дело № 12-360/2022
РЕШЕНИЕ
04 октября 2022 года | г. Севастополь |
Судья Ленинского районного суда города Севастополя Прохорчук О.В., с участием заявителя – Халитова Р.Ш., его представителя по устномук ходатайству – ФИО3, рассмотрев жалобу ФИО1 на постановление заместителя руководителя Крымского управления Ростехнадзора №-РП-421-420-о/<адрес> от ДД.ММ.ГГГГ о признании начальника АДС ГУП «Севастопольгаз» ФИО1 виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.1 КоАП РФ,
установил:
постановлением заместителя руководителя Крымского управления Ростехнадзора №-РП-421-420-о/<адрес> от ДД.ММ.ГГГГ начальник АДС ГУП «Севастопольгаз» ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 20 000 руб.
Не согласившись с указанным постановлением, ФИО1 обратился в суд жалобой, в которой просит обжалуемое постановление отменить, производство по делу прекратить в виду отсутствия вины.
Жалоба мотивирована тем, что при принятии оспариваемого постановления нарушены нормы материального и процессуального права, не были учтены все обстоятельства дела. Так, аварийно-диспетчерское обеспечение (АДО) сетей газораспределения находящейся в эксплуатационной ответственности ГУП «Севастопольгаз» осуществляется на основании заключенного договора от ДД.ММ.ГГГГ № на оказание услуг по аварийно-диспетчерскому обеспечению сетей газораспределения с ПАО «Севастопольгаз». На основании указанного договора аварийно-диспетчерское обеспечение было поручено специализированной аварийно-диспетчерской службе, функционирующей на базе ПАОГ «Севастопольгаз» и являющейся единственным оператором короткого номера экстренных оперативных служб «104», а также входящей в систему «112». Данные доводы не были отражены в оспариваемом постановлении. Кроме этого, должностным лицом, вынесшим оспариваемое постановление, не рассмотрен вопрос о применении положений статей 2.9 и 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не учтено, что ФИО1 является многодетным отцом, на его иждивении находится трое малолетних детей.
В ходе рассмотрения жалобы заявитель и его представитель доводы жалобы поддержали, настаивали на ее удовлетворении.
Крымское управление Ростехнадзора явку своего представителя на рассмотрение жалобы не обеспечило, о месте и времени ее рассмотрения извещено надлежащим образом.
Выслушав пояснения участников процесса, изучив доводы жалобы и материалы дела об административном правонарушении, прихожу к следующему.
Согласно статье 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях одной из задач производства по делам об административных правонарушениях является разрешение дела в соответствии с законом.
В соответствии со статьей 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в числе прочих обстоятельств по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Исходя из положений части 1 статьи 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.
Частью 1 статьи 9.1 Кодекса российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность нарушение требований промышленной безопасности или условий лицензий на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов.
Пунктом 1 статьи 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" (далее - Закон о промышленной безопасности) определено, что опасными производственными объектами в соответствии с настоящим Федеральным законом являются предприятия или их цехи, участки, площадки, а также иные производственные объекты, указанные в Приложении 1 к этому закону.
К видам деятельности в области промышленной безопасности относятся проектирование, строительство, эксплуатация, реконструкция, капитальный ремонт, техническое перевооружение, консервация и ликвидация опасного производственного объекта; изготовление, монтаж, наладка, обслуживание и ремонт технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте; проведение экспертизы промышленной безопасности (пункт 1 статьи 6 указанного выше закона).
В соответствии со статьей 9 Федерального закона № 116-ФЗ организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана соблюдать положения настоящего Федерального закона, других федеральных законов, принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, а также федеральных норм и правил в области промышленной безопасности.
Работники опасного производственного объекта обязаны, в том числе, соблюдать положения нормативных правовых актов, устанавливающих требования промышленной безопасности, а также правила ведения работ на опасном производственном объекте и порядок действий в случае аварии или инцидента на опасном производственном объекте; проходить подготовку и аттестацию в области промышленной безопасности.
Статьей 10 Закон о промышленной безопасности установлено, что в целях обеспечения готовности к действиям по локализации и ликвидации последствий аварии организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана:
планировать и осуществлять мероприятия по локализации и ликвидации последствий аварий на опасном производственном объекте;
заключать с профессиональными аварийно-спасательными службами или с профессиональными аварийно-спасательными формированиями договоры на обслуживание, а в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, создавать собственные профессиональные аварийно-спасательные службы или профессиональные аварийно-спасательные формирования, а также нештатные аварийно-спасательные формирования из числа работников;
создавать на опасных производственных объектах I и II классов опасности, на которых ведутся горные работы, вспомогательные горноспасательные команды в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
иметь резервы финансовых средств и материальных ресурсов для локализации и ликвидации последствий аварий в соответствии с законодательством Российской Федерации;
обучать работников действиям в случае аварии или инцидента на опасном производственном объекте;
создавать системы наблюдения, оповещения, связи и поддержки действий в случае аварии и поддерживать указанные системы в пригодном к использованию состоянии.
Планирование мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на опасных производственных объектах I, II и III классов опасности, предусмотренных пунктами 1, 4, 5 и 6 приложения 1 к настоящему Федеральному закону, осуществляется посредством разработки и утверждения планов мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на таких опасных производственных объектах. Порядок разработки планов мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на опасных производственных объектах и требования к содержанию этих планов устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Приказом Ростехнадзора от ДД.ММ.ГГГГ № утверждены федеральные нормы и правила в области промышленной безопасности "Правила безопасности сетей газораспределения и газопотребления", в соответствии с пунктами 4, 6 которых эксплуатация, включая ремонт и техническое перевооружение, консервация и ликвидация сетей газораспределения и газопотребления должны осуществляться в соответствии с требованиями Федерального закона "О промышленной безопасности опасных производственных объектов", Технического регламента о безопасности сетей газораспределения и газопотребления, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, №, ст. 5853; 2011, №, ст. 3819), и Правил.
Организации, осуществляющие эксплуатацию сетей газораспределения и газопотребления, кроме требований, предусмотренных Федеральным законом "О промышленной безопасности опасных производственных объектов", должны:
выполнять комплекс мероприятий, включая мониторинг, техническое обслуживание, ремонт и аварийно-диспетчерское обеспечение сетей газораспределения и газопотребления, обеспечивающих содержание сетей газораспределения и газопотребления в исправном и безопасном состоянии;
обеспечивать проведение технического диагностирования газопроводов, зданий и сооружений, технических и технологических устройств сетей газораспределения и газопотребления по достижении предельных сроков эксплуатации, установленных проектной документацией;
хранить проектную и исполнительную документацию в течение всего срока эксплуатации опасного производственного объекта (до ликвидации). Порядок и условия ее хранения определяются приказом руководителя эксплуатирующей организации;
в случае отсутствия газовой службы в составе организации, эксплуатирующей сети газораспределения и газопотребления, предприятие вправе для оказания услуг по техническому обслуживанию и ремонту сети газораспределения и сети газопотребления задействовать подрядную организацию.
Из материалов дела следует, что при проведении плановой выездной проверки Государственного унитарного предприятия <адрес> по газораспределению и газоснабжению «Севастопольгаз» (далее - ГУП «Севастопольгаз») с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ на основании «Ежегодного плана проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на 2021 год», утвержденного приказом Крымского управления Ростехнадзора от ДД.ММ.ГГГГ № ПР-420-392-о (в редакции от ДД.ММ.ГГГГ), порядковый номер проверки в системе ФГИС ЕРП КНМ 912104615872, ДД.ММ.ГГГГ в 16 часов 00 минут выявлены нарушения обязательных требований законодательства норм и правил в области промышленной безопасности, допущенные должностным лицом - начальником АДС ГУП «Севастопольгаз» ФИО1, а именно:
ОПО «Сеть газоснабжения, в том числе межпоселковая, <адрес> от ГРС <адрес>» - II класс опасности, peг. А80-00045-0001:
- не выполняется эксплуатирующей организацией комплекс мероприятий обеспечивающих содержание сетей газораспределения и газопотребления в исправном и безопасном состоянии, аварийно-диспетчерское обеспечение сетей газораспределения и газопотребления, входящих в состав опасного производственного объекта «Сеть газоснабжения, в том числе межпоселковая <адрес> от ГРС <адрес>» - II класс опасности, peг. А80-00045-0001, не обеспечивается аварийной бригадой АДС комплекс мероприятий по локализации и ликвидации последствий при аварии на опасном производственном объекте, чем нарушено требование статьи 10 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»; пункт 4, 6 Федеральных норм и правил «Правила безопасности сетей газораспределения и газопотребления», утвержденных приказом Ростехнадзора от ДД.ММ.ГГГГ №; пункт 10.2.7. ФИО4 54983-2012 «Системы газораспределительные»;
- не выполняется эксплуатирующей организацией комплекс мероприятий обеспечивающих содержание сетей газораспределения и газопотребления в исправном и безопасном состоянии, аварийно-диспетчерское обеспечение сетей газораспределения и газопотребления, входящих в состав опасного производственного объекта «Сеть газоснабжения, в том числе межпоселковая <адрес> от ГРС <адрес>» - II класс опасности, peг. А80-00045-0001 - специальные автомобили АДС гос. номер АЗ01 РЕ не укомплектованы необходимыми инструментами, материалами, приборами контроля для своевременной локализации возможных аварий в зоне обслуживания АДС при выезде на ликвидацию аварии на подземном газопроводе (профиль и схему сварных стыков газопровода, планшет, схему трассы газопровода с привязкой к постоянным ориентирам и местами расположения колодцев подземных инженерных коммуникаций и подвалов зданий на расстоянии до 50 м в обе стороны от газопровода), чем нарушено требование статьи 10 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»; пункт 4, 6 Федеральных норм и правил «Правила безопасности сетей газораспределения и газопотребления», утвержденных приказом Ростехнадзора от ДД.ММ.ГГГГ №; пункт 10.2.3. ФИО4 54983-2012 «Системы газораспределительные»;
- не выполняется эксплуатирующей организацией комплекс мероприятий, обеспечивающих содержание сетей газораспределения и газопотребления в исправном и безопасном состоянии, аварийно-диспетчерское обеспечение сетей газораспределения и газопотребления, входящих в состав опасного производственного объекта «Сеть газоснабжения, в том числе межпоселковая, <адрес> от ГРС <адрес>» - II класс опасности, peг. А80-00045-0001 - действия персонала АДС при локализации и ликвидации аварии осуществляются не в соответствии с планом мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий, утвержденным генеральным директором ГРО, чем нарушено требование статьи 10 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»; пункт 4, 6 Федеральных норм и правил «Правила безопасности сетей газораспределения и газопотребления», утвержденных приказом Ростехнадзора от ДД.ММ.ГГГГ №; пункт 10.2.4. ФИО4 54983-2012 «Системы газораспределительные»;
- не проводятся не реже одного раза в год тренировочные занятия АДС по плану взаимодействия со службами различных ведомств, чем нарушено требование статьи 9 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»; пункт 4, 6 Федеральных норм и правил «Правила безопасности сетей газораспределения и газопотребления», утвержденных приказом Ростехнадзора от ДД.ММ.ГГГГ №; пункт 10.2.5. ФИО4 54983-2012 «Системы газораспределительные».
В соответствии с частями 1, 2 статьи 26ю.2 Кодекса российской Федерации об административных правонарушениях доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
При этом в материалах дела об административном правонарушении, направленного в адрес суда, отсутствуют доказательства совершения административного правонарушения, такие как акт с результатами проведенной проверки от ДД.ММ.ГГГГ №-РП-421-420-о/А, на который должностное лицо ссылается в оспариваемом постановлении, приказ о принятии ФИО1 на должность начальника АДС ГУП «Севастопольгаз», должностная инструкция начальника АДС ГУП «Севастопольгаз», иные, на основании которых должностное лицо контролирующего органа пришло к выводу о наличии в действиях ФИО1 состава вменяемого административного правонарушения.
Согласно пункту 3 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
При таких обстоятельствах постановление заместителя руководителя Крымского управления Ростехнадзора №-РП-421-420-о/<адрес> от ДД.ММ.ГГГГ о признании начальника АДС ГУП «Севастопольгаз» ФИО1 виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.1 КоАП РФ, подлежит отмене, а производство по делу об административном правонарушении подлежит прекращению в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
На основании изложенного, статьями 29.10, 30.7, 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
решил:
жалобу ФИО1 удовлетворить.
Постановление заместителя руководителя Крымского управления Ростехнадзора №-РП-421-420-о/<адрес> от ДД.ММ.ГГГГ о признании начальника АДС ГУП «Севастопольгаз» ФИО1 виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.1 КоАП РФ отменить.
Производство по делу об административном правонарушении в отношении начальника АДС ГУП «Севастопольгаз» ФИО1 прекратить в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
Решение может быть обжаловано в Севастопольский городской суд в течение 10 дней со дня получения копии решения.
Судья