Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-1642/2024 ~ М-943/2024 от 29.03.2024

Дело № 2-1642/2024

50RS0019-01-2024-001479-32

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Клин Московской области                                              21 июня 2024 года

Клинский городской суд Московской области в составе:

председательствующего судьи Вороновой Т.М.,

при секретаре судебного заседания Баламутовой А.Д.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Лахтиной Э. В. к военному комиссариату Московской области, Министерству Обороны Российской Федерации о признании фактическим воспитателем военнослужащего, признании права на получение единовременной выплаты в связи со смертью военнослужащего,

УСТАНОВИЛ:

Лахтина Э.В. обратилась в суд с иском к военному комиссариату Московской области, Министерству Обороны Российской Федерации о признании фактическим воспитателем военнослужащего, признании права на получение единовременной выплаты в связи со смертью военнослужащего.

В обоснование иска указывала на то, что с 2008 года воспитывала Третьяк Д. Р., /дата/ года рождения и по достижению им совершеннолетия, и после совершеннолетия. Он являлся ее родным внуком, был членом ее семьи, она являлась его опекуном и занималась вопросами его образования и воспитания.

/дата/ Третьяк Д.Р. погиб при прохождении службы в Вооруженных силах РФ в местах проведения /данные изъяты/

Кроме бабушки у Третьяк Э.В. родственников нет. Он не был женат, детей не имел, его мать Третьяк С.В. умерла /дата/, а отец Третьяк Р.Г. решением Клинского городского суда от 16.09.2008 года лишен родительских прав.

Лахтина Э.В. являлась законным представителем Третьяк Д.Р. с 2008 года до 26.11.2018 года на основании распоряжения управления опеки и попечительства Министерства образования Московской области по Клинскому району от 30.09.2008 года № 402-Р.

Законодательством предусмотрены выплаты за гибель военнослужащего лицам, его воспитавшим.

Учитывая указанные обстоятельства, истец просила суд признать ее фактическим воспитателем военнослужащего Третьяка Д.Р. и признать за ней право на получение единовременной выплаты в связи с его смертью.

Истец Лахтина Э.В. и ее представитель Комаров Д.В. в судебное заседание явились, просили удовлетворить иск в полном объеме.

Представитель ответчика военного комиссариата Московской области Пистунович Г.А. в судебное заседание явилась, не возражала против удовлетворения иска, разрешение спора оставила на усмотрение суда.

Представитель Министерства Обороны Российской Федерации в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, причины неявки суду не сообщил, мнение по иску не представил.

Проверив материалы дела, с учетом представленных сторонами доказательств, оценив представленные доказательства в совокупности на основании ст.67 ГПК РФ по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств, заслушав объяснения явившихся лиц, суд приходит к следующему выводу.

В соответствии со ст. 56 ГПК РФ, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями п. 3 ст. 123 Конституции РФ и ст. 12 ГПК РФ, закрепляющих принципы состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.

Российская Федерация - это социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняется труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты (ст. 7 Конституции РФ). Каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (ч. 1 ст. 39 Конституции РФ).

В соответствии с ч. 1 ст. 969 ГК РФ в целях обеспечения социальных интересов граждан и интересов государства законом может быть установлено обязательное государственное страхование жизни, здоровья и имущества государственных служащих определенных категорий. Обязательное государственное страхование осуществляется за счет средств, выделяемых на эти цели из соответствующего бюджета министерствам и иным федеральным органам исполнительной власти (страхователям). Обязательное государственное страхование осуществляется непосредственно на основании законов и иных правовых актов о таком страховании указанными в этих актах государственными страховыми или иными государственными организациями (страховщиками) либо на основании договоров страхования, заключаемых в соответствии с этими актами страховщиками и страхователями (ч. 2 ст. 969 ГК РФ).

Согласно п. 2 ст. 1 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" военнослужащие обладают правами и свободами человека и гражданина с некоторыми ограничениями, установленными названным федеральным законом, федеральными конституционными законами и федеральными законами. На военнослужащих возлагаются обязанности по подготовке к вооруженной защите и вооруженная защита Российской Федерации, которые связаны с необходимостью беспрекословного выполнения поставленных задач в любых условиях, в том числе с риском для жизни. В связи с особым характером обязанностей, возложенных на военнослужащих, им предоставляются социальные гарантии и компенсации. Военнослужащие и граждане, призванные на военные сборы, подлежат обязательному государственному личному страхованию за счет средств федерального бюджета. Основания, условия и порядок обязательного государственного личного страхования указанных военнослужащих и граждан устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (п. 1 ст. 18 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих").

Условия и порядок осуществления обязательного государственного страхования жизни и здоровья военнослужащих и иных приравненных к ним лиц определены в Федеральном законе от 28 марта 1998 года N 52-ФЗ "Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, сотрудников войск национальной гвардии Российской Федерации, сотрудников органов принудительного исполнения Российской Федерации". В силу положений ст. 1 Федерального закона от 28 марта 1998 года N 52-ФЗ к застрахованным лицам по обязательному государственному страхованию относятся, в том числе военнослужащие, за исключением военнослужащих, военная служба по контракту которым в соответствии с законодательством Российской Федерации приостановлена.

Выгодоприобретателями по обязательному государственному страхованию являются застрахованные лица, а в случае гибели (смерти) застрахованного лица, в частности родители (усыновители) застрахованного лица (абз. 1, 3 п. 3 ст. 2 Федерального закона от 28 марта 1998 года N 52-ФЗ).

В статье 4 Федерального закона от 28 марта 1998 года N 52-ФЗ названы страховые случаи при осуществлении обязательного государственного страхования, среди которых гибель (смерть) застрахованного лица в период прохождения военной службы, службы, военных сборов.

В статье 5 Федерального закона от 28 марта 1998 года N 52-ФЗ определены страховые суммы, выплачиваемые выгодоприобретателям, размер которых ежегодно увеличивается (индексируется) с учетом уровня инфляции в соответствии с федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период. Решение об увеличении (индексации) указанных страховых сумм принимается Правительством Российской Федерации. Указанные страховые суммы выплачиваются в размерах, установленных на день выплаты страховой суммы (абз. 9 п. 2 ст. 5 Федерального закона от 28 марта 1998 года N 52-ФЗ).

Федеральным законом от 07 ноября 2011 года N 306-ФЗ "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат" также установлены отдельные виды выплат в случае гибели (смерти) военнослужащих - единовременное пособие и ежемесячная денежная компенсация, размеры которых подлежат ежегодному увеличению (индексации) с учетом уровня инфляции (потребительских цен) в соответствии с федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период. Решение об увеличении (индексации) указанных пособий принимается Правительством Российской Федерации (часть 16 статьи 3 Федерального закона от 07 ноября 2011 года N 306-ФЗ).

В случае гибели (смерти) военнослужащего или гражданина, призванного на военные сборы, наступившей при исполнении им обязанностей военной службы, либо его смерти, наступившей вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) или заболевания, полученных им при исполнении обязанностей военной службы, до истечения одного года со дня увольнения с военной службы (отчисления с военных сборов или окончания военных сборов), членам семьи погибшего (умершего) военнослужащего или гражданина, проходившего военные сборы, выплачивается в равных долях единовременное пособие в размере 3 000 000 рублей (п. 8 ст. 3 Федерального закона от 07 ноября 2011 года N 306-ФЗ).

В соответствии с положениями п. 9 ст. 3 Федерального закона от 07 ноября 2011 года N 306-ФЗ "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат" в случае гибели (смерти) военнослужащего или гражданина, призванного на военные сборы, наступившей при исполнении им обязанностей военной службы, либо смерти, наступившей вследствие военной травмы, каждому члену его семьи выплачивается ежемесячная денежная компенсация. Пунктом 2 части 11 статьи 3 Федерального закона от 07 ноября 2011 года N 306-ФЗ "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им 9 отдельных выплат" к членам семьи военнослужащего, гражданина, призванного на военные сборы, или инвалида вследствие военной травмы, имеющим право на получение единовременного пособия, предусмотренного п. 8 ст. 3 Федерального закона от 07 ноября 2011 года N 306-ФЗ "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат", и ежемесячной денежной компенсации, установленной п. 9 и п. 10 ст. 3 Федерального закона от 07 ноября 2011 года N 306-ФЗ "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат", независимо от нахождения на иждивении погибшего (умершего, пропавшего без вести) кормильца или трудоспособности отнесены родители военнослужащего, гражданина, призванного на военные сборы, или инвалида вследствие военной травмы.

Такое правовое регулирование, гарантирующее родителям военнослужащих, погибших при исполнении обязанностей военной службы, названные выплаты, имеет целью не только восполнить связанные с этим материальные потери, но и выразить от имени государства признательность гражданам, вырастившим и воспитавшим достойных членов общества - защитников Отечества (Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 17 июля 2014 года N 22-П, от 19 июля 2016 года N 16-П).

Указом Президента Российской Федерации от 05 марта 2022 года N 98 установлены дополнительные социальные гарантии военнослужащим, лицам, проходящим службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации, и членам их семей.

В соответствии с пп. "а" п. 1 Указа Президента Российской Федерации от 05 марта 2022 года N 98 в случае гибели (смерти) военнослужащих, лиц, проходящих службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации и имеющих специальное звание полиции, принимавших участие в специальной военной операции на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики и Украины, военнослужащих, выполнявших специальные задачи на территории Сирийской Арабской Республики, либо смерти указанных военнослужащих и лиц до истечения одного года со дня их увольнения с военной службы (службы), наступившей вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) или заболевания, полученных ими при исполнении обязанностей военной службы (службы), членам их семей осуществляется единовременная выплата в размере 5 000 000 рублей в равных долях. При этом учитывается единовременная выплата, осуществленная в соответствии с пп. "б" п. 1 Указа Президента Российской Федерации от 05 марта 2022 года N 98. Категории членов семей определяются в соответствии с п. 1.2 ст. 12 Федерального закона от 19 июля 2011 года N 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и п. 11 ст. 3 Федерального закона от 07 ноября 2011 года N 306-ФЗ "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат". Получение единовременных выплат, установленных данным указом, не учитывается при определении права на получение иных выплат и при предоставлении мер социальной поддержки, предусмотренных законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации (п. 2 Указа Президента Российской Федерации от 05 марта 2022 года N 98).

Как указано в п. 11 ст. 3 Федерального закона от 07 ноября 2011 года 306-ФЗ "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат" членом семьи военнослужащего, гражданина, призванного на военные сборы, гражданина, пребывавшего в добровольческом формировании, или инвалида вследствие военной травмы, гражданина, ставшего инвалидом вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) или заболевания, полученных в связи с исполнением обязанностей по контракту о пребывании в добровольческом формировании, имеющими право на получение единовременного пособия, предусмотренного п. 8 ст. 3 Федерального закона от 07 ноября 2011 года 306-ФЗ "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат", и ежемесячной денежной компенсации, установленной п. 9 и п. 10 ст. 3 Федерального закона от 07 ноября 2011 года 306-ФЗ "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат", независимо от нахождения на иждивении погибшего (умершего, пропавшего без вести) кормильца или трудоспособности считаются:

1) супруга (супруг), состоящая (состоящий) на день гибели (смерти, признания безвестно отсутствующим или объявления умершим) военнослужащего, гражданина, призванного на военные сборы, гражданина, пребывавшего в добровольческом формировании, или инвалида вследствие военной травмы, гражданина, ставшего инвалидом вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) или заболевания, полученных в связи с исполнением обязанностей по контракту о пребывании в добровольческом формировании, в зарегистрированном браке с ним. При этом право на ежемесячную денежную компенсацию, установленную п. 9 и п. 10 ст. 3 Федерального закона от 07 ноября 2011 года 306-ФЗ "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат", имеет супруга (супруг), не вступившая (не вступивший) в повторный брак, достигшая возраста 50 лет (достигший возраста 55 лет) или являющаяся (являющийся) инвалидом;

2) родители военнослужащего, гражданина, призванного на военные сборы, гражданина, пребывавшего в добровольческом формировании, или инвалида вследствие военной травмы, гражданина, ставшего инвалидом вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) или заболевания, полученных в связи с исполнением обязанностей по контракту о пребывании в добровольческом формировании. При этом право на ежемесячную денежную компенсацию, установленную п. 9 и п. 10 ст. 3 Федерального закона от 07 ноября 2011 года 306-ФЗ "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат", имеют родители, достигшие возраста 50 и 55 лет (соответственно женщина и мужчина) или являющиеся инвалидами;

3) дети, не достигшие возраста 18 лет, или старше этого возраста, если они стали инвалидами до достижения ими возраста 18 лет, а также дети, обучающиеся в образовательных организациях по очной форме обучения, - до окончания обучения, но не более чем до достижения ими возраста 23 лет;

4) лицо, признанное фактически воспитывавшим и содержавшим военнослужащего, гражданина, призванного на военные сборы, гражданина, пребывавшего в добровольческом формировании, или инвалида вследствие военной травмы, гражданина, ставшего инвалидом вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) или заболевания, полученных в связи с исполнением обязанностей по контракту о пребывании в добровольческом формировании, в течение не менее пяти лет до достижения ими совершеннолетия (далее - фактический воспитатель). Признание лица фактическим воспитателем производится судом в порядке особого производства по делам об установлении фактов, имеющих юридическое значение.

Военная служба, как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, представляет собой особый вид государственной службы, непосредственно связанной с обеспечением обороны страны и безопасности государства и, следовательно, осуществляемой в публичных интересах; лица, несущие такого рода службу, выполняют конституционно значимые функции: военнослужащий принимает на себя бремя неукоснительно, в режиме жесткой военной дисциплины исполнять обязанности военной службы, которые предполагают необходимость выполнения поставленных задач в любых условиях, в том числе сопряженных со значительным риском для жизни и здоровья.

Этим определяется особый правовой статус военнослужащих, проходящих военную службу, как по призыву, так и в добровольном порядке по контракту, содержание и характер обязанностей государства по отношению к ним и их обязанностей по отношению к государству, что - в силу Конституции Российской Федерации, в частности ее статей 2, 7, 39 (части 1 и 2), 41 (часть 1), 45 (часть 1), 59 (части 1 и 2) и 71 (пункты "в", "м"), - обязывает государство гарантировать им материальное обеспечение и компенсации в случае причинения вреда их жизни или здоровью в период прохождения военной службы (Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 26 декабря 2002 года N 17-П, от 20 октября 2010 года N 18-П, от 17 мая 2011 года N 8-П, от 19 мая 2014 года N 15-П, от 17 июля 2014 года N 22-П, от 19 июля 2016 года N 16-П). В случае гибели военнослужащего при исполнении воинского долга или смерти вследствие ранения, травмы, контузии, полученных при исполнении обязанностей военной службы, Российская Федерация как социальное государство принимает на себя обязательства по оказанию социальной поддержки членам его семьи, исходя из того, что их правовой статус произволен от правового статуса самого военнослужащего и обусловлен спецификой его служебной деятельности.

К элементам публично-правового механизма возмещения вреда, причиненного членам семьи военнослужащего в связи с его гибелью (смертью) при исполнении обязанностей военной службы, относятся и такие меры социальной поддержки, как единовременное денежное пособие и ежемесячная денежная компенсация, предусмотренные п. п. 8 - 10 ст. 3 Федерального закона от 7 ноября 2011 года N 306-ФЗ "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат", а также единовременные выплаты, установленные Указом Президента Российской Федерации от 05 марта 2022 года N 98 "О дополнительных социальных гарантиях военнослужащим, лицам, проходящим службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации, и членам их семей".

Как разъяснено в п. 25 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 мая 2014 года "О практике применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих", при решении вопроса о том, кого следует относить к членам семьи военнослужащего, судам следует руководствоваться нормами Жилищного кодекса Российской Федерации и Семейного кодекса Российской Федерации.

В материальном праве понятие фактического воспитателя не сформулировано, также отсутствуют нормы, регулирующие данный правовой статус. Однако Пленум Верховного Суда РФ в п. 50 Постановления от 26 декабря 2017 года N 56 "О применении судами законодательства при рассмотрении дел, связанных со взысканием алиментов", разъясняет, что под фактическими воспитателями следует понимать как родственников ребенка, так и лиц, не состоящих с ним в родстве, которые осуществляли воспитание и содержание ребенка, не являясь при этом усыновителем, опекуном (попечителем), приемным родителем или патронатным воспитателем ребенка.

