Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-206/2024 (2-3275/2023;) ~ М-2675/2023 от 16.10.2023

УИД № 57RS0022-01-2023-003163-62

Производство № 2-206/2024 (№ 2-3275/2023)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

17 января 2024 г. г. Орел

Заводской районный суд г. Орла в составе

председательствующего судьи Шалаевой И.В.,

при секретаре судебного заседания Середа И.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Лаврухиной Светланы Ивановны к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Орловской области о признании факта проживания в зоне с льготным социально-экономическим статусом вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС,

установил:

Лаврухина С.И. обратилась в суд с иском к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Орловской области о признании права на досрочное назначение пенсии в связи с проживанием в зоне с льготным социально-экономическим статусом вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.

В обоснование требований указала, что с 1978 года по январь 1998 года проживала в д. (адрес обезличен) Орловской области, то есть на территории, с (дата обезличена) по (дата обезличена) относившейся с зоне льготным социально-экономическим статусом в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС.

(дата обезличена) истец обратилась в пенсионный орган с заявлением о досрочном назначении пенсии в связи с проживанием на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению в период катастрофы на Чернобыльской АЭС.

Однако решением пенсионного органа в досрочном назначении пенсии в связи с проживанием в зоне с льготным социально-экономическим статусом вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС было отказано. По подсчетам ответчика период проживания истца на загрязненной территории составил 7 лет 2 месяца 11 дней, что дает право на назначение пенсии по достижении возраста 54 лет.

Пролагая данный отказ незаконным, истец, с уточнения требований, просила суд признать факт ее проживания с (дата обезличена) по (дата обезличена) в д.(адрес обезличен) Орловской области, то есть на территории, отнесенной к территории с льготным социально-экономическим статусом в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС, включить спорный период в период проживания на территории зоны радиоактивного загрязнения.

В судебном заседании истец Лаврухина С.И. уточненные исковые требования поддержала в полном объеме.

Представитель ответчика Ковалева Н.Л. в судебном заседании возражала против удовлетворения иска по доводам, изложенным в решении об отказе истцу в установлении пенсии.

Выслушав объяснения участников процесса, изучив материалы дела, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Основания возникновения права на пенсию по государственному пенсионному обеспечению и порядок ее назначения регламентированы Федеральным законом от 15.12.2001 № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации».

В соответствии с подп. 5 п. 1 ст. 4 указанного Федерального закона право на пенсию по государственному пенсионному обеспечению имеют граждане, пострадавшие в результате радиационных техногенных катастроф.

Согласно ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону).

Общие условия пенсионного обеспечения граждан, пострадавших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, установлены в ст. 28.1 Закона Российской Федерации от 15.05.1991 № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (в ред. Федерального закона от 03.10.2018 № 350-ФЗ) (далее – Закон РФ от 15.05.1991 № 1244-1), согласно которой гражданам, пострадавшим вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 8 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее – Федеральный закон «О страховых пенсиях») по состоянию на 31.12.2018, в порядке, предусмотренном статьями 30 - 37 настоящего Закона. При этом гражданам из числа лиц, указанных в части 1.1 статьи 8 Федерального закона «О страховых пенсиях», пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, установленного приложением 5 к Федеральному закону «О страховых пенсиях». Пенсия по старости указанным гражданам по их желанию может назначаться в соответствии с Федеральным законом «О страховых пенсиях» при наличии страхового стажа не менее 15 лет и величины индивидуального пенсионного коэффициента не менее 30, определяемых с применением положений статьи 35 Федерального закона «О страховых пенсиях», или Федеральным законом от 15.12.2001 № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации») при наличии трудового стажа не менее 5 лет.

Возраст выхода на пенсию по старости граждан, пострадавших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, не может быть меньше 50 лет для мужчин и 45 лет для женщин (максимальная величина фактического уменьшения возраста выхода на пенсию по старости – 10 лет).

Применительно к ст. 28.1 Закона Российской Федерации от 15.05.1991 № 1244-I «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» следует учитывать ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» по состоянию на 31.12.2018, в соответствии с которой право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.

В силу п. 8 ч. 1 ст. 13 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие Чернобыльской катастрофы, на которых распространяется действие настоящего Закона, относятся граждане, постоянно проживающие (работающие) на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом.

Согласно ст. 34 приведенного выше Закона Российской Федерации от 15.05.1991 № 1244-1 гражданам, постоянно проживающим на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом, пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 8 Федерального закона «О страховых пенсиях», на 1 год и дополнительно на 1 год за каждые 4 года проживания или работы на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом, но не более чем на 3 года в общей сложности.

При этом в соответствии с примечанием к ст. 35 указанного Закона Российской Федерации от 15.05.1991 № 1244-1 первоначальная величина снижения пенсионного возраста, установленная статьями 32 - 35 данного Закона, предусматривается для граждан, проживающих (работающих) или проживавших (работавших) на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению, в период от момента катастрофы на Чернобыльской АЭС по 30.06.1986, независимо от времени пребывания на указанной территории до момента переселения (выезда) с этой территории или до принятия решения Правительством Российской Федерации об изменении границ зон радиоактивного загрязнения.

Статьей 10 Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» от 15.12.2001 № 166-ФЗ также предусмотрено снижение общеустановленного пенсионного возраста в зависимости от факта и продолжительности проживания или работы в соответствующей зоне радиоактивного загрязнения.При определении права на пенсию со снижением пенсионного возраста в соответствии со ст. 10 Федерального закона от 15.12.2001 № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» и ст. 34 Закона Российской Федерации от 15.05.1991 № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» до 01.02.1998 применялся Перечень населенных пунктов, находящихся в границах радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на ЧАЭС, утвержденный Распоряжением Правительства Российской Федерации от 28.12.1991 № 237-р.

Согласно названному выше Перечню, населенный пункт – д.Новоселки Шаблыкинского района Орловской области относился к территории проживания с льготным социально-экономическим статусом вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС с 26.04.1986 по 31.01.1998.

В п. 1 ст. 20 Гражданского кодекса Российской Федерации определено, что местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.

В силу частей 1, 2 статьи 3 Закона Российской Федерации от 25.06.1993 № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданином Российской Федерации его прав и свобод, а также исполнения им обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом вводится регистрационный учет граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.

Регистрация или отсутствие таковой не могут служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, законами Российской Федерации, Конституциями и законами республик в составе Российской Федерации.

Таким образом, из указанной нормы следует, что данная форма учета граждан в пределах Российской Федерации носит уведомительный характер, а отсутствие у гражданина регистрации по месту жительства не может являться основанием для ограничения его прав, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

При разрешении спора судом установлено, что (дата обезличена) Лаврухина С.И. обратилась в пенсионный орган с заявлением о досрочном назначении пенсии в связи с проживанием на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению в период катастрофы на Чернобыльской АЭС.

Решением ОСФР по Орловской области от (дата обезличена) в установлении пенсии по старости, предусмотренной Законом Российской Федерации от 15.05.1991 № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», истцу было отказано в связи с отсутствием права. Одновременно пенсионным органом засчитан в период проживания истца на загрязнённой территории вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС период с (дата обезличена) по (дата обезличена), то есть 7 лет 2 месяца 11 дней, что дает право истцу на назначение досрочной страховой пенсии по старости по достижении возраста 54 лет.

Материалами дела установлено, что Лаврухина (до заключения брака Александрова) С.И.., (дата обезличена) года рождения, с (дата обезличена) по настоящее время зарегистрирована по адресу: (адрес обезличен), что следует из данных паспорта.

Между тем, согласно справке МВОУ «Шаблыкинская средняя общеобразовательная школа им. ФИО6» истец в период с (дата обезличена) по (дата обезличена) обучалась в Шаблыкинской средней школе им. ФИО6 и в период обучения проживала в д. (адрес обезличен).

В соответствии со справкой отдела культуры и архивного дела администрации (адрес обезличен) Орловской области от (дата обезличена) в архивном фонде Косулической сельской администрации (адрес обезличен) Орловской области, в похозяйственных книгах д. Новоселки за 1983-1996 годы значится хозяйство ФИО1, состоящее из проживающих с нею членов семьи, в том числе дочери Александровой Светланы Ивановны.

Так, в выписке из похозяйственной книги д. Новоселки Косулического сельского Совета за (дата обезличена) г.г., имеется запись за (дата обезличена) год об обучении Александровой С.И. в 8 классе Шаблыкинской школы.

Оценив представленные доказательства по правилам ст. 67 ГПК РФ, суд приходит к выводу о доказанности факта постоянного проживания Лаврухиной (Александровой) С.И. в период с (дата обезличена) по (дата обезличена) в населенном пункте д.(адрес обезличен) Орловской области, территория которого относилась к зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС с (дата обезличена) по (дата обезличена).

При изложенных обстоятельствах, исковые требования Лаврухиной С.И. подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

исковые требования Лаврухиной Светланы Ивановны к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Орловской области о признании факта проживания в зоне с льготным социально-экономическим статусом вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС– удовлетворить.

Признать факт проживания Лаврухиной Светланы Ивановны, (дата обезличена) года рождения, с (дата обезличена) по (дата обезличена) в д.(адрес обезличен) Орловской области на территории зоны с льготным социально-экономическим статусом вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.

Решение может быть обжаловано в Орловский областной суд через Заводской районный суд г. Орла в течение месяца со дня изготовления судом мотивированного текста решения.

Решение в окончательной форме изготовлено 24.01.2024.

Судья И.В. Шалаева

УИД № 57RS0022-01-2023-003163-62

Производство № 2-206/2024 (№ 2-3275/2023)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

(резолютивная часть)

17 января 2024 г. г. Орел

Заводской районный суд г. Орла в составе

председательствующего судьи Шалаевой И.В.,

при секретаре судебного заседания Середа И.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Лаврухиной Светланы Ивановны к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Орловской области о признании факта проживания в зоне с льготным социально-экономическим статусом вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, руководствуясь ст. ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

исковые требования Лаврухиной Светланы Ивановны к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Орловской области о признании факта проживания в зоне с льготным социально-экономическим статусом вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС– удовлетворить.

Признать факт проживания Лаврухиной Светланы Ивановны, (дата обезличена) года рождения, с (дата обезличена) по (дата обезличена) в д.(адрес обезличен) Орловской области на территории зоны с льготным социально-экономическим статусом вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.

Решение может быть обжаловано в Орловский областной суд через Заводской районный суд г. Орла в течение месяца со дня изготовления судом мотивированного текста решения.

Решение в окончательной форме будет изготовлено в течение пяти дней с момента рассмотрения дела.

Судья И.В. Шалаева

2-206/2024 (2-3275/2023;) ~ М-2675/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Лаврухина Светлана Ивановна
Ответчики
Отделение Фонда пенсионного и социального страхования РФ по Орловской области
Другие
Администрация Шаблыкинского района
Суд
Заводской районный суд г. Орла
Судья
Шалаева Ирина Владимировна
Дело на сайте суда
zavodskoy--orl.sudrf.ru
16.10.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
16.10.2023Передача материалов судье
19.10.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
19.10.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
19.10.2023Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
14.11.2023Предварительное судебное заседание
08.12.2023Судебное заседание
17.01.2024Судебное заседание
24.01.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
26.01.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
26.01.2024Дело оформлено
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее