Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
18 декабря 2023 года пгт.Березово
Березовский районный суд Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в составе председательствующего судьи Давыдова А.А., при секретаре судебного заседания Чевееве В.Б., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № по иску прокурора Березовского района в интересах неопределенного круга лиц к ответчику администрация с.п.Саранпауль о возложении обязанности, третьи лица: МБОУ Саранпаульская средняя общеобразовательная школа, МАДОУ ДС «Олененок», МАУ ДО «Центр Поиск», МАУ Саранпаульский дом культуры, БУ ХМАО-Югры Березовская районная больница, МАУ ДО Саранпаульская национальная детская школа искусств,
Установил:
ДД.ММ.ГГГГ в Березовский районный суд поступил иск прокурора Березовского района в интересах неопределенного круга лиц к ответчику администрация с.п.Саранпауль о возложении обязанности.
В обоснование иска указано, что в ходе проверки соблюдения требований законодательства о безопасности дорожного движения было выявлено, что вблизи объектов социальной инфраструктуры сельского поселения Саранпауль: МБОУ «Саранпаульская СОШ», МАДОУ детский сад «Олененок», МАУ ДО «Центр Поиск», МАУ «Саранпаульский дом культуры», Саранпаульское национальное отделение МАУ ДО «Березовская школа искусств», Врачебная амбулатория БУ ХМАО-Югры «Березовская районная больница», администрации сельского поселения Саранпауль отсутствуют парковки (парковочные места).
Указанные факты подтверждаются информацией администрации с.п. Саранпауль от ДД.ММ.ГГГГ, а также фотоматериалами.
Выявленные нарушения действующего законодательства свидетельствуют о несоблюдении гарантированных государством прав и свобод граждан, проживающих в сельском поселении граждан, а также иных лиц, посещающих с.п. Саранпауль, что является недопустимым и требуют незамедлительного их устранения.
Истец просит обязать администрацию сельского поселения Саранпауль до ДД.ММ.ГГГГ оборудовать вблизи объектов социальной инфраструктуры сельского поселения Саранпауль – МБОУ «Саранпаульская СОШ», расположенного в Березовском районе, с.п.Саранпауль, ул. Вокуева, д.12», Врачебной амбулатории БУ ХМАО-Югры «Березовская районная больница» расположенной в Березовском районе, с.п.Саранпауль, ул.Вокуева, д.3, МАДОУ детский сад «Олененок», расположенного в Березовском районе, с.п.Саранпауль, пер.Сосьвинский, д.1, администрации сельского поселения Саранпауль, расположенной в Березовском районе, с.п. Саранпауль, ул.Советская, д.1, МАУ ДО «Центр Поиск», расположенного в Березовском районе, с.п.Саранпауль, ул.Школьная, д.8, МАУ «Саранпаульский дом культуры», расположенного в Березовском районе, с.п.Саранпауль, ул.Клубная д.1«а», Саранпаульского национального отделения МАУ ДО «Березовская школа искусств», расположенного в Березовском районе, с.п.Саранпауль, ул.Школьная, д.57 парковки (парковочные места).
В судебном заседании помощник прокурора Березовского района Гетагазов В.А. настоял на удовлетворении иска по изложенным доводам.
Представитель ответчика администрации с.п.Саранпауль глава поселения ФИО3 просил рассмотреть дело в отсутствие представителя, представил отзыв согласно которого признал отсутствие парковочных мест в указанных в иске местах, просил предоставить срок для исполнения решения суда до ДД.ММ.ГГГГ с учетом внесения изменения в правила застройки, генеральный план, предусмотреть в бюджете поселения соответствующих затрат, проведение ремонтных и строительных работ.
Представитель БУ ХМАО-Югры Березовская районная больница ФИО4 в судебном заседании считает требования прокурора обоснованными, так как у существующего здания больницы в с.Саранпауль отсутствует соответствующая парковка, что бы граждане, приходящие на прием могли оставить свои автомобили.
Представитель МАУ «Саранпаульский дом культуры» и.о.директора ФИО5 в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен, причину неявки не сообщил, ранее просил о рассмотрении дела в его отсутствие, возражения не имеет.
Представитель МБОУ «Саранпаульская СОШ» в лице директора ФИО6 в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен, причину неявки не сообщил, ранее просил о рассмотрении дела в его отсутствие, возражения не имеет.
Представитель МАУ ДО «Саранпаульская национальная детская школа искусств» в лице директора ФИО7 в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещена, причину неявки не сообщил, ранее просил о рассмотрении дела в его отсутствие, возражения не имеет.
Представитель МАУ ДО «Центр Поиск» в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен, причину неявки не сообщил, его неявка судом признана неуважительной.
Представитель МАУ ДО ДС «Олененок» в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен, причину неявки не сообщил, его неявка судом признана неуважительной.
Заслушав доводы представителя прокурора, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В период с ДД.ММ.ГГГГ по 20.102023 года прокурором Березовского района проведена проверка соблюдения правил наличия парковочных мест в с.п.Саранпауль. (л.д.10)
Согласно ответа администрации с.п.Саранпауль на запрос прокурора указано. что на территории с.Саранпауль объекты социальной инфраструктуры не имеют парковочные места, в том числе для инвалидов. (л.д.11)
Согласно фотографий улиц с.п.Саранпауль зафиксированы объекты: МБОУ «Саранпаульская СОШ», расположенного в Березовском районе, с.п.Саранпауль, ул. Вокуева, д.12», Врачебной амбулатории БУ ХМАО-Югры «Березовская районная больница» расположенной в Березовском районе, с.п.Саранпауль, ул.Вокуева, д.3, МАДОУ детский сад «Олененок», расположенного в Березовском районе, с.п.Саранпауль, пер.Сосьвинский, д.1, администрации сельского поселения Саранпауль, расположенной в Березовском районе, с.п. Саранпауль, ул.Советская, д.1, МАУ ДО «Центр Поиск», расположенного в Березовском районе, с.п.Саранпауль, ул.Школьная, д.8, МАУ «Саранпаульский дом культуры», расположенного в Березовском районе, с.п.Саранпауль, ул.Клубная д.1«а», Саранпаульского национального отделения МАУ ДО «Березовская школа искусств», расположенного в Березовском районе, с.п.Саранпауль, ул.Школьная, д.57 у которых отсутствуют парковочные места. (л.д.14-19)
В соответствии со ст.56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В силу ст. 1 Федерального закона от 01.12.1995 №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (далее по тексту – Федеральный закон №196-ФЗ) задачами настоящего закона являются: охрана жизни, здоровья и имущества граждан, защита их прав и законных интересов, а также защита интересов общества и государства путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий.
В соответствии со ст.2 Федерального закона №196-ФЗ парковка (парковочное место) - специально обозначенное и при необходимости обустроенное и оборудованное место, являющееся в том числе частью автомобильной дороги и (или) примыкающее к проезжей части и (или) тротуару, обочине, эстакаде или мосту либо являющееся частью подэстакадных или подмостовых пространств, площадей и иных объектов улично-дорожной сети, зданий, строений или сооружений и предназначенное для организованной стоянки транспортных средств на платной основе или без взимания платы по решению собственника или иного владельца автомобильной дороги, собственника земельного участка либо собственника соответствующей части здания, строения или сооружения.
В целях обеспечения порядка и безопасности дорожного движения, повышения эффективности использования автомобильного транспорта Постановлением Правительства РФ от 23.10.1993 №1090 утверждены правила дорожного движения Российской Федерации (далее по тексту – Правила).
Согласно п.1 Правил «Парковка (парковочное место)» - специально обозначенное и при необходимости обустроенное и оборудованное место, являющееся в том числе частью автомобильной дороги и (или) примыкающее к проезжей части и (или) тротуару, обочине, эстакаде или мосту либо являющееся частью подэстакадных или подмостовых пространств, площадей и иных объектов улично-дорожной сети, зданий, строений или сооружений и предназначенное для организованной стоянки транспортных средств на платной основе или без взимания платы по решению собственника или иного владельца автомобильной дороги, собственника земельного участка либо собственника соответствующей части здания, строения или сооружения.
Согласно части 1 статьи 21 Федерального закона №196-ФЗ мероприятия по организации дорожного движения, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест) в границах населенных пунктов, осуществляются в целях повышения безопасности дорожного движения и пропускной способности дорог федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, юридическими и физическими лицами, являющимися собственниками или иными владельцами автомобильных дорог. Парковки (парковочные места) в границах населенных пунктов создаются и используются в порядке, установленном Федеральным законом от 08.11.2007 №257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее по тексту – Федеральный закон №257-ФЗ), Федеральным законом от 29.12.2017 №443-ФЗ «Об организации дорожного движения в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее по тексту Федеральный закон №447-ФЗ).
Меры государственной поддержки, которые включают выявление и устранение препятствий и барьеров, мешающих доступности, должны распространяться, в частности, на здания, дороги, транспорт и другие внутренние и внешние объекты, включая школы, жилые дома, медицинские учреждения и рабочие места, на информационные, коммуникативные и другие службы, включая электронные службы и экстренные службы.
К числу таких гарантий относятся положения статьи 15 Федерального закона № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», закрепляющие обязанность Федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления (в сфере установленных полномочий), организаций независимо от их организационно-правовых форм обеспечить инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) условия для беспрепятственного доступа к объектам.
В соответствии с п.1,3 данной статьи, инвалидам обеспечиваются условия для беспрепятственного доступа к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, включая те, в которых расположены физкультурно-спортивные организации, организации культуры и другие организации), к местам отдыха и предоставляемых в них услугам, обеспечивается возможность самостоятельного передвижения по территории, на которой расположены объекты социальной, инженерной и транспортной инфраструктур, вход в такие объекты и выхода из них, посадки в транспортное средство и высадки из него, в том числе с использование кресла-коляски.
Частью 1 ст.13 Федерального закона №257-ФЗ установлено, что к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, муниципальных районов, муниципальных округов, городских округов в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относится осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения.
В соответствии с ч.2 указанной статьи полномочия в области дорожной деятельности, установленные частью 1 настоящей статьи, реализуются органами местного самоуправления сельских поселений в случае закрепления законом субъекта Российской Федерации за сельскими поселениями вопроса осуществления дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов сельских поселений, а в случае отсутствия такого закрепления реализуются органами местного самоуправления муниципальных районов.
В соответствии со ст.1. Закон ХМАО - Югры от 26.09.2014 N 78-оз «Об отдельных вопросах организации местного самоуправления в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре» кроме вопросов местного значения сельского поселения, предусмотренных ч. 3 ст.14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения также относятся вопросы, закрепленные в пунктах 4 - 7, 8, 11, 13, 13.1, 15, 18, 19 (в части использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения), 20, 22, 24, 26, 27, 31, 32, 33.1 - 34, 37 - 39 части 1 статьи 14 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
Пунктом 5 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее по тексту – Федеральный закон №131-ФЗ) предусмотрено, что к вопросам местного значения городского поселения относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля на автомобильном транспорте, городском наземном электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве в границах населенных пунктов поселения, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно п. 3 Федерального закона №131-ФЗ к вопросам местного значения сельского поселения относятся вопросы, предусмотренные пунктами 1 - 3, 9, 10, 12, 14, 17, 19 (за исключением использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения), 20 (в части принятия в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации решения о сносе самовольной постройки, решения о сносе самовольной постройки или приведении ее в соответствие с установленными требованиями), 21, 28, 30, 33 части 1 настоящей статьи. Законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений за сельскими поселениями могут закрепляться также другие вопросы из числа предусмотренных частью 1 настоящей статьи вопросов местного значения городских поселений (за исключением вопроса местного значения, предусмотренного пунктом 23 части 1 настоящей статьи).
Аналогичные требования прописаны в пп.5 п.1 ст.3 Устава сельского поселения Саранпауль.
В судебном заседании установлено, что в ходе проверки прокурором района было установлено, что у зданий социальной инфраструктуры с.п.Саранпауль – средней общеобразовательной школы, школы искусств, больницы, детского сада, дома культуры, Центра Поиск отсутствуют парковки, в том числе, для автомобилей инвалидов.
Создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест) относится к вопросам местного значения сельского поселения – то есть к ведению администрации с.п.Саранпауль.
Выявленные нарушения действующего законодательства свидетельствуют о несоблюдении гарантированных государством прав и свобод граждан, проживающих в сельском поселении граждан, а также иных лиц, посещающих с.п. Саранпауль, что является недопустимым и требуют незамедлительного их устранения.
Доказательств уважительности причин отсутствия парковочных мест у указанных объектов социальной инфраструктуры ответчиком не представлено.
При таких обстоятельствах исковые требования о возложении обязанности по обеспечению оборудования парковочных мест подлежит удовлетворению.
Рассматривая вопрос о сроках исполнения решения суда суд пришел к следующим выводам.
Прокурор просит срок исполнения решения до ДД.ММ.ГГГГ, а ответчик просит до ДД.ММ.ГГГГ.
Суд с учетом того, что парковочные места необходимо указать в градостроительном плане населенного пункта, требуется время на формирование сметного расчета при необходимости ремонтных работ на дорогах общего пользования в случае если такая необходимость возникнет, для чего требуется значительное время, так же необходимо предусмотреть денежные средства в бюджете на данные расходы, осуществление конкурсных процедур.
Тем самым до конца 2024 года решение суда не будет исполнено.
Суд считает, что срок до ДД.ММ.ГГГГ – практически два года будет достаточным для исполнения решения суда и соответствовать балансу интересов сторон.
Так как истец и ответчик освобождены от уплаты государственной пошлины, то судебные расходы подлежат возмещению за счет федерального бюджета.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198, 199 ГПК РФ, суд,
Решил:
Иск прокурора Березовского района в интересах неопределенного круга лиц к ответчику администрация с.п.Саранпауль о возложении обязанности удовлетворить частично.
Обязать администрацию сельского поселения Саранпауль до ДД.ММ.ГГГГ оборудовать вблизи объектов социальной инфраструктуры сельского поселения Саранпауль – МБОУ «Саранпаульская СОШ», расположенного в Березовском районе, с.п.Саранпауль, ул. Вокуева, д.12», Врачебной амбулатории БУ ХМАО-Югры «Березовская районная больница» расположенной в Березовском районе, с.п.Саранпауль, ул.Вокуева, д.3, МАДОУ детский сад «Олененок», расположенного в Березовском районе, с.п.Саранпауль, пер.Сосьвинский, д.1, администрации сельского поселения Саранпауль, расположенной в Березовском районе, с.п. Саранпауль, ул.Советская, д.1, МАУ ДО «Центр Поиск», расположенного в Березовском районе, с.п.Саранпауль, ул.Школьная, д.8, МАУ «Саранпаульский дом культуры», расположенного в Березовском районе, с.п.Саранпауль, ул.Клубная д.1«а», Саранпаульского национального отделения МАУ ДО «Саранпаульская национальная детская школа искусств», расположенного в Березовском районе, с.п.Саранпауль, ул.Школьная, д.57 парковки (парковочные места).
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в коллегию по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры через Березовский районный суд ХМАО-Югры в течение месяца с момента принятия в окончательной форме.
Решение принято в окончательной форме ДД.ММ.ГГГГ
Председательствующий судья А.А.Давыдов