Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-1-1978/2022 ~ М-1-1754/2022 от 02.11.2022

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

05 декабря 2022 г. г.Ливны, Орловской области

Ливенскийрайонный суд Орловской области в составепредседательствующего судьиОрловой В.Ю.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Шебановой О.Н.,

с участием представителя истца Банниковой Е.С. по доверенности,

рассмотрев в открытом судебном заседании в зале судебного заседания Ливенского районного суда Орловской области гражданское дело по искуакционерного общества «ГМС Ливгидромаш» к Каракаде В.В. о возмещении работником затрат, понесенных работодателем на его обучение,

установил:

Акционерное общество «ГМС Ливгидромаш» (далее по тексту – АО «ГМС Ливгидромаш») обратилось в суд с вышеуказанным иском кКаракаде В.В., в обоснование требованийуказав, чтомежду истцом и ответчикомКаракадой В.В. был заключен ученический договор №400 от 01 октября 2021 г. на профессиональное обучениепо специальности «ученик токаря» с целью дальнейшего трудоустройства в организации. Кроме того, между АО «ГМС Ливгидромаш» и Д.В., токарем МСЦ №12, было заключено трудовое соглашение от 01 октября 2021 г. на обучение Каракады В.В. по специальности «<данные изъяты>» в период ДД.ММ.ГГГГ

В процессе обучения Каракаде В.В. была выплачена стипендия (ученические) в размере 60947,25 рублей.

После завершения обучения Приказом №56 от 28 февраля 2022 г. о присвоении тарифных разрядов, обучении, допуске к работе Каракаде В.В. был присвоен 2 разряд токаря со сдельно-премиальной оплатой труда, а токарю МСЦ №12 Д.В. была произведена оплата за обучение по программе профессиональной подготовки Каракады В.В. в размере 21283,00 рублей.

01 марта 2022 г. ответчик был переведен на другую работу <данные изъяты>.

В соответствии с п.2.3.3 Ученического договора после окончания и присвоения соответствующего разряда (квалификации) ученик обязан заключить трудовой договор с организацией и проработать в организации не менее пяти лет после завершения обучения.

Однако, в нарушение условий ученического договора, 01 апреля 2022 г. ответчик уволился из АО «ГМС Ливгидромаш» по собственному желанию.

Согласно п.3.2 ученического договора в соответствии со статьями 207 и 249 Трудового кодекса Российской Федерации, в случаях, если ученик по окончании ученичества без уважительных причин не выполняет свои обязательства по настоящему договору, в том числе, досрочно прекращает обучение, отказывается от заключения трудового договора с организацией после завершения обучения или не выполняет условия п.п.2.3.3 п.2.3 настоящего договора, ученик обязан возместить организации в денежном выражении расходы, понесенные организацией на обучение ученика, в том числе, оплату преподавателям теоретического обучения и мастеру производственного обучения, стипендию, полученную учеником от организации за время обучения (за исключением оплаты фактически выполненных учеником работ), исчисленные пропорционально фактически не отработанному после окончании обучения времени.

При увольнении из АО «ГМС Ливгидромаш» за ответчиком числится задолженность в размере 80833,54 рублей из расчета 59912,06 рублей – задолженность по стипендии, 20921,48 рублей – задолженность по оплате мастеру производственного обучения.

11 мая 2022 г. в адрес ответчика была направлена претензия, в которой истец требовал в срок до 31 мая 2022 г. погасить задолженность в сумме 80833,54 рублей. Претензия ответчиком была получена 18 мая 2022 г.Ответчик на претензию не ответил.

С учетом уточненных исковых требований, просит взыскать с Каракады В.В. в пользу АО «ГМС Ливгидромаш» 80833,46 рублей, из которых 59911,98 рублей – задолженность по стипендии, 20 921,48 рублей – задолженность по оплате мастеру производственного обучения, а также расходы по уплате государственной пошлины в сумме 2625,01 рублей.

В судебном заседании представитель АО «ГМС Ливгидромаш» Банникова Е.С. уточненные исковые требования поддержала, просила их удовлетворить.

Ответчик Каракада В.В. в судебное заседание не явился, о дате, месте и времени судебного заседания извещен своевременно и надлежащим образом, об уважительности причин не явки суду не сообщил.

На основании ст.167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ГПК РФ), дело рассмотрено в отсутствие неявившегося ответчика, надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного заседания

Выслушав объяснения представителя истца, допросив свидетеля, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему выводу.

Согласно части 1 статьи 309 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ГК РФ) обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.

Частью 1 статьи 198 Трудового кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ТК РФ) предусмотрено, что работодатель - юридическое лицо (организация) имеет право заключать с лицом, ищущим работу, или с работником данной организации ученический договор на получение образования без отрыва или с отрывом от работы.

Обязательные требования к содержанию ученического договора закреплены в статье 199 ТК РФ.

Так, ученический договор должен содержать: наименование сторон; указание на конкретную квалификацию, приобретаемую учеником; обязанность работодателя обеспечить работнику возможность обучения в соответствии с ученическим договором; обязанность работника пройти обучение и в соответствии с полученной квалификацией проработать по трудовому договору с работодателем в течение срока, установленного в ученическом договоре; срок ученичества; размер оплаты в период ученичества. Ученический договор может содержать иные условия, определенные соглашением сторон.

Ученический договор заключается на срок, необходимый для получения данной квалификации (часть первая статьи 200 ТК РФ).

На учеников распространяется трудовое законодательство, включая законодательство об охране труда (статья 205 ТК РФ).

В силу статьи 206ТК РФ условия ученического договора, противоречащие Трудовому кодексу Российской Федерации, коллективному договору, соглашениям, являются недействительными и не применяются.

В соответствии с частью второй статьи 207 ТК РФ в случае, если ученик по окончании ученичества без уважительных причин не выполняет свои обязательства по договору, в том числе не приступает к работе, он по требованию работодателя возвращает ему полученную за время ученичества стипендию, а также возмещает другие понесенные работодателем расходы в связи с ученичеством.

Ученический договор прекращается по окончании срока обучения или по основаниям, предусмотренным этим договором (статья 208 Трудового кодекса Российской Федерации).

Статьей 249ТК РФ установлено, что в случае увольнения без уважительных причин до истечения срока, обусловленного трудовым договором или соглашением об обучении за счет средств работодателя, работник обязан возместить затраты, понесенные работодателем на его обучение, исчисленные пропорционально фактически не отработанному после окончания обучения времени, если иное не предусмотрено трудовым договором или соглашением об обучении.

Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 15 июля 2010 г. N 1005-О-О, заключая соглашение об обучении за счет средств работодателя, работник добровольно принимает на себя обязанность отработать не менее определенного срока у работодателя, оплатившего обучение, а в случае увольнения без уважительных причин до истечения данного срока - возместить работодателю затраты, понесенные на его обучение, при их исчислении по общему правилу пропорционально фактически не отработанному после окончания обучения времени. Такое правовое регулирование направлено на обеспечение баланса прав и интересов работника и работодателя, способствует повышению профессионального уровня данного работника и приобретению им дополнительных преимуществ на рынке труда, а также имеет целью компенсировать работодателю затраты по обучению работника, досрочно прекратившего трудовые отношения с данным работодателем без уважительных причин. Взыскание с работника затрат, понесенных работодателем на его обучение, основывающееся на добровольном и согласованном волеизъявлении работника и работодателя, допускается только в соответствии с общими правилами возмещения ущерба, причиненного работником работодателю, и проведения удержаний из заработной платы.

Условия наступления материальной ответственности стороны трудового договора установлены статьей 233ТК РФ. Частью первой данной статьи определено, что материальная ответственность стороны трудового договора наступает за ущерб, причиненный ею другой стороне этого договора в результате ее виновного противоправного поведения (действий или бездействия), если иное не предусмотрено Трудовым кодексом Российской Федерации или иными федеральными законами.

Согласно статье 248ТК РФ (порядок взыскания ущерба) взыскание работодателем суммы причиненного ущерба производится с виновного работника.

В силу положений статьи 238 ТК РФ работник обязан возместить работодателю причиненный ему прямой действительный ущерб. Неполученные доходы (упущенная выгода) взысканию с работника не подлежат.

Под прямым действительным ущербом понимается реальное уменьшение наличного имущества работодателя или ухудшение состояния указанного имущества (в том числе имущества третьих лиц, находящегося у работодателя, если работодатель несет ответственность за сохранность этого имущества), а также необходимость для работодателя произвести затраты либо излишние выплаты на приобретение, восстановление имущества либо на возмещение ущерба, причиненного работником третьим лицам.

Материалами дела установлено, что Каракада В.В.01 октября 2021 г. был принят на работу в АО «ГМС Ливгидромаш» в качестве ученика <данные изъяты> временно, для выполнения работ, непосредственно связанных с профессиональным обучением, с окладом 12792 рублей и надбавкой в размере 37,05 рублей(л.д.7).

В тот же день между АО «ГМС Ливгидромаш» и Каракадой В.В. был заключен трудовой договор , согласно которому Каракада В.В. принят на работу в АО «ГМС Ливгидромаш» по профессии (должности) <данные изъяты> в квалификации ученик с ДД.ММ.ГГГГ.(л.д.8-9).

Также, 01 октября 2021 г. между АО «ГМС Ливгидромаш» и Каракадой В.В. был заключен ученический договор , по условиям которого после окончания и присвоения соответствующего разряда (квалификации), ученик обязан заключить трудовой договор с организацией и проработать в организации не менее пяти лет после завершения обучения.

Согласно п.3.2 данного договора, если ученик по окончании ученичества без уважительных причин не выполняет свои обязательства по настоящему договору, в том числе, досрочно прекращает обучение, отказывается от заключения трудового договора с организацией после завершения обучения или не выполняет условия п.п.2.3.3 п.2.3 настоящего договора, ученик обязан возместить организации в денежном выражении расходы, понесенные организацией на обучение ученика, в том числе, оплату преподавателям теоретического обучения и мастеру производственного обучения, стипендию, полученную учеником от организации за время обучения (за исключением оплаты фактически выполненных учеником работ), исчисленные пропорционально фактически не отработанному после окончании обучения времени (л.д.10).

Положением АО «ГМС Ливгидромаш» №26 о выплате стипендии ученикам за время их обучения и оплате труда рабочих за время переквалификации или обучения вторым профессиям, студентов, принятых на работу во время прохождения производственной практики, ученикам в бригадах и при индивидуальном обучении рабочим профессиям, оплачиваемых сдельно, устанавливается стипендия в размере установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, составляющего 12792 рублей в месяц.

По условиям трудового соглашения от 01 октября 2021 г., заключенного между АО «ГМС Ливгидромаш» и Д.В., предприятие обязуется произвести оплату мастеру производственного обучения в размере 5000 рублей в месяц при условии, если обучающийся успешно выполнит квалификационную пробу, и сдаст квалификационный разряд в соответствии с пунктом 1 настоящего договора, за фактическое время обучения; произвести оплату мастеру производственного обучения в размере 1000 рублей в месяц в течение срока адаптации(л.д.11).

Положением АО «ГМС Ливгидромаш» №18 от 28 июня 2021 г. об оплате и стимулировании труда преподавателей теоретического обучения, стажировки, не освобожденных мастеров производственного обучения за практическое обучение, установлен размер оплаты мастеру производственного обучения 5000 рублей за один месяц производственного обучения особо сложным и ответственным профессиям одного человека в соответствии с прилагаемым перечнем (л.д.29,30).

Представленными журналами курсов обучения, а также ежемесячными отчетами по адаптации учеников подтверждается прохождение ответчиком обучения на предприятии истца (л.д.52-55,56-58,59-62,63-66,67-68,69-70,71-72).

В соответствии с заявлением от 22 февраля 2022 г. Каракада В.В. просит направить его на аттестационную комиссию для проверки знаний с рекомендацией начальника МСЦ №12 (л.д.73).

В соответствии с заключением аттестационной комиссии, а также протоколом заседания №4 от 24 февраля 2022 г., Каракаде В.В. присвоен второй квалификационный разряд по профессии <данные изъяты> (л.д.74-75,76-80).

Приказом руководителя АО «ГМС Ливгидромаш» о присвоении тарифных разрядов, обучении, допуске к работе от 28 февраля 2022 г. №56 Каракаде В.В. присвоен 2 разряд <данные изъяты>. В связи с окончанием срока обучения рабочих и присвоением тарифных разрядов, произведена оплата, в том числе, Д.В. – токарю МСЦ №12 за обучение по программе профессиональной подготовки Каракады В.В. в размере 21283 рублей (л.д.14-21, 22).

Приказом руководителя АО «ГМС Ливгидромаш» от 28 февраля 2022 г. Каракада В.В. переведен на новое место работы <данные изъяты> с пятидневной продолжительностью рабочей недели на 8-часовой рабочий день с тарифной ставкой (окладом) 39,83 рублей (л.д.12,13).

Согласно справке АО «ГМС Ливгидромаш» №194 от 18 апреля 2022 г., сумма ученических, полученных за обучение с 01 октября 2021 г. по 01 марта 2022 г. на Каракада В.В. составляет 60947,25 рублей, сумма ученических с учетом не отработанного времени составляет 59911,98 рублей (л.д.105).

Приказом руководителя АО «ГМС Ливгидромаш» №70 от 01 апреля 2022 г. расторгнут трудовой договор с Каракадой В.В. по инициативе работника п.3 ч.1 ст.77 ТК РФ (л.д.24).

11 мая 2022 г. в адрес Каракады В.В. направлена претензия с требованиемв срок до 31 мая 2022 г. внести в кассу АО «ГМС Ливгидромаш» 80833,54 рублей. Претензия получена ответчиком 18 мая 2022 г. (л.д.25,26,27,28).

Допрошенный по инициативе истца Г.О. показала, что Каракада В.В. по итогам обучения сдал экзамен, после чего ему была присвоена квалификация, он продолжил работу, а через месяц уволился по собственному желанию.

Принимая во внимание, что Каракада В.В. в нарушение условий соглашения об обучении уволился без уважительных причин до истечения пятилетнего срока после окончания обучения, то он должен возместить работодателю понесенные им затраты на обучение пропорционально фактически неотработанному после окончания обучения времени, в связи с чем, суд считает необходимым удовлетворить исковые требования.

В соответствии с ч.1 ст.88 ГПК РФ, судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела.

Согласно ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью второй статьи 96 настоящего Кодекса. В случае, если иск удовлетворен частично, указанные в настоящей статье судебные расходы присуждаются истцу пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований, а ответчику пропорционально той части исковых требований, в которой истцу отказано.

Поскольку исковые требования подлежат удовлетворению, суд взыскивает с ответчика в пользу АО «ГМС Ливгидромаш» судебные расходы по оплате государственной пошлины в размере 2625 рублей.

Руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

исковые требования акционерного общества «ГМС Ливгидромаш»удовлетворить.

Взыскать с Каракады В.В., <данные изъяты>, в пользуакционерного общества «ГМС Ливгидромаш» (<данные изъяты>)в счет возмещения затрат, понесенных на обучение работника 80 833 (восемьдесят тысяч восемьсот тридцать три) рубля 46 копеек; расходы по оплате государственной пошлины в размере 2 625 (две тысячи шестьсот двадцать пять) рублей.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Орловского областного суда в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Мотивированное решение составлено 12 декабря 2022 г.

Судья

2-1-1978/2022 ~ М-1-1754/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
АО ГМС Ливгидромаш
Ответчики
Каракада Владислав Владимирович
Суд
Ливенский районный суд Орловcкой области
Судья
Орлова В.Ю.
Дело на странице суда
livensky--orl.sudrf.ru
02.11.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
03.11.2022Передача материалов судье
10.11.2022Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
10.11.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
23.11.2022Подготовка дела (собеседование)
23.11.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
05.12.2022Судебное заседание
12.12.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
14.12.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
14.12.2022Дело оформлено
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее