РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
27 июня 2022 года п.Балаганск
Балаганский районный суд Иркутской области в составе председательствующего судьи Кравцовой О.А., при секретаре Ивановой Н.М., с участием истца прокурора Черепанова Д.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-114/2022 по иску прокурора Балаганского района в интересах неопределенного круга лиц, в том числе несовершеннолетних обучающихся к Муниципальному казенному дошкольному образовательному учреждению Коноваловский детский сад, администрации муниципального образования Балаганский район об обязании оборудовать резервным источником электроэнергии в здании детского сада и финансировании мероприятий по приобретению, установке, вводу в эксплуатацию резервного источника электроэнергии в здании детского сада,
установил:
прокурор Балаганского района обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц, в том числе несовершеннолетних обучающихся к Муниципальному казенному дошкольному образовательному учреждению Коноваловский детский сад, администрации муниципального образования Балаганский район об обязании оборудовать резервным источником электроэнергии в здании детского сада и финансировании мероприятий по приобретению, установке, вводу в эксплуатацию резервного источника электроэнергии в здании детского сада.
В обоснование заявленного иска указано, что прокуратурой Балаганского района проведен мониторинг исполнения законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства, установлены следующие нарушения в работе администрации муниципального образования Балаганского района.
Установлено, что здание МКДОУ Коноваловский детский сад, расположенное по адресу: <данные изъяты>, не оборудовано резервным источником электрической энергии, что не соответствует требованиям закона по следующим основаниям.
В соответствии с п.3, п.4, п.7 и п.11 ч.1 ст.15 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относятся: владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального района; организация в границах муниципального района электро- и газоснабжения поселений в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации; участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций на территории муниципального района; организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях (за исключением полномочий по финансовому обеспечению реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами), организация предоставления дополнительного образования детей в муниципальных образовательных организациях (за исключением дополнительного образования детей, финансовое обеспечение которого осуществляется органами государственной власти субъекта Российской Федерации), создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в муниципальных образовательных организациях, а также осуществление в пределах своих полномочий мероприятий по обеспечению организации отдыха детей в каникулярное время, включая мероприятия по обеспечению безопасности их жизни и здоровья.
Согласно пп. «а» и «ж» п.2 ст.11 Федерального закона от 21.12.1994 №68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» органы местного самоуправления самостоятельно осуществляют подготовку и содержание в готовности необходимых сил и средств для защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, а также подготовку населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций; содействуют устойчивому функционированию организаций в чрезвычайных ситуациях.
Федеральным законом от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» предусмотрено, что целями государственного регулирования безопасности в сфере электроэнергетики являются обеспечение её надежного и безопасного функционирования и предотвращение возникновения аварийных ситуаций, связанных с эксплуатацией объектов электроэнергетики и энергетических установок потребителей электрической энергии (ч. 1 ст. 28).
В соответствии с ч.3 ст.5 вышеуказанного закона субъекты электроэнергетики потребители электрической энергии обязаны соблюдать требования настоящей Федерального закона, других федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актов Российской Федерации в области электроэнергетики, устанавливающих соответствующие требования к обеспечению надежности электроэнергетических систем, надежности и безопасности объектов электроэнергетики и энергопринимающих установок.
Приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 08.07.2002 № 204 «Об утверждении правил устройства электроустановок» утверждены Правила устройства электроустановок (далее ПУЭ), согласно пункта 1.2.18 которых, в отношении обеспечения надежности электроснабжения электроприемники разделяются на три категории, при этом, к электроприемникам второй категории отнесены электроприемники, перерыв электроснабжения которых приводит к массовому недоотпуску продукции, массовым простоям рабочих механизмов и промышленного транспорта, нарушению нормальной деятельности значительного количества городских и сельских жителей.
В силу п.1.2.20 ПУЭ электроприемники второй категории в нормальных режимах должны обеспечиваться электроэнергией от двух независимых взаимно резервирующих источников питания. Для электроприемников второй категории при нарушении электроснабжения от одного из источников питания допустимы перерывы электроснабжения на время, необходимое для включения резервного питания действиями дежурного персонала или выездной оперативной бригады.
Согласно п. 5.1 Свода правил по проектированию и строительству СП 31-110-2003, утвержденных постановлением Госстроя России от 26 ноября 2003 г. № 194, электроустановки учреждений образования, воспитания, подготовки кадров относятся ко второй категории по надежности электроснабжения.
Электроприемник второй категории, каковым является электроприемник котельной МКДОУ Коноваловский детский сад, должен иметь питание от двух независимых источников. Перерыв электроснабжения такого электроприемника приводит к нарушению нормальной деятельности образовательных учреждений. При нарушении электроснабжения от одного из источников питания допустимы перерывы электроснабжения на время, необходимое для включения резервного питания действиями дежурного персонала или выездной оперативной бригады (пункт 14.2 СНиП II-35-76 "Котельные установки", пункты 1.2.18, 1.2.20 Правил устройства электроустановок).
Электроприемник котельной обеспечивает преобразование электрической энергии в иной вид энергии, обеспечивая работу водогрейных котлов, электродвигателей и подпиточных насосов (пункты 1.2.7, 1.2.8 СНиП II-35-76 "Котельные установки").
Как следует из ч.1 ст.43 Конституции РФ, каждый имеет право на образование. В силу ч.2 ст.43 Конституции РФ гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях.
Согласно требованиям п. 2 ч. 6 ст. 28 Федерального закона от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» образовательная организация обязана создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
В силу ч.7 ст.28 Федерального закона от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к ее компетенции, за реализацию не в полном объеме образовательных программ в соответствии с учебным планом, качество образования своих выпускников, а также за жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
Статьей 9 Федерального закона от 24.07.1998 №124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» предусмотрено, что при осуществлении деятельности в области образования и воспитания ребенка в семье, образовательном учреждении, специальном учебно-воспитательном учреждении или ином оказывающем соответствующие услуги учреждении не могут ущемляться права ребенка.
В силу п.3 ч.1 ст.17 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления, создавая муниципальные предприятия и учреждения, обязаны осуществлять их финансирование. Основным источником дохода муниципальной образовательной организации является её бюджетное финансирование.
Согласно ст.69.1 Бюджетного кодекса РФ к бюджетным ассигнованиям на оказание муниципальных услуг (выполнение работ) относятся ассигнования на предоставление субсидий бюджетным учреждениям, включая субсидии на финансовое обеспечение выполнения ими муниципального задания, что администрацией муниципального образования Балаганский район выполняется не в полной мере.
МКДОУ Коноваловский детский сад в соответствии с Уставом является муниципальным казенным дошкольным образовательным учреждением. Для устранения выявленных нарушений закона потребуются значительные материальные затраты.
В соответствии с п.5 ч.1 ст. 9 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов по решению вопросов местного значения в сфере образования относятся обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.
Пункта 1.4., 1.6. образовательного учреждения (далее Устав), закреплено, что Учреждение является юридическим лицом со дня его государственной регистрации. Учредителем Учреждения является муниципальное образование Балаганский район.
Пунктом 6.4. Устава определено, что финансирование Учреждения осуществляется в соответствии с федеральными нормативно-правовыми актами и нормативно-правовыми актами Иркутской области, органов местного самоуправления муниципального образования Балаганский район.
Согласно ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.В связи с тем, что МКДОУ Коноваловский детский сад, является муниципальным казенным дошкольным образовательным учреждением, обязанность по её финансированию лежит на администрации муниципального образования Балаганский район, как на учредителе.
По смыслу вышеуказанных положений законодательства, реализуя полномочия по предоставлению общего и дошкольного образования, администрация муниципального района обязана создавать надлежащие финансовые условия выполнения образовательными учреждениями уставных задач, включая достаточное финансирование муниципального учреждения и обеспечение его резервным источником электроэнергии с целью недопущения ограничения электроснабжения, затрудняющего или делающего невозможным осуществление образовательного процесса.
С учетом того, что отопление МКДОУ Коноваловский детский сад осуществляется котельной образовательного учреждения, отсутствие резервного источника электроэнергии в случае отключения электроснабжения (в том числе, аварийного) в зимний период, не только может привести к остановке образовательного процесса, но и создать угрозу жизни и здоровью детей, круг которых в силу объективных причин не является неизменным, в связи с чем настоящее административное исковое заявление предъявлено в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.
Согласно ст. 12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется, в том числе, путем присуждения к исполнению обязанности в натуре, иными способами, не запрещенными законом.
Поэтому, прокурор Балаганского района просит обязать МКДОУ Коноваловский детский сад, оборудовать здание МКДОУ Коноваловский детский сад, расположенное по адресу <данные изъяты>, резервным источником электроэнергии. Обязать администрацию муниципального образования Балаганский район профинансировать мероприятия по приобретению, установке и вводу в эксплуатацию резервного источника электроэнергии в здании МКДОУ Коноваловский детский сад, расположенное по адресу <данные изъяты>. Установить срок исполнения судебного решения для администрации муниципального образования Балаганский район до ДД.ММ.ГГГГ, для МКДОУ Коноваловский детский сад – до ДД.ММ.ГГГГ.
Прокурор Балаганского района Черепанов Д.Ю. в судебном заседании требование поддержал, по основаниям, изложенным в иске.
Представитель ответчика – МКДОУ Коноваловский детский сад, будучи надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного заседания, в суд не явился, представил заявление о признании исковых требований и о рассмотрении дела в его отсутствие.
Представитель ответчика – администрации муниципального образования Балаганский район, будучи надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного заседания, в суд не явился, представил заявление о признании исковых требований и о рассмотрении дела в его отсутствие.
Суд полагает возможным в соответствии с положениями ст.167 ГПК РФ рассмотреть данное гражданское дело в отсутствие ответчиков.
Заслушав прокурора, учитывая мнение ответчиков, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу, что исковые требования подлежат удовлетворению.
Согласно п.3 ст.35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор в соответствии с процессуальным законодательством РФ вправе обратиться в суд с заявлением или вступить в дело в любой стадии процесса, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства.
В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.
Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд.
Обращение прокурора в суд обусловлено необходимостью защиты прав несовершеннолетних обучающихся, которые в силу возраста не могут самостоятельно осуществлять защиту своих прав, а также неопределенного круга лиц: работников образовательного учреждения, а также иных лиц, посещающих данное образовательное учреждение.
Согласно части 2 статьи 68 ГПК РФ признание стороной обстоятельств, на которых другая сторона основывает свои требования или возражения, освобождает последнюю от необходимости дальнейшего доказывания этих обстоятельств. Признание заносится в протокол судебного заседания. Признание, изложенное в письменном заявлении, приобщается к материалам дела.
На основании ст.39 ГПК РФ ответчик вправе признать иск, суд не принимает признание иска ответчиком, если это противоречит закону или нарушает права и законные интересы других лиц.
В соответствии с ч.4.1 ст.198 ГПК РФ в случае признания иска ответчиком в мотивировочной части решения суда может быть указано только на признание иска и принятие его судом.
Согласно ст.173 ГПК РФ признание иска ответчиком заносятся в протокол судебного заседания и подписываются истцом, ответчиком или обеими сторонами. В случае, если признание иска выражено в адресованных суду заявлениях в письменной форме, это заявление приобщается к делу, на что указывается в протоколе судебного заседания. Суд разъясняет ответчику или сторонам последствия признания иска. При признании ответчиком иска и принятии его судом принимается решение об удовлетворении заявленных истцом требований.
Ответчики исковые требования прокурора Балаганского района признали в полном объеме, суд принимает признание иска, поскольку оно не противоречит закону и не нарушает права и законные интересы других лиц, и полагает возможным положить признание иска в основу решения об удовлетворении исковых требований прокурора Балаганского района.
В соответствии с частью 2 статьи 206 ГПК РФ суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
С учетом объема мероприятий, необходимых для исполнения решения суда, суд считает необходимым установить срок для исполнения: для администрации муниципального образования Балаганский район до ДД.ММ.ГГГГ, для МКДОУ Коноваловский детский сад до ДД.ММ.ГГГГ.
Таким образом, требования прокурора Балаганского района являются законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению в полном объеме.
В соответствии с ч.1 ст.103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.
Согласно п.19 ч.1 ст.333.36 НК РФ государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации, судами общей юрисдикции, мировыми судьями, в качестве истцов (административных истцов) или ответчиков (административных ответчиков) освобождены от уплаты государственной пошлины.
Пункт 3 части 1 статьи 333.19 НК РФ предусматривает, что при подаче искового заявления имущественного характера, не подлежащего оценке, а также искового заявления неимущественного характера госпошлина оплачивается для физических лиц в размере 300 рублей; для организаций - 6 000 рублей.
Если истец освобожден от уплаты государственной пошлины, при подаче искового заявления неимущественного характера, государственная пошлина взыскивается с ответчика (если он не освобожден от её уплаты) при удовлетворении судом исковых требований, исходя из той суммы, которую должен был уплатить истец, если бы он не был освобожден от уплаты государственной пошлины.
Как усматривается из иска, требования заявлены в интересах неопределенного круга лиц, в связи с чем, размер, подлежащей взысканию с ответчика государственной пошлины должен составлять 300 рублей, в соответствии с п. 3 ч.1 ст. 333.19 НК РФ.
При таких обстоятельствах, с ответчика Муниципального казенного дошкольного образовательного учреждения Коноваловский детский сад подлежит взысканию в доход муниципального образования Балаганский район государственная пошлина размере 300 рублей.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
решил:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░, ░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░, ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░, ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░.
░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ - ░░ ░░.░░.░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░.
░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ – ░░ ░░.░░.░░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 300 (░░░░░░) ░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░