КОПИЯ
УИД 89RS0006-01-2023-000226-94
Дело №5-47/2023
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
по делу об административном правонарушении
г. Муравленко, ЯНАО 18 апреля 2023 года
Судья Муравленковского городского суда Ямало-Ненецкого автономного округа Казановская Л.С., с участием защитника Каменевой Е.В., действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГ, рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении в отношении
Общества с ограниченной ответственностью «Партнеры-Ноябрьск», ИНН 8905039143, ОГРН 1068905015354, КПП 771501001, юридический адрес 127410, г.Москва, вн.тер.г.Муниципальный округ Отрадное, Алтуфьевское шоссе, д.37, стр.1, этаж 01 антресоль, помещ.120, офис В,
привлекаемого к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
Из протокола № от ДД.ММ.ГГ об административном правонарушении следует, что ДД.ММ.ГГ в 14 часов 45 минут сотрудниками полиции в ходе обследования земельного участка, расположенного по адресу: Ямало-Ненецкий автономный округ, г.Муравленко, ул.Губкина д.9 в точке с географическими координатами 63, 790226 74,498473 в рамках поведения административного расследования № от ДД.ММ.ГГ было установлено, что ООО «Партнеры-Ноябрьск» ОГРН 1068905015354 (ОКВЭД 56.29 – деятельность предприятий общественного питания по прочим видам организации питания), действующее на основании договора на оказание услуг № от ДД.ММ.ГГ, заключенного с АО «Газпромнефть-Ноябрьскнефтегаз» ОГРН 1028900703963 в ходе осуществления своей хозяйственной деятельности, по указанному адресу, при которой образуются отходы производства и потребления, в том, числе и твердые коммунальные отходы IV класса опасности, а именно мусор от офисных и бытовых помещений организаций несортированный (исключая крупногабаритный) — ФККО 73310001724 и являясь собственником указанных ТКО, допустило нарушение в области охраны окружающей среды при сборе, накоплении, транспортировании, обработке, утилизации или обезвреживании отходов производства и потребления, выразившееся в не заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором ООО «Инновационные технологии» ОГРН 1128602024385 по месту образования, сбора и накопления ТКО по адресу: Ямало-Ненецкий автономный округ, г. Муравленко, ул. Губкина, д. 9, чем нарушило требования ч. 4 ст. 24.7 ФЗ от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», требования ч.8(17) постановления Правительства Российской Федерации» от 12 ноября 2016 года № 1156 «Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 25.08.2008 № 641», ч. 1 ст. 51 ФЗ от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».
Законный представитель лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, как и должностное лицо, составившее протокол об административном правонарушении, извещенные надлежащим образом о месте, времени и дате рассмотрения дела, участие в судебном заседании не принимали, ходатайств об отложении судебного заседания не представили, в связи с чем судья на основании п. 4 ч. 1 ст. 29.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) рассматривает дело в их отсутствие.
В судебном заседании защитник Каменева Е.В. указала, что лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении признает вину во вмененном административном правонарушении, в содеянном раскаиваются, вывоз мусора из места сбора и накопления в отношении которого не был заключен договор осуществлялся, на основании договора с на оказание транспортных услуг с ИП Соболевой Е.В. на оказание транспортных услуг по вывозу твердых бытовых отходов в г.Муравленко, что свидетельствует о принятии мер по недопущению вреда окружающей среде при обращении с отходами. Ранее к административной ответственности за аналогичные правонарушения и имеющие единый родовой объект не привлекались. Назначение наказания в виде штрафа в размере установленном санкцией вмененной статьи существенным образом отразиться на имущественном положении, и ограничит свободу предпринимательства в период непростой экономической ситуации и значительной закредитованности.
Исследовав представленные материалы дела об административном правонарушении, заслушав защитника, судья приходит к следующему.
Частью 1 статьи 8.2 КоАП РФ установлена административная ответственность за несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при сборе, накоплении, транспортировании, обработке, утилизации или обезвреживании отходов производства и потребления, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.2.3 настоящего Кодекса.
Приведённая норма является бланкетной и отсылает к иным требованиям в области охраны окружающей среды, установленным законодательством Российской Федерации.
Указанные требования в области охраны окружающей среды при сборе, накоплении, транспортировании, обработке, утилизации или обезвреживании отходов производства и потребления установлены Федеральным законом от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды».
Согласно ч. 1 ст. 51 указанного Федерального закона отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.
Правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду определяет Федеральный закон от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления».
В силу положений ст. 1 указанного Федерального закона отходами производства и потребления признаются вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с настоящим Федеральным законом. Твёрдые коммунальные отходы - отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд. К твёрдым коммунальным отходам также относятся отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами.
Положениями п. 2 ст. 11 Федерального закона от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» определено, что юридические лица и индивидуальные предприниматели при эксплуатации зданий, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны соблюдать федеральные нормы и правила и иные требования в области обращения с отходами.
В силу п. 1 ст. 24.6 Федерального закона от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются одним или несколькими региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами.
Согласно пп. 4, 5 ст. 24.7 вышеуказанного Федерального закона собственники твёрдых коммунальных отходов обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с твёрдыми коммунальными отходами с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твёрдые коммунальные отходы и находятся места их накопления, при этом Договор на оказание услуг по обращению с твёрдыми коммунальными отходами заключается в соответствии с типовым договором, утверждённым Правительством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с твёрдыми коммунальными отходами может быть дополнен по соглашению сторон иными не противоречащими законодательству Российской Федерации положениями.
В силу п. 6 ст. 24.7 Федерального закона от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» юридические лица, в результате деятельности которых образуются твёрдые коммунальные отходы, вправе отказаться от заключения договора с региональным оператором в случае наличия в их собственности или на ином законном основании объекта размещения отходов, расположенного в границах земельного участка, на территории которого образуются такие твёрдые коммунальные отходы, или на смежном земельном участке по отношению к земельному участку, на территории которого образуются такие твёрдые коммунальные отходы.
Постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 №1156 утверждены Правила обращения с твёрдыми коммунальными отходами (далее – Правила).
Согласно п. 5 Правил следует, что договор на оказание услуг по обращению с твёрдыми коммунальными отходами заключается между потребителем и региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твёрдые коммунальные отходы и находятся места (площадки) их накопления, в порядке, предусмотренном разделом I(1) настоящих Правил.
В соответствии с п. 8 (4) Правил, основанием для заключения договора на оказание услуг по обращению с твёрдыми коммунальными отходами является заявка потребителя или его законного представителя в письменной форме на заключение такого договора, подписанная потребителем или лицом, действующим от имени потребителя на основании доверенности (далее - заявка потребителя), либо предложение регионального оператора о заключении договора на оказание услуг по обращению с твёрдыми коммунальными отходами.
Согласно п. 8 (17) Правил, потребитель в течение 15 рабочих дней со дня размещения региональным оператором предложения о заключении договора на оказание услуг по обращению с твёрдыми коммунальными отходами направляет региональному оператору заявку потребителя и документы в соответствии с пунктами 8 (5) – 8 (7) настоящих Правил.
Пунктом 2 Правил определено понятия потребитель, которым является собственник твёрдых коммунальных отходов или уполномоченное им лицо, заключившее или обязанное заключить с региональным оператором договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Постановлением Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа от 18.04.2018 №416-П «О присвоении статуса регионального оператора по обращению с твёрдыми коммунальными отходами на территории Ямало-Ненецкого автономного округа» Обществу с ограниченной ответственностью "ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ" присвоен статус регионального оператора по обращению с твёрдыми коммунальными отходами на территории Ямало-Ненецкого автономного округа с 01 января 2019 года сроком на 6 лет. Во исполнение данного нормативно-правового акта между Департаментом тарифной политики, энергетики и жилищно-коммунального комплекса Ямало-Ненецкого автономного округа и ООО "Инновационные технологии" заключено Соглашение об организации деятельности по обращению с твёрдыми коммунальными отходами на территории Ямало-Ненецкого автономного округа от ДД.ММ.ГГ №.
Исходя из анализа вышеприведенных правовых норм обязанность по заключению договора на оказание услуг по обращению с твёрдыми коммунальными отходами с региональным оператором, которым на территории Ямало-Ненецкого автономного округа является ООО «Инновационные технологии», возникает у собственника отходов.
Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГ между ООО «Партнеры-Ноябрьск» и АО «Газпромнефть-ННГ» заключен договор на оказание услуг №, по условиям которого исполнитель (ООО «Партнеры-Ноябрьск») обязуется по заданию Заказчика (АО «Газпромнефть-ННГ») оказывать услуги по техническому обслуживанию и текущему ремонту зданий и сооружений, инженерных систем, сетей и оборудования, профессиональной уборке помещений и территорий и иных видов общих услуг, в соответствии с приложениями № договора, а заказчик обязуется принять надлежаще оказанные услуги и оплатить их в соответствии с условиями настоящего договора (п.1.1). Срок действия договора установлен в п. 8.1 и действует в период с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ (лт.3 л.д.1-218)
Согласно п. 5.39 указанного договора Исполнитель обязан иметь лицензию на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности или заключить договор а на транспортирование и размещение отходов, образующиеся на социально-бытовых объектах Заказчика с указанием конкретного количества отходов определенных видов и классов опасности, с организациями имеющими соответствующую лицензию. При заключении договоров на транспортирование и размещение отходов Исполнитель обязан согласовать с Заказчиком перечень конкретных количеств отходов определенных видов и классов опасности, объект размещения отходов (полигон), субподрядчика по транспортированию отходов.
В силу п.16.1 Соглашения в области производственной безопасности, являющегося приложением к указанному договору подрядчик является собственником отходов производства и потребления, образующихся в результате его деятельности (как из собственного сырья и материалов, так и из давальческого сырья и материалов) при выполнении работ, являющихся предметом Договора.
Таким образом, из буквального толкования положений указанного договора, следует, что ООО «Партнеры-Ноябрьск» становится собственником отходов от деятельности АО «Газпромнефть-ННГ», в том числе и по адресу: <адрес>.
Фактические обстоятельства правонарушения и вина юридического лица подтверждаются следующими доказательствами по делу об административном правонарушении, исследованными судьёй: протоколом № от ДД.ММ.ГГ об административном правонарушении, сущность которого приведена в описательной части постановления, ответом ООО «Инновационные технологии» от ДД.ММ.ГГ, копией договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с юридическим лицом – собственником/владельцем нежилого помещения/объекта № от ДД.ММ.ГГ, выпиской из ЕГРЮЛ от ДД.ММ.ГГ, сообщением ФИО5 в дежурную часть ОМВД России по г.Муравленко ДД.ММ.ГГ о выявлении нарушения рядом со зданием АО «Газпромнефть-ННГ», расположенным по ул. Губкина в г.Муравленко, рапортом об обнаружении признаков правонарушения, актом осмотра участка местности от 15 декабря 2022 года на котором зафиксировано наличие контейнера для сборки ТКО вблизи дома 9 по ул. Губкина в г.Муравленко, сведения Администрации г.Муравленко от ДД.ММ.ГГ о том, что правообладателем контейнера, расположенного вблизи здания по адресу: г.Муравленко, ул.Губкина д.9А перед физкультурно-оздоровительным комплексом им.П.Садырина является АО «Газпромнефть-ННГ», ответом ООО «Инновационные технологии» об отсутствии договора с региональным оператором на объект расположенный по адресу: г.Муравленко, ул.Губкина д.9, запросом на заключение договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами на объекты АО «Газпромнефть-ННГ» от 04 июня и ДД.ММ.ГГ, ответом АО «Газпромнефть-ННГ» о необходимости обращения с вопросом заключения указанного договора с подрядчиком на которого в силу заключенного договора возложена обязанность по осуществлению вывоза отходов собственным транспортом на полигоны для захоронения, сведениями о привлечении АО «Газпромнефть-ННГ» к административной ответственности по главе 8 КоАП РФ, выпиской из ЕГРЮЛ в отношении АО «Газпромнефть-ННГ», письменными объяснения Свидетель №1, согласно которых он не может пояснить, кто должен заключать договор с региональным оператором и заключен ли он на момент проведения проверки, копией свидетельства о госрегистрации коммерческой организации, уставом АО «Газпромнефть-ННГ», возраженияими АО «Газпромнефть-ННГ», ответом Управления федеральной службы госрегистрации, кадастра и картографии по ЯНАО от ДД.ММ.ГГ, постановлением Муравленковского городского суда от ДД.ММ.ГГ, договором на оказание услуг № от ДД.ММ.ГГ.
Согласно ст. 4 Федерального закона от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» право собственности на отходы определяется в соответствии с гражданским законодательством.
На основании ст. 210 Гражданского кодекса Российской Федерации следует, что собственник несёт бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Таким образом, вопросы установления права собственности на отходы, так же как и вопросы определения стороны, ответственной за исполнение обязанностей в области обращения с отходами, в том числе заключение договора на оказание услуг по обращению с твёрдыми коммунальными отходами с региональным оператором, возложенных на лицо, в деятельности которого образуются отходы, действующим природоохранным законодательством, могут быть урегулированы хозяйствующими субъектами в рамках договорных отношений.
В соответствии с вышеуказанным договором, ответственность по заключению договора на оказание услуг по обращению с твёрдыми коммунальными отходами с региональным оператором возложена на ООО «Партнеры Ноябрьск», который является собственником данных отходов и потребителем в смысле пп. 2, 5 Правил обращения с твёрдыми коммунальными отходами, утверждёнными постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 №1156.
Оценив по правилам ст. 26.11 КоАП РФ указанные выше доказательства судья приходит к выводу, что они являются относимыми, достоверными и допустимыми, а в своей совокупности достаточными для признания ООО «Партнеры Ноябрьск» виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 8.2 КоАП РФ.
Протокол об административном правонарушении соответствует требованиям ст. 28.2 КоАП РФ, а имеющиеся в деле копии документов заверены надлежащим образом и уполномоченным должностным лицом, их содержание не оспаривается сторонами и не вызывает сомнений у судьи. Показания свидетеля также не вызывают сомнений у судьи, они согласуются с другими приведёнными выше доказательствами.
При этом судья учитывает, что возможность для соблюдения правил и норм действующего законодательства, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность по ч. 1 ст. 8.2 КоАП РФ у юридического лица имелась, доказательств принятия им всех зависящих от него мер по их соблюдению не представлено, что свидетельствует о наличии вины в действиях юридического лица.
Установленная законом процедура привлечения ООО «Партнеры Ноябрьск» к административной ответственности соблюдена.
Таким образом, деяния ООО «Партнеры Ноябрьск» судья квалифицирует по ч. 1 ст. 8.2 КоАП РФ, как несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при сборе, накоплении отходов производства и потребления, за исключением случаев, предусмотренных частью 3.1 настоящей статьи и статьей 8.2.3 настоящего Кодекса.
Сроки давности привлечения к административной ответственности, установленные ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ для данной категории дел, не истекли.
Оснований для применения в отношении ООО «Партнеры Ноябрьск» положений ст. 2.9 КоАП РФ судья не находит.
При назначении административного наказания Обществу в соответствии со ст. 4.1 КоАП РФ судья учитывает характер совершённого административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, отсутствие обстоятельств отягчающих административную ответственность.
В качестве обстоятельства, смягчающего административную ответственность, судья в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 4.2 КоАП РФ признаёт раскаяние лица, совершившего административное правонарушение.
С учётом указанных выше обстоятельств, судья полагает возможным назначить юридическому лицу наименее строгий вид наказания, предусмотренный санкцией ч. 1 ст. 8.2 КоАП РФ, то есть в виде административного штрафа, которое будет соответствовать целям, указанным в ст. 3.1 КоАП РФ.
Вместе с тем, с учётом характера совершённого административного правонарушения и его последствий, конкретных обстоятельств дела, предпринятых обществом действий для с целью недопущения причинения вреда окружающей среде, наличия смягчающих административную ответственность обстоятельств, отсутствия обстоятельств, отягчающих административную ответственность, с учётом имущественного и финансового положения юридического лица, в целях исключения избыточного ограничения прав юридического лица, являющегося субъектом предпринимательской деятельности, судья приходит к выводу о признании данных обстоятельств исключительными и снижению размера административного штрафа в соответствии с частями 3.2 и 3.3 ст. 4.1, ч.5 ст.4.4 КоАП РФ ниже низшего предела, предусмотренного санкцией ч. 1 ст. 8.2 КоАП РФ, но до размера не менее половины минимального размера штрафа.
Данное наказание соразмерно правонарушению и в большей степени будет отвечать задачам законодательства об административных правонарушениях, обеспечит достижение целей административного наказания.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 29.9, 29.10, 29.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
ПОСТАНОВИЛ
Общество с ограниченной ответственностью «Партнеры-Ноябрьск», признать виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и подвергнуть административному наказанию с применением чч. 3.2 и 3.3 ст. 4.1, ч.5 ст.4.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде административного штрафа в размере 50 000 (пятьдесят тысяч) рублей.
Оплату штрафа произвести не позднее 60-ти дневного срока с момента вступления настоящего постановления в законную силу по следующим реквизитам: УФК России по ЯНАО (УМВД России по Ямало-Ненецкому автономному округу), КПП 890101001, ИНН 8901003107, ОКТМО 71955000, счет получателя 03100643000000019000, в РКЦ г.Салехард, БИК 007182108, кор./счет 40102810145370000008, КБК 18811601081019000140, УИН 18880489230890021668.
Постановление может быть обжаловано в суд Ямало-Ненецкого автономного округа в течение 10 суток со дня вручения или получения его копии.
Судья /подпись/ Л.С.Казановская
Подлинный документ находится в деле №5-47/2023 Муравленковского городского суда Ямало-Ненецкого автономного округа.