№ 2-702/2022
64RS0047-01-2022-000147-28
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
31 мая 2022 г. г. Саратов
Октябрьский районный суд города Саратова в составе:
председательствующего судьи Долговой С.И.,
при секретаре судебного заседания Гончаровой И.С., с участием представителей истцов по доверенностям Прокофьевой Т.Ю., представителя ответчика администрации муниципального образования «Город Саратов» по доверенностям Воронова А.О., представителя ответчика МАОУ «Лицей № 62» Чиликова И.А., представителя третьего лица администрации Октябрьского района муниципального образования «Город Саратов» по доверенности Мишиной С.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению исполняющего обязанности прокурора Октябрьского района города Саратова в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «Город Саратов», муниципальному автономному общеобразовательному учреждению «Лицей № 62» об обеспечении антитеррористической защищенности дошкольных учреждений и финансированию мероприятий по обеспечению антитеррористической защищенности,
установил:
истец обратился к Октябрьский районный суд г. Саратова к администрации муниципального образования «Город Саратов», муниципальному автономному общеобразовательному учреждению «Лицей № 62» об обеспечении антитеррористической защищенности дошкольных учреждений и финансированию мероприятий по обеспечению антитеррористической защищенности, мотивировав свои требования тем, что прокуратурой района по поручению прокурора города Саратова от 22 декабря 2021 г. № 54-2021/2619-21-20630002 проведена проверка
по представленной межмуниципальным отделом вневедомственной охраны по городу Саратову - филиалом Федерального государственного казенного учреждения «Управлений вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации по Саратовской области» информации о принятых мерах, направленных на противодействие совершению террористических актов
в МАОУ «Лицей № 62», расположенном по адресу: г.Саратов, пл. Ильинская д. 1. Установлено, что МАОУ «Лицей № 62» является общеобразовательной некоммерческой бюджетной организацией, осуществляющей образовательную деятельность начального общего, основного общего образования, программ дополнительного образования, учредителем которой является муниципальное образование «Город Саратов», функции и полномочия которого осуществляет администрация Октябрьского муниципального образования «Город Саратов». Образовательное учреждение является юридическим лицом, имеет обособленное имущество, самостоятельный баланс, имеет лицевые счета по учету бюджетных ассигнований федерального, областного и муниципального бюджетов средств полученных от приносящей доход деятельности, имеет имущество
на праве оперативного управления, самостоятельный баланс, печать, образовательное учреждение осуществляет свою деятельность на основе штатной сметы и отвечает по своим обязательствам всем находящимся у него на праве оперативного управления имуществом. По результатам категорирования
от 24 мая 2021 г., осуществленного в отношении МАОУ «Лицей № 62», указанной общеобразовательной организации присвоена вторая категория опасности.
В указанном акте отмечено, что надежность охраны недостаточная, необходимо оградить территорию со стороны фасада забором с воротами, обеспечивающими жесткую фиксацию их створок в закрытом положении. Вместе с тем, обследованием, проведенным в ходе проведения проверки прокуратурой района, установлено, что мероприятия в целях обеспечения террористической защищенности территории МАОУ «Лицей № 62» осуществляются
не в соответствии с требованиями, установленными для объектов данной категории опасности, что создает угрозу жизни и здоровью лиц, находящихся на территории учреждения, в том числе, несовершеннолетних. В связи с выявленными на объекте образования, нарушениями требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) министерства просвещения РФ и объектов 12 мая 2021 г. прокуратурой района директору МАОУ «Лицей № 62» внесено представление, которое рассмотрено. По результатам рассмотрения согласована и утверждена «дорожная карта» с определением сроков этапов по обеспечению антитеррористической защищенности объектов, в том числе с учетом п.п. «е»
п. 11 Постановления № 1006. Директором МАОУ «Лицей № 62» подготовлено ходатайство о выделении дополнительных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств на установку ограждения территории с воротами, обеспечивающими жесткую фиксацию их створок в закрытом положении. При этом установлено, что сроки и этапы реализации по обеспечению антитеррористической защищенности муниципальных учреждений не соблюдаются. До настоящего времени денежные средства на установку ограждения территории с воротами, обеспечивающими жесткую фиксацию их створок в закрытом положении в МАОУ «Лицей № 62»
не поступили. Согласно сведений прокуратуры г. Саратова, в первом полугодии
2021 г. прокурором города главе муниципального образования «Город Саратов» внесено представление по указанным вопросам. Представление рассмотрено
и не удовлетворено. Нарушения, допущенные образовательными организациями, влекут за собой нарушение гарантированного законодательством права неопределенного круга лиц на безопасное получение образования.
На основании изложенного, с учетом принятого в порядке ст. 39 ГПК РФ уточненного искового заявления, истец просит суд обязать МАОУ «Лицей № 62»
г. Саратова принять меры по исполнению п.п. «и» п. 24 и п.п. «а,б» п. 26 Постановления Правительства РФ от 02 августа 2019 г. № 1006 «Об утверждении требований к террористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий), в МАОУ «Лицей № 62» обеспечить охрану территории образовательного учреждения путем установки ограждения по периметру территории образовательного учреждения (забора) с воротами обеспечивающими жесткую фиксацию их створок в закрытом положении в течение двух месяцев со дня вступления в законную силу решения суда, обязать администрацию муниципального образования «Город Саратов»
в срок до 01 сентября 2022 г. обеспечить финансирование расходов по установке ограждения по периметру территории образовательного учреждения (забора)
с воротами, обеспечивающими жесткую фиксацию их створок в закрытом положении в МАОУ «Лицей № 62» г. Саратова.
Представитель истца по доверенности Прокофьева Т.Ю. в ходе судебного заседания поддержала доводы, изложенные в исковом заявлении, просила его удовлетворить с учетом уточнения.
Представители ответчиков администрации муниципального образования «Город Саратов» по доверенности Воронов А.О., МАОУ «Лицей № 62»
по доверенности Чиликов И.А. представитель третьего лица администрации Октябрьского района муниципального образования «Город Саратов» по доверенности Мишина С.В. в ходе судебного заседания возражали против заявленных исковых требований.
Представители третьих лиц Министерство образования Саратовской области, Комитет по финансам г. Саратова в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщили об отложении дела не просили.
Суд с учетом мнения явившихся участников процесса, а также
в соответствии со ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту ГПК РФ), определил рассмотреть дело в отсутствие
не явившихся лиц.
Выслушав мнение представителей сторон, исследовав письменные материалы дела, оценив все собранные доказательства в совокупности, суд приходит к следующему.
В соответствии с положениями ч. 1 ст. 21, ч. 3 ст. 35 ФЗ от 17 января 1992 г.
№ 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» предметом прокурорского надзора является исполнение законов, действующих на территории Российской Федерации, органами власти, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций.
В силу ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением,
в том числе, в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Судом установлено, что прокуратурой Октябрьского района г. Саратова
была проведена проверка по представленной межмуниципальным отделом вневедомственной охраны по городу Саратову - филиалом Федерального государственного казенного учреждения «Управлений вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации по Саратовской области» информации о принятых мерах, направленных на противодействие совершению террористических актов в МАОУ «Лицей № 62», расположенном по адресу:
г.Саратов, пл. Ильинская д. 1, в результате которой было установлено, что отсутствует ограждение территории МАОУ «Лицей № 62».
Федеральным законом от 06 марта 2006 года № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» определены основные принципы противодействия терроризму, правовые и организационные основы профилактики проявлений терроризма.
В силу ст. 2 названного закона одним из принципов противодействия терроризму в Российской Федерации является приоритет мер предупреждения терроризма и минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма.
Согласно подп. «а» и «б» п. 4 ч. 1 ст. 3 указанного Федерального закона противодействие терроризму - деятельность органов государственной власти
и органов местного самоуправления, а также физических и юридических лиц
по предупреждению терроризма, в том числе по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма); антитеррористическая защищенность объекта (территории) - состояние защищенности здания, строения, сооружения, иного объекта, места массового пребывания людей, препятствующее совершению террористического акта. При этом под местом массового пребывания людей понимается территория общего пользования поселения или городского округа, либо специально отведенная территория за их пределами, либо место общего пользования в здании, строении, сооружении, на ином объекте, на которых при определенных условиях находится более пятидесяти человек.
В силу п. п. 4, 6 ч. 1 ст. 5.2 данного закона органы местного самоуправления при решении вопросов местного значения по участию в профилактике терроризма,
а также в минимизации и (или) ликвидации последствий его проявлений обеспечивают выполнение требований к антитеррористической защищенности объектов, находящихся в муниципальной собственности или в ведении органов местного самоуправления; осуществляют иные полномочия по решению вопросов местного значения по участию в профилактике терроризма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий его проявлений.
В силу п. 15 ч. 3 ст. 28 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» к компетенции образовательного учреждения относится создание необходимых условий для охраны обучающихся
и работников образовательной организации.
В соответствии с п. 2 ч. 6 ст. 28 данного федерального закона, образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность
в соответствии с законодательством об образовании, в том числе создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода
за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
Образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке за невыполнение
или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к ее компетенции, а также
за жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
Согласно акту обследования и категорирования объекта (территории»
от 24 мая 2021 г., МАОУ «Лицей № 62» относится ко второй категории опасности, надежность охраны объекта недостаточна, необходимо оградить территорию
со стороны фасада объекта забором с воротами, обеспечивающими жесткую фиксацию их створок в закрытом положении (л.д. 38-45).
Подп. «и» п. 24 Постановления Правительства РФ от 02 августа 2019 г.
№ 1006 «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации
и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий)» в целях обеспечения антитеррористической защищенности объектов (территорий), отнесенных к четвертой категории опасности, осуществляются следующие мероприятия - исключение бесконтрольного пребывания на объекте (территории) посторонних лиц и нахождения транспортных средств, в том числе в непосредственной близости от объекта (территории).
Подп. «а» и «б» п. 26 Постановления Правительства РФ от 02 августа 2019 г.
№ 1006 «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации
и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий)» в отношении объектов (территорий) второй категории опасности дополнительно к мероприятиям, предусмотренным п. 24 и 25 настоящих требований, осуществляются следующие мероприятия: оборудование объектов (территорий) системой контроля и управления доступом; оснащение въездов
на объект (территорию) воротами, обеспечивающими жесткую фиксацию
их створок в закрытом положении.
В целях определения методических подходов к организации создания единой системы обеспечения безопасности образовательных учреждений Министерством образования и науки Российской Федерации 04 июня 2008 г. разработаны методические указания (письмо) от 04 июня 2008 г. № 03-1423 «О методических рекомендациях», в соответствии с которыми для осуществления эффективного проведения мероприятий, направленных на предотвращение несанкционированных, противоправных и террористических действий в адрес образовательных и научных учреждений необходимо наличие периметрального ограждения территории.
В соответствии с ч. 3 ст.39 Федерального закона от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ
«О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.
Пунктом 2.2.1 Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания
и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» предусмотрено, что собственная территория периметру ограждается забором.
Актом проверки от 24 февраля 2022 г. установлено отсутствие ограждения территории образовательного учреждения (забора) с воротами, обеспечивающим жесткую фиксацию их створок в закрытом положении, которое влияет
на безопасность образовательного процесса и не обеспечивает бесконтрольное пребывание посторонних лиц, возможность установки ограждения вокруг образовательного учреждения имеется (л.д. 131), что подтверждается фотоснимками (л.д. 132-135) и планом (л.д. 136).
Согласно п. 5 ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 29 декабря 2012 г.
№ 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов
по решению вопросов местного значения в сфере образования относится обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.
В силу п. 6.1 ст. 15 Федерального закона от 06 октября 2003 г. № 131-ФЗ
«Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относится участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма на территории муниципального района.
Согласно Уставу МАОУ «Лицей № 62», Лицей является юридическим лицом, осуществляющим свою деятельность в целях создания условий
для реализации гарантированного конституционного права на получение общедоступного и бесплатного общего образования всех ступеней,
если образование данного уровня гражданин получает впервые - п. 1.1, представляет собой некоммерческую организацию, созданную администрацией муниципального образования «Город Саратов» для выполнения работ и оказания услуг в целях осуществления полномочий администрации муниципального образования «Город Саратов» в сфере образования, финансируется из бюджета города в виде субсидий на основании муниципального задания и заключенного
с органом, осуществляющим координацию деятельности Лицея, соглашением
- п. 1.4 (л.д. 46-80).
Поскольку у МАОУ «Лицей № 62» отсутствовали денежные средства
на установку ограждения, 26 апреля 2021 г. руководством МАОУ «Лицей № 62»
было направлено обращение № 126 к главе администрации Октябрьского района муниципального образования «Город Саратов» Молчанову И.А. с просьбой оказать содействие в увеличении объема субсидий на 2021 г. для исполнения требования антитеррористической защищенности (л.д. 34-35).
В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 06 октября 2003 г.
№ 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления
в Российской Федерации» в целях решения вопросов муниципального значения органы местного самоуправления муниципальных районов обладают полномочиями по финансированию муниципальных учреждений.
На обращение МАОУ «Лицей № 62» от 26 апреля 2021 г. № 126 был направлен ответ № 01-25/2492 от 07 июля 2021 г., согласно которому в связи со значительным объемом муниципального долга, а также отсутствием дополнительных источников дохода, комитетом по финансам администрации муниципального образования «Город Саратов» было принято решение
о невозможности выделения дополнительных бюджетных ассигнований (л.д. 36).
Из анализа вышеуказанных норм права следует, что обеспечение безопасных условий обучения путем установления ограждения территории образовательного учреждения является обязательным, направленно на пресечение преступлений террористической направленности, и является мерой по обеспечению жизни
и здоровья воспитанников и работников учреждения. Образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся, воспитанников. Ответственность за создание необходимых условий для учебы, труда и отдыха обучающихся, воспитанников образовательных учреждений несут должностные лица образовательных учреждений в соответствии
с законодательством Российской Федерации и уставом данного образовательного учреждения.
Исходя из изложенного, суд приходит к выводу, что осуществление деятельности образовательного учреждения в отсутствие ограждения территории школы не обеспечивает в полной мере исполнение требований действующего законодательства в области антитеррористической защищенности, может повлечь неблагоприятные последствия, связанные с причинением вреда жизни и здоровью граждан, создаст опасные условия для неопределенного круга лиц, в том числе несовершеннолетних, нарушает их права и законные интересы, в связи с чем требования прокурора правомерны и подлежат удовлетворению в срок
до 01 декабря 2022 г.
Согласно п. 1.6 Устава МАОУ «Лицей № 62» учредителем Лицея является муниципальное образование «Город Саратов» (л.д. 46-80).
В связи с вышеизложенным, а также по причине отсутствия
у образовательного учреждения финансовых средств, суд полагает необходимым возложить обязанность по финансированию указанных мероприятий
на администрацию муниципального образования «Город Саратов», следовательно, требования прокурора к администрации муниципального образования «Город Саратов» также правомерны и подлежат удовлетворению до 01 сентября 2022 г.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
исковые требования исполняющего обязанности прокурора Октябрьского района города Саратова, удовлетворить.
Обязать администрацию муниципального образования «Город Саратов» в срок до 01 сентября 2022 г. обеспечить финансирование мероприятий по обеспечению антитеррористической защищенности в муниципальном автономном общеобразовательном учреждении «Лицей № 62».
Обязать муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Лицей № 62» обеспечить охрану территории образовательного учреждения, путем установки ограждения по периметру территории образовательного учреждения, забором с воротами обеспечивающими жесткую фиксацию их створок в закрытом положении в срок до 01 декабря 2022 г.
Решение может быть обжаловано в Саратовский областной суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме, путем подачи апелляционной жалобы через Октябрьский районный суд города Саратова.
Судья С.И. Долгова