Судья Рябец Т.В. Дело № 7-21-253
РЕШЕНИЕ
1 апреля 2021 года город Владивосток
Судья Приморского краевого суда Судницына С.П., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Аториной Л.Н. на решение судьи Дальнегорского районного суда Приморского края от 9 февраля 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении должностного лица - главного специалиста 1 разряда отдела жизнеобеспечения администрации Дальнегорского городского округа Аториной Л.Н.,
установила:
постановлением государственного инспектора Приморского края в области охраны окружающей среды Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Приморского края Предэ Д.П. № от ДД.ММ.ГГГГ должностное лицо - главный специалист 1 разряда отдела жизнеобеспечения администрации Дальнегорского городского округа Аторина Л.Н. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и подвергнута наказанию в виде административного штрафа в размере 10000 рублей.
Решением судьи Дальнегорского районного суда Приморского края от 9 февраля 2021 года указанное постановление должностного лица оставлено без изменения, жалоба Аториной Л.Н. без удовлетворения.
Не согласившись с решением судьи, Аторина Л.Н. подала на него жалобу, в которой со ссылкой положения статьи 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, ставится вопрос об изменении постановления должностного лица.
В судебное заседание Аторина Л.Н. не явилась, о времени и месте рассмотрения дела по жалобе извещена надлежащим образом.
Изучив материалы дела, ознакомившись с жалобой, выслушав государственного инспектора Приморского края в области охраны окружающей среды Предэ Д.П., возражавшего против доводов жалобы, прихожу к следующим выводам.
Частью 1 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (в редакции Федерального закона от 17 июня 2019 года № 141-ФЗ) предусмотрена административная ответственность за несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при сборе, накоплении, транспортировании, обработке, утилизации или обезвреживании отходов производства и потребления, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.2.3 настоящего Кодекса.
Порядок обращения с отходами производства и потребления установлен Федеральным законом от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее - Закон № 89-ФЗ).
Согласно пункту 1 статьи 22 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее - Закона 7-ФЗ) в целях предотвращения негативного воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности для юридических и физических лиц - природопользователей устанавливаются нормативы допустимого воздействия на окружающую среду, в том числе и нормативы образования отходов и лимиты на их размещение (далее - НООЛР).
Одновременно с этим пунктом 1 статьи 18 Закона 89-ФЗ определено, что нормативы образования отходов и лимиты на их размещение устанавливаются в целях обеспечения охраны окружающей среды и здоровья человека, уменьшения количества отходов применительно к юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, в результате хозяйственной и (или) иной деятельности которых образуются отходы.
Пунктом 11 Порядка разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение применительно к хозяйственной и (или) иной деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства), в процессе которой образуются отходы на объектах, подлежащих региональному государственному экологическому надзору, утвержденного Приказом департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Приморского края от 12 апреля 2016 года № 66 и пунктом 7 Методических указаний по разработке проектов образования отходов и лимитов на их размещение применительно к хозяйственной и (или) иной деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства), в процессе которой образуются отходы на объектах, подлежащих региональному экологическому надзору на территории Приморского края, утвержденных приказом департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Приморского края от 12 апреля 2016 года № 63 предусмотрено предоставление ежегодное представление технического отчета.
Так, в соответствии с пунктом 11 Порядка нормативы образования отходов и лимиты на их размещение утверждаются сроком на 5 лет при условии ежегодного представления индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами технического отчета по обращению с отходами, разрабатываемого в соответствии с Методическими указаниями, и представляемого в уведомительном порядке в Департамент (далее - технический отчет).
Технический отчет представляется индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами непосредственно в Департамент или направляется в его адрес почтовым отправлением с описью вложения и с уведомлением о вручении в течение 10 рабочих дней со дня, следующего за датой истечения очередного года с даты утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.
Датой представления технического отчета считается отметка Департамента о его получении (вручении) с указанием даты или дата почтового отправления.
Технический отчет может быть подан в виде электронного документа, подписанного электронной подписью в соответствии с требованиями Федерального закона № 63-ФЗ или через МФЦ.
В технический отчет включаются сведения о фактически образованных количествах отходов, а также сведения за отчетный период о фактическом использовании, обезвреживании, хранении и захоронении отходов на самостоятельно эксплуатируемых (собственных) объектах размещения отходов, о фактической передаче отходов другим хозяйствующим субъектам.
В соответствии с пунктом 7 Методических указаний технический отчет по обращению с отходами ежегодно составляется и представляется в уведомительном порядке в Департамент в целях подтверждения соблюдения утвержденных нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, образовавшихся за отчетный период, хозяйствующими субъектами (их филиалом(ами) или обособленными подразделениями).
Технический отчет по обращению с отходами составляется с целью:
- подтверждения заявленных в ПНООЛР видов, классов опасности и количества отходов, образовавшихся за отчетный период;
- подтверждения фактической утилизации, фактического обезвреживания, размещения, передачи другим хозяйствующим субъектам отходов, образовавшихся за отчетный период (пункт 8 Методических указаний).
В соответствии с пунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 21 июля 2014 года №219-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Закон № 219-ФЗ), который вступил в силу с 1 января 2019 года, нормативы образования отходов и лимиты на их размещение (далее - НООЛР) разрабатываются юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I и II категорий, определяемых в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды.
Пунктом 4 статьи 18 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ определено, что юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах II категории, определенных в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды, включают информацию об объеме или о массе образовавшихся и размещенных отходов в декларацию о воздействии на окружающую среду в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды.
При этом после 1 января 2019 года при осуществлении хозяйственной и (или) иной деятельности на объектах, категория которых не определена, требование по разработке НООЛР законодательством не установлено.
Из приведенных положений следует, что на территории Приморского края юридические лица и индивидуальные предприниматели, в результате хозяйственной и (или) иной деятельности которых образуются отходы вне зависимости от категории объектов, и которым до 1 января 2019 года установлены нормативы образования отходов и лимиты на их размещение обязаны были предоставить в департамент природных ресурсов и охраны окружающей среды Приморского края технический отчет по обращению с отходами за 2018 год.
Как следует из материалов дела приказом Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Приморского № от ДД.ММ.ГГГГ администрации Дальнегорского городского округа утверждены нормативы образования отходов и лимиты на их размещение для площадок расположенных по адресам: <адрес>, <адрес>, <адрес>, <адрес>, <адрес>, <адрес>, <адрес>.
В соответствии с пунктом 11 Порядка, а также пункта 7 Методических указаний администрация Дальнегорского городского округа обязана ежегодно составлять и предоставлять в Департамент технический отчет по обращениям с отходами в течение 10 рабочих дней со дня, следующего за датой истечения очередного года с даты утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.
Технический отчет за 2018 года с учетом приказа Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Приморского № от ДД.ММ.ГГГГ должен был быть предоставлен в Департамент до ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно информации главного специалиста-эксперта отдела охраны окружающей среды и особо охраняемых природных территорий Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Приморского края администрация Дальнегорского городского округа технический отчет за 2018 год к установленному сроку не представила.
Указанные обстоятельства послужили основанием для привлечения главного специалиста 1 разряда администрации Дальнегорскорго городского округа Аториной Л.Н., в должностные обязанности которой входит подготовка отчетов по установленным формам и в установленные сроки к административной ответственности по части 1 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Факт совершения должностным лицом Аториной Л.Н. административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подтверждается собранными по делу доказательствами, а именно: протоколом об административном правонарушении № от ДД.ММ.ГГГГ; служебной запиской от ДД.ММ.ГГГГ, приказом Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Приморского края № от ДД.ММ.ГГГГ, уведомлением от ДД.ММ.ГГГГ, должностной инструкцией главного специалиста 1 разряда отдела жизнеобеспечения администрации Дальнегорского городского округа в соответствии с пунктом 9 которой в функциональные обязанности главного специалиста 1 разряда отдела жизнеобеспечения входит, в том числе обобщение собранной информации и сведение её в соответствующие отчеты по установленным формам, направление отчетов в соответствии с установленными требованиями и сроками предоставления во все контрольные и надзорные органы, распоряжением и.о. главы Дальнегорского городского округа № от ДД.ММ.ГГГГ о назначении Аториной Л.Н. с ДД.ММ.ГГГГ на должность главного специалиста 1 разряда отдела жизнеобеспечения администрации Дальнегорского городского округа и другими материалами дела, оцененными в совокупности в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Действия Аториной Л.Н. не представившей в срок до ДД.ММ.ГГГГ в Департамент природных ресурсов и охраны окружающей среды Приморского края технический отчет за 2018 года, квалифицированы государственным инспектором Приморского края в области охраны окружающей среды по части 1 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в соответствии с установленными обстоятельствами, нормами названного Кодекса и законодательства, подлежащего применению.
Административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей (статья 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
Нарушение требований по направлению технических отчетов было допущено должностным лицом Аториной Л.Н., которая не подготовила и не направила в установленные сроки технический отчет за 2018 год.
Выводы должностного лица административного органа и судьи районного суда соответствуют обстоятельствам дела, административное наказание назначено Аториной Л.Н. в минимальном размере санкции части 1 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вопреки доводам жалобы, оснований для изменения состоявшихся по делу актов, вынесенных в отношении Аториной Л.Н. по настоящему делу об административном правонарушении путем замены административного штрафа на предупреждение, не имеется.
Так, с учетом взаимосвязанных положений части 3 статьи 3.4 и части 1 статьи 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях возможность замены наказания в виде административного штрафа предупреждением допускается при наличии совокупности всех обстоятельств, указанных в части 2 статьи 3.4 указанного Кодекса.
Вместе с тем, в рассматриваемом случае не следует, что имеются условия, предусмотренные частью 2 статьи 3.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в части такого обстоятельства как отсутствие возникновения угрозы причинения вреда окружающей среде ввиду ненадлежащего исполнения публично-правовых обязанностей по подтверждению соблюдения утвержденных нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.
Постановление о привлечении к административной ответственности вынесено в пределах сроков давности привлечения к административной ответственности, установленных частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел, а также с соблюдением правил подсудности.
Требования статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении соблюдены, на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.
Нарушений норм процессуального закона, влекущих отмену обжалуемого судебного акта, в ходе производства по делу не допущено, нормы материального права применены правильно.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 5 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемых акта, при рассмотрении настоящей жалобы не установлено.
Руководствуясь статей 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
р е ш и л а:
решение судьи Дальнегорского районного суда Приморского края от 9 февраля 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении должностного лица главного специалиста 1 разряда отдела жизнеобеспечения администрации Дальнегорского городского округа Аториной Л.Н. оставить без изменения, жалобу – без удовлетворения.
Судья С.П. Судницына