Дело № 2-484/2023 (2-4427/2022) Копия
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Пермь 6 февраля 2023 года
Мотивированное решение составлено 13 февраля 2023 года
Пермский районный суд Пермского края в составе:
председательствующего судьи Симкина А.С.,
при секретаре судебного заседания Ждановой К.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению администрации Пермского муниципального округа Пермского края о признании права муниципальной собственности на бесхозяйное недвижимое имущество,
установил:
Администрация <адрес> сельского поселения обратилась в суд с заявлением о признании права муниципальной собственности на бесхозяйное недвижимое имущество.
В обоснование заявления указано, что 25 октября 2021 г. Управлением Росреестра по Пермскому краю недвижимое имущество - назначение: сооружения коммунального хозяйства, наименование: сети водоснабжения в д. <адрес>, кадастровый №, расположенное по адресу: <адрес>, принято на учёт как бесхозяйное. В течение одного года с момента постановки объекта недвижимого имущества на учёт как бесхозяйного никто своих прав на объект недвижимого имущества не предъявлял, спор о праве отсутствует, в связи с чем имеются основания для признания права муниципальной собственности на указанный объект недвижимого имущества.
Определением суда от 6 февраля 2023 г. по настоящему делу произведена замена заявителя – администрация <адрес> сельского поселения - на его правопреемника – администрация Пермского муниципального округа Пермского края.
Заявитель – администрация Пермского муниципального округа Пермского края, - извещённый о месте, дате и времени рассмотрения дела надлежащим образом, в судебное заседание своего представителя не направил, представителем заявителя направлено ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие.
Заинтересованные лица – Управление Росреестра по Пермскому краю, Комитет имущественных отношений администрации Пермского муниципального округа, - извещённые о месте, дате и времени рассмотрения дела надлежащим образом, в судебное заседание своих представителей не направили, представителем Управления Росреестра по Пермскому краю направлено ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие.
Согласно ч. 1, ч. 3, ч. 5 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) лица, участвующие в деле, обязаны известить суд о причинах неявки и представить доказательства уважительности этих причин.
Суд вправе рассмотреть дело в случае неявки кого-либо из лиц, участвующих в деле и извещённых о времени и месте судебного заседания, если ими не представлены сведения о причинах неявки или суд признает причины их неявки неуважительными.
Стороны вправе просить суд о рассмотрении дела в их отсутствие и направлении им копий решения суда.
При изложенных обстоятельствах суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие заявителя, заинтересованных лиц.
Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему выводу.
В силу пп. 1 п. 1 ст. 8 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
В соответствии с этим гражданские права и обязанности возникают, в том числе из судебного решения, установившего гражданские права и обязанности.
Из содержания ст. 12 ГК РФ следует, что защита гражданских прав осуществляется путём, в том числе, признания права.
Согласно п. 1, п. 3, п. 5 ст. 225 ГК РФ бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.
Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учёт органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.
По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учёт, а в случае постановки на учёт линейного объекта по истечении трёх месяцев со дня постановки на учёт орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.
Бесхозяйная недвижимая вещь, не признанная по решению суда поступившей в муниципальную собственность, может быть вновь принята во владение, пользование и распоряжение оставившим её собственником либо приобретена в собственность в силу приобретательной давности.
С заявлением о принятии на учёт бесхозяйных линейных объектов наряду с органами, указанными в п. 3 и 4 ст. 225 ГК РФ, вправе обратиться лица, обязанные в соответствии с законом осуществлять эксплуатацию таких линейных объектов.
По истечении трёх месяцев со дня постановки бесхозяйных линейных объектов на учёт лица, обязанные в соответствии с законом осуществлять эксплуатацию таких линейных объектов, могут обратиться в суд с требованием о признании права собственности на них.
В силу пп. 6 п. 1 ст. 262 ГПК РФ в порядке особого производства суд рассматривает дела о признании движимой вещи бесхозяйной и признании права муниципальной собственности на бесхозяйную недвижимую вещь.
Согласно п. 2 ст. 290 ГПК РФ заявление о признании права собственности на бесхозяйную недвижимую вещь подаётся в суд по месту её нахождения органом, уполномоченным управлять муниципальным имуществом или имуществом, находящимся в собственности города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя.
В случае, если орган, уполномоченный управлять соответствующим имуществом, обращается в суд с заявлением до истечения года со дня принятия недвижимой вещи на учёт органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, судья отказывает в принятии заявления и суд прекращает производство по делу.
В соответствии с п. 2 ст. 293 ГПК РФ суд, признав, что недвижимая вещь не имеет собственника или собственник недвижимой вещи неизвестен и она принята на учёт в установленном порядке, принимает решение о признании права муниципальной собственности либо собственности города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя на эту вещь.
Согласно п. 3 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 131-ФЗ) к вопросам местного значения городского поселения относится владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения.
В силу п. 3 ч. 1 ст. 15 Федерального закона № 131-ФЗ к вопросам местного значения муниципального района относятся владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального района.
Из содержания ст. 34 Федерального закона № 131-ФЗ следует, что структуру органов местного самоуправления составляют, в том числе глава муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.
В соответствии со ст. 37 Федерального закона № 131-ФЗ местной администрацией руководит глава местной администрации на принципах единоначалия.
Положением ч. 1 ст. 51 Федерального закона № 131-ФЗ предусмотрено, что органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
В соответствии со ст. 56 ГПК РФ, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями ч. 3 ст. 123 Конституции Российской Федерации и ст. 12 ГПК РФ, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В этой связи, исходя из установленных ГПК РФ принципов диспозитивности и состязательности, правомерность заявленных требований определяется судом на основании оценки доказательств, представленных сторонами в обоснование (опровержение) их правовых позиций.
Из материалов дела следует и судом установлено, что сооружение, назначение: сооружения коммунального хозяйства, наименование: сети водоснабжения в д. <адрес>, кадастровый №, расположенное по адресу: <адрес>, протяженностью 395 м., год завершения строительства - 1988, принято на учёт как бесхозяйный объект недвижимости 25 октября 2021 г. на основании заявления Муниципального образования <адрес> сельское поселение, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости (далее – ЕГРН) (л.д. 5-6, 28-29), а также отзывом Управления Росреестра по Пермскому краю (л.д. 35).
Согласно информации, предоставленной Комитетом имущественных отношений администрации Пермского муниципального округа, указанный объект недвижимого имущества в реестре муниципального имущества Пермского муниципального округа не числится (л.д. 12, 32).
Письмом Министерства по управлению имуществом и градостроительной деятельности <адрес> предоставлена информация о том, что указанный объект недвижимого имущества в реестре государственной собственности <адрес> не учитывается (л.д. 10, 33).
Из содержания письма Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в <адрес> следует, что сведения об указанной сети водоснабжения в реестре федерального имущества с указанными идентифицирующими данными отсутствуют (л.д. 9, 31).
Принимая во внимание приведённые обстоятельства, учитывая, что с момента постановки на учёт указанного объекта недвижимого имущества в качестве бесхозяйного имущества до подачи заявления в суд о признании на такой объект недвижимого имущества права муниципальной собственности прошло более 1 года, собственник (владелец) указанного имущества не известен, недвижимое имущество принято на учёт в качестве бесхозяйного в установленном порядке, суд приходит к выводу о том, что данный объект недвижимого имущества является бесхозяйным.
В этой связи заявление о признании права муниципальной собственности на указанный объект недвижимого имущества подлежит удовлетворению.
В соответствии с п. 5 ч. 2 ст. 14 Федерального закона от 13 июля 2015 г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» основаниями для осуществления государственного кадастрового учёта и (или) государственной регистрации прав являются вступившие в законную силу судебные акты.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194 – 199, 233 – 237, 293 ГПК РФ суд
решил:
Заявление администрации Пермского муниципального округа Пермского края о признании права муниципальной собственности на бесхозяйное недвижимое имущество удовлетворить.
Признать за муниципальным образованием «Пермский муниципальный округ Пермского края» право муниципальной собственности на бесхозяйное недвижимое имущество – назначение: сооружения коммунального хозяйства, наименование: сети водоснабжения в д. <адрес>, кадастровый №, расположенное по адресу: <адрес>
Решение является основанием для государственной регистрации права.
Решение в течение одного месяца со дня его составления в окончательной форме может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Пермский районный суд Пермского края в апелляционном порядке.
Судья: /подпись/ А.С. Симкин
Копия верна
Судья А.С. Симкин
Подлинник подшит
в гражданском деле № 2-484/2023
Пермского районного суда Пермского края
УИД 59RS0008-01-2022-005116-20