Дело № 12-1104/2022
УИД № 21RS0022-01-2022-002669-03
РЕШЕНИЕ
по жалобе на постановление по делу
об административном правонарушении
28 ноября 2022 года г. Чебоксары
Судья Московского районного суда г. Чебоксары Музыкантов С.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда протест и.о. прокурора г. Новочебоксарска Чувашской Республики на постановление № заместителя руководителя - начальника отдела контроля закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике от ДД.ММ.ГГГГ, которым дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 7.29 КоАП РФ в отношении должностного лица - директора МБОУ «СОШ № 17» г. Новочебоксарска Чувашской Республики К.Н.С. прекращено, в связи с отсутствием состава административного правонарушения,
у с т а н о в и л:
Постановлением № заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике - Чувашии Винокуровой Н.Ю. от ДД.ММ.ГГГГ, дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 7.29 КоАП РФ, в отношении должностного лица - директора МБОУ «СОШ № 17» г. Новочебоксарска Чувашской Республики К.Н.С. прекращено, в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Не согласившись с данным постановлением, и.о. прокурора г. Новочебоксарска обратился в суд с протестом, в котором просит его отменить, направить административное дело на новое рассмотрение, указывая, что предметом указанных договоров фактически является единый объем работ, искусственно разделенный на две части, считает, что имеются основания рассматривать указанный в договорах перечень работ как одну работу (на сумму свыше 100 000рублей), полагая, что заказчиком выбран ненадлежащий способ определения поставщика по ФЗ о контрактной системе.
Прокурор г. Новочебоксарска Чувашской Республики, надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, что не препятствует рассмотрению дела по существу протеста.
К.Н.С. пояснила, что годовой объем закупок МБОУ «СОШ №17» г. Новочебоксарска, осуществленных на основании п. 5 ч. 1 ст. 93 Закона о контрактной системе, не превысил 50% совокупного годового объема закупок, в связи с чем просила в удовлетворении протеста отказать, а постановление № от ДД.ММ.ГГГГ оставить без изменения.
Представитель Управления Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республики, надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, что не является препятствием для рассмотрения дела по существу протеста.
Изучив материалы дела об административном правонарушении, проверив доводы жалобы, выслушав лиц, участвующих в производстве по делу, судья приходит к следующему.
Согласно ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.
Согласно ст. 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, в производстве которого находится дело, устанавливает наличие или отсутствие события правонарушения, виновность лица, привлекаемого к ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются, в том числе, протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу, показаниями свидетелей, иными документами.
В силу ч. 1 ст. 7.29 КоАП РФ принятие решения о способе определения поставщика (подрядчика, исполнителя), в том числе решения о закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), с нарушением требований, установленных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее также - законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок), за исключением случаев, предусмотренных частями 2, 2.1 и 4 настоящей статьи, - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере тридцати тысяч рублей.
В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) может осуществляться заказчиком помимо прочего, в случае осуществления закупки товара, работы или услуги государственным или муниципальным учреждением культуры, уставными целями деятельности которого являются сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия, а также иным государственным или муниципальным учреждением (зоопарк, планетарий, парки культуры и отдыха, заповедник, ботанический сад, национальный парк, природный парк, ландшафтный парк, театр, учреждение, осуществляющее концертную деятельность, телерадиовещательное учреждение, цирк, музей, дом культуры, дворец культуры, дом (центр) народного творчества, дом (центр) ремесел, клуб, библиотека, архив), государственной или муниципальной образовательной организацией, государственной или муниципальной научной организацией, организацией для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в которую помещаются дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, под надзор, физкультурно-спортивной организацией на сумму, не превышающую шестисот тысяч рублей, либо закупки товара на сумму, предусмотренную частью 12 настоящей статьи, если такая закупка осуществляется в электронной форме. При этом годовой объем закупок, которые заказчик вправе осуществить на основании настоящего пункта, не должен превышать пять миллионов рублей или не должен превышать пятьдесят процентов совокупного годового объема закупок заказчика и не должен составлять более чем тридцать миллионов рублей.
Как следует из материалов дела, в ходе проведенной прокуратурой г. Новочебоксарска во исполнение поручения прокуратуры Чувашской Республики № от ДД.ММ.ГГГГ проверки законодательства о контрактной системе при организации питания обучающихся в МБОУ «СОШ №17» г. Новочебоксарска Чувашской Республики установлено, что МБОУ «СОШ №17» г. Новочебоксарска в соответствии с п. 5 ч.1 ст. 93 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» ДД.ММ.ГГГГ заключен договор об оказании услуг по обеспечению горячим питанием обучающихся, получающих начальное общее образование в МБОУ «СОШ №17 г. Новочебоксарска с ООО «Волна».
Пунктом 2.1 договора стоимость работ по договору определена в размере 599 924 рублей.
В последующем в соответствии с п. 5 ч.1 ст. 93 Закона о контрактной системе ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ заключены договор об организации бесплатного питания в общеобразовательных школах г Новочебоксарска с ООО «Волна», предметом которых также являются услуги по организации питания обучающихся, получающих начальное общее образование в МБОУ «СОШ №17 г. Новочебоксарска в соответствии с 10-дневным меню, разработанным с учетом сезонности, необходимого количества основных пищевых веществ и требуемой калорийности суточного рациона, согласно методическим указаниям по организации рационального питания, в соответствии с установленными нормативными нормами и правилами.
Пунктом 2.1 договора от ДД.ММ.ГГГГ стоимость работ по договору определена в размере 479 196 рублей, договором от ДД.ММ.ГГГГ - 585 000 рублей.
Данные обстоятельства послужили основанием для возбуждения постановлением заместителя прокурора г. Новочебоксарска от ДД.ММ.ГГГГ дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 7.29 КоАП РФ, в отношении должностного лица - директора МБОУ «СОШ № 17» г. Новочебоксарска Чувашской Республики К.Н.С., в связи с обнаружением в действиях должностного лица ненадлежащего способа определения поставщика по ФЗ о контрактной системе, выразившихся в принятии решения о закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), с нарушением требований, установленных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок.
Прекращая постановлением от ДД.ММ.ГГГГ производство по делу № об административном правонарушении, в связи с отсутствием состава административного правонарушения, должностным лицом УФАС по Чувашской Республики-Чувашии сделан вывод, что неоднократное приобретение одноименных товаров (услуг) при осуществлении закупок у единственного поставщика на основании пунктов 4, 5 части 1 статьи 93 Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» с соблюдением требований, установленных данными пунктами, не является нарушением требований названного Федерального закона, в обоснование чего приведена ссылка на Информационное письмо Минфина России от 08.06.2022 N 24-01-07/54275 «О направлении информации по вопросу заключения нескольких контрактов, предусматривающих закупку одноименных товаров, работ, услуг, цена каждого из которых не превышает максимальный размер цены контракта, предусмотренный пунктами 4 и 5 части 1 статьи 93 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», в котором выражена позиция, что положениями Закона N 44-ФЗ ограничения и запреты на осуществление заказчиками закупок одноименных товаров, работ, услуг у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) на основании пунктов 4 и 5 части 1 статьи 93 Закона N 44-ФЗ не установлены. Соответствующий запрет был предусмотрен утратившим силу с 1 января 2014 г. Федеральным законом от 21 июля 2005 г. N 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (в пунктах 14 и 14.1 части 2 статьи 55). Аналогичный запрет в Законе N 44-ФЗ не устанавливался.
Однако, вынесенное должностным лицом постановление законными признать нельзя, ввиду следующего.
Согласно ч. 1 ст. 25.15 КоАП РФ лица, участвующие в производстве по делу об административном правонарушении, извещаются или вызываются в суд, орган или к должностному лицу, в производстве которых находится дело, заказным письмом с уведомлением о вручении, повесткой с уведомлением о вручении, телефонограммой или телеграммой, по факсимильной связи либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование извещения или вызова и его вручение адресату.
В материалах дела имеется определение о назначении дела об административном правонарушении № к рассмотрению на ДД.ММ.ГГГГ в 09 час. 00 мин. (л.д. 18).
В силу п. 2 и п. 4 ч. 1 ст. 29.7 КоАП РФ при рассмотрении дела об административном правонарушении судья, иной орган, должностное лицо, уполномоченные рассматривать дело об административном правонарушении, обязаны установить факт явки лица, в отношении которого ведется производство по делу, а также выяснить, извещены ли участники производства по делу в установленном порядке, выяснить причины неявки участников производства по делу и принять решение о рассмотрении дела в отсутствие указанных лиц либо об отложении рассмотрения дела.
Согласно ч. 2 ст. 25.11 КоАП РФ прокурор извещается о месте и времени рассмотрения дела об административном правонарушении, возбужденного по инициативе прокурора.
Кодекс РФ об административных правонарушениях не содержит ограничений относительно использования различных средств связи для извещения лиц, участвующих в деле, однако, исходя из требований ч. 2 ст. 25.1 КоАП РФ, во всех случаях извещение должно быть произведено способом, позволяющим судье контролировать получение информации лицом, которому оно направлено.
Между тем, из скриншота об отправке электронной почты в адрес прокуратуры г. Новочебоксарск следует, что электронное письмо датировано ДД.ММ.ГГГГ, в строке статус доставки стоит прочерк, тем самым не представляется возможным установить, что данное определение было получено последним. Иных документов, подтверждающих надлежащее извещение прокурора <адрес> о месте и времени рассмотрения дела об административном правонарушении в материалах дела не имеется.
Не извещение участников производства по делу об административном правонарушении является существенным нарушением процессуальных требований, влияющим на возможность всестороннего, полного и объективного рассмотрения дела.
Кроме того, в ходе рассмотрения дела должностным лицом допущены существенное нарушение процессуального закона, а именно должностным лицом дело рассмотрено по незаверенным надлежащим образом копиям планов финансово-хозяйственной деятельности учреждения. Незаверенные копии документов не являются надлежащими доказательствами, на основании которых возможно принятие законного и обоснованного решения. Запрос должностного лица об истребовании из МБОУ «СОШ № 17» г. Новочебоксарска Чувашской Республики надлежащим образом заверенных копий документов в деле отсутствует.
При данных обстоятельствах суд усматривает существенные нарушения процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ, что не позволяет суду всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Согласно п. 4 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение судье, в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело, в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных настоящим Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Принимая во внимание изложенное, суд приходит к выводу, что постановление № заместителя руководителя - начальника отдела контроля закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике от ДД.ММ.ГГГГ в отношении должностного лица - директора МБОУ «СОШ № 17» г. Новочебоксарска Чувашской Республики К.Н.С. подлежит отмене, а дело направлению на новое рассмотрение, поскольку срок давности привлечения к административной ответственности, установленный ст. 4.5 КоАП РФ, для данной категории дел, не истек.
На основании изложенного, руководствуясь п. 4 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ, судья
р е ш и л:
постановление № заместителя руководителя - начальника отдела контроля закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 7.29 КоАП РФ, в отношении должностного лица - директора МБОУ «СОШ № 17» г. Новочебоксарска Чувашской Республики К.Н.С., отменить.
Дело направить в Управление Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике, на новое рассмотрение.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Чувашской Республики в течение 10 суток со дня вручения или получения его копии.
Судья: С.Н. Музыкантов