реестры сведений, а также за представление недостоверных сведений заявители, юридические лица и (или) индивидуальные предприниматели несут ответственность, установленную законодательством Российской Федерации (пункт 1 статьи 25 Закона).
Как следует из материалов дела и установлено судьей городского суда, должностным лицом ИФНС России по г. Сыктывкару 09 марта 2023 года проведен осмотр объекта недвижимости, в котором располагается ООО «НЭО ЦЕНТР»: г. Сыктывкар, ул. 28 Невельской Дивизии, д. 6. В ходе осмотра нежилых помещений здания вывесок с информацией о наименовании офиса организации не обнаружено. Должностные лица общества на момент осмотра отсутствовали.
На основании пункта 6 статьи 11 Федерального закона № 129-ФЗ в адрес общества, руководителя, участников общества направлено уведомление от 10 марта 2023 года № 86 о необходимости представления достоверных сведений об адресе ООО «НЭО ЦЕНТР» в течение тридцати дней с момента направления уведомления. Уведомление получено всеми адресатами.
В связи с тем, что в срок, установленный пунктом 6 статьи 11 Федерального закона № 129-ФЗ сведения о достоверности адреса ООО «НЭО ЦЕНТР» Бородкиной С.П. в адрес Инспекции не были представлены, 21 апреля 2023 года в ЕГРЮЛ была внесена запись о недостоверности сведений об адресе общества за ГРН 2231100043073.
В адрес Межрайонной ИФНС России № 5 по Республике Коми 05 июля 2023 года поступило заявление о внесении изменений в сведения о юридическом лице - обществе с ограниченной ответственностью «НЭО ЦЕНТР» (ОГРН 1121 101011338, ИНН 1101096727, далее - ООО «НЭО ЦЕНТР», общество), содержащиеся в Едином государственном реестре юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ), по форме № Р13014 (далее - Заявление), вх. № 3881А от 05 июля 2023 года. Заявление и сопутствующие документы представлены в регистрирующий орган в электронном виде по каналам связи, заявителем является Бородкина С.П..
Согласно представленному заявлению, вносятся сведения об изменении (подтверждении) адреса местонахождения ООО «НЭО ЦЕНТР».
Таким образом, регистрирующим органом установлено нарушение должностным лицом ООО «НЭО ЦЕНТР» срока представления достоверной информации об адресе, установленного Федеральным законом № 129-ФЗ, поскольку документы об изменении (подтверждении) адреса местонахождения общества необходимо было представить должностным лицом ООО «НЭО ЦЕНТР» в адрес инспекции не позднее 21 апреля 2023 года, при этом, фактически заявление было представлено в адрес инспекции 05 июля 2023 года, а равно с нарушением установленного срока.
Выявленные обстоятельства послужили основанием для составления в отношении генерального директора ООО «НЭО ЦЕНТР» Бородкиной С.П. протокола № ПР-426/2023 об административном правонарушении от 24 августа 2023 года и привлечении Бородкиной С.П. к административной ответственности по части 3 статьи 14.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Факт совершения Бородкиной С.П. правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и ее виновность в совершении данного правонарушения подтверждены исследованными в судебном заседании доказательствами, относимость, допустимость и достоверность которых сомнений не вызывает.
В соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.
Совокупность установленных должностным лицом и судом первой инстанции фактических и правовых оснований позволяет прийти к выводу о том, что событие административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, установлены и доказаны на основании исследования представленных в материалы дела доказательств, являющихся достаточными и согласующимися между собой.
Административное наказание Бородкиной С.П. назначено в пределах санкции части 3 статьи 14.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с учетом характера и обстоятельств правонарушения и отвечает принципам соразмерности и справедливости.
В ходе производства по делу об административном правонарушении порядок и срок давности привлечения к административной ответственности не нарушены.
Доводы жалобы об отсутствии события вменяемого административного правонарушения подлежат отклонению, поскольку материалами дела бесспорно установлен факт несвоевременного представления достоверных сведений о юридическом лице в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, обязательность представления которых предусмотрена законом (адрес юридического лица, сведения о месте нахождения юридического лица), Бородкина С.П. правомерно привлечена к административной ответственности по части 3 статьи 14.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Содержание в ЕГРЮЛ недостоверных сведений противоречит принципам ведения государственных реестров, закрепленных в статье 4 Федерального закона от 08 августа 2001 года № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».
Доводы заявителя о том, что установленный пунктом 5 статьи 5 Федерального закона № 129-ФЗ срок о сообщении в регистрирующий орган об изменении адреса обществом не нарушен, в связи с тем, что Бородкиной С.П. сообщено об изменении адреса в день принятия решения участниками общества об установлении достоверного адреса и заключении договора субаренды на помещение, не исключает состава вмененного Бородкиной С.П. административного правонарушения.
Факт представления заявления о местонахождении юридического лица от 05 июля 2023 года, на которое указывает заявитель, не освобождает Бородкину С.П. от административной ответственности, поскольку, как указывалось ранее согласно требованиям Федерального закона № 129-ФЗ юридическое лицо обязано представить такие сведения в течение тридцати дней с момента направления уведомления о недостоверности или представить документы, свидетельствующие о достоверности сведений, в отношении которых регистрирующим органом направлено такое уведомление.
Бородкина С.П., будучи директором общества с ограниченной ответственностью «НЭО ЦЕНТР», в установленный законом срок, документов, свидетельствующих о достоверности сведений, в отношении которых регистрирующим органом направлено уведомление о недостоверности, не представила.
Доказательств, свидетельствующих о принятии всех зависящих мер по предупреждению совершения административного правонарушения либо наличия объективных препятствий для соблюдения требований законодательства о государственном реестре, которые не могли быть предвидены и предотвращены при проявлении должной степени заботливости и осмотрительности, заявителем при рассмотрении дела не представлены.
Существенных нарушений процессуальных требований, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, при рассмотрении дела об административном правонарушении и жалобы на постановление о привлечении к административной ответственности, что не позволило бы всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело и повлекло отмену состоявшихся по делу актов, не установлено.
При таких обстоятельствах постановление должностного лица административного органа и решение судьи сомнений в своей законности не вызывают, оснований для их отмены не имеется.
Руководствуясь статьей 30.7, 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Верховного Суда Республики Коми
решил:
постановление № П-426/23 исполняющего обязанности начальника Межрайонной ИФНС России № 5 по Республике Коми от 08 сентября 2023 года и решение судьи Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 15 ноября 2023 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 14.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении должностного лица ООО «НЭО ЦЕНТР» - генерального директора Бородкиной С.П. оставить без изменения, жалобу Бородкиной С.П. - без удовлетворения.
Судья Д.А. Колесникова