Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
26 октября 2023 год р.п. Волово Тульской области
Богородицкий межрайонный суд Тульской области в составе:
председательствующего Кожуховой Л.А.,
при секретаре Соколовой М.Ю.,
с участием истца Даниловой В.А.,
представителя ответчика - Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Тульской области по доверенности Шестовой Т.Л.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещение суда гражданское дело № по иску Даниловой Валентины Алексеевны к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Тульской области о признании права на пенсию по старости со снижением общеустановленного пенсионного возраста, обязании назначить пенсию,
у с т а н о в и л :
Данилова В.А. обратилась в суд с иском к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Тульской области о признании права на пенсию по старости со снижением общеустановленного пенсионного возраста, обязании назначить пенсию, в обоснование требований указав, что 26.05.2023 года ответчиком ей было отказано в назначении пенсии по старости с уменьшением возраста выхода на пенсию (по достижении 52 лет) за проживание в зоне с льготным социально-экономическим статусом в соответствии с п. 2 ст. 10 Федерального закона от 15.12.2001 года № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» и ст. 34 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» от 15.05.1991 года № 1244-1 (решение № на её заявление от 15.05.2023 года). Решение ответчика нарушает её право на пенсию по старости с уменьшением возраста выхода на пенсию на 3 года за проживание в зоне с льготным социально-экономическим статусом. Считает это решение незаконным по следующим основаниям. Ответчик не оспаривает её право на снижение 55-летнего возраста на два года, до 53 лет за проживание на территории зоны с льготным социально-экономическим статусом, засчитав период с 28.07.1987 года по 31.08.1989 года (2 года 01 мес. 04 дня) и с 12.02.1992 года по 31.01.1998 года (5 лет 11 мес. 20 дней) – проживание и регистрация по месту жительства в <адрес>, который в соответствии с распоряжением Правительства РСФСР № 237-р от 28.12.1991 года был отнесён к территории зоны проживания (работы) с льготным социально-экономическим статусом. В соответствии с постановлением Правительства РФ от 18.12.1997 года № 1582 (вступило в силу с 1.02.1998 года) указанный населённый пункт исключён из перечня населённых пунктов, отнесённых к зоне с льготным социально-экономическим статусом. Кроме того, в периоды с 6.07.1990 года по 31.03.1991 года (00 лет 08 мес. 26 дн.) и с 1.05.1991 года по 7.02.1992 года (00 лет 09 мес. 07 дн.) она работала на Узловском заводе АДС, которые также были зачтены ответчиком, поскольку Перечнем населённых пунктов г. Узловая Тульской области был отнесён к зоне с правом на отселение по 31.01.1998 года. В соответствии со ст. 34 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» от 15.05.1991 года № 1244-1, гражданам, указанным в п. 8 ч. 1 ст. 13 настоящего Закона пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, предусмотренного ч. 2 ст. 28.1 настоящего закона, на 1 год и дополнительно на 1 год за каждые 4 года проживания или работы на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом, но не более чем на 3 года в общей сложности. С 26.04.1986 года (с момента катастрофы на ЧАЭС) по 30.06.1986 года (то есть период, который даёт право снизить возраст выхода на пенсию на 1 год), она проживала по месту жительства на территории населённого пункта посёлок Волово Воловского района Тульской области (в <адрес>), который в соответствии с постановлением Правительства РСФСР № 237-р от 28.12.1991 года был отнесён к территории зоны проживания (работы) с льготным социально-экономическим статусом. Однако данный период ответчик не включил в льготный стаж, поскольку отсутствуют сведения о её регистрации по месту жительства. Однако имеются иные сведения, подтверждающие её проживание по указанному адресу в спорный период: справка № 121 от 5.07.2023 года <данные изъяты>, согласно которой она обучалась в Воловской средней школе с 1.09.1979 года по 30.05.1989 года и проживала по адресу: <адрес>, аттестат о среднем образовании №, выданный 17.07.1989 года, индивидуальная карта амбулаторного больного, дата составления которой 25.10.1980 года, на обложке которой указан адрес проживания: <адрес>; кроме того в карте имеются сведения о её посещениях Воловкой ЦРБ от 28.10.1980 года, 2.04.1984 года, 17.10.1985 года, 14.05.1986 года, 2.01.1992 года, 4.10.1994 года, 13.03.1995 года, 30.04.1996 года, 11.01.1999 года, подтверждающие посещение педиатра, лора и др. врачей. По мнению истца, она имеет право на включение в льготный стаж периода её проживание в <адрес> момента аварии на ЧАЭС с 26.04.1986 года по 30.06.1986 года, поскольку это подтверждается несколькими документами. Также данный факт могут подтвердить свидетели. Считает, что её право на назначение пенсии возникло с момента возникновения права, т.е. с 19.05.2023 года, т.к. на эту дату периодов её проживания в зоне с льготным социально-экономическим статусом достаточно для досрочного назначения пенсии.
На основании изложенного и с учётом уточнения исковых требований в ходе рассмотрения дела 26.10.2023 года, просила суд: признать за ней право на назначение пенсии по старости, предусмотренное Законом РФ от 15.05.1991 года № 1244-1 «О социальной защите граждан подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» со снижением общеустановленного пенсионного возраста на 3 года в связи с проживанием (работой) в зоне с льготным социально-экономическим статусом, а также обязать Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Тульской области назначить ей такую пенсию с 19.05.2023 года.
В судебном заседании истец Данилова В.А. уточнённые исковые требования поддержала и просила суд их удовлетворить, по основаниям, изложенным в иске.
Представитель ответчика Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Тульской области по доверенности Шестова Т.Л. в судебном заседании исковые требования Даниловой В.А. не признала, просила в их удовлетворении отказать, поскольку период работы (проживания) в зоне с льготным социально-экономическим статусом должен подтверждаться документально, а у истца отсутствуют документы, подтверждающие данный факт.
Заслушав объяснения сторон, исследовав письменные материалы дела, допросив свидетеля, суд приходит к следующему.
На основании ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением к настоящему Федеральному закону).
В силу ст. 1 Закона Российской Федерации № 1244-1 от 15.05.1991 года «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» настоящий Закон направлен на защиту прав и интересов, а также определяет государственную политику в области социальной поддержки граждан Российской Федерации, оказавшихся в зоне влияния неблагоприятных факторов, возникших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС 26 апреля 1986 года, либо принимавших участие в ликвидации последствий этой катастрофы.
В соответствии с абз. 1 ст. 3 Закона Российской Федерации №1244-1 от 15.05.1991 года «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» гражданам Российской Федерации гарантируются установленные настоящим Законом возмещение вреда, причиненного их здоровью и имуществу вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, возмещение вреда за риск вследствие проживания и работы на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению, превышающему допустимые уровни в результате чернобыльской катастрофы, а также предоставление мер социальной поддержки.
Как неоднократно указывал Конституционный суд Российской Федерации в своих решениях, в том числе в Определении от 11.07.2006 года № 403-О, не только признание, но и обеспечение права граждан, оказавшихся в зоне влияния радиационного излучения, возникшего вследствие чернобыльской катастрофы, на возмещение вреда составляют конституционную обязанность Российской Федерации как социального правового государства.
В соответствии с положениями ст. 10 Федерального закона от 15.12.2001 года № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» гражданам, постоянно проживающим (работающим) в зонах радиоактивного загрязнения, пенсия по старости назначается при наличии трудового стажа не менее пяти лет с уменьшением возраста выхода на пенсию по старости, предусмотренного Федеральным законом «О страховых пенсиях» по состоянию на 31 декабря 2018 года, в зависимости от факта и продолжительности проживания или работы в соответствующей зоне радиоактивного загрязнения, в порядке, предусмотренном Законом Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».
По состоянию на 31 декабря 2018 года ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» предусматривала, что право на страховую пенсию имеют женщины, достигшие возраста 55 лет.
Частью первой статьи 13 Закона Российской Федерации от 15.05.1991 года № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие Чернобыльской катастрофы, на которых распространяется действие настоящего Закона, относятся граждане, постоянно проживающие (работающие) на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом (п. 8).
При этом условия назначения пенсии по старости указанным гражданам зависят от статуса лиц, подвергшихся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, продолжительности проживания в прошлое и настоящее время на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению.
Уменьшение возраста выхода на пенсию по старости производится пропорционально периоду постоянного проживания или работы на территории соответствующей зоны радиоактивного загрязнения.
Законодатель наделяет указанные категории граждан различным льготным статусом, что связано с различиями в масштабах радиационного загрязнения соответствующей территории и длительность постоянного проживания (работы) на ней).
Так, в соответствии со ст. 34 Закона Российской Федерации от 15.05.1991 года № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» гражданам, указанным в пункте 8 части первой статьи 13 настоящего Закона, пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 8 Федерального закона «О страховых пенсиях», на 1 год и дополнительно на 1 год за каждые 4 года проживания или работы на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом, но не более чем на 3 года в общей сложности.
Согласно примечанию к ст. 35 Закона Российской Федерации № 1244-1 от 15.05.1991 года «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» первоначальная величина снижения пенсионного возраста, установленная статьями 32-35 настоящего Закона, предусматривается для граждан, проживающих (работающих) или проживавших (работавших) на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению, в период от момента катастрофы на Чернобыльской АЭС по 30 июня 1986 года, независимо от времени пребывания на указанной территории до момента переселения (выезда) с этой территории или до принятия решения Правительством Российской Федерации об изменении границ зон радиоактивного загрязнения.
Анализ вышеприведенных правовых норм позволяет суду сделать вывод о том, что назначение пенсии по старости лицам, проживающим (работавшим) в зонах радиоактивного загрязнения, производится с уменьшением возраста выхода на пенсию на первоначальную и дополнительную величины. При этом первоначальная величина снижения пенсионного возраста обусловлена фактом проживания (работы) гражданина на соответствующей территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению, в период от момента катастрофы на Чернобыльской АЭС по 30 июня 1986 года, независимо от времени пребывания на указанной территории, тогда как дополнительная величина – определяется с учетом периода постоянного проживания (работы) гражданина на территории каждой из зон радиоактивного загрязнения независимо от того, на какой территории он проживает на момент обращения за пенсией.
Приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 28.11.2014 года № 958н утвержден перечень документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, назначения накопительной пенсии, установления пенсии по государственному пенсионному обеспечению.
В соответствии с п. 100 указанного приказа проживание (период проживания) в зонах радиоактивного загрязнения, предусмотренных Законом Российской Федерации от 15.05.1991 года № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», подтверждается документами, подтверждающими проживание в указанных зонах (регистрацию по месту жительства или месту пребывания).
Согласно ч. 1 ст. 22 Федерального закона от 28.12.2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.
Разрешая спорные правоотношения, судом установлено, что 15.05.2023 года Данилова В.А., ДД.ММ.ГГГГ рождения, обратилась с заявлением в ОСФР по Тульской области о назначении пенсии по старости, предусмотренной Законом от 15.05.1991 года № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» с применением норм ст. 8 Закона № 400-ФЗ от 28.12.2013 года «О страховых пенсиях», что подтверждается её заявлением от 15.05.2023 года, а также пенсионным делом №.
Как указано в решении Государственного учреждения – Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Тульской области от 26.05.2023 года № согласно представленным документам Данилова В.А. постоянно зарегистрирована по месту жительства по адресу: <адрес>, с 28.07.1987 года по 4.09.1989 года, а также с 12.02.1992 года по 17.05.2023 года (дату обращения за назначением пенсии). Посёлок Волово Воловского района в соответствии с распоряжением Правительства РСФСР № 237-р от 28.12.1991 года был отнесён к территории зоны проживания (работы) с льготным социально-экономическим статусом с 26.04.1986 года по 31.01.1998 года. По данным выписки из индивидуального лицевого счёта застрахованного лица имеются периоды работы заявителя в зоне радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, которые частично совпадают с периодами регистрации: с 6.07.1990 года по 31.03.1991 года (00 лет 08 мес. 26 дн.) <данные изъяты>; с 1.05.1991 года по 7.02.1992 года (00 лет 09 мес. 07 дн.) <данные изъяты>; с 18.02.1992 года по 31.12.1993 года (1 год 10 мес. 14 дн.) – <данные изъяты>; с 17.08.1995 года по 17.02.1997 года (1 год 06 мес. 01 дн.) – <данные изъяты>; с 21.02.1997 года по 23.04.1997 года (00 год 02 мес. 03 дн.) – <данные изъяты>; с 12.01.1998 года по 31.01.1998 года (00 год 00 мес. 20 дн.) – <данные изъяты>; с 1.02.1998 года работа протекала в чистой зоне. Перечнем населённых пунктов <адрес> был отнесён к зоне с правом на отселение по 31.01.1998 года. С 1.09.1989 года по 28.06.1990 года (00 лет 09 мес. 28 дн.) Данилова В.А. обучалась в <данные изъяты>. По информации из <данные изъяты> и <данные изъяты> сведений о регистрации по месту жительства в общежитии № в отношении Даниловой В.А. не имеется. В случае проживания или работы в разных зонах радиоактивного загрязнения производится взаимный зачёт периодов такого проживания (работы), при котором к периодам проживания (работы) в зоне меньшего радиоактивного загрязнения суммируются периоды проживания (работы) в зоне большего радиоактивного загрязнения, что даёт право на снижение возраста наиболее льготных условиях. На основании представленных документов и согласно действующему законодательству в период проживания (работы) Даниловой В.А. на территории с льготным социально-экономическим статусом могут быть включены следующие периоды: с 28.07.1987 года по 31.08.1989 года – 2 года 01 мес. 04 дн.; с 6.07.1990 года по 31.03.1991 года - 00 лет 08 мес. 26 дн.; с 1.05.1991 года по 7.02.1992 года - 00 лет 09 мес. 07 дн.; 12.02.1992 года по 31.01.1998 года – 5 лет 11 мес. 20 дн., итого 9 лет 06 мес. 27 дней, что даёт право на снижение пенсионного возраста на 2 года. Таким образом, на 17.05.2023 года Данилова В.А. не имеет необходимой продолжительности постоянного проживания (работы) в зоне с льготным социальным-экономическим статусом, в связи с чем, право на пенсионное обеспечение в соответствии со ст. 34 Закона Российской Федерации от 15.05.1991 года № 1244-1 у неё отсутствует.
Между тем, исходя из представленных доказательств и положений ст.27 Конституции Российской Федерации, ч.1 ст.20 ГК РФ, ст.264 ГПК РФ, суд приходит к выводу о наличии обстоятельств, подтверждающих факт регистрации истца Даниловой В.А. по месту жительства в <адрес>, в период с 26.04.1986 года (с момента катастрофы на ЧАЭС) по 30.06.1986 года.
Согласно справке <данные изъяты> № от 5.07.2023 года Дульнева (Данилова) В.А., ДД.ММ.ГГГГ рождения, обучалась в <данные изъяты> с 1.09.1979 года по 30.05.1989 года и проживала по адресу: <адрес> (приказ о зачислении № от 1.09.1979 года, приказ о выбытии № от 17.06.1989 года).
Из аттестата о среднем образовании №, выданного 14.06.1989 года, следует, что Дульнева Валентина Алексеевна в 1989 году окончила полный курс <данные изъяты> пос. Волово Воловского района Тульской области.
На обложке индивидуальной карты амбулаторного больного Дульневой Валентины Алексеевны, ДД.ММ.ГГГГ рождения, указан адрес её проживания <адрес>.
Кроме того, в указанной карте имеются записи посещения Дульневой В.А. <данные изъяты> от 17.10.1985 года, 14.05.1986 года.
Факт перемены фамилии Дульневой Валентиной Алексеевной на Данилову подтверждается свидетельством о заключении брака, выданным 11.12.1993 года <данные изъяты>.
Свидетель ФИО1 в судебном заседании показала, что истец Данилова В.А. приходится ей родной сестрой. <адрес>, в котором живет её сестра Данилова В.А., приобретали их родители в 1980 году, сестре на тот момент было 10 лет, и ее в доме не зарегистрировали. С момента покупки дома сестра никуда не выезжала, все время жила в <адрес>, училась в Воловской средней школе.
Свидетель ФИО2 в судебном заседании показала, что Данилову В.А. знает с 1980 года, с тех пор, как ее родители купили <адрес>, в то время она проживала на той же улице, по соседству. С момента покупки дома Данилова В.А. все время в нем проживала, ходила в школу, никуда не выезжала.
Показания данных свидетелей в силу ст. 56 ГПК РФ ответчиком не опровергнуты, в связи с чем, суд, в совокупности с другими доказательствами, признает их допустимыми и относимыми доказательствами по делу. Оснований в них сомневаться у суда не имеется, поскольку данные показания согласуются между собой и подтверждаются иными вышеуказанными доказательствами по делу.
С учетом изложенных обстоятельств, оценив представленные письменные доказательства, в соответствии с требованиями относимости, допустимости и достоверности, согласно ст.67 ГПК РФ, судом установлено, что истец Данилова В.А. в периоды времени с 26.04.1986 года по 30.06.1986 года проживала в пос. Волово Воловского района Тульской области, территория которого была отнесена к зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом в результате аварии на ЧАЭС.
В соответствии с Конституцией Российской Федерации (ст.27) и международными актами о правах человека каждый гражданин Российской Федерации имеет право на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства.
В силу ч. 1 ст. 20 ГК РФ местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.
Согласно ст. 1 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 года №5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» гражданин Российской Федерации имеет право на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации. Ограничение права граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации допускается только на основании закона.
В силу статьи 3 приведенного Закона, а также пункта 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 17 июля 1995 года №713 «Об утверждении Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и месту жительства в пределах Российской Федерации и перечня должностных лиц, ответственных за регистрацию» регистрационный учет устанавливается в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданами своих прав и свобод, а также исполнения ими обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом.
Регистрация или отсутствие таковой не могут служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией и законами Российской Федерации.
Из указанных норм права следует, что данная форма учета граждан в пределах Российской Федерации носит уведомительный характер и отражает факт нахождения гражданина по месту пребывания или жительства.
Учитывая вышеизложенное, суд приходит к выводу, с учетом положений п. 8 ст. 13, ст. 34 Закона «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» № 1244-1 от 15.05.1991 года о том, что Данилова В.А. имеет право на льготу по снижению общеустановленного пенсионного возраста, поскольку в ходе судебного заседания установлены юридически значимые обстоятельства – факт постоянного проживания на территории радиоактивного загрязнения пос. Волово Воловского района Тульской области в период с 26.04.1986 года по 30.06.1986 года.
По изложенным основаниям, исковые требования Даниловой В.А. о признании права на назначение пенсии по старости с уменьшением возраста выхода на пенсию на 3 года за проживание в зоне с льготным социально-экономическим статусом, с определением даты назначения государственной пенсии Даниловой В.А. с 19.05.2023 года, т.е. со дня возникновения права на назначение пенсии, являются законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
р е ш и л :
уточнённые исковые требования Даниловой Валентины Алексеевны к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Тульской области о признании права на пенсию по старости со снижением общеустановленного пенсионного возраста, обязании назначить пенсию, удовлетворить.
Признать за Даниловой Валентиной Алексеевной, ДД.ММ.ГГГГ рождения, право на назначение пенсии по старости с уменьшением возраста выхода на пенсию на 3 года в связи с проживанием (работой) в зоне с льготным социально-экономическим статусом.
Обязать Отделение фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Тульской области назначить Даниловой Валентине Алексеевне, ДД.ММ.ГГГГ рождения, пенсию по старости со снижением общеустановленного пенсионного возрасти на основании Закона РФ №1244-1 от 15.05.1991 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» с 19.05.2023 года.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Тульского областного суда путем подачи апелляционной жалобы через Богородицкий межрайонный суд Тульской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий
Мотивированное решение изготовлено 31.10.2023 года.