Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-3756/2023 от 09.11.2023

                                                                                            Дело № 2-3756/2023

                                                                УИД 01RS0005-01-2023-001472-64

РЕШЕНИЕ

                                                                Именем Российской Федерации

(полный текст)

11 декабря 2023 года                                                                  город Севастополь

Нахимовский районный суд города Севастополя в составе:

Председательствующего - судьи Григорьевой У.С.,

при секретаре – Кузнецовой А.А.,

        с участием представителя истца Мишинёвой М.Ю.,

        ответчика Кравцовой Н.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Севастополе гражданское дело по исковому заявлению Департамента здравоохранения города Севастополя к Кравцовой <данные изъяты>, третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора – Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Севастополя «Городская больница № 4» о взыскании денежных средств,

        установил:

Истец Департамент здравоохранения города Севастополя обратился в суд с иском к ответчику Кравцовой Н.Н. просит взыскать с ответчика часть единовременную компенсационную выплату в размере 634 520,55 руб. и неустойку в размере 678 936,99 руб. Мотивировал свои требования тем, что Департаментом здравоохранения города Севастополя, ГБУЗС «Городская больница № 4» и ответчиком заключен договор о предоставлении единовременной компенсационной выплаты медицинскому работнику от 29.11.2018 № 32/2018.

Согласно условиям Договора работнику предоставляется единовременная компенсационная выплата в соответствии с Порядком предоставления единовременных компенсационных выплат медицинским работникам, прибывшим на работу из других субъектов РФ в медицинские организации, подведомственные Департаменту, за счет средств бюджета города Севастополя, утвержденным постановлением Правительства Севастополя от 20.05.2016 №474-ПП (п. 1 Договора).

В силу п. 2.3.1 Договора работник обязался отработать не менее пяти лет по основному месту работы на условиях нормальной продолжительности рабочего времени, установленной трудовым законодательством для данной категории работников, в соответствии с трудовым договором, заключенным Работником с Учреждением.

В случае прекращения трудового договора с Учреждением до истечения пятилетнего срока Работник обязуется возвратить на лицевой счет Департамента часть единовременной компенсационной выплаты рассчитанной с даты прекращения трудового договора, пропорционально не отработанному Работником периоду, в течение 30 рабочих дней со дня прекращения трудового договора (п. 2.3.3 Договора).

Согласно приказу от <данные изъяты><данные изъяты> Кравцова Н.Н. принята на работу в ГБУЗС «<данные изъяты>» на должность <данные изъяты>.

С Кравцовой Н.Н. заключен Договор о предоставлении единовременной выплаты медицинскому работнику в размере <данные изъяты> рублей. Как подтверждается платежным поручением от 28.02.2019 № <данные изъяты> единовременная компенсационная выплата перечислена Кравцовой Н.Н.

Согласно письма ГБУЗС «Городская больница №4» от 01.06.2023 №<данные изъяты>, Кравцова Н.Н. <данные изъяты> переведена с должности <данные изъяты> на должность <данные изъяты>», что является нарушением условий Договора № 32/2018 от 29.11.2018.

Приложением №1 к приказу Департамента от 02.11.2018 № 984 «О внесении изменений в приказ Департамента здравоохранения города Севастополя от 17.03.2017 №268 «О создании комиссии по предоставлению единовременной компенсационной выплаты при Департаменте здравоохранения города Севастополя» определена потребность поликлиники ГБУЗС «Городская больница №4» в специалисте «врач-терапевт участковый» в количестве 2 штатные единицы.

По истечении 30 рабочих дней (<данные изъяты>) возврат денежных средств пропорционально неотработанному времени Кравцовой Н.Н. не произведен.

В адрес Кравцовой Н.Н. направлялась претензия от 06.06.2023 № <данные изъяты> о необходимости возврата части суммы компенсационной выплаты, ответа на которую не поступило, ввиду чего Департамент обратился в суд с данным исковым заявлением.

В судебном заседании представитель истца Мишинёва М.Ю. исковые требования поддержала, дав пояснения аналогичные содержанию искового заявления, просил иск удовлетворить.

Ответчик Кравцова Н.Н., исковые заявления признала частично, в части взыскания неустойки в размере 678 936,99 руб., просила отказать, считала ее не обоснованой.

Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора ГБУЗС «Городская больница № 4» о месте и времени рассмотрения дела извещено в установленном законом порядке, явку в суд представителя не обеспечило, о причинах неявки не известили, что в силу ч. 3 ст. 167 ГПК РФ не препятствует рассмотрению дела.

Суд, изучив материалы дела и оценив представление доказательства в их совокупности, считает заявленные требования подлежащими частичному удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно ч. 1 ст. 307 ГК РФ в силу обязательства одно лицо (должник) обязано совершить в пользу другого лица (кредитора) определенное действие, как то: передать имущество, выполнить работу, оказать услугу, внести вклад в совместную деятельность, уплатить деньги и т.п., либо воздержаться от определенного действия, а кредитор имеет право требовать от должника исполнения его обязанности.

В соответствии со ст. ст. 309, 310 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются.

В силу ч. 1 ст. 401 ГК РФ лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.

Граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена настоящим Кодексом, законом или добровольно принятым обязательством (ст. 421 ГК РФ).

В соответствии с частью 12.1 статьи 51 Федерального закона от 29 ноября 2010 г. № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» в 2017 году осуществляются единовременные компенсационные выплаты медицинским работникам в возрасте до 50 лет, имеющим высшее образование, прибывшим в 2016 и 2017 годах на работу в сельский населенный пункт, либо рабочий поселок, либо поселок городского типа или переехавшим на работу в сельский населенный пункт, либо рабочий поселок, либо поселок городского типа из другого населенного пункта и заключившим с уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации договор, в размере одного миллиона рублей на одного указанного медицинского работника.

Финансовое обеспечение единовременных компенсационных выплат медицинским работникам в 2017 году осуществляется за счет иных межбюджетных трансфертов, предоставляемых бюджету территориального фонда из бюджета Федерального фонда в соответствии с федеральным законом о бюджете Федерального фонда на очередной финансовый год и на плановый период, и средств бюджетов субъектов Российской Федерации в соотношении соответственно 60 и 40 процентов.

Частью 12.2 указанной статьи предусмотрено, что иные межбюджетные трансферты, предусмотренные частью 12.1 настоящей статьи, предоставляются из бюджета Федерального фонда бюджетам территориальных фондов для последующего их перечисления в течение трех рабочих дней в бюджеты субъектов Российской Федерации при условии принятия высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации нормативных правовых актов, предусматривающих, в том числе установление обязанности уполномоченного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации заключить в порядке, определенном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, с медицинским работником, указанным в части 12.1 настоящей статьи, после заключения им трудового договора с государственным учреждением здравоохранения субъекта Российской Федерации либо с муниципальным учреждением здравоохранения договор, предусматривающий:

а) обязанность медицинского работника работать в течение пяти лет по основному месту работы на условиях нормальной продолжительности рабочего времени, установленной трудовым законодательством для данной категории работников, в соответствии с трудовым договором, заключенным медицинским работником с государственным учреждением здравоохранения субъекта Российской Федерации или муниципальным учреждением здравоохранения;

б) порядок предоставления медицинскому работнику единовременной компенсационной выплаты в размере одного миллиона рублей в течение 30 рабочих дней со дня заключения договора с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации;

в) возврат медицинским работником в бюджет субъекта Российской Федерации части единовременной компенсационной выплаты в случае прекращения трудового договора с учреждением, указанным в подпункте "а" настоящего пункта, до истечения пятилетнего срока (за исключением случаев прекращения трудового договора по основаниям, предусмотренным пунктом 8 части первой статьи 77, пунктами 1, 2 и 4 части первой статьи 81, пунктами 1, 2, 5, 6 и 7 части первой статьи 83 Трудового кодекса Российской Федерации), рассчитанной с даты прекращения трудового договора, пропорционально не отработанному медицинским работником периоду;

г) ответственность медицинского работника за неисполнение обязанностей, предусмотренных договором с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, в том числе по возврату единовременной компенсационной выплаты в случаях, указанных в подпункте "в" настоящего пункта;

Из материалов дела, следует, что между Департаментом здравоохранения г. Севастополя, ГБУЗС «Городская больница № 4» и Кравцовой Н.Н. заключен договор о предоставлении единовременной компенсационной выплаты медицинскому работнику от 29.11.2018 №32/2018.

Согласно условиям Договора работнику предоставляется единовременная компенсационная выплата в соответствии с Порядком предоставления единовременных компенсационных выплат медицинским работникам, прибывшим на работу из других субъектов РФ в медицинские организации, подведомственные Департаменту, за счет средств бюджета города Севастополя, утвержденным постановлением Правительства Севастополя от 20.05.2016 № 474-ПП (п. 1 Договора).

В силу п. 2.3.1 Договора работник обязался отработать не менее пяти лет по основному месту работы на условиях нормальной продолжительности рабочего времени, установленной трудовым законодательством для данной категории работников, в соответствии с трудовым договором, заключенным работником с учреждением.

В случае прекращения трудового договора с учреждением до истечения пятилетнего срока работник обязуется возвратить на лицевой счет Департамента часть единовременной компенсационной выплаты, рассчитанной с даты прекращения трудового договора, пропорционально не отработанному Работником периоду, в течение 30 рабочих дней со дня прекращения трудового договора (п. 2.3.3 Договора).

Согласно приказу от <данные изъяты><данные изъяты> Кравцова <данные изъяты> принята на работу в ГБУЗС «<данные изъяты>» на должность <данные изъяты>

С Кравцовой Н.Н. заключен Договор о предоставлении единовременной выплаты медицинскому работнику в размере <данные изъяты> рублей. Как подтверждается платежным поручением от 28.02.2019 № <данные изъяты> единовременная компенсационная выплата перечислена Кравцовой Н.Н.

Согласно письма ГБУЗС «Городская больница №4» от 01.06.2023 №706/03-04-11-03/03/23, Кравцова Н.Н. 23.07.2020 переведена с должности <данные изъяты> на должность <данные изъяты>», что является нарушением условий Договора № <данные изъяты> от 29.11.2018.

Приложением №1 к приказу Департамента от 02.11.2018 № 984 «О внесении изменений в приказ Департамента здравоохранения города Севастополя от 17.03.2017 №268 «О создании комиссии по предоставлению единовременной компенсационной выплаты при Департаменте здравоохранения города Севастополя» определена потребность поликлиники ГБУЗС «Городская больница №4» в специалисте «врач-терапевт участковый» в количестве 2 штатные единицы.

По истечении 30 рабочих дней (<данные изъяты>) возврат денежных средств пропорционально неотработанному времени Работником не произведен.

В адрес Кравцовой Н.Н. направлялась претензия от 06.06.2023 № <данные изъяты> о необходимости возврата части суммы компенсационной выплаты. В настоящее время Кравцовой Н.Н. денежные средства не возвращены.

Учитывая изложенное, Департамент просит взыскать часть суммы компенсационной выплаты в размере 634 520,55 руб., исходя из следующего расчета:

Принята на работу <данные изъяты> г. (приказ № <данные изъяты> от <данные изъяты> г.)

Переведена <данные изъяты> г. (приказ № <данные изъяты> от <данные изъяты> г.)

Положено отработать по договору – 1 825 календарных дней

Фактически отработано – 667 календарных дней

Сумма в распоряжении работника за отработанное время

1 000 000,00 руб. : 1 825 кален/дн * 667 кален/дн = 365 479,45 руб.

Сумма к возврату 1 000 000,00 руб. – 365 479,45 руб. = 634 520,55 руб.

Удовлетворяя требование о взыскании единовременной компенсационной выплаты, суд принимает во внимание положения п. 2.3.3 договора, тот факт, что Кравцова Н.Н. с даты заключения договора, с <данные изъяты> до момента перевода на другую должность (<данные изъяты>) проработала в <данные изъяты> учреждении 667 календарных дней, приходит к выводу о взыскании с ответчика в пользу истца единовременной компенсационной выплаты пропорционально неотработанному сроку трудового договора сумме 634 520,55 руб.

Постановлением Правительства Севастополя от 18 января 2017 года № 13-ПП признано утратившим силу постановление Правительства Севастополя от 25 мая 2015 года № 434-ПП, которым утверждена Государственная программа «Развитие здравоохранения города Севастополя на 2015-2020 годы».

Постановлением Правительства Севастополя от 23 ноября 2016 года № 1115-ПП утверждена Государственная программа «Развитие здравоохранения в городе Севастополе на 2017-2020 годы», в состав которой также включена подпрограмма № 7 «Кадровое обеспечение системы здравоохранения». Задачей указанной подпрограммы также является снижение дефицита специалистов с высшим и средним медицинским образованием, в том числе путем привлечения специалистов в медицинские организации, подведомственные Департаменту здравоохранения города Севастополя из других субъектов Российской Федерации. Подпрограммой также предусмотрена в качестве меры социальной поддержки единовременная выплата медицинским работникам, прибывшим на работу в медицинские организации государственной системы здравоохранения города Севастополя их других субъектов Российской Федерации. Порядок и условия предоставления выплаты в рамках реализации подпрограммы до 13 декабря 2021 года регулировался постановлением Правительства Севастополя от 20 мая 2016 года № 474-ПП.

Из системного толкования приведенных норм, принятых Правительством Севастополя, следует, что спорная выплата является мерой дополнительного стимулирования и социальной поддержки медицинских работников, переехавших из других субъектов Российской Федерации и трудоустроенных на работу в медицинские организации, подведомственные Департаменту.

Правительством Севастополя как уполномоченным органом субъекта Российской Федерации установлена дополнительная мера социальной поддержки медицинских работников, прибывших на работу из других субъектов Российской Федерации в медицинские организации, подведомственные Департаменту здравоохранения города Севастополя, которая выплачивается исключительно за счет средств бюджета города Севастополя

Пунктом 16 Порядка предоставления единовременных компенсационных выплат медицинским работникам, прибывшим на работу из других субъектов Российской Федерации в медицинские организации, подведомственные Департаменту, за счет средств бюджета города Севастополя, утвержденного постановлением Правительства Севастополя от 20 мая 2016 года № 474-ПП, действующего в редакции на день заключения И. трехстороннего договора о предоставлении компенсационной выплаты, определено, что в случае несвоевременного возврата средств единовременной выплаты согласно пункту 15 настоящего Порядка и договору о предоставлении единовременной выплаты, медицинскому работнику начисляется неустойка за пользование бюджетными денежными средствам в размере 0,1% за каждый день просрочки от суммы оставшейся задолженности до полного ее погашения. Аналогичные положения содержаться в пункте 3.4 договора 29.11.2018 №32/2018, заключенного между Департаментом здравоохранения города Севастополя, ГБУЗС «Городская больница № 4» и Кравцовой Н.Н. о предоставлении единовременной компенсационной выплаты медицинскому работнику.

Обращаясь в суд, Департамент, ссылаясь на Порядок предоставления единовременных компенсационных выплат медицинским работникам, прибывшим на работу из других субъектов Российской Федерации в медицинские организации, подведомственные Департаменту, за счет средств бюджета города Севастополя, утвержденный постановлением Правительства Севастополя от 20 мая 2016 года № 474-ПП, указывает, в том числе, что названным Порядком в случае несвоевременного возврата средств единовременной выплаты, предусмотрена обязанность медицинского работника выплатить неустойку за пользование бюджетными средствами в размере 0,1% за каждый день просрочки от суммы оставшейся задолженности до полного ее погашения, поскольку на основании указанного Порядка в пункт 3.4 договора от 29.11.2018 №32/2018, заключенного с Кравцовой Н.Н., включены аналогичные условия.

Между тем привлечение к ответственности за неисполнение обязательств в виде уплаты неустойки зависит от того, являются ли спорные правоотношения гражданско-правовыми, а нарушенное обязательство - денежным, а если не являются, то имеется ли указание в законодательстве Российской Федерации о возможности их применения к спорным отношениям.

Положения Порядка, утвержденного постановлением Правительства Севастополя от 20 мая 2016 года № 474-ПП, а также условия 29.11.2018 №32/2018 не регулируют обязательства гражданско-правового характера. В данном случае спорные отношения являются трудовыми, связаны с реализацией гражданином права на получение мер социальной поддержки, как об этом указано в подпрограмме № 7 «Кадровое обеспечение системы здравоохранения», в связи с прибытием Кравцовой Н.Н. на работу из другого субъекта Российской Федерации в медицинское учреждение, подведомственное Департаменту.

Поскольку отношения по предоставлению Кравцовой Н.Н. меры социальной поддержки в виде единовременной компенсационной выплаты не носят гражданско-правового характера и не относятся к денежным обязательствам в смысле, придаваемым гражданским законодательством, то взыскание судом с Кравцовой Н.Н. неустойки за пользование бюджетными денежными средствами (не возвращенной части единовременной компенсационной выплаты, предоставленной в связи с её прибытием на работу из другого субъекта Российской Федерации) на основании пункта 16 Порядка, утвержденного постановлением Правительства Севастополя от 20 мая 2016 года № 474-ПП, пункта 3.4 договора 29.11.2018 №32/2018, противоречит существу и правовой природе спорных правоотношений и произведенной выплаты.

В силу статьи 5 Трудового кодекса Российской Федерации регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами осуществляется: трудовым законодательством (включая законодательство об охране труда), состоящим из указанного Кодекса, иных федеральных законов и законов субъектов Российской Федерации, содержащих нормы трудового права; иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права; иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

Нормы трудового права, содержащиеся в иных федеральных законах, должны соответствовать указанному Кодексу.

В соответствии с частью 1 статьи 88 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела.

Общие правила распределения судебных расходов между сторонами установлены в статьях 98 - 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе в статье 98 указанного Кодекса, предусматривающей, что стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований.

Вместе с этим по смыслу статей 71 и 72 Конституции Российской Федерации судебная процедура по делам, вытекающим из трудовых отношений, определяется законодателем.

Положения статьи 37 Конституции Российской Федерации, обуславливая свободу трудового договора, право работника и работодателя по соглашению решать вопросы, связанные с возникновением, изменением и прекращением трудовых отношений, предопределяют вместе с тем обязанность государства обеспечивать надлежащую защиту прав и законных интересов работника как экономически более слабой стороны в трудовом правоотношении, что согласуется с основными целями правового регулирования труда в Российской Федерации, как социальном правовом государстве.

При этом законодатель учитывает не только экономическую (материальную), но и организационную зависимость работника от работодателя (в распоряжении которого находится основной массив доказательств по делу), в силу чего устанавливает процессуальные гарантии защиты трудовых прав работников при рассмотрении трудовых споров в суде, к числу которых относится и освобождение работника от судебных расходов (статья 393 Трудового кодекса Российской Федерации).

Так, согласно положениям статьи 393 Трудового кодекса Российской Федерации, при обращении в суд с иском по требованиям, вытекающим из трудовых отношений, в том числе по поводу невыполнения либо ненадлежащего выполнения условий трудового договора, носящих гражданско-правовой характер, работники освобождаются от оплаты пошлин и судебных расходов.

Исходя из положений указанной нормы, работник освобождается от всех судебных расходов независимо от результатов рассмотрения дела судом, в том числе в случае частичного или полного отказа в удовлетворении требований работника либо частичного или полного удовлетворения требований работодателя, что связано с необходимостью обеспечения надлежащей защиты прав работника, находящегося в организационной зависимости от работодателя.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении № 1320-О-О от 13 октября 2009 года, правило об освобождении работника от судебных расходов при рассмотрении трудового спора направлено на обеспечение его права на судебную защиту с целью предоставления ему равного с работодателем доступа к правосудию и не противоречит принципу равенства, закрепленному в статье 19 (часть 1) Конституции Российской Федерации.

Таким образом, в целях предоставления дополнительных гарантий по обеспечению судебной защиты работниками своих трудовых прав, трудовое законодательство предусматривает освобождение работников от судебных расходов, что является исключением из общего правила, установленного частью 1 статьи 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

Поскольку исковые требования основаны на предполагаемом нарушении ответчиком заключенного между сторонами договора, который вытекал из трудовых правоотношений, при этом при разрешении спора подлежат применению нормы трудового права, то ответчик пользуется особыми процессуальными льготами в части освобождения от уплаты судебных издержек, даже в том случае, когда решение состоялось в пользу другой стороны.

                                                        Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд -

                                                        решил:

Исковые требования Департамента здравоохранения города Севастополя к Кравцовой <данные изъяты>, третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора – Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Севастополя «Городская больница № 4» о взыскании денежных средств удовлетворить частично.

Взыскать с Кравцовой <данные изъяты>, <данные изъяты> года рождения, уроженки <данные изъяты>, зарегистрированной по адресу: <данные изъяты>, проживающей по адресу: <данные изъяты> в пользу Департамента здравоохранения города Севастополя, часть единовременной компенсационной выплаты в размере 634 520 (шестьсот тридцать четыре тысячи пятьсот двадцать) рублей 55 копеек.

         В удовлетворении остальной части исковых требований отказать.

Решение может быть обжаловано сторонами в Севастопольский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме, путем подачи апелляционной жалобы в Нахимовский районный суд города Севастополя.

Решение суда изготовлено в окончательной форме 18.12.2023.

Председательствующий                                 У.С. Григорьева

2-3756/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Департамент здравоохранения города Севастополя
Ответчики
Кравцова Наталья Николаевна
Другие
Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Севастополя "Городская больница №4"
Суд
Нахимовский районный суд города Севастополя
Судья
Григорьева Ульяна Сергеевна
Дело на сайте суда
nakhimovskiy--sev.sudrf.ru
09.11.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде и принятие его к производству
10.11.2023Передача материалов судье
16.11.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
11.12.2023Судебное заседание
18.12.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
01.04.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
03.04.2024Дело оформлено
07.05.2024Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее