Дело 2-736/2022
УИД 74RS0009-01-2022-000796-39
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
11 августа 2022 года
Аргаяшский районный суд Челябинской области в составе
председательствующего Кулматовой Э.Ф.,
при секретаре Мелехине И.А.,
с участием помощника прокурора Аргаяшского района Челябинской области Шаймардановой А.Х.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Аргаяшского района Челябинской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации Норкинского сельского поселения Аргаяшского муниципального района Челябинской области об устранении нарушений требований пожарной безопасности
У С Т А Н О В И Л :
Прокурор Аргаяшского района Челябинской области в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском с учетом уточнения требований к администрации Норкинского сельского поселения Аргаяшского муниципального района Челябинской области об устранении нарушений требований пожарной безопасности путем возложения обязанности выполнить обустройство в населенных пунктах: <адрес> противопожарных водопроводов низкого или высокого давления либо пожарных резервуаров и (или) водоемов в соответствии с требованиями Свода Правил 8.13130 не позднее 12 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
В обоснование иска указал, что прокуратурой Аргаяшского района в деятельности администрации Норкинского сельского поселения выявлены нарушения законодательства о пожарной безопасности. Проверкой установлено, что населенные пункты: <адрес> не обеспечены источниками противопожарного водоснабжения для наружного пожаротушения в соответствии с установленными нормами. Водоисточники ( пожарные гидранты, пожарные водоемы, искусственные водоемы) не обеспечивают пожаротушение любого обслуживаемого здания с учетом прокладки рукавных линий по дорогам с твердым покрытием длиной 200 метров при наличии автонасосов и 100-150 метров при наличии мотопомп. Невыполнение администрацией Норкинского сельского поселения мероприятий, связанных с предупреждением и ликвидацией на территории населенных пунктов чрезвычайных ситуаций, в том числе пожаров, нарушает права неопределенного круга лиц, так как может повлечь причинение вреда здоровью граждан, угрожать их жизни, привести к уничтожению имущества.
В судебном заседании помощник прокурора Шаймарданова А.Х. на исковых требованиях настаивала.
Представитель ответчика Сулейманов А.Г. возражал в удовлетворении исковых требований. Пояснил, что Норкинское сельское поселение дотационное, не имеет финансовой возможности выполнить заявленные требования. В случае удовлетворения исковых требований, оно будет неисполнимым. Во всех деревнях, расположенных на территории поселения, кроме д. Бажикаева нет водопроводов. В д. Бажикаева пожарный гидрант есть, необходимо его восстановить. В <адрес> ведется работа по обустройству пожарного резервуара. В <адрес> обустроены пирсы для подъезда пожарных автомашин. В <адрес> при школах были пожарные гидранты, их необходимо восстановить В <адрес> особенности грунта исключают возможность строительства водопровода.
Выслушав объяснения помощника прокурора Шаймардановой А.Х., представителя ответчика Сулейманова А.Г. исследовав материалы дела, суд находит требования подлежащими удовлетворению.
В соответствии с п. 9 ч. 1 ст. 14 Федерального закона № 131-ФЗ от 06.10.2003 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относится обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 21.12.1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" под первичными мерами пожарной безопасности понимается реализация принятых в установленном порядке норм и правил по предотвращению пожаров, спасению людей и имущества от пожаров.
В силу ст. 19 Федерального закона № 69-ФЗ от 21.12.1994 «О пожарной безопасности» к полномочиям органов местного самоуправления поселений по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктов относятся:
- создание условий для организации добровольной пожарной охраны, а также для участия граждан в обеспечении первичных мер пожарной безопасности в иных формах;
- создание в целях пожаротушения условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях;
- оснащение территорий общего пользования первичными средствами тушения пожаров и противопожарным инвентарем;
- организация и принятие мер по оповещению населения и подразделений Государственной противопожарной службы о пожаре;
- принятие мер по локализации пожара и спасению людей и имущества до прибытия подразделений Государственной противопожарной службы;
- включение мероприятий по обеспечению пожарной безопасности в планы, схемы и программы развития территорий поселений;
- оказание содействия органам государственной власти субъектов Российской Федерации в информировании населения о мерах пожарной безопасности, в том числе посредством организации и проведения собраний населения;
- установление особого противопожарного режима в случае повышения пожарной опасности.
Согласно п.16 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 № 390, на территории поселений обеспечивается наличие звуковой сигнализации для оповещения людей при пожаре, телефонной связи, а также запасов воды для целей пожаротушения в соответствии со статьями 6, 63 и 68 Федерального закона "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности".
Первичные меры пожарной безопасности предусмотрены ст. 63 Федерального закона от 22 июля 2008 г. № 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" и включают в себя, в том числе, реализацию полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения пожарной безопасности муниципального образования; разработку и осуществление мероприятий по обеспечению пожарной безопасности муниципального образования и объектов муниципальной собственности, которые должны предусматриваться в планах и программах развития территории, обеспечение надлежащего состояния источников противопожарного водоснабжения, содержание в исправном состоянии средств обеспечения пожарной безопасности жилых и общественных зданий, находящихся в муниципальной собственности; разработку и организацию выполнения муниципальных целевых программ по вопросам обеспечения пожарной безопасности; обеспечение беспрепятственного проезда пожарной техники к месту пожара.
В соответствии с п. 80 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 № 390, органами местного самоуправления поселений для целей пожаротушения создаются условия для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях в соответствии со статьей 19 Федерального закона "О пожарной безопасности".
В соответствии со ст. 68 Федерального закона от 22 июля 2008 г. №123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" на территориях поселений и городских округов должны быть источники наружного противопожарного водоснабжения, к которым относятся: 1) наружные водопроводные сети с пожарными гидрантами; 2) водные объекты, используемые для целей пожаротушения в соответствии с законодательством Российской Федерации; 3) противопожарные резервуары. Поселения и городские округа должны быть оборудованы противопожарным водопроводом. При этом противопожарный водопровод допускается объединять с хозяйственно-питьевым или производственным водопроводом (ч. ч. 2, 3 ст. 68 Федерального закона № 123-ФЗ).
На основании п.п. 48, 75 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16.09.2020 № 1479, органами местного самоуправления городских и сельских поселений, городских и муниципальных округов, внутригородских районов создаются для целей пожаротушения источники наружного противопожарного водоснабжения, а также условия для забора в любое время года воды из источников наружного противопожарного водоснабжения, расположенных в населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях, в соответствии со статьей 19 Федерального закона "О пожарной безопасности".
Направление движения к источникам противопожарного водоснабжения обозначается указателями со светоотражающей поверхностью либо световыми указателями, подключенными к сети электроснабжения и включенными в ночное время или постоянно, с четко нанесенными цифрами расстояния до их месторасположения.
В силу п.п. 4.1, 4.2, 8.6, 8.9, 10.4 Свода Правил 8.13130 «Системы противопожарной защиты. Наружное противопожарное водоснабжение. Требования пожарной безопасности», утвержденных приказом МЧС России от 30.03.2020 № 225, в населенных пунктах и на производственных объектах в соответствии с Техническим регламентом должны предусматриваться источники наружного противопожарного водоснабжения.
Для использования в качестве источников наружного противопожарного водоснабжения предусматриваются: противопожарные водопроводы низкого или высокого давления; пожарные резервуары и (или) водоемы.
Расстановка пожарных гидрантов на водопроводной сети должна обеспечивать подачу воды с расчетным расходом на пожаротушение любой точки обслуживаемого данной сетью здания на уровне нулевой отметки не менее чем от двух гидрантов при расходе воды на наружное пожаротушение 15 л/с и более или от одного гидранта - при расходе воды менее 15 л/с с учетом прокладки рукавных линий длиной не более 200 м по дорогам с твердым покрытием.
Пожарные резервуары или искусственные водоемы надлежит размещать из условия обслуживания ими зданий, находящихся в радиусе: при заборе воды насосами пожарных автомобилей - 200 м; при заборе воды мотопомпами - 100 - 150 м (в зависимости от типа мотопомп).
В судебном заседании установлено и подтверждено материалами дела, что населенные пункты: <адрес> не обеспечены источниками противопожарного водоснабжения из расчета расхода воды 5 л/с на один пожар. Имеющие водоисточники (водоемы) не обеспечивают пожаротушение любого обслуживаемого здания с учетом прокладки рукавных линий по дорогам с твердым покрытием длиной 200 метров при наличии автонасосов и 100-150 метров при наличии мотопомп.
Вышеуказанные нарушения подтверждаются актом проверки органом государственного контроля (надзора) органа местного самоуправления № от ДД.ММ.ГГГГ, актом проверки помощника прокурора Аргаяшского района Челябинской области Юговой Ю.И. от ДД.ММ.ГГГГ, не доверять которым у суда оснований нет.
Доказательств устранения вышеуказанных нарушений ответчиком суду не представлено.
Отсутствие источников наружного противопожарного водоснабжения в указанных населенных пунктах создает опасность жизни и здоровья граждан, нарушает их право на безопасные условия проживания и своевременное оперативное устранение возникающих пожароопасных ситуаций.
Принимая во внимание, что ответчиком не обеспечено наружное противопожарное водоснабжение, относящееся к первичным мерам пожарной безопасности, обязанность по обеспечению которых в отношении вышеуказанных населенных пунктов возложена на органы местного самоуправления, суд приходит к выводу, что исковые требования заявлены обоснованно и подлежат удовлетворению. Необходимо возложить на администрацию Норкинского сельского поселения Аргаяшского муниципального района Челябинской области обязанность устранить нарушения требований пожарной безопасности путем обустройства в населенных пунктах: <адрес> противопожарных водопроводов низкого или высокого давления либо пожарных резервуаров и (или) водоемов в соответствии с требованиями Свода Правил 8.13130«Системы противопожарной защиты. Наружное противопожарное водоснабжение. Требования пожарной безопасности».
В соответствии со ст. 206 ГПК РФ в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Решение суда, обязывающее организацию или коллегиальный орган совершить определенные действия (исполнить решение суда), не связанные с передачей имущества или денежных сумм, исполняется их руководителем в установленный срок.
С учетом характера заявленного иска, суд полагает необходимым установить срок для исполнения решения суда в течение 12 месяцев со дня вступления решения в законную силу.
Руководствуясь ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ <░░░░░> ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ (░░░) ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ 8.13130 «░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░. ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░. ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░» ░░ ░░░░░░░ 12 ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░:
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 18 ░░░░░░░ 2022 ░░░░,░░░░░: