Судья: Карягина Е.А. Гр. дело № 33-12685/2023
(2-4433/2023)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
09 ноября 2023 г. г. Самара
Судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда в составе:
председательствующего Житниковой О.В.,
судей Топтуновой Е.В., Чирковой И.Н.,
при секретаре Даниленко И.Ю.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Ельчаниновой Н.Н. решение Кировского районного суда г. Самары от 15 августа 2023 года, которым постановлено:
«В удовлетворении исковых требований Ельчаниновой Н.Н. к ООО «ЭкоСтройРесурс» об обязании произведения перерасчета, отказать»,
Заслушав доклад по делу судьи Самарского областного суда Топтуновой Е.В., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Ельчанинова Н.Н. обратилась в суд с иском к ООО «ЭкоСтройРесурс», в котором просила: обязать ООО «ЭкоСтройРесурс» произвести перерасчет Ельчаниновой Н.Н. плату за пользование ТКО за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ по адресу: 443031, <адрес>
В обоснование требований истец указал, что ООО «ЭкоСтройРесурс» по результатам конкурсного отбора и впоследствии заключенного соглашения с Министерством энергетики, и ЖКХ Самарской области от 01.11.2018 года осуществляет деятельность в качестве регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Самарской области. Типовая форма договора, содержащая положения о предоставлении услуг по обращению с ТКО утверждена Постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 года №1156 «Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25.08.2008 года №641». Согласно пунктам 8(4) – 8 (17) Правил №1156 договор считается заключенным на условиях типового договора и вступившим в силу на 16-ый рабочий день после размещения региональным оператором предложения о заключении указанного договора на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет». Предложение о заключении договора по обращению с ТКО и типовой договор были опубликованы региональным оператором 23.12.2018 года на своем официальном сайте www.ecostr.ru.
В адрес оператору истцом подано заявление от 18.04.2023 года о перерасчете платы по вывозу ТКО расположенного по адресу: <адрес>. истцом к заявлению были приложены подтверждающие документы. Основанием к написанию заявления явились изменения нормативно-правового регулирования деятельности, связанной с вывозом ТКО, обширной судебной практикой, факта отсутствии каких-либо проживающих и/или зарегистрированных лиц, а также наличие квалифицирующего признака объекта недвижимости «жилое строение без права регистрации и проживания». Своим письмом от 03.05.2023 года № ЭСР-38052/23 ООО «ЭкоСтройРесурс» отказал в перерасчете.
Истцом в адрес ответчика 17.05.2023 года подана претензия. Истец считает, что ответчик нарушил Закон РФ от 07.02.1992 года №2300-1 «О защите прав потребителей» и иные законы РФ. Согласно выписки из ЕГРН, объект недвижимости имеет наименование: жилое строение без права регистрации и проживания в нем. В соответствии с терминологией указанных в договорах по вывозу ТКО, в федеральных законах не фигурирует понятие жилое строение без права проживания. Обращает на себя внимание тот факт, что приведенный термин – «жилое строение», не упомянут в Жилищном кодексе РФ и поэтому указанные объекты являются самостоятельным видом объектов, не отнесенных законодателем к числу объектов жилищных прав.
Судом постановлено решение, резолютивная часть которого приведена выше.
В апелляционной жалобе Ельчанинова Н.Н. просит решение суда отменить, исковые требования удовлетворить. Обращает внимание судебной коллегии, что принадлежащий ей на праве собственности объект недвижимости является жилым строением без права проживания, не может быть отнесен к объектам индивидуальной жилой застройки. Фактически она проживает в г. Октябрьске Самарской области, где и оплачивает услуги по вывозу ТКО.
В обоснование жалобы указала, что судом первой инстанции не дана надлежащая оценка представленным в материалы дела доказательствам.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом, о причине неявки не сообщили, об отложении дела не просили.
Судебная коллегия в соответствии со статьями 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, проверив в соответствии со ст.330 ГПК РФ правомерность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального законодательства, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда, считая его законным и обоснованным.
В силу требований статьи 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
В соответствии с частью 1,2 статьи 153 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
Обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у собственника жилого помещения с момента возникновения права собственности на жилое помещение.
Частью 3 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что собственники жилых домом несут расходы на их содержание и ремонт, а также оплачивают коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными, в том числе в электронной форме с использованием системы, с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности.
Плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, плату за отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отходами (пункт 4 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с частью 1 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации, плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом либо решением общего собрания членов товарищества собственников жилья, жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива, созданного в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье в соответствии с федеральным законом о таком кооперативе.
Плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится на основании платежных документов (в том числе платежных документов в электронной форме, размещенных в системе), представленных не позднее первого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом либо решением общего собрания членов товарищества собственников жилья, жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива (пункт 1 часть 2 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Неиспользование собственниками, нанимателями и иными лицами помещений не является основанием невнесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги. При временном отсутствии граждан внесение платы за отдельные виды коммунальных услуг, рассчитываемой исход из нормативов потребления, осуществляется с учетом перерасчета платежей за период временного отсутствия граждан в порядке и в случаях, которые утверждаются Правительством Российской Федерации (часть 11 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Размер платы за коммунальные услуги, предусмотренные часть 4 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации, рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом (часть 2 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Материалами дела установлено, что истец Ельчанинова Н.Н. является собственником: объекта недвижимости – жилого строения без права регистрации и проживания в нем с кадастровым номером № общей площадью 218 кв.м. назначение – жилое; земельного участка, площадью 569 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: под садоводство, расположенных по адресу: <адрес>
Из представленной в материалы дела копии паспорта серии 36 02 № выданного ОВД г. Октябрьска Самарской области 17.07.2002 года к/п: № на имя истца Ельчаниновой Н.Н., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженки г. Октябрьск Куйбышевской области следует, что местом регистрации истца с 04.09.1991 года является: <адрес>.
Федеральным законом от 29.06.2015 года № 176-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» внесены изменения в часть 4 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации, согласно которым плата за коммунальные услуги включает в себя в том числе плату за обращение с ТКО. Оказание коммунальной услуги по обращению с ТКО осуществляется Региональным оператором по обращению с ТКО.
ООО «ЭкоСтройРесурс» по результатам конкурсного отбора и впоследствии заключенного соглашения с Министерством энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области от 01.11.2018 года осуществляет деятельность в качестве Регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Самарской области.
На основании указанного соглашения ООО «ЭкоСтройРесурс» является единственным Региональным оператором в Самарской области, который осуществляет деятельность по обращению с твердыми коммунальными отходами.
ДД.ММ.ГГГГ истец обратилась в адрес Регионального оператора с заявлением о перерасчете платы по вывозу ТКО по адресу: <адрес>
В ответ на претензию истца, ответчиком ООО «ЭкоСтройРесурс» было направлено письмо от ДД.ММ.ГГГГ №№ с отказом в произведении перерасчета платы.
ДД.ММ.ГГГГ истец обратился в адрес ответчика с претензией, в котором потребовала произвести перерасчет платы за услуги по обращению с ТКО по адресу: <адрес>
Требования истца, изложенные в претензии ответчиком исполнены.
В соответствии с представленной истцом выписки из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ дом, находящийся по адресу: <адрес> имеет назначение «жилой дом».
В силу с пункта 39 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации и части 2 статьи 16 Жилищного кодекса Российской Федерации жилой дом или объект индивидуального жилищного строительства – это отдельно стоящее здание с количеством надземных этажей не более чем три, высотой не более двадцати метров, которое состоит из комнат и помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком здании, и не предназначено для раздела на самостоятельные объекты недвижимости.
В соответствии с пп. 1 статьи 3 Закона «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 29.07.2017 года N 217-ФЗ садовый дом – здание сезонного использования, предназначенное для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их временным пребыванием в таком здании.
Расположенные на садовых земельных участках здания, сведения о которых внесены в ЕГРН до 01.01.2019 года с назначением «жилое», «жилое строение», признаются жилыми домами.
Поскольку жилой дом, расположенный по адресу: <адрес> относится к жилым помещениям, плата за услугу по обращению с ТКО в г. Самаре рассчитывается по формуле 9 (2) приложения №2 к Правилам №354.
В пункте 2 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в МКД и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 года №354 (далее – Правила № 354) дано определение термину «потребитель» согласно которому это собственник помещения в МКД, жилого дома, домовладения, а также лицо, пользующееся на ином законном основании помещением в МКД, жилым домом, домовладением, потребляющее коммунальные услуги. То есть потребителями коммунальных услуг в жилых домах являются граждане, законно проживающие в ИЖС, другие законные пользователи жилых помещений в ИЖС.
Таким образом, в системе отношений с участием потребителя, Регионального оператора потребителем в силу п. 2 Правил № 354 является лицо, образующее ТКО, и которому Региональным оператором оказывается данная коммунальная услуга.
Кроме того, из норм действующего законодательства следует обязанность потребителя, то есть фактически любого лица осуществлять обращение с ТКО исключительно посредством услуг Регионального оператора. Подобный подход, закрепленный законодательно, является обязательным как для потребителей, так и для Регионального оператора.
Таким образом, доводы истца Ельчаниновой Н.Н. о том, что объект недвижимости, расположенный по адресу: <адрес> является самостоятельным видом объекта, не отнесенного законодателем к числе объектов жилищных прав, судом не могут быть приняты во внимание, поскольку согласно выписки из ЕГРН вышеуказанный объект недвижимости имеет наименование «жилой дом», следовательно, начисление платы за услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами в отношении указанного дома осуществляется в соответствии с действующим законодательством.
Кроме того, данному доводу истца уже была дана аналогичная оценка в ходе рассмотрения дела Советским районным судом г. Самары по иску Ельчаниновой Н.Н. к ООО «ЭкоСтройРесурс» о защите прав потребителей.
В соответствии с частью 2 статьи 61 Гражданского процессуального кодекса российской Федерации, обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица, а также в случаях, предусмотренных настоящим кодексом.
Решением Советского районного суда г. Самары от 14.12.2020 года в иске Ельчаниновой Н.Н. к ООО «ЭкоСтройРесурс» о защите прав потребителей было отказано в полном объеме.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Самарского областного суда от 17.03.2021 года решение Советского районного суда г. Самары от 14.12.2020 года оставлено без изменения, апелляционная жалоба Ельчаниновой Н.Н. в лице представителя Ельчанинова Д.В. – без удовлетворения.
Определением судебной коллегии по гражданским делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции от 25.05.2021 года решение Советского районного суда г. Самары от 14.12.2020, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Самарского областного суда от 17.03.2021 года оставлены без изменения, кассационная жалоба Ельчаниновой Н.Н. – без удовлетворения.
Рассматривая требования истца об обязании произвести перерасчет за пользование услугой по обращению с ТКО в связи с не проживанием за период с 18.04.2023 года по 17.10.2023 года, по доводам, изложенным в исковом заявлении, суд исходил из следующего.
Согласно части 5 статьи 30 Жилищного кодекса Российской Федерации собственник жилого дома или части жилого дома обязан обеспечивать обращение с ТКО путем заключения договора с региональным оператором по обращению с ТКО.
Постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 года № 1156 «Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25.08.2008 года №641», была утверждена типовая форма Договора, содержащая положения о предоставлении услуг по обращению с ТКО. Предложение о заключении договора по обращению с ТКО и типовой договор были опубликованы региональным оператором на своем официальном сайте: https://eсostr.ru в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» 23.12.2018 года, а также опубликовано 25.12.2018 года в средствах массовой информации - в газете «Волжская коммуна», выпуск №343 (30578) от 25.12.2018 года.
Заключение договора в письменной форме не требуется, договор считается заключенным на условиях типового договора, между тем, по заявлению потребителя, договор в письменной форме может быть ему выдан.
Таким образом, Договор с Ельчаниновой H.H., считается заключенным на условиях типового договора, утвержденного постановлением Правительства РФ № 1156 от 12.11.2016 года, и оказываемые услуги подлежат оплате с 01.01.2019 года, то есть с даты фактического оказания Региональным оператором услуг Потребителю.
В своей деятельности. Региональный оператор руководствуется законодательством, регулирующим обращение с твердыми коммунальными отходами и иными федеральными законами и нормативными правовыми актами РФ, а также принимаемыми в соответствии с ними законами и иными нормативно-правовыми актами субъектов РФ.
Порядок оказания и оплаты коммунальных услуг, в том числе услуги по обращению е ТКО, регулируется положениями ЖК РФ и Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в МКД и жилых домов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 года № 354.
На основании сведений, полученных из ЕГРН Региональным оператором, был сформирован лицевой счет № по адресу: <адрес> и выставлен корректный платежный документ для внесения платы за услугу по обращению с ТКО на имя собственника жилого помещения Ельчаниновой Н.Н.
Таким образом, с 01.01.2019 года Региональный оператор принимал ТКО, обеспечивал их сбор, транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение, то есть фактически оказывал услуги по обращению с ТКО надлежащим образом.
В адрес ответчика Региональным оператором были направлены платежные документы на оплату оказанных услуг с указанием: ФИО Должника, адреса регистрации, суммы задолженности, периода просрочки оплаты, номера лицевого счета, реквизитов для оплаты. По своему содержанию направленные Должнику платежные документы являются, письменным требованием, адресованным Должнику об устранении нарушений, исполнения обязательства, то есть претензией.
В силу п. 148(30) Правил № 354 размер платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО, предоставленную потребителю в жилом помещении, определяется в соответствии с формулой 9(1) положения № 2 к Правилам № 354, составляющей которой является значение количества граждан, постоянно и временно проживающих в жилом помещении.
В случае принятия органом государственной власти субъекта Российской Федерации решения об осуществлении потребителями оплаты коммунальной услуги по обращению с ТКО исходя из общей площади жилого помещения размер платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО, предоставленную потребителю в жилом помещении, определяется в соответствии с формулой 9(2) положения № 2 к Правилам № 354.
В соответствии с п. 19 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27.06.2017 года № 22 «О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном, доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности» размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии - из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации, по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации, в порядке, предусмотренном федеральным законом, или органом местного самоуправления в случае наделения его отдельными государственными полномочиями (части 1, 2 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Приказом Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области от 18.12.2018 года №846, а также Приказом департамента ценового и тарифного регулирования Самарской области от 28.03.2019 года № 95 утвержден предельный тариф на услугу Регионального оператора по обращению с ТКО на 2019 год, 2020 год для населения в сумме - 598,16 руб./м3 (с учетом НДС).
Приказом департамента ценового и тарифного регулирования Самарской области от 25.11.2022 года №820 «Об установлении единого предельного тарифа на услугу регионального оператора по обращению с твёрдыми коммунальными отходами ООО «ЭкоСтройРесурс» утверждён единый предельный тариф на услугу Регионального оператора по обращению с ТКО (с 01.12.2022 года) для населения в размере: - 622,07 руб./м3 (с учётом НДС).
Министерством энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области в приказе от 29.12.2018 года № 1023 «Об утверждении и применении нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории городских округов Самарской области на 1 кв. метр общей площади жилого помещения» утверждены нормативы накопления ТКО на территории городских округов Самарской области: Жигулевск, Кинель, Новокуйбышевск, Октябрьск, Отрадный, Похвистнево, Самара, Сызрань, Тольятти, Чапаевск на 1 кв. метр общей площади жилого помещения многоквартирных и индивидуальных домов и составляет 0,091 м3 в год., то есть применительно к площади жилого помещения.
Министерство, принимая Приказ № 1023, реализовало закрепленное в п. 4 (I) Постановления Правительства РФ № 857 от 27.08.2012 года «Об особенностях применения Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» право Самарской области на установление порядка осуществления платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО на территории 10 городских округов Самарской области исходя из обшей площади жилого помещения.
Согласно отзыва на исковое заявление ответчика, размер платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО, предоставленную потребителю в жилом помещении, расположенном на территории 10 городских округов Самарской области, в том числе в г.Самара, определяется в соответствии с формулой 9(2) приложения №2 к Правилам № 354, а именно: в соответствии с п. 9(2) раздел II (1) Постановления Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» размер платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами в i-м жилом помещении определяется исходя из общей площади жилого помещения на основании нормативов накопления твердых коммунальных отходов согласно пункту 148(30) Правил по формуле 9(2):
Где:
Pi – размер платы за услугу по обращению с ТКО;
Si – общая площадь i-го жилого помещения;
- норматив накопления твердых коммунальных отходов;
Totx – цена товара на коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами, определенная в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Формула для расчета суммы ежемесячной оплаты коммунальной услуги по обращению с ТКО на территории указанных выше городских округов в МКД и ИЖС:
Единица измерения (площадь объекта недвижимости) X годовой норматив накопления ТКО (0,091 м3) X предельный тариф (598,16 руб./м3) /12 (количество месяцев в году).
Таким образом, в указанной формуле расчетной единицей является площадь жилых помещений (1 кв. м), что не предусматривает в формуле зависимости размера платы от количества постоянно или временно проживающих лиц.
Согласно выписки из ЕГРН Ельчанинова Н.Н. является собственником объекта недвижимости (жилой дом), расположенного по адресу; <адрес>. Общая площадь объекта недвижимости составляет: 218 кв.м.
На основании сведений, полученных из ЕГРН Региональным оператором, был сформирован лицевой счет № на указанный жилой дом и выставлен корректный платежный документ для внесения платы за услугу, по обращению с ТКО на имя Ельчаниновой Н.Н.
Расчет суммы ежемесячной платы за услуги по обращению с ТКО согласно указанной по отзыву формуле 9(2) приложения № 2 к Правилам №354, следующий: 1028 рублей 39 копеек = 218 кв.м. х 0,091 м3/год/12 месяцев х 622 рубля 07 копеек/м3; 1028 рублей 39 копеек - размер платы за услугу по обращению с ТКО в месяц; 218 кв.м. - общая площадь жилого помещения; 0,091 м3/год- норматив накопления твердых коммунальных отходов; 598 рублей 16 копеек/м3 - тариф с 01.01.2019 года по 30.11.2022 года, а с 01.12.2022 года в сумме 622 рубля 07 копеек; 12 - количество месяцев в году.
Таким образом, в соответствии с вышеприведенной формулой, сумма ежемесячной платы за коммунальную услугу для потребителя составляет; 1028 рублей 39 копеек.
По состоянию на 28.06.2023 года по лицевому счету 10720177285 открытому на имя Ельчаниновой Н.Н. задолженность за услуги по обращению с ТКО составляет 30 891 рублей 84 копейки.
Необоснованного отказа ответчика в осуществлении перерасчета начисленной платы за ТКО в ходе рассмотрения настоящего дела не установлено.
Перерасчет платы за коммунальные услуги, в связи с фактическим неиспользованием жилого помещения носит заявительный характер, порядок его осуществления установлен соответствующими нормативными актами.
Постановлением Правительства РФ от 16.11.2022 года №2076 вносятся изменения в Правила №354. Определена возможность перерасчета платы за услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами в связи с временным отсутствием потребителя в занимаемом жилом помещении при начислении платы исходя из общей площади жилого помещения. Для этого Правила №354 дополнены Приложением №4, содержащим соответствующие формулы перерасчета платы. Изменения вступили в силу с 01.03.2023 года.
Учитывая, что до 01.03.2023 года отсутствовала формула перерасчета размера платы за оказанные услуги по обращению с ТКО для тех случаев, когда размер платы за вывоз ТКО определяется исходя из общей площади жилого помещения, а не числа жильцов, а также, что в формуле 9(2) приложения № 2 Правил № 354 расчетной единицей является площадь жилых помещений (1 кв.м), что не предусматривает в формуле зависимости размера платы от количества постоянно или временно проживающих лиц и что не позволяло произвести перерасчет в связи с временном отсутствием потребителя в жилом помещении.
С 01.03.2023 года Приложением № 4 Правил № 354 утверждена формула перерасчета платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО, рассчитанную по формуле 9(2) приложения № 2 Правил № 354, предоставленную потребителю за расчетный период в жилом помещении (жилой дом, квартира), а также в занимаемой им комнате (комнатах) в коммунальной квартире.
В соответствии с пп. 86, 91 Правил № 354 перерасчет платы за отдельные виды коммунальных услуг осуществляется при временном отсутствии потребителя в жилом помещении по месту постоянного жительства (регистрации) более 5 полных календарных дней подряд, не включая день выбытия из жилого помещения и день прибытия в него.
В силу пункта 91 Правил № 354 перерасчет платы осуществляется на основании письменного заявления, поданного до начала периода временного отсутствия или не позднее 30 дней после окончания периода временного отсутствия. В заявлении о перерасчете указываются фамилия, имя и отчество каждого временно отсутствующего потребителя, день начала и окончания периода временного отсутствия потребителя. В случае подачи заявления о перерасчете до начала периода временного отсутствия потребителя перерасчет платы за ТКО осуществляется за указанный в заявлении период, но не более чем за 6 месяцев. По истечении указанного периода, потребитель обязан в срок не позднее 30 календарных дней предоставить документы, подтверждающие продолжительность временного отсутствия.
В соответствии с пунктом 93 Правил №354 в качестве документов, подтверждающих продолжительность периода временного отсутствия потребителя по месту постоянного жительства к заявлению о перерасчете, могут прилагаться:
а) копия командировочного удостоверения или копия решения (приказа, распоряжения) о направлении в служебную командировку или справка о служебной командировке с приложением копий проездных билетов;
б) справка о нахождении на лечении в стационарном лечебном учреждении или на санаторно-курортном лечении;
в) проездные билеты, оформленные на имя потребителя (в случае если имя потребителя указывается в таких документах в соответствии с правилами их оформления), или их заверенные копии. В случае оформления проездных документов в электронном виде исполнителю предъявляется их распечатка на бумажном носителе, а также выданный перевозчиком документ, подтверждающий факт использования проездного документа (посадочный талон в самолет, иные документы);
г) счета за проживание в гостинице, общежитии или другом месте временного пребывания или их заверенные копии;
д) документ органа, осуществляющего временную регистрацию гражданина по месту его временного пребывания в установленных законодательством Российской Федерации случаях, или его заверенная копия;
е) справка организации, осуществляющей вневедомственную охрану жилого помещения, в котором потребитель временно отсутствовал, подтверждающая начало и окончание периода, в течение которого жилое помещение находилось под непрерывной охраной и пользование, которым не осуществлялось;
ж) справка, подтверждающая период временного пребывания гражданина по месту нахождения учебного заведения, детского дома, школы-интерната, специального учебно-воспитательного и иного детского учреждения с круглосуточным пребыванием;
з) справка, консульского учреждения или дипломатического представительства Российской Федерации в стране пребывания, подтверждающая временное пребывание гражданина за пределами Российской Федерации, или заверенная копия документа, удостоверяющего личность гражданина Российской Федерации, содержащего отметки о пересечении государственной границы Российской Федерации при осуществлении выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию;
и) справка, выданная уполномоченным: лицом садоводческого; или огороднического некоммерческого товарищества, подтверждающая период временного пребывания гражданина на садовом или огородном земельном участке, расположенном в границах территории ведения гражданами за гражданами садоводства или огородничества для собственных нужд;
к) иные документы, которые, по мнению потребителя подтверждают факт и продолжительность временного отсутствия потребителя в жилом помещении.
В случае непредставления документов плата за коммунальную услугу начисляется за весь не подтвержденный период в полном размере и применяются предусмотренные частью 14 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации последствия несвоевременного или неполного внесения платы за коммунальные услуги.
Таким образом, с 01.03.2023 года Ельчанинова H.H. вправе обратиться в адрес Регионального оператора с заявлением о перерасчете платы за услуги по обращению с ТКО (до начала периода временного отсутствия или не позднее 30 дней после окончания периода временного отсутствия) с приложением документов, указанных в п. 93 Правил № 354, подтверждающих факт временного отсутствия потребителя в жилом помещении, в том числе справок о количестве зарегистрированных лиц в отношении жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес> Линия, уч.85.
Судом установлено, что Ельчанинова Н.Н. обращалась в адрес Регионального оператора 17.05.2023 года (вх. № 31289/РО от 19.05.2023), 18.04.2023 года (вх. № 13927/РО от 19.04.2023).
Однако, Ельчаниновой Н.Н. не были приложены документы, подтверждающие факт временного отсутствия в жилом помещении в соответствии с п. 93 Правил №354, в связи с чем у Регионального оператора отсутствовали основания для удовлетворения требований Ельчаниновой Н.Н. о перерасчете платы за услуги по обращению с ТКО.
В соответствии с пунктом 148 (36) Правил № 354 при отсутствии постоянно и временно проживающих в жилом помещении граждан объём коммунальной услуги по обращению с ТКО рассчитывается с учётом количества собственников такого помещения.
Для принятия решения о возможности перерасчета начисления платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами истцу следует приложить к заявлению справку о зарегистрированных лицах в жилом помещении по адресу: <адрес>, а также из документов, указанных в пункте 93, пункте 94 Правил №354.
Таким образом, в действиях Регионального оператора отсутствуют нарушения законодательства, регулирующего обращение с ТКО.
Разрешая исковые требования, суд первой инстанции, руководствуясь статьей 24.6 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", положениями статьи 210 Гражданского кодекса Российской Федерации, статей 30, 153, 155, 154 Жилищного кодекса Российской Федерации, пунктами 148(22) - 148(37) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. N 354, приказом Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области от 29 декабря 2018 г. N 1023, пришел к обоснованному выводу, что в настоящее время на территории городского округа Самары размер платы за вывоз твердых коммунальных отходов не зависит от количества проживающих в жилом помещении лиц и поставлен в зависимость от площади жилого помещения, принадлежащего гражданину, в связи с чем временное отсутствие и не проживание лица в жилом помещении не может влиять на плату за вывоз твердых коммунальных отходов, методика расчета размера которой не содержит такой переменной, как число лиц, проживающих в жилом помещении.
Также судом установлено, что истцом заявлены требования о перерасчете платы за пользование ТКО за период с 18.04.2023 года по 17.10.2023 года, в то время, как истец обратился в суд в мае 2023 года, однако действующим законодательством Российской Федерации не предусмотрена возможность перерасчета задолженности на будущие периоды.
Судебная коллегия находит данные выводы правильными, не противоречащими требованиям закона.
Вопреки доводам апелляционной жалобы об обратном, суд пришел к обоснованному выводу, что Ельчаниновой Н.Н. не были приложены документы, подтверждающие факт временного отсутствия в жилом помещении в соответствии с п. 93 Правил №354, в связи с чем у Регионального оператора отсутствовали основания для удовлетворения требований Ельчаниновой Н.Н. о перерасчете платы за услуги по обращению с ТКО.
В соответствии с пунктом 5 статьи 30 Жилищного кодекса Российской Федерации собственник жилого дома или части жилого дома обязан обеспечивать обращение с твердыми коммунальными отходами путем заключения договора с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами. Под обращением с твердыми коммунальными отходами для целей настоящего Кодекса и иных актов жилищного законодательства понимаются сбор, транспортирование, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов.
Согласно положениям части 1.1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации Правительство Российской Федерации устанавливает правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. N 354 утверждены Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов.
Пунктом 148 (36) Правил N 354 прямо предусмотрено, что при отсутствии постоянно и временно проживающих в жилом помещении граждан объем коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами рассчитывается с учетом количества собственников такого помещения.
Согласно пункту 56 (2) Правил определено, что при отсутствии постоянно и временно проживающих в жилом помещении граждан объем коммунальных услуг рассчитывается с учетом количества собственников такого помещения.
При этом Верховный Суд Российской Федерации в решении от 23 мая 2018 г. N АКПИ18-238 признал пункт 56(2) соответствующим положениям части 11 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Решением Верховного Суда Российской Федерации от 26 февраля 2020 г. N АКПИ19-967 отказано в признании данного пункта недействующим.
Приказом Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области N 1023 от 29.12.2018 года "Об утверждении и применении нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории городских округов Самарской области на 1 кв. метр общей площади жилого помещения" было принято решение об утверждении и применении нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории 10 городских округов Самарской области (в том числе г.о. Самара) на 1 кв. м общей площади жилого помещения.
Приняв во внимание обоснованность начисления ответчиком платы по обращению с твердыми коммунальными отходами, суд первой инстанции пришел к верному выводу об отказе в удовлетворении исковых требований, признав безосновательными доводы истца о нарушении его прав как потребителя.
По своей сути доводы, приведенные в апелляционной жалобе, повторяют позицию истца в исковом заявлении, которые были исследованы судом первой инстанции и им дана надлежащая правовая оценка, при этом доводы апелляционной жалобы не подтверждают нарушений норм материального и процессуального права, повлиявших на исход дела, не являются достаточным основанием для отмены решения, направлены на переоценку доказательств по делу и установленных фактических обстоятельств.
При рассмотрении дела судом правильно определены имеющие значение для дела обстоятельства, приняты необходимые меры для выяснения прав и обязанностей сторон, бремя доказывания распределено правильно, выводы мотивированы, соответствуют установленным фактическим обстоятельствам дела, требованиям закона.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328-330 ГПК РФ, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
Решение Кировского районного суда г. Самары от 15 августа 2023 года - оставить без изменения, апелляционную жалобу Ельчаниновой Н.Н. - оставить без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (г. Самара) в течение трех месяцев через суд первой инстанции.
Председательствующий:
Судьи: