Дело № 45RS0010-01-2023-000321-18
Производство № 2-317/2023
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
30 августа 2023 года р.п. Лебяжье
Лебяжьевский районный суд Курганской области в составе
председательствующего судьи Терешкина О.Б.,
при ведении протокола помощником судьи Тозиковой О.Н.,
с участием представителя истца Петрова Д.А.,
рассмотрев в судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Лебяжьевского района Курганской области в интересах неопределенного круга лиц к МУП «Теплотранс» о возложении обязанности,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Лебяжьевского района Курганской области обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц к МУП «Теплотранс» о возложении обязанности.
В обоснование иска указал, что в ходе проведения проверки исполнения законодательства в сфере организации водоснабжения в деятельности Администрации Лебяжьевского муниципального округа установлено, что в р.<адрес> пролегает сеть водоснабжения протяженностью 1010 метров, которая длительное время имеет высокую степень износа – свыше 50%. До настоящего времени замена данной сети водоснабжения не проведена. Данная сеть водоснабжения является муниципальной собственностью Лебяжьевского муниципального округа и с 11 ноября 2021 года находится в хозяйственном ведении МУП «Теплотранс», который эксплуатирует данную сеть, осуществляя водоснабжение р.п. Лебяжье. Непринятие своевременных мер со стороны МУП «Теплотранс» для организации выполнения работ по ремонту аварийного участка сетей водоснабжения неизбежно приведет к созданию аварийной или чрезвычайной ситуации, что в свою очередь повлечет нарушение прав неопределенного круга лиц – пользователей в жилищно-коммунальной сфере на качественное оказание услуг.
Просил возложить на МУП «Теплотранс» обязанность произвести замену сети водоснабжения протяженностью 1010 метров, расположенную по <адрес> в срок до 1 ноября 2023 года.
В последующем от истца поступило измененное исковое заявление, в котором он просил возложить на МУП «Теплотранс» обязанность произвести замену сети водоснабжения протяженностью 1010 метров, расположенную по <адрес>, которая начинается от водоразборного колодца по <адрес> и заканчивается у водонапорной башни по <адрес>, в срок до 1 ноября 2023 года.
В судебном заседании представитель истца Петров Д.А. настаивал на удовлетворении измененных исковых требований, дал пояснения согласно исковому заявлению. Дополнительно пояснил, что на момент формирования искового заявления прокуратура Лебяжьевского района располагала информацией о том, что проведение ремонтных работ сети водоснабжения планируется в 2023 году. В настоящее время от Администрации Лебяжьевского муниципального округа получена информация о том, что в соответствии с региональной программой модернизации систем коммунальной инфаструктуры Курганской области капитальный ремонт водопроводных сетей в р.п. Лебяжье планируется в 2024 году. В связи с этим изменяет исковые требования в части срока исполнения данной обязанности, просит установить срок до 1 ноября 2024 года.
Представитель ответчика МУП «Теплотранс» в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежаще, просил рассмотреть дело без своего участия. В отзыве на иск указал, что постановлением Правительства Курганской области от 11 мая 2023 года № 113 «Об утверждении региональной программы модернизации систем коммунальной инфаструктуры Курганской области на 2023-2027 годы» капитальный ремонт водопроводных сетей в р.п. Лебяжье Лебяжьевского муниципального округа Курганской области протяженностью 14,40 кв. запланирован на 2024 год, с выделением финансового обеспечения в размере 29200000 рублей. В соответствии с приложением 6 план реализации Региональной программы по модернизации систем коммунальной инфаструктуры Курганской области для Лебяжьевского муниципального округа предполагает следующие сроки: дата положительного заключения государственной экспертизы на проектную документацию -1 августа 2023 года; дата заключения контракта на выполнение строительно-монтажных работ по капитальному ремонту – 1 апреля 2024 года; дата завершения работ – 30 ноября 2024 года. В связи с тем, что кредиторская задолженность предприятия по состоянию на 1 июля 2023 года составляет 147051 546 рублей, предприятие не имеет финансовой возможности произвести замену сети водоснабжения, протяженностью 1010 метров самостоятельно и выполнить данное обязательство возможно только в рамках выполнения Региональной программы модернизации систем коммунальной инфаструктуры Курганской области на 2023-2027 года.
Представитель третьего лица Администрации Лебяжьевского муниципального округа Курганской области в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежаще, просил рассмотреть дело без своего участия. Ранее в судебном заседании ФИО4, действующая на основании доверенности, пояснила, что с исковыми требованиями прокурора Лебяжьевского района Курганской области согласна с учетом изменения прокурором даты исполнения обязанности.
Суд определил рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц в соответствии с положениями ст. 167 ГПК РФ.
Заслушав представителя истца, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Согласно ст. 209 Гражданского кодекса РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.
В соответствии со ст. 210 Гражданского кодекса РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
При этом под бременем содержания имущества понимается обязанность собственника поддерживать имущество в исправном, безопасном и пригодном для эксплуатации в соответствии с назначением имущества состоянии.
В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относятся владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального района.
В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» организация в границах городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом относится к вопросам местного значения городского округа.
В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 7 декабря 2011 года № 416-ФЗ от 07.12.2011г. «О водоснабжении и водоотведении» (в редакции от 13.06.2023) государственная политика в сфере водоснабжения и водоотведения направлена на достижение цели охраны здоровья населения и улучшения качества жизни населения путем обеспечения бесперебойного и качественного водоснабжения и водоотведения.
Общими принципами государственной политики в сфере водоснабжения и водоотведения являются: обеспечения населения питьевой водой, горячей водой и услугами по водоотведению
Ст. 6 указанного Закона установлено, что к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, городских округов по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях, кроме иных, отнесены организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств; определение для централизованной системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения поселения, городского округа гарантирующей организации; иные полномочия, установленные настоящим Федеральным законом.
Статьей 10 указанного Федерального закона предусмотрено, что собственники и иные законные владельцы централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, нецентрализованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и их отдельных объектов, организации, осуществляющие горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, принимают меры по обеспечению безопасности таких систем и их отдельных объектов, направленные на их защиту от угроз техногенного, природного характера, и террористических актов, предотвращение возникновения аварийных ситуаций, снижение риска и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций.
Ч. 2 ст. 23 Федерального закона от 07 декабря 2011 года № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» установлено, что органы местного самоуправления поселений, городских округов, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации обязаны обеспечить условия, необходимые для организации подачи организацией, осуществляющей холодное водоснабжение, питьевой воды, соответствующей установленным требованиям.
В силу приведенных норм закона органы местного самоуправления обязаны организовать мероприятия, направленные на устройство, содержание и надлежащую эксплуатацию систем, сетей и сооружений водоснабжения.
Технические требования по эксплуатации объектов водопроводно-канализационного хозяйства и их соответствия санитарным нормам регламентируются Правилами технической эксплуатации систем и сооружений коммунального водоснабжения и канализации, утвержденными Приказом Госстроя России от 30 декабря 1999 года № 168, согласно п. 2.10.1 которых, системы водоснабжения водоводы и водопроводная сеть должны обеспечить бесперебойное и надежное снабжение потребителей водой, которая по своему качеству отвечает требованиям стандарта.
В соответствии с и. 2.10.20 Правил технической эксплуатации системы водоснабжения, к капитальному ремонту на сети относятся работы по сооружению новых либо полной или частичной реконструкции колодцев (камер), прокладке отдельных участков линий с полной или частичной заменой труб, замене гидрантов, водоразборных колонок, задвижек, поворотных затворов, вантузов, другого оборудования или их изношенных частей, а также ремонту отдельных сооружений на сети, устройств и оборудования по очистке и защите трубопроводов от обрастания внутренней поверхности труб и т.д.
Согласно п. 2.10.21 Правил технической эксплуатации системы водоснабжения, авариями на водопроводной сети считаются повреждения трубопроводов, сооружений и оборудования на сети или нарушение их эксплуатации, вызывающие полное или частичное прекращение подачи воды абонентам, затопление территории.
В соответствии с п. 6 Правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 февраля 1999 года № 167, централизованные системы коммунального водоснабжения, являющиеся важнейшими системами жизнеобеспечения, предназначены для хозяйственно-питьевого водоснабжения населения, производства пищевой продукции и пожаротушения.
Как следует из материалов дела и установлено судом, в результате прокурорской проверки, проведенной с целью с исполнения законодательства в сфере организации водоснабжения в деятельности Администрации Лебяжьевского муниципального округа, установлено, что в р.<адрес> пролегает сеть водоснабжения протяженностью 1010 метров, которая длительное время имеет высокую степень износа – свыше 50%.
Участок сети водоснабжения протяженностью 1010 метров, расположенный по <адрес>, находится в собственности МУ «Теплотранс», что подтверждается копией постановления Администраций Лебяжьевского муниципального округа Курганской области «О передаче имущества в хозяйственное ведение МУП «Теплотранс» № от 27 августа 2021 года.
МУП «Теплотранс» создано на основании постановления Администрации Лебяжьевского района Курганской области № от ДД.ММ.ГГГГ «О создании муниципального унитарного предприятия муниципального образования Лебяжьевского района МУП «Теплотранс».
Согласно п. 5 «Цели, предмет и виды деятельности» Устава МУП «Теплотранс» предприятие создано в целях удовлетворения общественных потребностей в результатах его деятельности и получения прибыли. Для достижения целей, предприятие осуществляет в установленном законодательством Российской Федерации порядке следующие виды деятельности, в том числе: забор, очистка и распределение воды, строительство инженерных коммуникаций для водоснабжения и водоотведения газоснабжения.
На основании ст. ст. 215, 216 ГК РФ имущество, находящееся в муниципальной собственности, может быть закреплено за муниципальными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение в соответствии с данным Кодексом (статьи 294, 296).
П. 1 ст. 296 ГК РФ предусмотрено, что учреждение и казенное предприятие, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества.
Судом установлено, что сеть водоснабжения, расположенная по <адрес> протяженностью 1010 метров, является составной частью водопровода р.п. Лебяжье протяженностью 14397 метров с кадастровым номером №, это подтверждается приложением к постановлению Администрации Лебяжьевского муниципального округа № от ДД.ММ.ГГГГ «перечень объектов водоснабжения».
Согласно копии журнала «учета аварийных ситуаций на водопроводе р.п. Лебяжье» за 2022 год на водопроводе, расположенном по <адрес> <адрес> неоднократно фиксировались аварийные ситуации.
Таким образом, суд находит доводы прокурора о нарушении прав пользователей в жилищно-коммунальной сфере на качественное водоснабжение непроведением ответчиком капитального ремонта изношенных водопроводных сетей обоснованными, в связи с чем, исковые требования подлежат удовлетворению.
Согласно ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
При определении срока, в течение которого решение суда должно быть исполнено, суд исходит из следующего.
Финансирование деятельности ответчика производится за счет бюджетных средств.
Для исполнения решения суда необходимо провести множество подготовительных мероприятий, на что требуется достаточное количество времени.
Согласно постановления Правительства Курганской области от 11 мая 2023 года № 113 «Об утверждении региональной программы модернизации систем коммунальной инфаструктуры Курганской области на 2023-2027 годы» капитальный ремонт водопроводных сетей в р.п. Лебяжье Лебяжьевского муниципального округа Курганской области протяженностью 14,40 кв. запланирован на 2024 год, с выделением финансового обеспечения в размере 29200000 рублей.
Суд полагает, что срок до 30 ноября 2024 года, с учетом необходимости совершения действий по замене сети водоснабжения протяженностью 1010 метров, будет носить разумный характер.
Учитывая вышеизложенное, исковые требования прокурора суд находит обоснованными и подлежащими удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь, ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора Лебяжьевского района Курганской области удовлетворить.
Возложить на МУП «Теплотранс» обязанность в срок до 30 ноября 2024 года произвести замену сети водоснабжения протяженностью 1010 метров, расположенную по <адрес>, от водоразборного колодца по <адрес> до водонапорной башни по <адрес>.
Решение в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме может быть обжаловано в Курганский областной суд путем подачи апелляционной жалобы, представления, через Лебяжьевский районный суд Курганской области.
Председательствующий –
Мотивированное решение составлено 6 сентября 2023 года.