При этом как указывалось выше действия по воспитанию и содержанию должны быть совершены указанными лицами в течение не менее 5 лет до достижения военнослужащего совершеннолетия.

Согласно ст. 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод каждый имеет право на уважение его личной и семейной жизни, его жилища и его корреспонденции.

Семейная жизнь в понимании ст. 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод и прецедентной практики Европейского Суда по правам человека охватывает существование семейных связей, как между супругами, так и между родителями и детьми, в том числе совершеннолетними, между другими родственниками.

Конвенция о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989 года) возлагает на родителя (родителей) или других лиц, воспитывающих ребенка, основную ответственность за обеспечение в пределах своих способностей и финансовых возможностей условий жизни, необходимых для его развития (п. 1 ст. 18, п. 2 ст. 27).

Статьей 38 Конституции РФ и корреспондирующими ей нормами ст. 1 СК РФ предусмотрено, что семья, материнство, отцовство и детство в Российской Федерации находятся под защитой государства.

Забота о детях, их воспитание - равное право и обязанность родителей (ч. 2 ст. 38 Конституции РФ).

Семейное законодательство исходит из необходимости укрепления семьи, построения семейных отношений на чувствах взаимной любви и уважения, взаимопомощи и ответственности перед семьей всех ее членов, недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в дела семьи, обеспечения беспрепятственного осуществления членами семьи своих прав, возможности судебной защиты этих прав (ч. 1 ст. 1 СК РФ).

Согласно абз. 2 ст. 69 СК РФ родители (один из них) могут быть лишены родительских прав, если они уклоняются от выполнения обязанностей родителей, в том числе при злостном уклонении от уплаты алиментов, злоупотребляют своими родительскими правами, являются больными хроническим алкоголизмом или наркоманией.

Частью 1 ст. 71 СК РФ предусмотрено, что родители, лишенные родительских прав, теряют все права, основанные на факте родства с ребенком, в отношении которого они были лишены родительских прав, в том числе право на получение от него содержания (ст. 87 СК РФ), а также право на льготы и государственные пособия, установленные для граждан, имеющих детей.

Пункт 13 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 14 ноября 2017 года N 44 "О практике применения судами законодательства при разрешении споров, связанных с защитой прав и законных интересов ребенка при непосредственной угрозе его жизни или здоровью, а также при ограничении или лишении родительских прав" указывает на то, что лишение родительских прав является крайней мерой ответственности родителей, которая применяется судом только за виновное поведение родителей по основаниям, указанным в ст. 69 СК РФ, перечень которых является исчерпывающим. Лишение родительских прав допускается в случае, когда защитить права и интересы детей иным образом не представляется возможным.

Уклонение родителей от выполнения своих обязанностей по воспитанию детей может выражаться в отсутствии заботы об их здоровье, о физическом, психическом, духовном и нравственном развитии, обучении.

Из приведенных положений семейного законодательства в их взаимосвязи с нормативными предписаниями Конвенции о защите прав человека и основных свобод и Конвенции о правах ребенка, а также разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации следует, что семейная жизнь предполагает наличие тесной эмоциональной связи между ее членами, в том числе между родителями и детьми, взаимную поддержку и помощь членов семьи, ответственность перед семьей всех ей членов. При этом основной обязанностью родителей в семье является воспитание, содержание, защита прав и интересов детей. Поскольку родители несут одинаковую ответственность за воспитание и развитие ребенка, данная обязанность должна выполняться независимо от наличия или отсутствия брака родителей, а также их совместного проживания. Невыполнение по вине родителей родительских обязанностей, в том числе по содержанию детей, их материальному обеспечению, может повлечь для родителей установленные законом меры ответственности, среди которых лишение родительских прав. В числе правовых последствий лишения родительских прав - утрата родителем (родителями) права на льготы и государственные пособия, установленные для граждан, имеющих детей.

Таким образом, права родителя, в том числе на получение различных государственных пособий и выплат, основанных на факте родства с ребенком, не относятся к числу неотчуждаемых прав гражданина, поскольку законом предусмотрена возможность лишения гражданина такого права в случае уклонения от выполнения им обязанностей родителя.

Ввиду изложенного, а также с учетом требований добросовестности, разумности и справедливости, общеправового принципа недопустимости злоупотребления правом, целей правового регулирования мер социальной поддержки, предоставляемых родителям военнослужащего в случае его гибели (смерти) при исполнении обязанностей военной службы, направленных на возмещение родителям, которые длительное время надлежащим образом воспитывали военнослужащего, содержали его до совершеннолетия и вырастили достойным защитником Отечества, нравственных и материальных потерь, связанных с его смертью, лишение права на получение таких мер социальной поддержки возможно при наличии обстоятельств, которые могли бы служить основаниями к лишению родителей родительских прав, в том числе в случае злостного уклонения родителя от выполнения своих обязанностей по воспитанию и содержанию ребенка.

Гражданский и Семейный кодексы Российской Федерации определяют общие начала установления опеки или попечительства над детьми, оставшимися без попечения родителей, в целях их содержания, воспитания и образования, а также для защиты их прав и интересов. Так, в соответствии с положениями ч. 2 ст. 145 СК РФ, над детьми, не достигшими возраста четырнадцати лет, устанавливается опека.

В соответствии с ч. 2 ст. 32 ГК РФ, опекуны являются представителями подопечных в силу закона, и совершают от их имени и в их интересах все необходимые сделки. Данная норма законодательства дублируется положениями ч. 2 ст. 15 Федерального закона от 24.04,2008 N 48-ФЗ "Об опеке и попечительстве", согласно которых опекуны являются законными представителями своих подопечных и вправе выступать в защиту прав и законных интересов своих подопечных в любых отношениях без специального полномочия.

Согласно части 1 статьи 264 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд устанавливает факты, от которых зависит возникновение, изменение, прекращение личных или имущественных прав граждан, организаций.

Суд устанавливает факты, имеющие юридическое значение, только при невозможности получения заявителем в ином порядке надлежащих документов, удостоверяющих эти факты, или при невозможности восстановления утраченных документов (статья 265 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).

В соответствии со статьей 267 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в заявлении об установлении факта, имеющего юридическое значение, должно быть указано, для какой цели заявителю необходимо установить данный факт, а также должны быть приведены доказательства, подтверждающие невозможность получения заявителем надлежащих документов или невозможность восстановления утраченных документов.

Из содержания приведенных положений процессуального закона следует, что одним из обязательных условий для установления факта, имеющего юридическое значение, является указание заявителем цели, для которой необходимо установить данный факт в судебном порядке, а именно зависит ли от установления указанного факта возникновение, изменение, прекращение личных или имущественных прав заявителя, заявителем также должны быть приведены доказательства, подтверждающие невозможность получения надлежащих документов, удостоверяющих этот факт, или невозможность их восстановления.

Как следует из пояснений истца и подтверждается материалами дела, Третьяк Д. Р., /дата/ года рождения приходился ей внуком.

С 2008 года истец воспитывала Третьяк Д.Р., /дата/ года рождения и по достижению им совершеннолетия, и после совершеннолетия. Он был членом ее семьи, она являлась его опекуном и занималась вопросами его образования и воспитания.

/дата/ Третьяк Д.Р. погиб при прохождении службы в Вооруженных силах РФ в местах проведения /данные изъяты/, что подтверждается справкой о смерти № С-03621, свидетельством о смерти от /дата/.

Кроме бабушки у Третьяк Э.В. родственников нет. Он не был женат, детей не имел, его мать Третьяк С.В. лишена родительских прав на основании решения Клинского городского суда от 07.04.2004 года, умерла /дата/, а отец Третьяк Р.Г., установивший в отношении него отцовство решением суда от 18.01.2006 года, решением Клинского городского суда от 16.09.2008 года был лишен родительских прав.

На основании постановления администрации Клинского муниципального района Московской области от 19.06.2006 года № 1190 над несовершеннолетним Третьяком Д.Р. установлена опека, опекуном назначена Лахтина Э.В.

Лахтина Э.В. являлась законным представителем Третьяк Д.Р. с 2008 года до 26.11.2018 года на основании распоряжения управления опеки и попечительства Министерства образования Московской области по Клинскому району от 30.09.2008 года № 402-Р.

Распоряжением Управления опеки и попечительства Министерства образования Московской области по Клинскому муниципальному району от 30.10.2008 года № 473-Р заключено дополнительное соглашение к договору «О передаче ребенка на воспитание в приемную семью» от 30.09.2008 года № 52 о назначении и выплате денежных средств приемному родителю Лахтиной Э.В. на содержание приемного ребенка Третьяка Д.Р., /дата/ года рождения. Назначена выплата денежных средств на содержание приемного ребенка с момента заключения дополнительного соглашения к договору «О передаче ребенка на воспитание в приемную семью» от 30.09.2008 года № 52 и ежегодное пособие для ребенка.

Как пояснил в судебном заседании представитель истца, с младенчества Третьяк Д.Р. проживал совместно с бабушкой Лахтиной Э.В. в ее квартире, она занималась его воспитанием. Ребенок находился на ее иждивении и содержании, она занималась его здоровьем, поскольку в 2011 году ему выдана справка об инвалидности.

В судебном заседании допрошена свидетель Белякова И.И., которая пояснила суду, что Лахтина Э.В. приходится ей матерью. Даниил приходился ей племянником, являлся сыном ее брата. Он проживал с ними с рождения, ушел на СВО в мае 2023 года. Хоронили Даниила все вместе. Мама Даниила умерла в 2007 году, а отец сейчас находится на СВО, но был лишен родительских прав.

Свидетель Удалова В.В. пояснила суду, что Лахтина Э.В. приходится ей крестной, Даниил был ее племянником. Даниил проживал у Эллины Васильевны с рождения. Мать ребенка умерла, когда ему было лет 6-7. Даниил называл Лахтину Э.В. мамой, проживали они совместно. Отец был лишен родительских прав, не воспитывал его и не содержал.

Свидетель Поликарпова Л.Н. пояснила суду, что была социальным педагогом школы «Юность» около 20 лет назад, которая находилась в Клин-9. Когда Даниил родился, она видела как Эллина Васильевна и его мать ходили по дороге, гуляли с коляской. Ребенок проживал с Элиной Васильевной с рождения. Потом она приходила к ним домой, составляла акты обследования квартиры и условия проживания ребенка в семье, поскольку мать ребенка лишили родительских прав, отец самоустранился от воспитания и тоже был лишен родительских прав. Эллина Васильевна с рождения воспитывала Даниила. Потом когда Даниил заболел, его положили в Москву в больницу, бабушка легла в больницу вместе с мальчиком, а Эллина Васильевна ездила каждый день их навещать. Ребенку была выдана инвалидность в связи с заболеванием ног, он обучался дома. Она к ним часто приходила домой, Даниил всегда находился с Эллиной, она его воспитывала как родного сына. Она его также хоронила.

Свидетели были предупреждены об уголовной ответственности по ст. 307 УК РФ за дачу заведомо ложных показаний, в связи с чем не доверять им у суда оснований не имеется.

Показания свидетелей относятся к периоду проживания Третьяка Д.Р. у Лахтиной Э.В. с рождения и до совершеннолетия, а также после его совершеннолетия.

Обращаясь в суд с исковым заявлением, истец Лахтина Э.В. ссылается на то, что фактически воспитывала и содержала ребенка с рождения, была его опекуном с 2008 года до 26.11.2018 года в течение пяти лет до достижения им совершеннолетия, следовательно, имеет право на выплаты, предусмотренные Федеральным законом от 07 ноября 2011 года N 306-ФЗ "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат".

Как указывалось выше, для признания лица фактически воспитывающим несовершеннолетнего следует доказать факт его воспитания и содержания в течение 5 лет предшествовавших совершеннолетию.

Установленные по делу обстоятельства свидетельствуют о том, что истец в рамках доверительных родственных отношений действительно принимала активное участие в жизни своего внука, в период с 2008 года по 26.11.2008 года он находился на полном содержании и воспитании бабушки, под ее опекой на основании распоряжения управления опеки и попечительства Министерства образования Московской области по Клинскому району от 30.09.2208 года № 402-Р, иных средств к существованию ни от кого не получал и не мог получить, поскольку его мать Третьяк С.В. решением Клинского городского суда от 07.04.2004 года была лишена родительских прав, умерла /дата/, отец Третьяк Р.Г. решением Клинского городского суда от 16.09.2018 года также был лишен родительских прав в отношении ребенка.

Стороной истца представлены бесспорные доказательства процесса фактического воспитания ею Третьяк Д.Р., в котором присутствуют элементы воспитания (качество постоянства, эмоциональная связь, полное содержание и другое) и содержания в течение 5 лет, предшествовавших его совершеннолетию.

        Гражданский и Семейный кодексы Российской Федерации определяют общие начала установления опеки или попечительства над детьми, оставшимися без попечения родителей, в целях их содержания, воспитания и образования, а также для защиты их прав и интересов. Так, в соответствии с положениями ч. 2 ст. 145 СК РФ, над детьми, не достигшими возраста четырнадцати лет, устанавливается опека.

        В соответствии со статьей 267 ГПК Российской Федерации заявитель, настаивая на установлении факта, имеющего юридическое значение, указывает конкретную цель необходимости установить данный факт, для обращения в надлежащие органы о признании своего права на получение единовременного пособия, предусмотренного частью 8 статьи 3 Федерального закона от N 306-ФЗ "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат", в связи со смертью своего внука, опекаемого ею.

       Вместе с тем, действующее законодательство не содержит запрета на обращение заинтересованного лица с заявлением о признании фактическим воспитателем.

       При данных обстоятельствах, учитывая вышеприведенные нормы права, представленные в материалы дела доказательства в их совокупности, показания свидетелей, исковые требования Лахтиной Э.В. о признании фактически воспитывавшей и содержавшей Третьяка Д.Р. /дата/ года рождения, умершего /дата/, в течение пяти лет до достижения им совершеннолетия, признании за ней права на получение единовременного пособия, иных компенсационных и страховых выплат в связи со смертью внука - военнослужащего Третьяка Д.Р. подлежат удовлетворению.

       Руководствуясь ст. ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

       исковые требования Лахтиной Э. В. к военному комиссариату Московской области, Министерству Обороны Российской Федерации о признании фактическим воспитателем военнослужащего, признании права на получение единовременной выплаты в связи со смертью военнослужащего удовлетворить.

        Установить юридический факт признания Лахтиной Э. В., /дата/ года рождения, уроженки /адрес/, фактическим воспитателем, то есть лицом признанным фактически воспитывавшим и содержавшим гражданина Третьяк Д. Р., /дата/ года рождения, уроженца г. Клин Московской области, в течение не менее пяти лет до достижения им совершеннолетия.

       Признать за Лахтиной Э. В. право на получение единовременной выплаты в связи со смертью военнослужащего Третьяк Д. Р., /дата/ года рождения, умершего /дата/.

       Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Московский областной суд через Клинский городской суд в течение месяца со дня составления мотивированного решения.

       Судья                                        подпись                                    Т.М. Воронова

      Мотивированное решение составлено 21 июня 2024 года.

Копия верна

Решение не ступило в законную силу

       Судья                                                                                       Т.М. Воронова

2-1642/2024 ~ М-943/2024

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Лахтина Эллина Васильевна
Ответчики
Военный Комиссариат Московская области
Министерство обороны РФ
Другие
Окружное управление социального развития №19 Министерства социального развития МО
Суд
Клинский городской суд Московской области
Судья
Воронова Татьяна Михайловна
Дело на странице суда
klin--mo.sudrf.ru
29.03.2024Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
29.03.2024Передача материалов судье
02.04.2024Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
16.04.2024Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
16.04.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
02.05.2024Подготовка дела (собеседование)
02.05.2024Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
03.06.2024Судебное заседание
21.06.2024Судебное заседание
21.06.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
27.06.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
29.08.2024Дело оформлено
29.08.2024Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее