Судья: Сериков В.А. адм.дело № 33а-1188/2021
№ 2а-2888/2020
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
12 марта 2021 года г.Самара
Судебная коллегия по административным делам Самарского областного суда в составе:
председательствующего Клюева С.Б.,
судей Хлыстовой Е.В., Лазаревой М.А.,
при секретаре Петровой А.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе административного ответчика Дубровиной Л.В. на решение Центрального районного суда г. Тольятти Самарской области от 28 сентября 2020 г. по административному делу № 2а-2888/2020 по административному иску МИФНС России 3 19 по Самарской области к Дубровиной Л.В. о взыскании задолженности по налогам, пени,
заслушав доклад судьи Самарского областного суда Хлыстовой Е.В., объяснения представителя административного истца Гоморовой М.В., возражавшей против доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Межрайонная инспекция ФНС России № 19 по Самарской области обратилась в суд с административным исковым заявлением к Дубровиной Л.В. о взыскании недоимки по налогам, пени. В обоснование заявленного требования административный истец указал, что Дубровина Л.В. представила в налоговый орган декларацию по налогу на доходы физических лиц, согласно которой сумма налога на доходы физических лиц за 2018 год составила 14776 руб.
Указанная сумма налога не была оплачена, в связи с чем налоговым органом в адрес налогоплательщика выставлено требование об уплате налога № 73938 от 07.10.2019 года с предложением погасить недоимку по налогу и, начисленные на сумму недоимки пени за период с 16.07.2019 года по 06.10.2019 года в размере 294,54 руб., в срок до 08.11.2019 года.
Вышеуказанная недоимка не была погашена налогоплательщиком, ввиду чего налоговый орган обратился к мировому судье судебного участка № 114 Центрального судебного района г. Тольятти Самарской области с заявлением о взыскании недоимки по налогам и пени в вышеназванном размере. 28.02.2020 года судебный приказ был вынесен, однако впоследствии был отменен определением мирового судьи от 06.04.2020 года в связи с поступившим от должника возражением относительно его исполнения.
На основании вышеизложенного административный истец просил суд взыскать с административного ответчика задолженность по НДФЛ за 2018 год в сумме 14 776 руб., пени за несвоевременную уплату указанного налога за период с 16.07.2019 года по 06.10.2019 года в сумме 294,54 руб.
Решением Центрального районного суда г. Тольятти Самарской области от 28 сентября 2020 года заявленные Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 19 по Самарской области требования удовлетворены, с Дубровиной Л.В. в пользу Межрайонной инспекции ФНС России № 19 по Самарской области взысканы недоимка по налогу на доходы физических лиц за 2018 год по требованию № 73938 от 07.10.2019 года в размере 14 776 руб.; пени за просрочку оплаты указанного налога за период с 16.07.2019 года по 06.10.2019 года в сумме 294,54 руб., а всего взыскать 15 070 рублей 54 копейки. Также с Дубровиной Л.В. в доход бюджета г.о. Тольятти взыскана государственная пошлина в размере 602 рубля 80 копеек (л.д. 91-97).
В апелляционной жалобе Дубровина Л.В. просит решение отменить как незаконное и необоснованное, полагает, что с учетом того, что она налог оплатила (л.д. 114).
Основаниями для отмены решения в апелляционном порядке являются обстоятельства, перечисленные в статье 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее –КАС РФ).
Изучив доводы апелляционной жалобы, проверив материалы дела, судебная коллегия полагает решение суда первой инстанции не подлежащим отмене ввиду отсутствия оснований, предусмотренных статьей 310 КАС РФ.
В силу ст. 57 Конституции РФ, ст. 3, пп. 1 п. 1 ст. 23 НК РФ каждый налогоплательщик обязан платить законно установленные налоги и сборы.
В соответствии с ч. ч. 1, 2 ст. 287 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.
Согласно ст. 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнять обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Налогоплательщик вправе исполнить обязанность по уплате налога досрочно. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога.
В соответствии со ст. 19 НК РФ налогоплательщиками признаются организации и физические лица, на которые возложена обязанность уплачивать налоги и сборы.
На основании ст. 357 НК РФ налогоплательщиками налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
Согласно ст. 207 Налогового Кодекса РФ налогоплательщиками налога на доходы физических лиц признаются физические лица, являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации, а также физические лица, получающие доходы от источников, в Российской Федерации, не являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации.
В соответствии со ст. 209 Налогового кодекса РФ объектом налогообложения признается доход, полученный налогоплательщиками:
1) от источников в Российской Федерации и (или) от источников за пределами Российской Федерации - для физических лиц, являющихся налоговыми резидентами Российской Федерации;
2) от источников в Российской Федерации - для физических лиц, не являющихся налоговыми резидентами Российской Федерации
Согласно ст. 210 Налогового кодекса РФ при определении налоговой базы учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах, или право на распоряжение которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды, определяемой в соответствии со статьей 212 настоящего Кодекса.Порядок исчисления налога и подачи декларации установлен ст. 228 Налогового кодекса РФ, которой в частности установлено, что налогоплательщики, указанные в пункте 1 настоящей статьи, самостоятельно исчисляют суммы налога, подлежащие уплате в соответствующий бюджет, в порядке, установленном статьей 225 настоящего Кодекса.
Налогоплательщики, указанные в пункте 1 настоящей статьи, обязаны представить в налоговый орган по месту своего учета соответствующую налоговую декларацию.
Общая сумма налога, подлежащая уплате в соответствующий бюджет, исчисленная исходя из налоговой декларации с учетом положений настоящей статьи, уплачивается по месту жительства налогоплательщика в срок не позднее 15 июля года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога, которое в силу ст. 70 НК РФ должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
Статьей 75 НК РФ предусмотрено, что в случае неуплаты в установленный срок сумм налога, подлежит начислению пени в размере одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка РФ за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах для уплаты налога. Принудительное взыскание пеней с физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, производится в порядке, предусмотренном ст. 48 НК РФ.
В случае неисполнения налогоплательщиком - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога налоговый орган (таможенный орган) вправе обратиться в суд с иском о взыскании налога за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке и наличных денежных средств, данного налогоплательщика - физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога (ст. 48 НК РФ).
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что Дубровина Л.В., являясь адвокатом, представила в налоговый орган декларацию по налогу на доходы физических лиц, согласно которой сумма налога на доходы физических лиц за 2018 год составила 14776 руб., что подтверждается копией соответствующей декларации.
Указанная сумма налога не была оплачена, в связи с чем налоговым органом в адрес налогоплательщика выставлено требование об уплате налога № 73938 от 07.10.2019 года с предложением погасить недоимку по налогу и, начисленные на сумму недоимки пени за период с 16.07.2019 года по 06.10.2019 года в размере 294,54 руб., в срок до 08.11.2019 года.
Вышеуказанная недоимка не была погашена налогоплательщиком, ввиду чего налоговый орган обратился к мировому судье судебного участка № 114 Центрального судебного района г. Тольятти Самарской области с заявлением о взыскании недоимки по налогам и пени в вышеназванном размере. 28.02.2020 года судебный приказ был вынесен, однако впоследствии был отменен определением мирового судьи от 06.04.2020 года в связи с поступившим от должника возражением относительно его исполнения.
Право на обращение в суд с требованием о взыскании вышеуказанной задолженности по налогу и пени в принудительном порядке возникло у налогового органа после неоплаты задолженности по требованию № 73938 от 07.10.2019 года, согласно которому налогоплательщику было предложено погасить задолженность не позднее 08.11.2019 года. Обращение административного истца к мировому судье последовало до истечения шести месяцев с момента указанного в требовании, а в суд с иском о взыскании недоимки по налогам - в срок до шести месяцев после отмены судебного приказа, т.е. срок подачи административного искового заявления о взыскании задолженности налоговым органом не пропущен.
Разрешая спор, суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что требования налоговой инспекции подлежат удовлетворению.
При этом исходил из того, что административным ответчиком не исполнена установленная ст. 45 НК РФ обязанность по уплате налогов, расчет задолженности по налогам определен налоговым органом в соответствии с вышеуказанными нормами права.
Довод административного ответчика о том, что ею была погашена задолженность по налогу, судом апелляционной инстанции рассмотрен, признан несостоятельным по следующим основаниям.
Так, Дубровиной Л.В. к апелляционной жалобе прикладывались три платежных поручения №№ 135555 от 14.12.2019 г., 997410 от 31.07.2019 г., 670590 от 24.07.2019 г. (л.д. 116-121) на общую сумму 14776 руб. с назначением платежа ИДФЛ за 2018 г.
Вместе с тем, в адрес налогоплательщика было направлено требование об уплате налога, сбора, пени, штрафа №73938 по состоянию на 07.10.2019г., с предложением добровольно погасить задолженность по налогу на доходы физических лиц, в срок до 08.11.2019г., сумма к уплате составила налог - 14776 руб., пени - 294,54 руб., начислена по НДФЛ полученных от осуществления деятельности физическими лицами, зарегистрированными в качестве ИП, нотариусов, адвокатов в соответствии со ст.227 НКРФ (<данные изъяты>).
Согласно данным налогового органа, Дубровина Л.В. состоит на учете в налоговом органе в качестве адвоката с 28.01.2011, что подтверждается скрин копией с базы АИС-Налог-3.
Из представленных Дубровиной Л.В. платежных поручений административный ответчик оплатила задолженность (платежное поручение от 24.07.2019 на сумму 5000 руб. № 585131, от 24.07.2019 на сумму 2000 руб. № 8670590, от 31.07.2019 на сумму 7776 руб. № 6997410) по <данные изъяты> - НДФЛ с доходов полученных физическими лицами в соответствии со ст.228 НКРФ.
Согласно ст. 228 НКРФ исчисление и уплату налога в соответствии с настоящей статьей производят перечисленные в данной статье категории налогоплательщиков, получившие доход.
Учитывая вышеизложенное, платежные поручения, представленные Дубровиной Л.В., не относятся к требованию №73938 по состоянию на 07.10.2019г., по которым административный истец обратился в суд за взысканием суммы задолженности.
Судом апелляционной инстанции установлено, что платежи Дубровиной Л.В., а именно от 24.07.2019 на сумму 5000 руб., от 24.07.2019 на сумму 2000 руб., от 31.07.2019 на сумму 7776 руб. зачтены в 2015 налоговый период по погашению задолженности по НДФЛ, начисленной по ст. 228 НК РФ (<данные изъяты>), по требованиям № 8924 от 20.07.2016 г., № 13060 от 20.12.2016 г.
Таким образом, поскольку Дубровиной Л.В. задолженность по НДФЛ за 2018 г. по ст. 227 НК РФ по требованию № 73938 не была оплачена, судебная коллегия находит выводы суда правильными, основанными на верном применении норм Налогового кодекса РФ, регулирующих отношения, связанные с уплатой налога на доходы физических лиц.
При таких обстоятельствах законных оснований для отмены решения суда не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 309 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Центрального районного суда города Тольятти Самарской области от 28 сентября 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Дубровиной Л.В. – без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в силу со дня его принятия, может быть обжаловано в суд кассационной инстанции в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу.
Председательствующий:
Судьи: