Судебный акт #1 (Решения) по делу № 2-750/2024 ~ М-386/2024 от 29.03.2024

Дело № 2-750/2024

УИД 33RS0017-01-2024-000560-22

ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

24 апреля 2024 года      г. Собинка Владимирской области

Собинский городской суд Владимирской области в составе:

председательствующего судьи Устюковой О.С.,

при секретаре судебного заседания Могутиной Т.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Собинка гражданское дело по исковому заявлению Собинского межрайонного прокурора к ООО «ЖилСтрой» об обязании производить работы по надлежащему санитарному содержанию мест общего пользования многоквартирных жилых домов,

,

установил:

Собинский межрайонный прокурор в интересах неопределенного круга лиц – жителей <...>, к ООО «ЖилСтрой» об обязании произвести работы по надлежащему санитарному содержанию многоквартирных домов. В обоснование иска указал, что Собинской межрайонной прокуратурой проведена проверка исполнения требований жилищного законодательства в деятельности ООО «ЖилСтрой» при осуществлении функций по управлению многоквартирными домами. В ходе проверки установлено, что в управлении ООО «ЖилСтрой» находятся многоквартирные дома, расположенные по адресам: <...> (договор управления от 25.02.2020), <...> (договор управления от 28.03.2022 ), <...> (договор управления от 29.01.2020). Вместе с тем в нарушение требований п. 3.2.7 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя РФ № 170 от 27.09.2003 года, а также п. 23 Перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядке их оказания и выполнения, утвержденного Постановление Правительства РФ от 03.04.2013 года № 290, управляющей организацией ООО «ЖилСтрой» не обеспечивается надлежащее содержание общего имущества указанных многоквартирных домов, а именно, в подъездах не выполняется уборка и мытье полов, лестниц, подоконников и окон, чем нарушает благоприятные и безопасные условия проживания граждан, что является недопустимым и требует незамедлительного устранения. По указанным фактам межрайонной прокуратурой 28.06.2023 года директору ООО «ЖилСтрой» внесено представление об устранении нарушений в сфере жилищно-коммунального хозяйства. Согласно ответу ООО «ЖилСтрой», поступившему в межрайонную прокуратуру 30.11.2023 года, собственниками вышеуказанных многоквартирных домов решения о проведении уборки подъездов не принимались, в связи с чем будут проведены внеочередные собрания собственников помещений для выяснения мнения большинства по данному вопросу. Вместе с тем остался не исследованным вопрос об обеспечении надлежащего содержания общего имущества указанных многоквартирных домов в соответствии с установленными Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденными постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 № 170, и Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме утвержденными Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 № 491, а именно то, что все работы, предусмотренные указанными Правилами, должны выполняться управляющей организацией в обязательном порядке. В связи с этим 07.12.2023 межрайонной прокуратурой директору ООО «ЖилСтрой» направлено письмо с требованием возврата к рассмотрению представления и оценке указанных доводов с участием представителя межрайонной прокуратуры. В ответе ООО «ЖилСтрой», поступившему в межрайонную прокуратуру 26.02.2024, указано, что собственниками помещений <...> принято решение об отсутствии необходимости в уборке мест общего пользования силами управляющей организации. В жилых домах по <...> собственниками помещений решения об уборке мест общего пользования не принимались. Вместе с тем доводы Общества о том, что собственники помещений приняли решение на общем собрании от 28.03.2022 года и добровольно отказались от услуг управляющей организации, являются необоснованными. Вопреки ошибочным выводам Общества, управляющая организация обязана соблюдать общеобязательные требования, которые в соответствии с положениями действующего законодательства направлены на надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме и в случае, если собственники своим решением не определили размер платы за содержание жилого помещения, при расчетах применить размер платы, установленный органом местного самоуправления, как это предусмотрено ч.4 ст.158 ЖК РФ. Просят суд обязать ООО «ЖилСтрой» в течение 10 дней с момента вступления решения суда в законную силу производить работы по надлежащему санитарному содержанию, в том числе по уборке мест общего пользования, в многоквартирных жилых домах, расположенных по адресам: <...>.

В судебное заседание истец – старший помощник Собинского межрайонного прокурора Денисова А.Н., исковые требования поддержала, против рассмотрения дела в порядке заочного судопроизводства возражений не поступало.

Ответчик ООО «ЖилСтрой». в суд не явился, извещался судом надлежащим образом. Ходатайств о рассмотрении дела в свое отсутствие не представил, о причинах своей неявки суд не известил, направлявшееся в его адрес судебные извещения возвращены в суд с отметкой «истек срок хранения», возражений относительно исковых требований не представил.

С учетом требований ч. 7 ст. 113 ГПК РФ, в целях информирования участников процесса о движении дела, информация о времени и месте судебного заседания размещена на официальном сайте Собинского городского суда Владимирской области в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Таким образом, принимая во внимание положения ч. 2 ст. 117 ГПК РФ суд считает ответчика извещенным о времени и месте судебного разбирательства, в связи с чем, с учетом отсутствия возражений истца, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие ответчика в соответствии со ст. 233 ГПК РФ в порядке заочного производства.

Суд, исследовав путем оглашения в судебном заседании письменные доказательства, содержащиеся в материалах дела, и оценив их в совокупности на предмет относимости, достоверности и допустимости, заслушав пояснение представителя истца, приходит к следующему.

Выслушав явившихся лиц, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

В силу положений части 1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.

В соответствии с ч. 2.3 ст. 161 ЖК РФ управляющая организация несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме.

Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме утверждены Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 № 491 (далее – Правила № 491).

В соответствии с пунктом 11 Правил № 491 содержание общего имущества включает в себя, в том числе: уборку и санитарно-гигиеническую очистку помещений общего пользования, а также земельного участка, входящего в состав общего имущества.

Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденными постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 № 170 (далее – Правила № 170), определены требования и порядок: обслуживания и ремонта жилищного фонда с целью обеспечения сохранности жилищного фонда всех форм собственности; проведения единой технической политики в жилищной сфере, обеспечивающей выполнение требований действующих нормативов по содержанию и ремонту жилых домов, их конструктивных элементов и инженерных систем, а также придомовых территорий; обеспечения выполнения установленных нормативов по содержанию и ремонту собственниками жилищного фонда или уполномоченными управляющими и организациями различных организационно-правовых форм, занятых обслуживанием жилищного фонда (пункт 1.1).

Согласно п.3.2.7 Правил №170 установлено, что периодичность основных работ, выполняемых при уборке лестничных клеток, определяется в установленном порядке.

При использовании для уборки лестничных клеток централизованных вакуумных систем, сухую уборку и мойку пола лестничных площадок и маршей, а также обметание пола и стен, подоконников, отопительных приборов и т.д. следует производить не реже чем через пять дней, а стен - не менее двух раз в год. Мокрую уборку всех поверхностей в этом случае необходимо выполнять не реже одного раза в месяц.

Минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме утвержден постановлением Правительства Российской Федерации 03.04.2013 № 290 (далее – Перечень № 290).

Пунктом 23 Перечня №290 предусмотрены работы по содержанию помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме:

сухая и влажная уборка тамбуров, холлов, коридоров, галерей, лифтовых площадок и лифтовых холлов и кабин, лестничных площадок и маршей, пандусов;

влажная протирка подоконников, оконных решеток, перил лестниц, шкафов для электросчетчиков слаботочных устройств, почтовых ящиков, дверных коробок, полотен дверей, доводчиков, дверных ручек;

мытье окон;

очистка систем защиты от грязи (металлических решеток, ячеистых покрытий, приямков, текстильных матов);

проведение дератизации и дезинсекции помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, дезинфекция септиков, дворовых туалетов, находящихся на земельном участке, на котором расположен этот дом.

Судом установлено, что в ходе проведенной проверки установлено, что в управлении ООО «ЖилСтрой» находятся многоквартирные дома, расположенные по адресам: <...> (договор управления от 25.02.2020), <...> (договор управления от 28.03.2022), <...> (договор управления от 29.01.2020) (л.д. 13-42).

Вместе с тем, в нарушение требований п. 3.2.7 Правил № 170, требований п. 23 Перечня №290, управляющей организацией ООО «ЖилСтрой» не обеспечивается надлежащее содержание общего имущества указанных многоквартирных домов, а именно: в подъездах не выполняется уборка и мытье полов, лестниц, подоконников и окон.

В соответствии с условиями договоров управления домами по вышеуказанным адресам, перечень работ и услуг по содержанию и ремонту дома не содержит в себе работы по уборке мест общего пользования.

Все работы, предусмотренные в Правилах №491 и Правилах №170, должны выполняться управляющей организацией в обязательном порядке. В договоре управления многоквартирным домом перечень работ не может быть уменьшен по сравнению с перечнем, установленным законодательно.

Таким образом, ООО «ЖилСтрой» нарушает благоприятные и безопасные условия проживания граждан и являются не допустимыми и подлежащими незамедлительному устранению.

По факту выявленных нарушений межрайонной прокуратурой 28.06.2023 в адрес директора ООО «ЖилСтрой» внесено представление об устранении нарушений жилищно-коммунального хозяйства (л.д. 50-52).

Согласно ответу ООО «ЖилСтрой», поступившему в межрайонную прокуратуру 30.11.2023, собственниками вышеуказанных многоквартирных домов решения о проведении уборки подъездов не принимались, в связи с чем, будут проведены внеочередные собрания собственников помещений для выяснения мнения большинства по данному вопросу (л.д. 53).

Вместе с тем, остался не исследованным вопрос об обеспечении надлежащего содержания общего имущества указанных многоквартирных домов в соответствии с установленными Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденными постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 № 170 и Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме утверждены Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 № 491, а именно то, что все работы, предусмотренные указанными Правилами должны выполняться управляющей организацией в обязательном порядке, в связи с чем, 07.12.2023 межрайонной прокуратурой в адрес директора ООО «ЖилСтрой» направлено письмо с требованием возврата к рассмотрению представления и оценке указанных доводов с участием представителя межрайонной прокуратуры (л.д. 54).

В ответе ООО «ЖилСтрой», поступившему в межрайонную прокуратуру 26.02.2024, указано, что собственниками помещений <...> принято решение об отсутствии необходимости в уборке мест общего пользования силами управляющей организации. В жилых домах по <...> собственниками помещений решения об уборке мест общего пользования не принимались (л.д. 56).

Вместе с тем, доводы Общества о том, что собственники помещений приняли решение на общем собрании от 28.03.2022 и добровольно отказались от услуг управляющей организации, являются необоснованными.

По смыслу статьи 158 ЖК РФ и пунктов 28, 31 Правил № 491 в случае управления многоквартирным домом управляющей организацией бремя расходов на содержание общего имущества обязаны нести собственники помещений в этом многоквартирном доме, причем размер причитающейся с них платы определяется решением общего собрания собственников с учетом предложений управляющей организации.

В свою очередь требования и нормативы по содержанию и обслуживанию жилого фонда определены Правилами № 170, в которых перечислено, что именно должно включаться в содержание и техническое обслуживание дома, а также указаны параметры и условия, которым в целях безопасности людей и сохранности жилого дома в любом случае должны отвечать строительные конструкции этого дома независимо от желания собственников отдельных его помещений и включения ими соответствующих работ и услуг в договор с управляющей компанией.

Таким образом, государство, исходя из баланса частных и публичных интересов, в нормативном порядке определило уровень состояния жилых домов, который необходимо поддерживать за счет средств собственников силами управляющих компаний, и создало орган, компетентный контролировать соблюдение установленных требований.

Как установлено подпунктом "б" пункта 2 Правил № 290, перечень услуг и работ из числа включенных в Минимальный перечень, периодичность их оказания и выполнения определяются и отражаются в договоре управления многоквартирным домом - в случае, если в установленном порядке выбран способ управления многоквартирным домом управляющей организацией.

Следовательно, работы и услуги, указанные в Минимальном перечне, обязательны для исполнения управляющей организацией.

В Определении Верховного Суда Российской Федерации от 18.12.2013 № 5-АПГ13-53 также указано, что закрепленный в Постановлении Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 № 290 Минимальный перечень работ и услуг не может быть снижен произвольно ни иными нормативными правовыми актами, имеющими меньшую юридическую силу, ни лицами, ответственными за надлежащее содержание общего имущества. Круг обязанностей управляющей организации не освобождает ее от соблюдения общеобязательных требований, которые в соответствии с положениями действующего законодательства направлены на надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме независимо от того, упоминаются ли в договоре соответствующие конкретные действия, и имеется ли по вопросу необходимости их выполнения особое решение общего собрания собственников помещений в доме.

При этом если выполнение неотложных работ и услуг (и текущего, и капитального характера) будет вызвано обстоятельствами, которые управляющая компания не могла разумно предвидеть и предотвратить при обычной степени заботливости и осмотрительности и за возникновение которых она не отвечает, то такие расходы должны быть ей дополнительно компенсированы собственниками помещений в доме.

В пункте 1.8 Правил № 170 указано, что техническая эксплуатация жилищного фонда включает в себя санитарное содержание, в том числе уборку мест общего пользования.

В силу статьи 154 ЖК РФ плата за содержание и ремонт жилого помещения, включающая в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме, входит в состав платы за жилое помещение и коммунальные услуги, как для нанимателя, так и для собственника помещения в многоквартирном доме.

Таким образом, все текущие, неотложные, обязательные сезонные работы и услуги считаются предусмотренными в договоре в силу норм содержания дома как объекта и должны осуществляться управляющими компаниями независимо от того, упоминаются ли в договоре соответствующие конкретные действия и имеется ли по вопросу необходимости их выполнения особое решение общего собрания собственников помещений в доме.

При этом действующее законодательство не предусматривает возможность заключения договора о частичном управлении многоквартирным домом, тем более влекущего ухудшение положения собственников и пользователей жилых помещений.

С учетом изложенного, вопреки ошибочным выводам Общества, управляющая организация обязана соблюдать общеобязательные требования, которые в соответствии с положениями действующего законодательства направлены на надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, и в случае, если собственники своим решением не определили размер платы за содержание жилого помещения, при расчетах применить размер платы, установленный органом местного самоуправления, как это предусмотрено частью 4 статьи 158 ЖК РФ.

В соответствии с ч.1 ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд.

В статье 45 ГПК РФ закреплено, что ограничение в праве обращения прокурора в суд не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого, в числе прочего, является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах.

Применительно, к реализации закрепленного ч. 1 ст. 40 Конституции Российской Федерации права на жилище, которое рассматривается в качестве одного из элементов права на достойный жизненный уровень, означает, что правовое регулирование отношений по владению, пользованию и распоряжению объектами жилищного фонда должно обеспечивать каждому гарантированную государственную, в том числе судебную, защиту данного конституционного права, которая должна быть полной и эффективной.

Указанное исковое заявление подано в защиту прав неопределенного круга лиц – жителей <...>, точный круг которых определить не представляется возможным в силу миграции, естественной убыли и прироста населения, поскольку бездействие ООО «ЖилСтрой» может повлечь нарушение прав не только жителей вышеуказанных многоквартирных домов, но и других граждан, посещающих собственников жилья и пользующихся коммунальными услугами и общим имуществом, поскольку они могут временно пребывать то тем или иным причинам в помещениях указанного жилого дома при его посещении.

Таким образом, суд приходит к выводу о наличии основания для удовлетворения требований истца.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199, 233-237 ГПК РФ, суд,

решил:

Исковые требования Собинского межрайонного проккурора к ООО «ЖилСтрой» об обязании производить работы по надлежащему санитарному содержанию мест общего пользования многоквартирных жилых домов - удовлетворить.

Обязать ООО «ЖилСтрой» в течение 10 дней с момента вступления решения суда в законную силу производить работы по надлежащему санитарному содержанию, в том числе по уборке мест общего пользования, в многоквартирных жилых домах, расположенных по адресам: <...>.

Ответчик вправе подать в Собинский городской суд Владимирской области заявление об отмене заочного решения в течение семи дней со дня вручения ему копии заочного решения.

Заочное решение суда может быть обжаловано ответчиком в апелляционном порядке во Владимирский областной суд через Собинский городской суд Владимирской области в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении заявления об отмене этого решения суда.

Иными лицами, участвующими в деле, а также лицами, которые не были привлечены к участию в деле и вопрос о правах и об обязанностях которых был разрешен судом, заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке во Владимирский областной суд через Собинский городской суд Владимирской области в течение одного месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.

Председательствующий судья              О.С. Устюкова

2-750/2024 ~ М-386/2024

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Собинский межрайонный прокурор
Ответчики
ООО "ЖилСтрой"
Суд
Собинский городской суд Владимирской области
Судья
Устюкова О.С.
Дело на странице суда
sobinsky--wld.sudrf.ru
29.03.2024Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
29.03.2024Передача материалов судье
29.03.2024Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
29.03.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
29.03.2024Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
24.04.2024Судебное заседание
03.05.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
06.05.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
06.05.2024Отправка копии заочного решения ответчику (истцу)
15.05.2024Копия заочного решения ответчику (истцу) вручена
Судебный акт #1 (Решения)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее