УИД: 66RS0001-01-2022-011439-65
дело № 72-415/2023
РЕШЕНИЕ
Судья Свердловского областного суда Григорьев И.О., рассмотрев в открытом судебном заседании 4 мая 2023 года жалобу Рассказова Д.Б. на постановление административной комиссии Верх-Исетского района муниципального образования «город Екатеринбург» от 29 ноября 2022 года № 22.11.1392.2 и решение судьи Верх-Исетского районного суда г. Екатеринбурга Свердловской области от 10 февраля 2023 года № 12-31/2023, вынесенные в отношении Рассказова Дмитрия Борисовича по делу об административном правонарушении, предусмотренном п. 3 ст. 15 Закона Свердловской области от 14 июня 2005 года № 52-ОЗ «Об административных правонарушениях на территории Свердловской области»,
установил:
обжалуемым постановлением коллегиального органа, оставленным без изменения решением судьи районного суда, Рассказову Д.Б. за совершение административного правонарушения, предусмотренного п. 3 ст. 15 Закона Свердловской области от 14 июня 2005 года № 52-ОЗ «Об административных правонарушениях на территории Свердловской области», назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 10000 рублей.
В жалобе Рассказов Д.Б. просит об отмене состоявшихся решений, ссылаясь на отсутствие в его действиях состава административного правонарушения.
Проверив материалы дела и доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.
Пунктом 3 ст. 15 Закона Свердловской области от 14 июня 2005 года № 52-ОЗ «Об административных правонарушениях на территории Свердловской области» предусмотрена административная ответственность за нарушение установленных в разрешении (ордере) на проведение земляных, ремонтных или отдельных работ, связанных с благоустройством территорий населенных пунктов, сроков восстановления объектов благоустройства и их отдельных элементов, поврежденных при проведении этих работ, и влечет наложение административного штрафа на должностных лиц от 10000 рублей до 30 000 рублей.
Положениями п. 153, 158, 175 Правил благоустройства территории муниципального образования «город Екатеринбург», утвержденных решением Екатеринбургской городской Думы от 26 июня 2012 года № 29/61 (далее - Правила благоустройства), предусмотрено, что производство земляных работ на территории муниципального образования «город Екатеринбург» осуществляется на основании разрешения (ордера) на производство земляных работ.
Сроки начала и окончания работ, указанные в разрешении (ордере) на производство земляных работ, определяются графиком производства работ в соответствии с заявлением о выдаче разрешения (ордера) на производство земляных работ.
Покрытие, поврежденное в ходе проведения земляных работ, должно быть восстановлено независимо от типа покрытия в срок, указанный в разрешении (ордере) на производство земляных работ, в первоначальном объеме и в соответствии с изначальным состоянием территории (до начала проведения земляных работ).
Как усматривается из материалов дела, 20 октября 2022 года в 10 часов 36 минут в ходе обследования территории по адресу: Свердловская область, г. Екатеринбург, ул. Красноуральская, д. 25/1 инспектором МКУ «Служба заказчика Верх-Исетского района города Екатеринбург» установлено, что на указанном участке на основании разрешения (ордера) от 3 мая 2022 года № 1138/03 ООО «ЖБИ 2020» проводятся земляные работы. Срок проведения работ в разрешении установлен с 1 августа 2022 года по 15 октября 2022 года. После окончания указанного срока выполнение работ продолжалось, нарушенное благоустройство (асфальтовое покрытие проезжей части, бордюры и газон) в месте проведения земляных работ не восстановлено, что является нарушением п. 153, 158, 175 Правил благоустройства (л.д. 25-27).
По факту выявленного нарушения уполномоченным должностным лицом органа местного самоуправления 8 ноября 2022 года в отношении должностного лица ООО «ЖБИ 2020» Рассказова Д.Б. составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном п. 3 ст. 15 Закона Свердловской области от 14 июня 2005 года № 52-ОЗ «Об административных правонарушениях на территории Свердловской области» (л.д. 49-50), а 29 ноября 2022 года коллегиальным органом вынесено постановление о назначении ему административного наказания (л.д. 61-62).
При рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении судья районного суда на основании собранных доказательств посчитал вину Рассказова Д.Б. установленной, в связи с чем вынес решение об оставлении постановления без изменения.
Однако с такими выводами судьи согласиться нельзя.
Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (ст. 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
Согласно ч. 3 ст. 28.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях дело об административном правонарушении может быть возбуждено должностным лицом, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях, только при наличии хотя бы одного из поводов, предусмотренных ч. 1, 1.1 и 1.3 настоящей статьи, и достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения, за исключением случаев, предусмотренных ч. 3.1 настоящей статьи.
Частью 3.1 ст. 28.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (в редакции Федерального закона от 14 июля 2022 года № 290-ФЗ) установлено, что дело об административном правонарушении, выражающемся в несоблюдении обязательных требований, оценка соблюдения которых является предметом государственного контроля (надзора), муниципального контроля, при наличии одного из предусмотренных п. 1 - 3 ч. 1 настоящей статьи поводов к возбуждению дела может быть возбуждено только после проведения контрольного (надзорного) мероприятия во взаимодействии с контролируемым лицом, проверки, совершения контрольного (надзорного) действия в рамках постоянного государственного контроля (надзора), постоянного рейда и оформления их результатов, за исключением случаев, предусмотренных ч. 3.2 - 3.4 настоящей статьи и ст. 28.6 настоящего Кодекса.
Примечанием к ст. 28.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлено, что положения ч. 3.1 и 3.2 настоящей статьи распространяются на случаи возбуждения дел об административных правонарушениях, выражающихся в несоблюдении обязательных требований, оценка соблюдения которых является предметом государственного контроля (надзора), муниципального контроля, порядок организации и осуществления которых регулируется Федеральным законом от 31 июля 2020 года № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» или Федеральным законом от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».
В соответствии со ст. 17.1 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ) органы местного самоуправления организуют и осуществляют муниципальный контроль за соблюдением требований, установленных муниципальными правовыми актами, принятыми по вопросам местного значения, а в случаях, если соответствующие виды контроля отнесены федеральными законами к полномочиям органов местного самоуправления, также муниципальный контроль за соблюдением требований, установленных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.
Организация и осуществление видов муниципального контроля регулируются Федеральным законом от 31 июля 2020 года № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 31 июля 2020 года № 248-ФЗ).
В силу п. 25 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ к вопросам местного значения муниципального, городского округа относятся утверждение правил благоустройства территории муниципального, городского округа, осуществление муниципального контроля в сфере благоустройства, предметом которого является соблюдение правил благоустройства территории муниципального, городского округа, в том числе требований к обеспечению доступности для инвалидов объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и предоставляемых услуг (при осуществлении муниципального контроля в сфере благоустройства может выдаваться предписание об устранении выявленных нарушений обязательных требований, выявленных в ходе наблюдения за соблюдением обязательных требований (мониторинга безопасности), организация благоустройства территории муниципального, городского округа в соответствии с указанными правилами, а также организация использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах муниципального, городского округа.
Согласно п. 4 ч. 2 Федерального закона от 31 июля 2020 года № 248-ФЗ порядок организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля устанавливается для вида муниципального контроля - положением о виде муниципального контроля, утверждаемым представительным органом муниципального образования.
Решением Екатеринбургской городской Думы от 28 декабря 2021 года № 57/65 утверждено Положение «О муниципальном контроле в сфере благоустройства на территории муниципального образования «город Екатеринбург» (далее - Положение о контроле в сфере благоустройства), которое определяет порядок организации и осуществления муниципального контроля в сфере благоустройства на территории муниципального образования.
В соответствии с п. 2, 4 названного Положения муниципальный контроль в сфере благоустройства - деятельность Администрации г. Екатеринбурга, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений обязательных требований, установленных Правилами благоустройства, в том числе требований к обеспечению доступности для инвалидов объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и предоставляемых услуг (далее - обязательные требования), осуществляемая в рамках полномочий Администрации г. Екатеринбурга по решению вопросов местного значения посредством профилактики нарушений обязательных требований, оценки их соблюдения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, гражданами (далее - контролируемые лица), выявления нарушений обязательных требований, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению выявленных нарушений обязательных требований, устранению их последствий и (или) восстановлению правового положения, существовавшего до возникновения таких нарушений.
Муниципальный контроль в сфере благоустройства осуществляет Администрация г. Екатеринбурга в лице определенных Главой Екатеринбурга отраслевых (функциональных) и территориальных органов Администрации города Екатеринбурга.
Распоряжением Администрации г. Екатеринбурга от 13 февраля 2020 года № 18-р утверждено Положение о Земельном комитете Администрации г. Екатеринбурга.
В силу п. 18-1 данного Положения в целях осуществления мероприятий по контролю за производством земляных работ Земельный комитет осуществляет следующие функции:
1) выдает разрешения (ордера) на производство земляных работ;
2) осуществляет контроль за сроками производства работ, установленных разрешением (ордером) на производство земляных работ;
3) проводит проверку соблюдения требований, предъявляемых к порядку организации и производства земляных работ, порядку восстановления элементов благоустройства после проведения земляных работ;
4) принимает работы по восстановлению элементов благоустройства, нарушенных в ходе производства земляных работ;
5) в случаях нарушения порядка производства земляных работ принимает меры по привлечению нарушителей к административной ответственности.
Системный анализ указанных выше норм позволяет прийти к выводу о том, что дело об административном правонарушении по фактам нарушений обязательных требований (Правил благоустройства), предъявляемых к порядку организации и производства земляных работ, порядку восстановления элементов благоустройства после проведения земляных работ, оценка которых является предметом муниципального контроля, может быть возбуждено только по результатам контрольных (надзорных) мероприятий, проводимых в соответствии и в порядке, установленным Федеральным законом от 31 июля 2020 года № 248-ФЗ и Положением о контроле в сфере благоустройства.
Однако по настоящему делу контрольные (надзорные) мероприятия в отношении подрядчика ООО «ЖБИ 2020» или заказчика АО «ЕТК» на предмет соблюдения ими Правил благоустройства, предъявляемых к порядку организации и производства земляных работ, порядку восстановления элементов благоустройства после проведения земляных работ, не проводились, дело об административном правонарушении возбуждено при наличии повода, указанного в п. 2 ч. 1 ст. 28.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, без соблюдения требований, предусмотренных ч. 3.1 ст. 28.1 названного Кодекса.
В силу ч. 1 ст. 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.
В соответствии с ч. 1 ст. 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Не допускается использование доказательств по делу об административном правонарушении, в том числе результатов проверки, проведенной в ходе осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля, если указанные доказательства получены с нарушением закона (ч. 3 ст. 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
Изложенные обстоятельства и требования Федерального закона от 31 июля 2020 года № 248-ФЗ не были учтены административной комиссией, результаты обследования состояния территории и составленный на их основе протокол об административном правонарушении неправомерно использованы в качестве доказательств виновности Рассказова Д.Б. в совершении административного правонарушения, предусмотренного п. 3 ст. 15 Закона Свердловской области от 14 июня 2005 года № 52-ОЗ «Об административных правонарушениях на территории Свердловской области».
Судья районного суда, проверяя дело по жалобе Рассказова Д.Б. на постановление коллегиального органа, оставил без внимания тот факт, что при принятии решения о возбуждении дела об административном правонарушении должностным лицом администрации Верх-Исетского района г. Екатеринбурга не учтены требования, предусмотренные ч. 3.1 ст. 28.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Нарушение порядка возбуждения дела об административном правонарушении влечет за собой признание протокола об административном правонарушении недопустимым доказательством. Поскольку протокол об административном правонарушении выполняет обвинительную функцию и определяет предмет разбирательства, признание его недопустимым доказательством влечет безусловную отмену постановления и прекращение производства по делу.
В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных ст. 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
При таких обстоятельствах постановление административной комиссии Верх-Исетского района муниципального образования «город Екатеринбург» от 29 ноября 2022 года № 22.11.1392.2 и решение судьи Верх-Исетского районного суда г. Екатеринбурга Свердловской области от 10 февраля 2023 года № 12-31/2023, вынесенные в отношении Рассказова Д.Б. по делу об административном правонарушении, предусмотренном п. 3 ст. 15 Закона Свердловской области от 14 июня 2005 года № 52-ОЗ «Об административных правонарушениях на территории Свердловской области», подлежат отмене, а производство по делу - прекращению на основании п. 3 ч. 1 ст. 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях - в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
Руководствуясь ст. 30.6, п. 3 ч. 1 ст. 30.7, ст. 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
решил:
постановление административной комиссии Верх-Исетского района муниципального образования «город Екатеринбург» от 29 ноября 2022 года № 22.11.1392.2 и решение судьи Верх-Исетского районного суда г. Екатеринбурга Свердловской области от 10 февраля 2023 года № 12-31/2023, вынесенные в отношении Рассказова Дмитрия Борисовича по делу об административном правонарушении, предусмотренном п. 3 ст. 15 Закона Свердловской области от 14 июня 2005 года № 52-ОЗ «Об административных правонарушениях на территории Свердловской области», отменить.
Производство по делу об административном правонарушении прекратить на основании п. 3 ч. 1 ст. 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вступившее в законную силу решение может быть обжаловано (опротестовано) путем подачи жалобы (протеста) непосредственно в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции.
Судья Свердловского
областного суда И.О. Григорьев