Дело № 2-172/2023
05RS0033-01-2023-000210-35
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
18 июля 2023 г. с. Кумух
Лакский районный суд Республики Дагестан в составе: председательствующего судьи Абдурахманова А.В. при секретаре Устаровой У.А. рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Лакской межрайонной прокуратуры в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к Администрации муниципального образования «сельсовет Курклинский» <адрес> Республики Дагестан в лице главы администрации ФИО1, об обязании устранить нарушения законодательства в области обращения с отходами животноводства (биологические отходы), а также законодательства РФ об экологической экспертизе,
УСТАНОВИЛ:
Межрайонной прокуратурой проведена проверка исполнения требований законодательства в области обращения с отходами животноводства (биологические отходы), а также законодательства РФ об экологической экспертизе
Согласно ст. 6.10 ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожение биологических отходов утвержденный главным государственным ветеринарным инспектором РФ от ДД.ММ.ГГГГ № ответственность за устройство, санитарное состояние и оборудование скотомогильника (биотермической ямы) в соответствии с настоящими Правилами возлагается на местную администрацию
Согласно главе 5 указанных правил выбор и отвод земельного участка для строительства скотомогильника или отдельно стоящей биотермической ямы проводят органы местной администрации по представлению организации государственной ветеринарной службы, согласованному с местным центром санитарно-эпидемиологического надзора. Размещение скотомогильников (биотермических ям) в водо-охранной, лесопарковой и заповедной зонах категорически запрещается
Скотомогильники (биотермические ямы) размещают на сухом возвышенном участке земли площадью не менее 600 кв. м. уровень состояния грунтовых вод должен быть не менее 2 м от поверхности земли. Размер санитарнозащитной зоны от скотомогильника (биотермической ямы) до: - жилых, общественных зданий, животноводческих ферм (комплексов) - 1000 м; - скотопрогонов и пастбищ - 200 м; - автомобильных, железных дорог в зависимости от их категории - 50 - 300 м. территорию скотомогильника (биотермической ямы) огораживают глухим забором высотой не менее 2 м с въездными воротами. С внутренней стороны забора по всему периметру выкапывают траншею глубиной 0,8 - 1,4 м и шириной не менее 1,5 м с устройством вала из вынутого грунта. При строительстве биотермической ямы в центре участка выкапывают яму размером 3,0 х 3,0 м и глубиной 10 м. Стены ямы выкладывают из красного кирпича или другого водонепроницаемого материала и выводят выше уровня земли на 40 см с устройством отмостки. На дно ямы укладывают слой щебенки и заливают бетоном. Стены ямы штукатурят бетонным раствором. Перекрытие ямы делают двухслойным. Между слоями закладывают утеплитель. В центре перекрытия оставляют отверстие размером 30 х 30 см, плотно закрываемое крышкой. Из ямы выводят вытяжную трубу диаметром 25 см и высотой 3 м. Над ямой на высоте 2,5 м строят навес длиной 6 м, шириной 3 м. Рядом пристраивают помещение для вскрытия трупов животных, хранения дезинфицирующих средств, инвентаря, спецодежды и инструментов.
Приемку построенного скотомогильника (биотермической ямы) проводят с обязательным участием представителей государственного ветеринарного и санитарного надзора с составлением акта приемки. Скотомогильник (биотермическая яма) должен иметь удобные подъездные пути.
В соответствии с п.п. 8, 23 п.1 ст. 14 Федерального Закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» к вопросам местного значения поселения относится участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения, участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера
Ответственность за устройство, санитарное состояние и оборудование скотомогильников (биотермических ям) с учетом их назначения является важной составляющей мер по предупреждению чрезвычайных ситуаций, в части, биолого-социальных чрезвычайных ситуаций
Проведенной проверкой в администрации МО «сельсовет Курклинский» <адрес> РД установлено, что на территории муниципального образования «сельсовет Курклинский» <адрес> не имеется скотомогильник (биотермическая яма), и это свидетельствует о том, что органами местного самоуправления не принимаются меры по ликвидации несанкционированных мест захоронения биологических отходов и по предупреждению чрезвычайных ситуаций, в части, биолого-социальных чрезвычайных ситуаций.
ДД.ММ.ГГГГ межрайонной прокуратурой в связи с выявленными нарушениями в адрес главы муниципального образования «сельсовет Курклинский» <адрес> РД в соответствии со ст. 24 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» внесено представление об устранении нарушений закона
В течении 30 дней главой администрации муниципального образования «сельсовет Курклинский» ФИО1 нарушения законодательства в области обращения с отходами (биологические отходы), а также законодательства об экологической экспертизе не устранены
Отмеченные обстоятельства приводят к нарушению прав и законных интересов неопределенного круга лиц, в том числе жителей сельского поселения МО «сельсовет Курклинский» <адрес>
Обращение прокурора в суд вызвано защитой прав и законных интересов неопределенного круга лиц, количество которых постоянно изменчиво.
На основании изложенного, Лакский межрайонный прокурор просит суд обязать муниципальное образование «сельсовет Курклинский» <адрес> Республики Дагестан ИНН 0520001628, ОГРН 1020501231079 устранить в течении 6 месяцев после вступления решения суда в законную силу нарушения законодательства в области обращения с отходами животноводства (биологические отходы), а также законодательства об экологической экспертизе.
Представитель истца заместитель Лакского межрайонного прокурора ФИО3, представил в суд ходатайство о рассмотрении дела без участия гражданского истца, исковые требования просит суд удовлетворить в полном объеме.
Представитель ответчика – глава Администрации муниципального образования «сельсовет Курклинский» <адрес> ФИО1 судебное заседание не явился, представил в суд ходатайство о рассмотрении дела без его участия, исковые требования Лакской межрайонной прокуратуры признает.
В соответствии с ч.5 ст.167 УПК РФ стороны вправе просит суд о рассмотрении дела в их отсутствии и направлении им копии решения суда.
Суд считает возможным рассмотреть настоящее гражданское дела в отсутствии истца и ответчика в соответствии со ст.167 ГПК РФ.
Суд, исследовав материалы дела, установив добровольный характер признания иска ответчиком, считает возможным принять добровольное признание иска на основании ст.39 ГПК РФ и по правилам ст. 173 ГПК РФ, ибо это не противоречить закону и не нарушает права и охраняемых законом интересы других лиц.
Судом, бесспорно, установлено, что Лакской межрайонной прокуратурой проведена проверка соблюдения на территории администрации муниципального образования «сельсовет Курклинский» <адрес> РД законодательства в области ветеринарии в сфере перевозки и убоя животных, переработки, хранения и реализации продуктов животноводства, а также законодательства РФ об экологической экспертизе в январе 2023 года.
В соответствии со ст. 42 Конституции РФ - каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду.
В соответствии со ст. 6.3 и 6.3.2 Постановления Правительства РД от ДД.ММ.ГГГГ N 14 "Об утверждении республиканских нормативов градостроительного проектирования" скотомогильники (биотермические ямы) предназначены для обеззараживания, уничтожения сжиганием или захоронения биологических отходов (трупов животных и птиц; ветеринарных конфискатов, выявленных на убойных пунктах, хладобойнях, в мясоперерабатывающих организациях, рынках, организациях торговли и других организациях; других отходов, получаемых при переработке пищевого и непищевого сырья животного происхождения).
Скотомогильники (биотермические ямы) проектируются в соответствии с требованиями Ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов, утвержденных постановлением Главного государственного ветеринарного инспектора Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №.
Согласно указанных правил - Скотомогильники (биотермические ямы) размещают на сухом возвышенном участке земли площадью не менее 600 кв. м. уровень стояния грунтовых вод должен быть не менее 2 м от поверхности земли. Размер санитарнозащитной зоны от скотомогильника (биотермической ямы) до: - жилых, общественных зданий, животноводческих ферм (комплексов) - 1000 м; - скотопрогонов и пастбищ - 200 м; - автомобильных, железных дорог в зависимости от их категории - 50 - 300 м. территорию скотомогильника (биотермической ямы) огораживают глухим забором высотой не менее 2 м с въездными воротами. С внутренней стороны забора по всему периметру выкапывают траншею глубиной 0,8 - 1,4 м и шириной не менее 1,5 м с устройством вала из вынутого грунта. При строительстве биотермической ямы в центре участка выкапывают яму размером 3,0 х 3,0 м и глубиной 10 м. Стены ямы выкладывают из красного кирпича или другого водонепроницаемого материала и выводят выше уровня земли на 40 см с устройством отмастки. На дно ямы укладывают слой щебенки и заливают бетоном. Стены ямы штукатурят бетонным раствором. Перекрытие ямы делают двухслойным. Между слоями закладывают утеплитель. В центре перекрытия оставляют отверстие размером 30 х 30 см, плотно закрываемое крышкой. Из ямы выводят вытяжную трубу диаметром 25 см и высотой 3 м. Над ямой на высоте 2,5 м строят навес длиной 6 м., шириной 3 м. Рядом пристраивают помещение для вскрытия трупов животных, хранения дезинфицирующих средств, инвентаря, спецодежды и инструментов.
Приемку построенного скотомогильника (биотермической ямы) проводят с обязательным участием представителей государственного ветеринарного и санитарного надзора с составлением акта приемки. Скотомогильник (биотермическая яма) должен иметь удобные подъездные пути.
В соответствии с п.п. 8, 23 п.1 ст. 14 Федерального Закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» к вопросам местного значения поселения относится участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения, участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера
Ответственность за устройство, санитарное состояние и оборудование скотомогильников (биотермических ям) с учетом их назначения является важной составляющей мер по предупреждению чрезвычайных ситуаций, в части, биолого-социальных чрезвычайных ситуаций.
В соответствии со ст. 2 Закона РФ от 15.05э.1993 г. № «О ветеринарии» Ветеринарное законодательство Российской Федерации состоит из указанного Закона и принимаемых в соответствии с ним иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
Органы государственной власти и органы местного самоуправления, организации всех форм собственности, индивидуальные предприниматели, граждане обеспечивают соблюдение требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения за счет собственных средств, (ст. 2, Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения").
Гражданский кодекс Российской Федерации в статье 210 устанавливает, что собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не установлено законом или договором.
При наличии указанных выше нарушений закона на территории администрации МО «сельсовет Курклинский» должным образом не может быть обеспечено санитарно-эпидемиологическое благополучие населения, безопасность населения от общих для человека и животных болезней и т.д.
В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Согласно представлению Лакской межрайонной прокуратуры от ДД.ММ.ГГГГ главе администрации МО «сельсовет Курклинский» ФИО1 предложено безотлагательно рассмотреть и устранить выявленные в ходе проверки законодательства в области обращения с отходами животноводства (биологические отходы), а также законодательства РФ об экологической экспертизе.
Указанные письменные доказательства подтверждают обоснованность исковых требований прокурора.
В соответствии со ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, муниципальных образований.
При изложенных обстоятельствах, суд считает иск прокурора подлежащим удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Исковые требования заместителя Лакского межрайонного прокурора ФИО3 - удовлетворить.
Обязать Администрацию муниципального образования «сельсовет Курклинский» <адрес> Республики Дагестан ИНН 0520001628, ОГРН 1020501231079 устранить в течение 6 месяцев после вступления решения суда в законную силу нарушения законодательства в области обращения с отходами животноводства (биологические отходы), а также законодательства об экологической экспертизе.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Дагестан в течение 30 дней, через Лакский районный суд.
Председательствующий судья: А.В. Абдурахманов