Дело № 2-194/2015
Р Е Ш Е Н И Е
и м е н е м Р о с с и й с к о й Ф е д е р а ц и и
6 ноября 2015 года
Юрлинский районный суд Пермского края в составе:
председательствующего судьи Дереглазовой Н.Н.,
при секретаре судебного заседания Трушевой Е.А., с участием:
истца Томилиной Т.Г.,
представителя истца – Томилина Г.Н.,
представителя ответчика – администрации Юрлинского муниципального района – Мошегова А.И.,
представителя соответчика – администрации Юрлинского сельского поселения – Сальниковой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в селе Юрла гражданское дело по иску Томилиной Татьяны Геннадьевны к администрации Юрлинского муниципального района о признании действий администрации незаконными, наложении обязанности по выплате денежных средств по программе «Обеспечение жильём молодых семей в Пермской крае», компенсации морального вреда,
у с т а н о в и л:
Томилина Т.Г. представила на разрешение суда названные требования, указывая следующее.
12 марта 2008 года истица подала заявление на участие в программе «Обеспечение жильём молодых семей», собрала пакет документов и была включена в список на получение выплаты.
15 сентября 2014 года Томилина Т.Г. получила письмо о включении в основной список семей-претендентов на получение социальной выплаты в 2014 году. Она собрала пакет документов, при сдаче которых была информирована, что стоимость квадратного метра увеличена, средств на предоставление выплаты её семье недостаточно.
17 июля 2015 года истица получила письмо «…о исключении социальной выплаты по достижению 35 лет…», после чего обратилась в прокуратуру, признавшую действия администрации незаконными.
В течение всех этих лет Томилина Т.Г. снимает жильё в <адрес>, сын посещает школу. Получив отказ в предоставлении выплаты, она перенесла моральное, душевное волнение, испытывала головные боли, похудела на 10 кг и вынуждена и далее нести расходы по найму жилья.
Томилина Т.Г. просит признать действия администрации Юрлинского района незаконными, обязать выплатить денежные средства по программе «Обеспечение жильём молодых семей в Пермском крае», взыскать с администрации Юрлинского района 200 000 рублей в счёт компенсации морального вреда.
В судебном заседании Томилина Т.Г., скорректировав предмет требований, по приведённым в иске основаниям просила администрацию Юрлинского муниципального района, администрацию Юрлинского сельского поселения, Правительство Пермского края, Министерство социального развития Пермского края выдать ей свидетельство на право получения социальной выплаты на приобретение жилья вне очереди и выплатить причитающиеся ей средства, а также взыскать 200 000 рублей в счёт компенсации морального вреда.
Представитель истца Томилин Г.Н. поддержал позицию доверителя.
Представитель ответчика – администрации Юрлинского муниципального района – Мошегов А.И., заявив о непризнании иска, пояснил, что семья Томилиной Т.Г. стояла и стоит в списке семей-претендентов на получение социальной выплаты на приобретение жилья в размере 35% его расчётной стоимости и может рассчитывать на реализацию своего права до 36-летнего возраста в соответствии с очерёдностью, а сверх этого возраста на получение социальной выплаты в размере 10% расчётной стоимости жилья.
Администрация района в срок до 1 сентября формирует предварительные списки на получение выплаты в плановом году и направляет их в Министерство социального развития Пермского края, которое с учётом федерального, краевого бюджетных ассигнований формирует и утверждает сводный список. Затем на основе сводного списка Министерство социального развития формирует основной список и доводит его до органов местного самоуправления. Далее органы местного самоуправления делают заявки на свидетельства, финансирование которых гарантировано Министерством социального развития края, и выдают свидетельства получателям выплат.
Действительно, 17 сентября 2014 года семья Томилиной Т.Г. была включена в сводный список на выплату под номером 11. Сумма, предназначавшаяся для выплаты 11 семьям, составляла 3 639 502 рубля, поскольку в соответствии с Постановлением Правительства Пермского края от 25 июня 2014 года № 528-П средняя расчётная стоимость одного квадратного метра общей площади жилья по Юрлинскому муниципальному району в третьем квартале составляла 19 045 рублей.
Постановлением Правительства Пермского края от 13 октября 2014 года № 1155-п средняя расчётная стоимость одного квадратного метра общей площади жилья по Юрлинскому муниципальному району в четвёртом квартале 2014 года была увеличена до 19 448 рублей.
Общая сумма средств на предоставление социальной выплаты на 10 семей составила 3 430 628 рублей. Сумма выплат семье Томилиной Т.Г. должна была составить 285 885 рублей. Таким образом, выплата 11 семьям предполагала наличие 3 716 513 рублей, в том числе, 55 260 рублей средств Юрлинского сельского поселения, которых у них не было.
Конечный список, сформированный Министерством социального развития в 2014 году, составлялся с учётом вновь введённой расчётной стоимости жилья и семью Томилиной Т.Г. не включал.
В связи с увеличением средней расчётной стоимости одного квадратного метра общей площади жилья произвести социальную выплату Томилиной Т.Г. стало невозможно. Вины администрации Юрлинского муниципального района в сложившейся ситуации нет.
Представитель соответчика – администрации Юрлинского сельского поселения - Сальникова Е.В., заявив о непризнании иска, пояснила, что для исполнения полномочий поселения по реализации программы по обеспечению жильём молодых семей в части софинансирования доли поселения используются средства, предоставленные поселению из бюджета Юрлинского муниципального района в виде иной дотации. Изменить лимит выделенных средств, использовать иные средства по данному направлению невозможно.
Представитель соответчиков - Правительства Пермского края, Министерства социального развития Пермского края - ФИО1 на слушание дела не явилась, просила об его проведении без её участия, в возражениях отметила, что в 2014 году в связи с увеличением стоимости одного квадратного метра на территории Юрлинского муниципального района на 4 квартал семья Томилиной Т.Г. была исключена администрацией Юрлинского муниципального района из списка молодых семей-претендентов на получение социальной выплаты в связи с нехваткой средств местного бюджета. Из числа участников программы семья исключена не была.
В соответствии с п.7.6 Механизма реализации Программы социальная выплата предоставляется органом местного самоуправления муниципального района или городского округа Пермского края, принявшим решение об участии молодой семьи в Программе, в безналичной форме путём зачисления средств из федерального, краевого, а также местного бюджетов на банковский счёт получателя выплаты, открытый в банке.
Органы местного самоуправления муниципальных образований Пермского края являются исполнителями Программы на соответствующей территории и в рамках своей компетенции осуществляют организационные мероприятия.
В соответствии с п. 5.9 Порядка реализации мероприятий по обеспечению жильём молодых семей подпрограммы 1 «Государственная социальная поддержка семей и детей» государственной программы «Семья и дети Пермского края» одновременно с выдачей свидетельства орган местного самоуправления заключает с молодой семьёй – претендентом на получение социальной выплаты договор, предметом которого является оказание государственной поддержки в приобретении (строительстве) жилья в рамках реализации Подпрограммы. Указанный договор должен содержать порядок и условия получения и использования предоставляемой социальной выплаты.
В соответствии с условиями Порядка реализации мероприятий по обеспечению жильём молодых семей подпрограммы в качестве механизма доведения социальной выплаты до участницы Программы используется свидетельство на право получения социальной выплаты для приобретения жилья (далее свидетельство), которое выдаётся органом местного самоуправления муниципального района или городского округа Пермского края, принявшим решение об участии молодой семьи в Программе.
Полученное свидетельство сдаётся его владельцем в банк, где на его имя открывается банковский счёт, предназначенный для зачисления социальной выплаты. Участница Программы - владелица свидетельства заключает договор банковского счёта с банком по месту приобретения жилья.
Семье Томилиной Т.Г. свидетельство не выдано.
Согласно сведениям, полученным из личного дела, семья Томилиной Т.Г. в составе двух человек является участником подпрограммы 1 «Государственная социальная поддержка семей и детей» государственной программы «Семья и дети Пермского края», утверждённой Постановлением Правительства Пермского края от 3 октября 2013 года № 1322-п «Об утверждении государственной программы «Семья и дети Пермского края», в том числе в части участия в реализации мероприятий подпрограммы «Обеспечение жильём молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы, и состоит в очереди на предоставление социальной выплаты на приобретение (строительство) жилья в размере 35% расчётной (средней) стоимости жилья по Юрлинскому сельскому поселению.
В рамках реализации программы организационные мероприятия на муниципальном уровне предусматривают выдачу молодым семьям в установленном порядке свидетельств на приобретение жилья исходя из объёмов бюджетных ассигнований, предусмотренных на эти цели в бюджетах муниципальных образований Пермского края, в том числе, за счёт средств субсидий из бюджета Пермского края, а также перечисление бюджетных средств, предназначенных для предоставления социальных выплат, участницам Программы на банковский счёт уполномоченного банка.
Представитель соответчика просит исключить Правительство Пермского края, Министерство социального развития Пермского края из числа ответчиков и в иске по заявленным требованиям отказать.
Заслушав участников процесса, оценив доводы иска, возражений, исследовав представленные материалы, суд приходит к следующему.
12 марта 2008 года Томилина Т.Г., родившаяся ДД.ММ.ГГГГ, действуя в своих интересах и в интересах сына ФИО2, родившегося ДД.ММ.ГГГГ, обратилась в администрацию Юрлинского муниципального района с заявлением на участие в областной целевой программе «Обеспечение жильём молодых семей в Пермской области на 2005 – 2010 годы» с приобщением необходимых документов.
Истицей в администрацию Юрлинского муниципального района подано заявление об отказе от 10% социальной выплаты.
Семья Томилиной Т.Г. включена в число претендентов на получение социальной выплаты в связи с нуждаемостью в улучшении жилищных условий и состоит в очереди на предоставление социальной выплаты на приобретение (строительство) жилья в размере 35% расчётной (средней) стоимости жилья по Юрлинскому сельскому поселению.
Приведённые обстоятельства установлены судом из совокупности сведений, полученных от лиц, участвующих в деле, копий паспортов, списков семей-претендентов на получение социальных выплат, в том числе, на 2015 год.
Одним из требований Томилиной Т.Г., сформулированных в судебном заседании, фактически является обращённое к ответчикам требование о выдаче свидетельства на право получения социальной выплаты для приобретения жилья вне очереди с предоставлением социальной выплаты в размере 35% расчётной (средней) стоимости жилья.
При его разрешении суд руководствуется следующим.
В рамках участия Пермского края в реализации подпрограммы «Обеспечение жильём молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы (в настоящее время федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы), утверждённой Постановлением Правительства РФ от 17 декабря 2010 года № 1050, была разработана долгосрочная целевая программа «Обеспечение жильём молодых семей в Пермском крае на 2011-2015 годы», утверждённая Постановлением Правительства Пермского края от 30 декабря 2010 года № 1119-п, утратившим силу с 1 января 2014 года.
В настоящее время в соответствии с Постановлением Правительства Пермского края от 3 октября 2013 года N 1322-п "Об утверждении государственной программы "Семья и дети Пермского края", Постановлением Правительства Пермского края от 29 ноября 2013 г. N 1665-п "Об установлении расходного обязательства Пермского края по обеспечению жильём молодых семей на 2014-2015 годы" утверждён Порядок реализации мероприятий по обеспечению жильём молодых семей подпрограммы 1 "Государственная социальная поддержка семей и детей" государственной программы "Семья и дети Пермского края", утверждённой Постановлением Правительства Пермского края от 3 октября 2013 года N 1322-п (далее Порядок).
Пунктами 2.1, 2.1.1, 2.1.2 раздела «Механизм реализации мероприятий Подпрограммы» Порядка определено, что реализация мероприятий Подпрограммы осуществляется по двум направлениям:
- предоставление участницам Подпрограммы социальных выплат на условиях софинансирования мероприятий Подпрограммы в рамках участия Пермского края в реализации Подпрограммы "Обеспечение жильём молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище", предусматривающее привлечение средств федерального бюджета, средств бюджета Пермского края и средств местных бюджетов (п.2.1.1);
- предоставление участницам Подпрограммы социальных выплат за счёт средств бюджета Пермского края в размере 10 процентов расчётной (средней) стоимости жилья (п.2.1.2).
Как уже было указано, семья Томилиной Т.Г. является претендентом на предоставление социальной выплаты на приобретение (строительство) жилья в размере 35% расчётной (средней) стоимости жилья.
Пунктом 2.4 раздела «Механизм реализации мероприятий Подпрограммы» Порядка установлено, что Правила предоставления социальной выплаты и направления использования социальной выплаты, указанной в п. 2.1.1 настоящего Порядка, определены Подпрограммой "Обеспечение жильём молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" (на 2015 - 2020 годы).
В соответствии с п.п. «а» п. 6 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования в рамках реализации Подпрограммы "Обеспечение жильём молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2015 - 2020 годы", утверждённых Постановлением Правительства РФ от 17 декабря 2010 года N 1050, приведённых в приложении № 4 к подпрограмме (далее Правил), для участия в подпрограмме молодая семья должна соответствовать следующим условиям: возраст каждого из супругов либо одного родителя в неполной семье на день принятия органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации решения о включении молодой семьи - участницы подпрограммы в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году не должен превышать 35 лет; семья должна быть признана нуждающейся в жилом помещении в соответствии с пунктом 7 настоящих Правил; у семьи имеются доходы, позволяющие получить кредит, либо иные денежные средства, достаточные для оплаты расчётной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты.
Согласно п.п. 26, 27 указанных Правил орган исполнительной власти субъекта РФ на основании списков молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, поступивших от органов местного самоуправления, и с учётом средств, которые планируется выделить на софинансирование мероприятий подпрограммы из бюджета субъекта Российской Федерации и (или) местных бюджетов на соответствующий год, а при наличии средств, предоставляемых организациями, участвующими в реализации подпрограммы, за исключением организаций, предоставляющих жилищные кредиты и займы, с учётом указанных средств формирует и утверждает сводный список молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году (далее - сводный список), по форме, утверждаемой Министерством регионального развития Российской Федерации.
Сводный список представляется органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации государственному заказчику подпрограммы в сроки, установленные государственным заказчиком подпрограммы.
После определения государственным заказчиком подпрограммы размера субсидии, предоставляемой бюджету субъекта Российской Федерации на планируемый (текущий) год, и доведения этих сведений до органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации на основании сводного списка и с учётом объёма субсидий, предоставляемых из федерального бюджета, размера бюджетных ассигнований, предусматриваемых в бюджете субъекта Российской Федерации и (или) местных бюджетах на соответствующий год на софинансирование мероприятий подпрограммы, а при наличии средств, предоставляемых организациями, участвующими в реализации подпрограммы, за исключением организаций, предоставляющих жилищные кредиты и займы, с учётом указанных средств утверждает списки молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в соответствующем году.
Письмом от 25 сентября 2014 года № 1119 администрации Юрлинского муниципального района Томилина Т.Г, уведомлена, что её семья включена в основной список молодых семей-претендентов на получение социальной выплаты в 2014 году (за счёт средств 2014 года) по Юрлинскому муниципальному району.
Согласно выписке из списка молодых семей-претендентов на получение социальных выплат в 2014 году в Юрлинском районе, утверждённого приказом Министерства социального развития Пермского края от 17 сентября 2014 года № СЭД-33-01-03-461, семья Томилиной Т.Г. действительно была включена в список из 11 семей под № 11, при этом стоимость 1 квадратного метра жилья была определена в 19 045 рублей.
Как следует из выписки из списка молодых семей-претендентов на получение социальных выплат в 2014 году по Юрлинскому району, утверждённого приказом Министерства социального развития Пермского края от 17 сентября 2014 года № СЭД-33-01-03-461 (в редакции приказом Министерства социального развития Пермского края от 30 сентября 2014 года и других), число семей в списке составляет 10 при стоимости 1 квадратного метра жилья 19 448 рублей.
Письмом от 5 ноября 2014 года № 1285 администрации Юрлинского муниципального района Томилина Т.Г. извещена о том, что в связи с увеличением стоимости одного квадратного метра на территории Юрлинского муниципального района на 4 квартал текущего года её семья исключена из списков молодых семей-претендентов на получение социальной выплаты в текущем году, но не исключена из Программы «Обеспечение жильём молодых семей в Юрлинском муниципальном районе на 2014 - 2015 годы», и право на получение социальной выплаты переходит на 2015 финансовый год.
Приведённые данные в полной мере соответствуют сведениям, представленным суду ответчиками.
Таким образом, семья истицы не была включена в список получателей социальной выплаты в 2014 году в связи с недостаточностью средств на финансирование подпрограммы и с учётом очерёдности, предполагающей, в соответствии с п. 25 Правил первоочередное включение в списки молодых семей, поставленных на учёт в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 марта 2005 года, а также молодых семей имеющих 3 и более детей.
Данных, опровергающих приведённый вывод суда, стороной истца суду не представлено.
Из списка молодых семей – участниц подпрограммы 1 «Государственная социальная поддержка семей и детей» государственной программы «Семьи и дети Пермского края», в том числе в части участия в подпрограмме «Обеспечение жильём молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011 - 2015 годы, изъявивших желание получить социальную выплату в 2015 году, следует, что общее количество участниц составляет 191 семья, из них 158 семей Юрлинского сельского поселения.
Семья Томилиной Т.Г. состоит в очереди участниц подпрограммы под № 12, после 11 многодетных семей, подавших заявления на участие в подпрограмме в течение 2014 – 2015 годов.
Из аналогичного списка на 2016 год следует, что общее число участниц составляет 194 семьи, из них 158 семей Юрлинского сельского поселения. Семья Томилиной Т.Г. состоит в очереди под № 13, первой из числа семей, не относящихся к категории льготных. Список включает семьи, включённые в основной список 2015 года.
Согласно выписке из списка молодых семей-претендентов на получение социальных выплат в 2015 году в Юрлинском районе, утверждённого приказом Министерства социального развития Пермского края от 8 октября 2015 года № СЭД-33-01-03-531, в число претендентов на текущий год включено 4 семьи, расчётная стоимость 1 квадратного метра жилья составляет 20 319 рублей.
Таким образом, первоочередное предоставление молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использование при наличии условий, имеющих место применительно к семье Томилиной Т.Г. (семья из двух человек), законом не предусмотрено. Сводный список участников подпрограммы формируется на основании заявок органов местного самоуправления в хронологической последовательности по дате постановки на учёт.
Обоснованное невключение семьи Томилиной Т.Г. в сводный список участников подпрограммы свидетельствует о неправомерности требования о выдаче свидетельства на право получения социальной выплаты для приобретения жилья вне очереди с предоставлением социальной выплаты в размере 35% расчётной (средней) стоимости жилья.
Соответствие решений, явившихся основанием для непредоставления семье Томилиной Т.Г. социальной выплаты на приобретение жилья в 2014 году, требованиям законодательства является основанием для отказа в удовлетворении иска в части компенсации морального вреда.
Принимая во внимание изложенное, руководствуясь ст.ст. 194 – 199 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
в удовлетворении исковых требований Томилиной Татьяны Геннадьевны к Правительству Пермского края, Министерству социального развития Пермского края, администрации Юрлинского муниципального района, администрации Юрлинского сельского поселения о наложении обязанности по выдаче свидетельства на право получения социальной выплаты для приобретения жилья вне очереди с предоставлением социальной выплаты, компенсации морального вреда отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в суд Пермского края через Юрлинский районный суд в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья Юрлинского районного суда
Пермского края Н.Н.Дереглазова